часть 11. Ох уж эти дети. Не соврать - сказку не с

           11. Не соврать – сказку не сказать

  Первая квартира, которую получил папа, представляла собой верх двухэтажного деревянного  дома. Дом  стоял  почти  в  центре  района. Район находился на окраине города. Он и сейчас  бьёт  рекорды по числу частного сектора, а в то время даже  милиция располагалась в деревянном  здании.  Кстати, здание  это стояло через дом от нас. Каждый день по дороге в школу и домой я проходила мимо него.
    Однажды вечером я увидела перед милицией много  нарядно одетых женщин. Пришла домой и спросила у  мамы:
– Мам, не знаешь, какой сегодня в милиции  праздник?  Там прям толпа женщин стоит, нарядные такие. Может,  концерт будет?
– У них каждую пятницу один и тот же концерт.  Мужей пришли с работы забирать, чтоб вовремя домой  увести.
– Это как из детского сада, что ли? 
– Ну да, почти. А то потом  ищи  их  все  выходные  по  забегаловкам и баням.
    …Я учусь в шестом классе. Май. Суббота. Светит  солнце, деревья уже полностью одеты в свежую зелёную  листву, птицы поют. Возвращаюсь из школы  домой  в  самом  радужном настроении. Взбегаю на крыльцо, дёргаю ручку  двери –  закрыто. Дёргаю  ещё,  стучу.  Закрыто!  Начинаю  беспрерывно нажимать на звонок. Странно, днём двери у  нас  обычно не закрывались. У родителей выходной, они должны  быть дома…
Наконец сквозь дверь слышу тихий голос мамы:
– Кто там? Дочь, ты?
– Уф-ф! Ну конечно, я, кто же ещё! Открывайте уже.
Мама впускает меня и тут же снова закрывает дверь  на крючок. Мы поднимаемся по  крутой  лестнице  на  второй  этаж. Я уже заинтригована этой таинственностью:
– А в чём дело-то? Мама, что происходит?
– Ничего не происходи-ит. Что ты так кричишь? Тише.  Иди скорее, – нервно шикает она на меня.
На площадке перед входом в квартиру на газовой  плите стоит железная фляга, опутанная какими-то  трубками.  Под флягой виден огонь горелки.
– Это что за бандурина такая?! – едва успеваю  спросить, как оказываюсь уже в прихожей.
– Ты можешь успокоиться? – всё ещё шёпотом прикрикнула мама. – Стучит, звонит, кричит! Как буря  налетела.
    Я уже начала прозревать. Отец на кухне готовил  чистые  баночки,  в  воздухе  витал  запах  спирта. Мне  стало  смешно. Напустив строгий  вид,  я  встала  в  проёме  двери  и  сложила руки на груди:
– Так, так, так… Дорогие родители! Значит,  самогоночку гоним?! Законы нарушаем, значит.
– Да ну тебя, – отмахнулась мама, – мы же не на  продажу. Дом вон в саду надо строить. Людей нанимать, кормить,  поить.
– А закон у нас един для  всех,  дорогие. Одни,  значит,  будут строить коммунизм, светлое будущее, а другие – вставлять палки в колёса? Так?! Я, как сознательный  гражданин Советского Союза и председатель пионерской  дружины школы, просто обязана заявить в милицию. А как  же? Вы сами воспитали меня честным борцом за дело  Партии и…
Мама просто шлёпнулась на стул и приложила руки  к груди:
– Ты что мелешь-то? С ума сошла? Отец! Ты что  молчишь?! Скажи ей! Она ведь дура, она пойдёт!
    Видя, что немного перегнула палку, я рассмеялась:
– Ладно, ладно. Шутка! Что уж сразу «дура». Вот и  строй с вами коммунизм.
    Коммунизм Хрущёв обещал к 1980 году, но  уже  через  несколько лет на очередном съезде  партии  постановили,  что  пока только окончательно построен социализм. А в 1991 году  Советский Союз развалился. И виной тому были не мои  родители, которые, как могли, самостоятельно латали  «Тришкин кафтан».
    Сейчас в каждом большом супермаркете и даже в  фирменных магазинах продаются самогонные аппараты –  красивые,  блестящие,  похожие  на  космическую  технику.  А в 70-х за это можно было заработать реальный срок с  конфискацией имущества.

