Шаг до короны. Глава 12. Войны выигрывают не полко

Глава 12. Войны выигрывают не полководцы!
    - Таким образом полковник, дело о заговоре – закрыто!
    - Жаль, - улыбнулся Грибовский, - А я только вошёл во вкус!»
    - Так возбуждает власть над жизнями других?
    - Нет, Ваша светлость, работа мысли! Я, пусть это покажется смешным, впервые по- настоящему научился думать и анализировать…
    - То ли ещё будет, полковник! С завтрашнего дня ты переходишь в разряд ученика и начинаешь учиться в академии безопасности, которая открывает свои двери для будущих офицеров разведки и контрразведки в Агрополисе!
    - Ваша светлость! А сколько нас будет, учеников? И кто будет нас учить?
    - Учить буду я! Потому что я один понимаю, о чём идёт речь и знаю, чему вас надо учить! А будет вас ровно двадцать человек! А вот предназначение каждого, я определю во время учёбы. Но я точно знаю, что мне нужны десять будущих учителей, которые будут учить других. Они станут основой службы!

    - Уна! Я выполнил свою часть договора о твоей безопасности. Теперь дело за тобой. Что мне скажешь ты?
    - Я не передумала, я готова!
    - То есть, ты готова дать мне, князю Российской Империи, герцогу Алькандера и маршалу армии Астурии клятву верности и признать меня своим сувереном?
    - Да, именно так! – Уна подняла глаза, и князь понял, что никакого лукавства в её глазах нет. Чувствуя её эмоциональный фон, он поверил в её искренность.
    - Хорошо. Мы начнём с образования.
    - Какого образования?
    - Я хочу, чтобы ты уехала из страны, условно говоря, в эмиграцию! Эмигрировать ты должна в Уранию. Ты ведь знаешь имперский язык?
    - В совершенстве. – Уна удивлённо посмотрела на князя.
    - Фактически, при некоторых условиях ты можешь сойти за уранийку. Так вот, я предлагаю тебе стать нашим стратегическим разведчиком в империи! А для этого, ты пройдёшь курс усиленной подготовки по искусству ведения тайной деятельности, попросту говоря – разведки!
    - А где есть такая школа?
    - Такая школа есть в Астурии…
    - Я никогда не слышала об этом, хотя я много чем интересовалась до этих событий.
    - А её и не было до этого. Эту школу создал я! Точнее, она называется Академией. Это академия разведки и контрразведки. В неё на сегодняшний день зачислено девятнадцать человек. С тобой будет двадцать! Ты будешь учиться инкогнито! По окончании курса академии, мы подготовим тебе материальную базу, и ты уедешь к месту работы и жительства под чужими документами.
    - Скажи Святослав, я смогу когда-нибудь вернуться на Родину?
    - Я могу тебе это обещать!
Уна кивнула и сказала самой себе.
    - Ну что, милая девочка? Поздравляю тебя! Уна Вендорис умерла окончательно! Теперь ты госпожа Немо…, Никто!
    - Ну отчего же, Немо? …Ты отныне графиня Роксана Девиль! Граф Франко Девиль, как участник заговора погиб на плахе, и ты осталась вдовой без имущества, поддержки и вынуждена убегать от сатрапов короля в империю. Легенду мы ещё допишем, и ты её выучишь наизусть, да так, чтобы во сне могла рассказать. Кстати, во время учёбы все слушатели академии будут под псевдонимом. У тебя тоже есть псевдоним. Запомни его и отрабатывай реакцию на него. Ты «Аврора».
    - А зачем эти …псевдонимы?
    - Чтобы сохранить секретность. Агенты будут жить под легендой и иметь свои имена, титулы. Предать вас могут только те, кто знает точно, что вы агент. Так что первые люди, знающие ваше настоящее – это слушатели академии! Я уверен, что в этом потоке вряд ли найдётся тот, кто в будущем перейдёт на сторону врага, но…лучше перестраховаться! Так что знать друг друга вы будете только под псевдонимами.
    - А что означает мой псевдоним?
    - Аврора – Богиня утренней зари в одном из развитых миров!
