Глава 185. Бах. Пасхальная оратория

Иоганн Себастьян Бах
«Kommt eilet und laufet»
Пасхальная оратория BWV249
Джон Элиот Гардинер (дирижер)

Romy_Van_Geyten: Вначале болтовня. Оратория начинается примерно на третьей с половиной минуте.

tagantsev: Роми, я не специалист в медных, но все-таки, что там делают люди с инструментами по виду похожими на тромбоны. Вместо того чтобы двигать кулису, они шевелят пальчиками.

Romy_Van_Geyten: Митя, это барочные трубы.

tagantsev: Что это барочные трубы я и так знаю. По сути это фанфары! Однако на фанфарах хроматическую гамму не сыграть, а эти ребята играли. Что меня заинтриговало? — именно то, что они как-то странно шевелили пальчиками (вроде как на блокфлейте играют). Там, что, у них дырки просверлены?

Romy_Van_Geyten: Я не очень в этом осведомлен.

tagantsev: Вообще, у меня давно есть вопрос, на который я никак не могу получить ответ. Ведь фанфара (суть, барочная труба) может сыграть только до-ми-соль-до ... Однако, скажем, Второй Бранденбургский концерт — там тему играют на трубах — и эта тема состоит не только из до, ми и соль. Вентиля (клапана) для труб изобрели только в XIX веке! Как же во времена Баха на трубах без вентилей играли, кроме мажорных трезвучий (обертонов), гаммы и полноценные мелодии?
Говорят, что на очень высоких обертонах, на трубе (из-за ее нелинейности) можно сыграть любой звук, что-то сделав губами. Если это так, то начерта надо было усложнять жизнь и придумывать клапана, меняющие длину трубы.
Но самое непонятное для меня, это шевеление пальчиками у трубачей. По виду (как играют), — есть дырочки, которые расположены рядом (как на блокфлейте) и трубач их то затыкает, то открывает. Так вот, при длине инструмента метра в два, дырочки на участке двадцати сантиметров погоды сделать не могут. В чем же секрет?

abcz: На барочной трубе извлекаются только обертоны педального тона, они не соответствуют темперированному строю, и то, что невозможно скорректировать губами, додумались корректировать за счtт «смещения» точек обертона с помощью засверленных отверстий на трубке.

tagantsev: А эти дырочки появились когда? В наше время, или они есть на исторических трубах?

abcz: Появились, примерно, в XVI веке (по примеру старинного корнета, (который к современным никакого отношения не имеет), но во времена Баха использовали вовсю).

tagantsev: Очень странное расположение у этих дырочек — в середине резонатора (то есть трубы). На низких частотах одна такая дырочка должна отрубать весь конец трубы. Практически, она укорачивает резонатор и тем самым перестраивает его. А на высоких частотах — отрубает только какую-то гармонику (у которой на месте дырочки находится пучность), но дырочка на высоких частотах не может сместить (перестроить) строй трубы. Так как на этих трубах используются только высшие гармоники, непонятно, как с помощью дырочки можно сместить частоту.

abcz: Тут такое дело. Именно вырубают нижнюю часть диапазона, поскольку расположены примерно в середине трубы и немного сокращают длину верхней (звучащей) части. То есть завышают некоторые звуки. А поскольку игра кларино все равно идет на 12-м-24-м обертонах, это — ничего. Потом, вырубая гармонику (точно над пучностью) позволяет играть чистый октавный обертон вырубленной, и он замещает фальшивые более высокие гармоники. Потом, просверленное неточно над пучностью не вырубает обертон, а детонирует его (в полуприкрытом состоянии, например), и тут уже губами можно выбирать, какую «позицию» гармоники усилить. (Я не очень понимаю физику процесса, но если руками и губами — это вот так примерно).

tagantsev: Какие умные люди жили в XVI веке! А ведь, скорее всего, до всего дошли эмпирическим путем.


Рецензии