Противоречия. Диалектическая проблема - ч. 1

Продолжим тему отличия диалектических противоречий от противоречий обычных.

Как они формулируются и как воспринимаются?

Но перед этим скажем:

В формальной логике — противоречия запрещены.

В диалектической логике — противоречия разрешены. Более того, в диалектической логике они обязательны.

Диалектическое противоречие "сопровождает" модель, которую мы рассматриваем, всегда находясь рядом с ней.

Это напоминает известный нам с детства принцип "два пишем семь в уме". В случае диалектического противоречия этот принцип можно сформулировать так: "Рассматриваем нечто, а его противоположный аспект-дополнение держим в уме".

Поясню:

Рассматривая себя сейчас — диалектически рассматривая! рассматривая в пространстве диалектической логики! — вы держите в уме, каким вы были в детстве и каким вы будете в старости. Вы держите в уме эти "противоположности себя".

Рассматривая Россию сейчас, вы держите в уме, какой она была 10, 20, 50 и 100 лет назад. Вы держите в уме эти ее противоположности.

Почему "противоположности"?

Потому что при каждом рассмотрении вы различаете — "то" и "не-то". Это одинаковое, а это разное. Это и есть "противоположности".

Чтобы отделить одно от другого, вы должны провести границу. Вы должны разделить мир на две части. Эти части — "противоположны" друг другу. Эти части — положены друг против друга. Противо положены.

Вы скажете: Да, я был ребенком. Что же тут странного? Да, я сейчас уже взрослый, но помню, что я был ребенком, и понимаю, что буду стариком. Я это нечто единое, единая личность, проходящая через эти все стадии...

Но в формальной логике всё не так. В ней взрослый — это противоположность ребенку, а ребенок противоположен старику. Или, другими словами: невозможно быть стариком и ребенком одновременно.

И если "старика" обозначаем "А", то ребенок у нас обозначится как "не-А". И как только у вас где-то в ходе рассуждений "А" совпадет с "не-А", это станет "противоречием", абсолютно недопустимым в формальной логике, указывающим на абсолютную неверность ваших рассуждений.

То же самое относится и к России сейчас и 50 лет назад. Сейчас это А, а то, что было раньше — это не-А.

...Но явно же, что это одно и то же, в каком-то смысле?..

Но как только у вас А станет равным не-А (одним и тем же) — это логическая ошибка! Это логическая ошибка в  формальной логике.

Поэтому рассуждать о себе и о России можно лишь... или с позиции формальной логики (т.е. неверно) — или отбросив формальную логику (т.е. неверно с позиции формальной логики).

Вот и весь выбор:

Или научно, но неверно — или ненаучно, но тогда неверно в другом смысле.

Это пример диалектического противоречия.

Настоящего диалектического противоречия.

Неразрешимого.

Но решаемого.

Вы же постоянно говорите о себе, о России?.. И говорите, ведь, наверно, правильно?.. Ну, хотя бы иногда?.. И постоянно действуете на основе ваших рассуждений, моделей, выводов?.. Как же быть? Как говорить и действовать так, чтобы было правильно? Как находить верное решение?

Дополнительно усложняет ситуацию то, что все остальные процессы — абсолютно все! — устроены точно так же. Они тоже в одной точке времени являются "тем", а в другой — "не тем". И расстояние между этими точками составляет не 20 лет, а, например — 1 день. Или 20 секунд. ..."В одну и ту же реку нельзя войти дважды".

Применение к развивающимся, движущимся, меняющимся процессам формальной логики, т.е. использование формальной логики при их рассмотрении, неизбежно ведет к тому, что результаты этого рассмотрения будут получаться неверными, неадекватными, ошибочными.

Отказ же от использования формальной логики при рассмотрении этих процессов делает само рассмотрение "ненаучным", абсолютно бездоказательным (с позиции формальной логики), ошибочным.

Отсюда вывод:

Или диалектические противоречия нужно разрешать ненаучно — или изучать диалектическую логику и переходить на нее, т.е. переводить на нее свое мышление, уводя его, тем самым, прочь от формальной логики.

Диалектическое противоречие — это всегда "плохое" противоречие между... некими противоположностями.

Что такое "плохое" противоречие? Это противоречие между плохим и еще более худшим. И так поступить плохо, и так плохо, и даже еще хуже — но поступать надо. Это и есть диалектическое противоречие. Это и есть его суть и формула.

Обратите внимание, здесь есть результаты ("плохое" и "очень плохое") и действия ("так поступить" или "эдак").

Будем считать что "результаты" и "действия" — это 3-й и 2-й "слои" диалектического противоречия.

А что же является первым, базовым "слоем" диалектического противоречия?

Это диалектическая проблема.

Первым слоем диалектического противоречия является "диалектическая проблема", требующая решения, предполагающего "действие", воплощающегося в "результате".

В итоге у нас получается 3-х слойная система "проблема — действие — результат", где каждый "слой" представляет собой отдельную "диалектическую противоположность", органически связанную с другими "слоями-противоположностями", совместно составляющими единое "диалектическое противоречие", находящееся в единстве причин, действий и результатов (дополнительно каждый слой делится на более мелкие слои).

Как правило, люди не видят первый слой.

Они видят лишь "последствия" первого слоя. Они просто видят, что вокруг всё плохо, что-то не стыкуется. И пытаются понять, какие действия им нужно совершить, чтобы стало хорошо, чтобы у них состыковалось то, что нужно.

Повторю, люди не видят "диалектического противоречия". Они видят лишь его проявления, которые их не устраивают. И сразу переходят к поиску средств, чтобы изменить ситуацию в нужную им сторону. К поиску того, что им "нужно сделать", т.е. к поиску модели своих действий, а затем и к самим действиям.

Один из признаков того, что мы имеем дело с "диалектическим противоречием", заключается в принципиальной неразрешимости проблемы. Поправка: при том, что ее обязательно нужно решать, что она будет обязательно решаться и обязательно будет разрешена в итоге. Связь между "неразрешимостью" и "разрешимостью" — диалектическая, т.е. когда А и не-А существуют в одном пространстве одновременно.

"Неразрешимость" — это неотъемлемое свойство диалектического противоречия. Можно сказать, что это обязательное следствие диалектического противоречия, его стандартная (закономерная, необходимая) проекция в мире людей.

"Неразрешимость" связана с тем, что обе стороны "диалектического противоречия" порождаются одной и той же причиной. Скажем это другими словами: противоположности, которыми являются стороны "диалектического противоречия" порождаются одной и той же причиной.

В этом их глубинное, фундаментальное единство. Единство диалектических противоположностей, или диалектическое единство противоположностей (борьба между которыми очевидна) заключается именно в этом.


(продолжение следует)


Александр Клейн
29 июня 2023 г.


Противоречие в диалектической логике
http://proza.ru/2023/06/28/51

Противоречие в формальной и диалектической логике
http://proza.ru/2022/06/26/907


Рецензии