Женщина улыбнулась. Новая жизнь всё-таки начинается с приятных событий.

    «Ну вот, князь, ты и шагнул в будущее! Шагнул широко, энергично. Теперь осталось штаны не порвать и не остановиться на перепутье.
А был ли у тебя другой выход?
О каком выходе можно говорить? Я здесь на задании, как разведчик в тылу врага, с той лишь разницей, что в этом мире «своих» нет, здесь все чужие! Но и заведомых врагов тоже нет! Здесь ты сам записываешь себе в список врагов или друзей.
И всё же, здесь легче чем в тылу врага, потому что, как оказалось, играть роль без натурализации, - не получится! А натурализоваться проще чем в тылу врага.
И вот теперь, когда этот мир стал Родиной, именно с большой буквы, как сделать так, чтобы вывести его из этого кризиса?
Просто окончание войны, не решает проблему. Истоки кризиса глубже! И даже если нанести поражение империи, всё равно кризисные явления останутся. Они на время затушуются, скроются под грузом других проблем. Но как только создадутся условия, - всплывут в ещё более острой ситуации.
Значит? Значит решать надо сейчас! И решать надо радикально.
А начинать надо с победы! Добиться локальной победы – просто. Но задача стоит в том, чтобы подготовить армию к широкомасштабным мероприятиям, ради глобализации этого мира. План, который лелеяла империя, надо воплощать самому, потому что империя как отдельный субъект не способна это сделать, а вот он…
А не зазвездился ли ты князь, тире герцог, тире маршал армии?
Нет! Тем более что только он способен все эти мероприятия спланировать и выполнить в рамках общего плана. Все остальные, ….образно говоря, думают эпизодами. А подчинить все эпизоды единому генеральному плану, не способны!
И начинать надо, со школьной скамьи!

- Ваше Величество! Я учредил вторую военную офицерскую школу!
    - Князь! Зачем она Вам?
    - Мне она ни к чему, Ваше Величество. Она нужна армии!
    - Что Вы имеете в виду?
    - Я имею в виду, что армия нуждается в офицерах!
    - Хм. У нас каждый дворянин с раннего детства обучается военному искусству!
    - Государь! Вы на поле боя почувствовали искусство этих обученных дворян?
    - Увы!
    - Проблема в том, Ваше Величество, что они храбры, неутомимы в бою, но мало кто понимает в тактике и стратегии. Никто из них не может анализировать на поле боя, никто не владеет инициативой. А уж заняв высокий пост, основная масса вообще боится сделать лишний шаг, а вдруг Его Величества будет недоволен?
Государь! Офицер - это не умение махать мечом и не храбрость в бою. Офицер - это тот, кто управляет боем, кто видит ошибки противника, даёт команды на выполнение тех или иных действий, думает, анализирует и руководит боем!
Королевская армия проиграла три сражения, и никто даже не задумался о причинах этих проигрышей. Сила армии не только в опыте, но и в оружии, тактической подготовке, стратегии управления войной. Войной Ваше Величество можно и нужно управлять! Королевство отстаёт от империи именно в этом! Здесь нет школы!
Один великий канцлер, выигравший тяжёлую войну и объединивший своё государство сказал: «Войну выигрывают не полководцы! Войну выиграл школьный учитель»!
    - Что он имел в виду?
    - Он имел в виду, что с развитием оружия, стратегии и тактики, солдат должен быть не просто носителем оружия, но и уметь правильно его использовать на поле боя! Правильное использование - это не просто размахивание им в ту сторону, в которую надо, но и тактические приёмы, и умение действовать в строю подразделения, и умение тактически грамотно занять позицию, и многое другое. А для этого нужен не только грамотный офицер, но и грамотный солдат.
    - Вы хотите дать образование и простым солдатам? – с удивлением переспросил король.
    - Пока что я хочу, чтобы в королевской армии были грамотные офицеры, поэтому я прошу Вашего дозволения, разрешить мне назначать командиров и начальников на своё усмотрение.
    - Князь! У нас есть традиции, чёрт побери, - раздражённо буркнул король.
    - Традиции довели королевство на грань существования. Либо мы сейчас их меняем, либо государству конец!
