В чём исторический смысл деления на жузы?

                «… из всех гипотез, которые могут быть
                составлены для известной группы явлений,
                выбирайте ту, которая не пресекает,   дальнейшего
                мышления об исследуемом объекте».
               
                Л.Берг


                Вопрос, почему произошло деление казахских племён и родов на жузы, до сих пор остаётся открытым, поскольку на него не существует однозначного ответа. Споры в учёной среде не умолкают до сих пор. Существуют достаточное количество версий, предложенных различными историками – исследователями, но ни одна из них, как мне мыслится, в полной мере не является безоговорочно верной.  Лично меня ни одна из них не убедила, хотя я не могу отрицать логичность и определённую историческую связанность выводов той или иной версии.
      У меня есть своя версия, с которой я хотел бы поделиться с читателями. Не знаю, выдвигалась ли она кем-либо, я не претендую на право первооткрывателя, просто эта версия мне по уму и сердцу. Прежде всего, необходимо понять в какой период времени произошло деление на жузы? С какими историческими событиями это было связано? Что это дало казахским родам? Какие цели преследовало разделение родов по жузам? В чём был его смысл.  Во-первых, биологически все казахские роды имеют один генотип, один язык, практически одинаковый тип хозяйствования, одну религию, одинаковые обычаи и традиции с некоторыми местными особенностями и т.д.               
          Первое письменное упоминание о жузах относится к 1634 году, в трудах историка и географа из Балха Махмуда бен Вали. Этноним «жуз» был принят официально при казахском хане Тауке (Таввакул Мухаммад Бахадур хан Гази), сын Салкам Жангир хана, прозванный в знак почитания в народе Аз Тауке. Именно он окончательно оформил юридические основы казахского общества. Главным и основополагающим смыслом действий хана Тауке было прекращение междуусобиц и сепаратистких действий отдельных родов и султанов, объединение казахских родов в единый сплочённый народ. В принципе, это ему удалось в полной мере, не зря период его правления называют золотым веком казахской государственности, но это другая тема. Можно сказать, что смыслом деления на жузы казахских родов было преодоление тенденций к разобщённости и самостоятельности родов. Чёткое территориальное разграничение и принадлежность к тому или иному жузу систематизировали и упрощали функционирование кочевого сообщества, стабилизировали систему кочевого права и в конечном итоге облегчали жизнь народа. Таким образом, была создана структура казахского государства, состоящая из трёх территориальных составляющих с входящими в них родами. Старший жуз: Семиречье, Южный Казахстан с родами уйсын, дулат, жалаир, канлы, шапырашты, суюн, ошакты, сыргели. Средний жуз: Восточный, Северный, Центральный Казахстан с родами аргын, кипчак, найман, керей, конырат, уак. Младший жуз: Западный Казахстан с родами Алимулы, Байулы, Жетыру. Кроме того, были роды, не входившие в жузы. Не буду утомлять читателя различными трактовками и отклонениями от общего смысла жузового деления, это не тема нашего материала. Приглашаю Вас совершить путешествие во времени на столетия назад, к эпохе гуннов. У гуннов  к третьему веку нашей эры существовал согласно степному адату принцип взаимоотношений между родами и племенами, между знатью и простолюдинами. Все гуннские племена разделялись по трём ступеням соподчинения: это старшие родственники, обычные родственники и младшие родственники. Старшими родственниками считались племена, имевшие детей мужского пола от главных каганов гуннов: Тумена, Моде, Лаошаня, Хуханве и потомков от них. Таких племён было семь: хайлундуры, витторы, биттогуры, кангары, сабиры, хуннагуры и утургуры. Ничего не напоминает?  Семь святое число для казахов, каждый из нас помнит свой род до седьмого колена. Штрихи, всего лишь маленькие штрихи, а сколько в них скрыто смыслов и подсказок. Если у кагана были жёны из различных родов, как это часто бывало, право наследования общегуннского престола принадлежало сыну от матери старших родственников. Вспомните Чингисхана и Борте, каковы параллели! К обычным родственникам относились девять племён: оногуры, акациры, майлундуры, кутургуры, баяндуры, салгуры, сарагуры, азелины, сараны. Обычные родственники, потому что в их числе не было потомков по линии природных каганов основателей и создателей гуннской империи. К младшим родственникам относились племена угоров, которые присоединились к гуннам по мере продвижения на запад, аланы и роксоланы. То есть состав младших родственников мог пополняться за счёт других племён и родов, завоёванных или изъявивших желание добровольно войти в состав империи. Также был возможен