    - Да, да, помню, помню! Мне докладывали, как Вы тогда сказали: «Я не остановлюсь перед тем, чтобы развесить ваши тушки по фонарям на площади перед магистратом, если точно буду знать, что это сохранит мне половину раненых в бою солдат!». Скажите князь, Вы бы их повесили?
    - Полагаю, что нет, Ваше Величество. Но в тот момент, страх за собственную шкуру сделал их исполнительными и дисциплинированными. Они научились делать на поле боя то, что нужно, а не то, что они умеют делать!
    - А это разве не одно и то же?
    - Увы, нет. Моя маленькая компактная армия, Ваше Величество, примет бой у Вашей большой, но аморфной, вместе с её графами, баронами, дворянской тяжёлой кавалерией и большими массами солдат! И выиграет этот бой с разгромным счётом! А ведь, у меня половина офицеров из бывших рабов! А знаете почему?
    - Нет.
    - Потому что мои солдаты грамотны! Офицеры знают тактику и умеют её использовать в бою! У них высокий боевой дух, и они верят в свою победу! А у вас солдаты - это вчерашние крестьяне, которые кроме плуга и косы в жизни ничего не держали. Ваши офицеры все дворяне, и они ни во что не ставят ваших солдат, при любом удобном случае раздают зуботычины направо и налево. Поэтому вашему солдату совершенно всё равно, что будет с Вами на поле боя. А особо ретивые дворяне так и вообще зачастую получают удар в спину!
Армия должна быть единым организмом, ведомым уважением к своему королю, любовью к своей Родине и знанием военного дела!
    - Хорошо. Что Вы хотите?
    - Я подготовил несколько указов о формировании академии, о призыве в академию будущих слушателей, о реформировании армии, о кадровой политике. Эти указы лежат у Вас на столе, Ваше Величество, требуют подписания.
    - И кого Вы хотите призвать в свою академию?
    - Талантливый детей всех сословий от 14 лет для подготовки будущих офицеров и младших офицеров армии, для переподготовки и повышения военной грамотности! Кроме того, создание армейского Устава и закон об обороне!
    - Я удивляюсь Вашему объёму знаний, особенно в военной сфере, князь! Меня готовили на правление с детства, но таких знаний не давали никогда!
    - А некому было их давать, государь, таких знаний в вашем мире нет.
    - Всё князь, ваша взяла, – устало вымолвил король, - Идите, делайте что хотите, тасуйте как хотите, но сделайте из них армию! Где там эти ваши бумаги?
Князь подал пергаменты с готовыми указами. Король размашисто расписался на первом, попытался что-то прочитать на второй, но потом махнул рукой и подписал все.
    - Благодарю Вас, Ваше Величество!
    - Всё, идите, идите. Вы меня до нервного стресса доведёте.
    - Благодарю, Ваше Величество. – Князь, получивший желаемое в трудной борьбе с упирающимся государем, вышел весело насвистывая какой-то весёлый мотивчик из прошлой жизни.

    На полигоне войска были в поте и грязи. Недалеко от въезда на зелёной траве валялись обессиленные кавалеристы в тяжёлых латах. Рядом стояли и жевали кони. Коней чуть дальше, на специальной площадке обмывали тёплой водой, чтобы смыть грязь и пыль полигона.
«Ну, если кавалерия в таком виде, то что там с пехотой? – с тревогой подумал князь».
Пехота была тоже в пыли, грязи и поту! Офицеры княжеского легиона не щадили никого. Не успел князь спрыгнуть с лошади. Как к нему уже устремились куча народу.
    - Ваша светлость, Ваша светлость! Что творится? Кто эти люди? Почему они распоряжаются здесь как у себя в легионе?
    - Вы кто?
    - Ээээ, барон Смирницкий….
    - Барон Вы дома, а здесь Вы кто?
    - Кавалерист!?
    - Просто латник? Или командуете чем?
    - Просто латник….
    - Тогда слушайте сюда! Я Вам даю пять минут, чтобы Вы заняли своё место в строю! Через пять минут Вы будете арестованы! А через десять я Вас повешу в назидание всем этим бездельникам, которые стоят за вашей спиной! 
Ну-ка всем по подразделениям шагом марш!
Недалеко стоял полковник Светоний, его лучший командир полка. Какой-то латник с позолоченными украшениями распекал того за что-то. Князь подошёл ближе, чтобы услышать, что же такого мог натворить его полковник что дворянин так бешено размахивает руками.
    - Ты рабское ничтожество, как ты посмел сказать такие слова? Ты понимаешь что я тебя уничтожу, разотру в порошок, скормлю собакам? Думаешь, раз этот выскочка тебе благоволит то теперь тебе всё можно? Ничего, и до него доберётся меч благородного рыцаря!
Понятно. Надо осадить это хамло, потому что  «ненаказанное зло, его преумножает»!
    - Солдат! Ко мне! Бегоооооооммм!
Только что говоривший с искажённым от ненависти лицом дворянчик, с удивлением посмотрел на князя.
    - Вы это мне?
    - Вам, вам! Если бы я позвал вашего собеседника, я бы назвал его полковником, поскольку он обладает таким званием. А вы просто солдат!
    - Слушаю Вас князь?
    - Я с вами свиней на лугу не пас! Герцогскими регалиями вы не обладаете, поскольку я знаю всех оставшихся в королевстве герцогов, и вас в этом коротком списке нет! И последнее, я маршал королевской армии, а ваше обращение на «ты» унижает моё личное достоинство, что позволяет мне защитить свою честь любыми средствами, в том числе и вызовом на дуэль! – пусть слушают, а то слишком много за спиной разговоров пошло. Они себе много позволяют, наверное, надо парочку наглецов заколоть, чтобы снискать если не уважение, то хотя-бы чувство ответственности за пустую болтовню. Хотя, в этом мире в полной мере работает пословица: «Нет ума, считай калека!».
    - Представьтесь! Вы кто?
    - Командир разведывательной сотни Тиверского полка латной кавалерии, Ваша светлость!
    - Имя у вас есть, командир? Или вас так и называют в армии все, - «командир»?
    - Никак нет! Граф Казимир Скрипалис!
    - Вот так, граф! Слушайте меня внимательно, - громко проговорил князь, так чтобы слышали все в округе. – Полковник Светоний – свободный человек! И он командует уникальным в своём роде полком тяжёлой пехоты, которых больше нет ни в одной армии мира. Этот самый полк кстати, спас вашу задницу, когда вы бежали из-под Тулле!  То, что он когда-то был рабом, не накладывает на него никаких обязательств по отношению к вам, граф. Вы в детстве пачкали пелёнки, но никто же из-за этого не называет вас засранцем? Так почему вы считаете, что в отношении других такое правило не действует?
Сейчас вы в армии, а здесь подчиняются командирам и установленному порядку. Светоний офицер, в звании полковник! У него в подчинении две тысячи человек! Ещё раз повторяю – две тысячи! Это не ваша сотня, это двадцать сотен! Вы ещё не аттестованы на офицерское звание, а он уже полковник! Поэтому вы подчиняетесь ему, а не он вам! Ещё раз увижу, или до меня донесут что вы ведёте себя неадекватно в лагере, и я вас арестую на месяц, с выполнением трудовых обязанностей в пределах войсковой части! Запомните господин Скипалис, это вы дома граф, а здесь в первую очередь солдат и командир!
И последнее! Выскочка, воспитывался и обучался в императорской фамилии, и обладает знаниями и умениями, которые вам недоступны, в силу слишком низкого социального положения. Но даже если выскочке придётся скрестить свой меч на дуэли, поверьте мне, мне есть чем вас удивить! Да и не только вас… - князь отвернулся и зашагал к штабной палатке.
    - Трубач! Играть общий сбор командирам подразделений! Посыльные, оповестить всех командиров!
    - Внимание! Всем командирам подразделений, собраться на центральной площадке для построения. Время – десять минут! Время пошло… - раздалась команда дежурного по штабу!

    - Господа командиры и начальники! Слушай указ Его Величества короля Астурии Филиппа Второго, - «О ….» .