переход из третьей иерархии во вторую. Таким образом, система была динамична и практична. Кроме того существовала иерархия знати и народа, которая дополняла родовую систему. При этом данная система иерархии гуннов, имела также чётко обозначенный территориальный характер, поскольку племена имели свой ареал обитания, границы не чертили, но чётко знали каждую межу. Ведь эта межа могла привести к серьёзным проблемам и столкновениям. Тот факт, что жузовая система была принята казахами и стала неотъемлемой частью казахского общества и столетиями работала на благо общества, говорит о том, что она не была создана искусственно, она существовала задолго до образования казахского ханства, эта система была создана нашими предками и впиталась кровь и плоть каждого казаха. Конечно, в процессе исторического развития народа и государства, она менялась, дополнялась, проходила периоды, когда заменялась иными принципами, то есть эволюционировала. Но неизменным  оставалась её главная суть. Эта система была и есть реальная историческая нить, которая связывает каждого казаха с его корнями, даёт ему ощущение связи поколений и общности судеб и государств. Это, по моему пониманию, ещё одно подтверждение факта, что человек - создание социальное и общественное, при всей его индивидуальности и оригинальности, а также неповторимости. И современное общество обречено на провал в случае, если в мире победит принцип приоритета личности во всём. Мы сейчас живём в более разобщённом обществе, чем это было лет пятьдесят назад, всё более и более отдаляясь от своих истинных истоков, теряя связь с глубинными корнями человеческой сущности. Многие из нас уподобляются своеобразному перекати–полю, которых не удерживает родная земля, для которых суть родного очага теряет сакральный смысл. Когда-то в тяжелую годину пика джунгарского нашествия мы выжили только благодаря своему роду, племени. Когда каждый спасал не себя, а свой род, своё племя, жертвуя во имя этого своим личным благом и жизнью. И в лихую годину голода 20-30 годов двадцатого столетия наши деды, бабушки выживали благодаря помощи своего рода, племени, потому что взаимопомощь между родами была выпестована веками. Я это пишу не ради того, чтобы превознести разделения казахов на роды, а чтобы показать какой практический смысл имела сама система, при которой каждый род знал, что он должен делать и прекрасно понимал свою задачу и  выполнял её и в результате действия всех племён и родов, мы получали общий результат. Система работала даже в самые тяжёлые времена. А то, что казахи не делят ни себя, ни других на своих и чужих, показали годы, когда наш народ спас сотни тысяч человек, представляющих депортированные народы СССР от голодной и холодной смерти. Спас, разделив с ними тепло и хлеб своего очага, никогда не забывая, что он Человек космоса Степи, Казах, которому не престало позорить свой род, отказав в помощи попавшему в беду. Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, я прихожу к выводу, что разделение казахов на жузы, ничто иное как иерархическая система разделения племён, возникшая во времена гуннов. Эта система в процессе исторического развития несколько менялась, в соответствии с требованиями времени и была в связи с возникшими обстоятельствами возвращена и введена как государственная система во времена хана Аз Тауке. И то, что она была безоговорочно принята всеми казахами, свидетельствует  только об одном, это разделение генетически было нашим, оно не было нам чуждо, нашей памяти, нашей истории. Она передавалась из поколения в поколения и незримой нитью связывала нас со своими истоками. Екклезиаст сказал: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом», было время, когда гунны создали эту систему, было время когда казахи вернули её себе в интересах своего народа и государства. С тех времён прошли тысячи и сотни лет, а мы её не забыли и каждый казах знает какого он рода, кто его предки и спокойно может разыскать своих многочисленных родственников по книгам (Шежире) казахских родов. Разве это плохо? Ведь мы родственны не только своему роду, но и роду матери, жены и так идёт переплетение судеб и родов, незримыми нитями соединяя людей, настолько прочной паутиной, которая в тяжёлую годину удержит вас и может стать путеводной нитью. Человек в одиночестве высыхает, словно дерево, умирающее от зноя, высыхает собой, высыхает душой и сердцем, высыхает жизнью. А ведь он пришёл в этот мир, расцвести и, дав плоды, оставить семена будущих поколений. Человек должен помнить, что не личное счастье цель человеческой жизни, не помню кто это сказал, но оно в полной мере подтверждает тот факт, что человек предопределён Богом как общественное создание, в смысле того, что пришёл в мир не только для себя. 


Рецензии