Когда князь окончил чтение указов короля, в строю было тихо, как будто все в рот воды набрали. Князь ухмыльнулся, он заранее предусмотрел эту реакцию, ещё когда писал черновики для указов.
    - Господа! У Вас есть выбор, служить или уйти!
    - А уйти можно будет свободно? -  кто-то в забытьи просто спросил из строя забыв представиться, да и вообще все правила обращения в армии…
   - Уйти можно будет свободно. Но…я напоминаю Вам, господа командиры и начальники, что все вы рыцари! Поэтому, те, кто решат уйти из армии, те лишатся рыцарского звания, и соответственно дворянства! Имущество и средства, полученные от короны, придётся вернуть! Дальнейшие последствия, я думаю, вы себе представляете!
В строю зашушукались, потом голоса стали громче, и наконец всё превратилось в балаган. Вот теперь князь решил никого не останавливать. Пусть выплеснут всё наружу, пусть выговорятся. Лучше сейчас всё услышать, чем потом с этим разбираться.
Выплёскивалось минут двадцать, пока всё не пошло на убыль, и наконец в строю установилась тишина.
    - Итак, господа! С этой минуты, в соответствии с королевским указом, в армии Его Величества больше нет герцогов, графов, баронов, рексов и других дворян! В армии есть только офицеры и рядовые! Кто с этим не согласен, тот не согласен с указом короля Астурии и, следовательно, подлежит изгнанию из армии королевства с соответствующими выводами. Про выводы я говорил чуть раньше! В соответствии с этим же указом, армия унифицируется и объединяется! Больше никакой армии королевского совета не будет! Все части и подразделения армейского резерва, так теперь будут называться части, мобилизованные в герцогствах в случае войны, будут подчиняться главнокомандующему!
Господа герцоги никакими частями командовать не будут! Командовать будут только кадровые офицеры, подготовленные в соответствии с программой подготовки в военной академии! Списки направленных на обучение с получением офицерских званий уже готовы, будут вывешены на доске в казармах полков. С понедельника все, кто в эти списки попал, должны быть в учебных заведениях!
    - Стесняюсь спросить, князь, а чему нас могут научить вчерашние рабы? Как цепи носить, чтобы не тёрли? – громкий хохот раздался из задних рядов построенных командиров.
    - Я, грешным делом, подумал, что вчерашние рабы вас так загнали тренировками, что у вас силы уже на исходе. Но смотрю, оптимизма хватит ещё на пару таких тренировок. Ну что-ж, я дам команду, чтобы сегодняшние тренировки продолжились после ужина. Видимо, дворяне, после позорного побега с поля боя битвы с имперской армией, воодушевлены настолько, что готовы горы свернуть!
А вот насчёт, чему вас могут научить офицеры моего легиона, я вам сейчас напомню, господа командиры.
Два года назад, королевская армия, имея численность в пятнадцать тысяч солдат, по факту двукратное превосходство в живой силе, была разгромлена и практически уничтожена на поле боя. В живых осталось чуть более двух тысяч солдат.
Год назад, новая королевская армия, уже в составе десяти тысяч солдат, проиграла сражение и была рассеяна по всей провинции. Сколько было погибших, сколько раненых и сколько пленных, так никто и не посчитал до сих пор!
Уже в этом году, королевская армия численностью восемь тысяч солдат даже не успела вступить в сражение, как побежала! Латники-дворяне бежали в первых рядах, потому что они на конях, естественно опережали пехоту по скорости, - с сарказмом закончил князь.
Он прошёлся вдоль шеренги стоящих и уже даже не улыбавшихся командиров и продолжил.
    - Потерь было мало, чуть более полутора тысяч солдат погибших! Если не знать подробности, можно сказать, что королевская армия научилась воевать, потому как с каждым разом всё меньше и меньше потерь! Однако, не было бы так смешно, если бы не было так грустно!
Хочу напомнить вам, господа дворяне, что ваше избиение на поле под городом Тулле было остановлено моим легионом, состоящим, как вы любите говорить, наполовину из рабов, наполовину из наёмников!
Четыре с половиной тысячи хорошо обученных солдат, противостояли девяти тысячам имперской пехоты и кавалерии! Они не дрогнули, не испугались и не побежали! Они заставили латную кавалерию врага умыться кровью! Они прикрыли ваши задницы, пока вы их спасали, перебираясь по мосту на другую сторону реки! И после того, как вы все уже убежали, они ещё четыре часа удерживали врага, нанося ему смертельные раны! И ушли с поля боя только по моему приказу, и только после того, как враг запросил пощады! Только после того, как имперцы с белыми флагами запросили переговоры и потом ушли в сторону города, предпочтя глухую оборону – смертельной схватке! Смею напомнить вам, господа вольные дворяне королевства, легион потерял всего тридцать солдат погибших!
Хочу напомнить вам, господа дворяне, и о том, что подлейший удар в спину, хотела нанести наша же армия королевского Совета под командованием герцога Кастильского! И в этой ситуации мой легиона оказался на высоте, не просто отбил, а одним ударом рассеял армию!
Вспоминать про оборону Тиррена и уничтожение лучшего имперского легиона под стенами этого города численностью в семь тысяч солдат, я даже не буду. Вполне хватит и того, что я уже сказал! Так у кого из вас, поднимется язык мне возразить? Кто из вас может сказать, что он круче моих офицеров в бою? Кто способен в индивидуальной подготовке выдержать атаку превосходящих сил противника и перейти в наступление? Так кто же раб? Раб привычек, раб настроения, раб глупых традиций, раб своего высокомерия и неприятия правды?
    - Легко побеждать, когда у тебя командир – военный гений! Если бы у нас был такой командир, мы, может быть, были бы ещё круче! – запальчиво крикнул кто-то из строя.
    - Так вот он я! Я теперь ваш командир! И я буду учить вас воевать, как первый легион! И мои лучшие воины будут учить вас делать то, что на поле боя правильно, а не то, что вам в голову взбредёт! Глупый командующий – это проигранное сражение! Глупый солдат - это гибель армии! Королевство уже потеряло огромное количество солдат и дворян. Мы не имеем право проиграть ещё раз! Я сказал всё! Жду вас за учебными столами в академии! Разойдись!

    - Ну, Вы, Ваша светлость, их и пропесочили!
    - Всё до последней буквы в моей речи – правда! И я не сказал ни одного слова унижающего личное достоинство, или затрагивающее чьё-то самолюбие! При этом, я указал на путь выхода их этого положения. Умные – да услышат! А вот с дураками, будут серьёзные разборки. Я ни с кем возиться не собираюсь. Если надо, половину дворян выгоню из армии с соответствующими выводами. Государству нужна адекватная и способная элита! Если она беззуба и импотентна, её пускают под нож! Таковы реалии истории, - князь сам себе удивился. Ещё год назад, он и представить не мог такой ситуации, чтобы так легко пожертвовать хоть одним человеком, а тут – целая каста!
    - С офицерами понятно – академия! А что делать с обучением десятников? – успокоившийся Светоний, как всегда был самым дальновидным из всех его командиров.
    - А вот с десятниками у нас будет другой процесс. Мы открываем с понедельника школу прямо здесь в лагере. Она будет называться: «Школа подготовки сержантов». Эти самые сержанты и будут командовать десятками, а то и полусотнями в подразделениях. Итого: у нас две школы! Первая, - подготовки офицеров, и вторая, подготовки сержантов! Армейский Устав готов, напечатан и будет привезён в лагерь со дня на день! Каждый солдат и офицер должен его знать назубок! А для этого, придётся при школах открывать специальные курсы грамотности! Каждый солдат и офицер должен уметь читать, писать, считать, и ……
    - И соображать…. - добавил кто-то из офицеров.
    - Соображать в первую очередь, - с улыбкой закончил князь.

    - Князь! У меня создалось такое впечатление, что вы разворошили всё моё королевство, и теперь даже те кто десятилетиями не подавал голоса в своих провинциях, жалуются на вас! – король с любопытством смотрел на Святослава.
    - В каком-то смысле, Вы Ваше Величество павы! Я действительно разворошил. Только не королевство, а основы существования королевства, её традиции, писаные и неписаные законы. А это как известно – то от чего зависит жизнеспособность любого государства!
    В моём мире, было безусловное правило: государство давало защиту и благоденствие элите, то есть дворянству, дворянство же, служило государству! Каждый рождённый дворянином с рождения имел обязательства перед короной и государством! Если дворянин переставал выполнять свой долг перед короной, он выкидывался из рядов элиты, и вместо него выбирался другой, или другой Род. Источником пополнения элиты служила армия! Если в армии бардак, то и в государстве тем паче. Разгромленная армия, это гибель государства. И не только потому что не может себя защищать, но и потому что нет стержня вокруг которого строится государство!
Дворянин, Ваше Величество ценен не сам по себе, а как основа власти в королевстве! Государству важна не внешняя красота, не древность рода, не умение фехтовать на дуэли! Государству важна преданность дворянства и его способность защитить своё государство и своего короля. Если этого нет, - дворянство пускается под нож! Вместо него, выбирается другая элита, та, которая будет ценить своё положение в нём, и способность государства защитить их и их интересы как внутри самого государства, так и за его пределами!
    - Это бы всё записать и всему дворянству вдолбить, чтобы знали. – король задумчиво посмотрел в окно.
    - Я этим как раз и занимаюсь, Ваше Величество! Но есть вопросы, которые требуют решения на уровне короля!
    - Что именно?
    - Обучение женщин! – Святослав сделал паузу, ожидая реакции короля.
    - Зачем это? – с удивлением отреагировал король.
    - Ваше Величество! Как известно, Рода растут в своём развитии как и любое общество, и в какой-то момент подходят к своему закату. Возродить героический Род, отдавший энергию и жизненные силы во благо государства и его народу – можно при условии, что будет принято решения дать права владения женщинам. А для этого, надо открывать специальную школу подготовки девочек, которые будут призываться из дворянских семей и готовиться как будущие жёны, государственные деятели, а в случае необходимости и главы Родов, которые оказались на грани вымирания! Сегодня, королевство как раз столкнулось с такой ситуацией, когда элита государства размыта, развалена отсутствием достойной идеологии  дальнейшего развития. Мужчины, главы многих родов запачкали себя изменой государю и государству. Эти Рода можно было бы спасти, если бы были женщины подготовленные для этой роли! Увы, их нет. Но ещё не поздно, запустить такой процесс, создать такую школу, и собрать девочек из дворянских семей ради обучения. Им учиться минимум лет пять – десять, а пока обдумать всё, обсудить и принять поправки в законы, чтобы в этих вопросах уравнять женщин с мужчинами в правах!
    - Скажите князь, а у вас там в вашей империи, женщины имеют такие права?
    - Да, Ваше Величество! И одна из императриц была прозвана народом – Великой, за её вклад в развитие империи и её славу!
    - Думаю, вы правы князь. Надо обдумать этот вопрос, и вынести его на обсуждение в…
    - В королевский Совет? Там этот вопрос и умрёт, упёршись в непробиваемый мужской шовинизм членов Совета! У Вас в Совете Ваше Величество, самый бесполезные люди во всём королевстве! Прошу прощения, - князь уважительно склонил голову.
    - Ничего, ничего…я это уже слышал, от своего советника. Но вопрос всё равно надо ставить, обсуждать его, провести беседы с главами партий, узнать их мнение. В конце концов, я ведь могу не согласиться с мнением Совета, и просто ввести эту норму своим Указом. Но сначала, они должны привыкнуть к мысли, что наступили времена изменений. В конце концов, многое что мы уже сделали случилось в нашем королевстве в первый раз. Ветер перемен должен затронуть всё дворянство и все рода, а не только королевский, или тех, кто взбунтовался. Размышляя над всеми этими коллизиями последнего времени, я начал понимать, что страна давно жаждала изменений, но они не наступали! Тут и я виноват, не видел, да и не хотел этого видеть! А с другой стороны, вы правы, элита жила по инерции, норовя спихнуть с себя последние остатки своей совести и ответственности.
Я думаю, хорошо что вы поднимаете такие вопросы! С одной стороны, они назрели, а с другой, будут являться провокацией тех скрытых сил, которые мешают нашей трансформации. Значит, нам надо их выявить, и обезоружить.
    - Это только один из инструментов трансформации, Ваше Величество! Есть и другие. Даже более действенные!
    - Какие?
    - У моего народа есть такое выражение: «Хочешь победить врага, - воспитай его детей»! Я открыл военную академию, в которой буду учить и воспитывать детей элиты. Вот таким образом и будем изменять мир! Государственное образование – самый действенный инструмент трансформации, как государства, так и личности. А элита и состоит из личностей! Только есть личности лояльные государству, а есть противостоящие ему! Когда нарушается баланс, наступает кризис. Тогда падает власть, разрушаются государства, а на их обломках создаются новые, или исчезают окончательно, будучи поглощены соседями с более устойчивыми формами правления или более пассионарными элитами.
    - Хорошо князь. Я так понимаю что у вас есть видение всего процесса. Напишите его, я хочу ознакомиться с вашими предложениями. Не обязательно  что я со всем соглашусь, но вы умеете удивлять, кто знает как оно будет выглядеть в целом.
    - Мне нужен месяц Ваше Величество!
    - Вы не торопитесь. Сейчас самое важное, это освободить наши территории от врага. Всё остальное в мирное время, поэтому я понимаю, что времени у вас не особо много. И раз уж заговорили о войне, как там подготовка?
    - Подготовка идёт полным ходом, Ваше Величество! Подготовлен Указ Вашего Величества о реформе армии, и аттестации всего командного состава в офицеры. В понедельник, начинается учебный процесс по подготовке офицеров в академии.
    - Академия уже открыта?
    - Точно так Ваше Величество! Открыто, и готово к приему первых слушателей. Мы начинаем с высшего командного состава! Сначала командиры легионов с командирами полков! Следующим шагом, подготовку пройдут командиры батальонов. Последним этапом низший командный состав. Им придётся давать больше материала, поэтому у них и курс подготовки больше.
Кроме того, десятники превращаются в сержантов, которые тоже пройдут курсы подготовки!
Личный состав армии перераспределён по шести полигонам, на которых одновременно проходит тренировку.
    - Вы имеете в виду все десять тысяч солдат?
    - Одновременно пятнадцать тысяч солдат, вместе с соединениями резерва!
    - Да, да, я забыл, что мы соединили две армии… - король покачал головой.
    - Кроме того, усовершенствуется логистика, армейская техника. Теперь мы проводим учения по быстрой переброске войск в разные точки королевства с развёртыванием и вступлением в бой сходу. Чуть позже, когда будем готовы, начнём проводить учения с более крупными соединениями войск.
Техническое оснащение тоже усовершенствуется. Разработан и внедряется новый метод создания доспехов для пехоты!
    - У нас же пехота носит кожаные доспехи?
    - Да Ваше Величество! Новые доспехи создаются из слоённой кожи, проклеенной специальным слоем смолы, и между ними в нужных местах, есть вставленные внутрь металлические пластины! Мы провели испытания таких конструкций, и они показали хорошую защиту. Стрела из лука с расстояния двести, триста метров такие доспехи не пробивают!
    - Удивительно! А за счёт чего?
    - Мы используем древесную смолу и специальный химический отвердитель. При замешивании, он через некоторое время затвердевает и становится пластичным. Защита пехотных подразделений увеличивается в два с половиной раза, а вес доспехов уменьшается в два раза.
    - А откуда вы знаете этот метод производства доспехов?
    - Моя пехота Ваше Величество, одета именно в такую защиту. И громадные щиты которыми они прикрываются тоже сделаны из этих материалов, что позволяет далеко не крупным пехотинцам нормально его носить и прикрываться им на поле боя!
    - А что с оружием?
    - Оружие мы пока разрабатываем, на основе сплавов, которые сейчас только изучаются. Я думаю, новые образцы оружия для испытаний будут готовы через месяц, полтора. А дальше, пустим их в серию.
    - Ну что-ж, князь, теперь я понимаю, почему вы считаете, что победу на поле боя одерживают солдаты, но войны выигрывают не полководцы!


Рецензии