                ***
  Дочери только  исполнилось  десять  лет. Конец  зимы,  погода бьётся: то мороз, то оттепель. Как это  часто  бывает  в  такую пору, дочь простыла. Поднялась  температура,  кашель.  Вызвали участкового врача, та выписала лекарства,  больничный лист. Дня через три состояние  нормализовалось, и я вышла на работу. В обед бегала домой покормить, дать  микстуры и таблетки. 
    Пришла вечером,  переодеваюсь,  и  тут  заметила,  что  весь паркет от  комнатной  двери  до  дивана,  где  начинается  ковёр, чем-то истыкан. Присмотрелась. Похоже  на  следы  от  каблуков-шпилек. Дочь  это  явление  объяснить  не  может,  пожимает плечами. Потом её осеняет. Начинает  рассказывать, как приходила врач в сапогах на шпильках и, не раздеваясь, прошла в комнату осматривать больное горло. Я поудивлялась тому, что, судя по количеству дырок в  паркете и  их  траектории,  врачиха  либо  долго  не  решалась  подойти к больному  горлу,  либо  ещё  и  развлекала  ребёнка  танцами. Посмеялись и забыли.
    Недели через две я шла на завод мимо детской  больницы. Вижу, впереди маячит знакомая фигура нашей  врачихи. Чуть сутулая, в поношенном пальто, в нещадно  стоптанных зимних сапогах. Я даже приостановилась. Думаю: как могла  купиться  на  детские  басенки,  ведь  знаю  эту женщину с рождения дочери? Попробуй-ка обходить  дома пациентов по снежной хляби на каблуках!..
    Вечером рассказала дочке о нежданной встрече. Та  смущённо опустила очи долу. Я открыла шкаф и увидела  свои  осенние  сапоги  на  шпильках,  вынутые  из  коробки. Оказывается, в тот памятный день к дочке приходили  подружки, и они играли «в больницу».
– Может, я доктором хочу стать?! – запальчиво  оправдывалась дочь. – Что в этом плохого?
– Плохо, что ты обманула меня и оговорила  невинного человека. А при чём здесь мои сапоги?
– Ну, докторша должна ходить в белом халате, на  каблуках и записывать в блокнот.
– Что записывать?
– Что-нибудь.
– Отличное в;дение профессии. Не хотелось бы к  тебе  в будущем попасть. Напишешь что-нибудь в своём  блокнотике, а человек возьмёт да и помрёт.
    Через четыре года, после смерти деда в  реанимационной палате, дочь сказала, что никогда  не  станет  врачом. 

                ***
    На улице май. Первые листочки, первые цветочки. Убираю в шкаф зимнюю одежду. Вдруг вспоминаю о лыжах.
– Доча, а где твои лыжи, палки? Надо бы их уже   привезти из школы, учебный год заканчивается.  Представляю, как  на  тебя  будут  смотреть  люди  в  трамвае.  Помнишь мультик про черепаху, которая только к лету с  лыжами вышла покататься?
– А-а… в школе сделали хранилище для лыж.  Сказали, что можно там оставить.
– Вот это здорово! Давно бы надо. Так неудобно  таскать всё это снаряжение туда-сюда. Вообще, когда я  училась, лыжи для всех были школьными.
– Бесплатно?
– Конечно, бесплатно.
    …Прошло звонкое лето, затем осень,  наступила  зима. Очередное родительское собрание в школе.
– Прошу вас немного задержаться, – говорит мне  учительница. – Учитель по физкультуре просил передать,  что  в следующий урок  будет  вынужден  поставить  двойку,  если   ваша дочь опять придёт без лыж. Я понимаю: у вас, наверное, какие-то трудности, но лыжи нужны.
Я удивлённо развожу руками:
– Но ведь они в вашем хранилище. Их что, украли  оттуда?
Теперь уже удивилась учительница:
– В школе никогда не было никакого  хранилища.  Ещё  в апреле все дети унесли свои лыжи по домам.
    Дома опять разбор полётов:
– Как же так? Я же спрашивала тебя! Ты мне соврала?!
Дочь, насупившись, опустила голову:
– Я их забыла в трамвае. Не хотела тебя расстраивать.
– Как ты не понимаешь? Нельзя,  как  страус,  зарывать  голову  в  песок.  Если  что-то  случилось,  надо  это  сразу  разруливать. Почему ты не сказала мне?
– Ой! С тобой всегда столько проблем.   
  …Сижу, пишу про эту историю, и вдруг меня  озаряет. Кричу в открытую дверь старшей внучке:
– Дуся! Дуся, а где твои лыжи? Помнишь, с  ботинками, палками, в оранжевом чехле?
– Ну, ты, бабуля, хватилась. Я в этом году школу  заканчиваю уже.
– А всё-таки? Они сейчас бы для Яси очень  пригодились.
– Не зна-ю! Наверно, пропали без вести.

                ***
    – Кузнечик, сегодня у нас рыбный день! Раньше во  всех столовых был такой, не помню уже, в среду или в четверг. Рыбку будешь есть? Очень полезно для мозга.
– Ха. Я уже в воскресенье её объелся.
– Вот это да! Где тебе так повезло?
– На рыбалке, где!
    И тут внук (ему около шести лет) начинает в подробностях рассказывать,  как  они с дедом (отцом зятя) ездили на рыбалку. Накопали  червей, закидывали настоящие удочки, ловили настоящую  рыбу. Причём внук поймал такую здоровенную, что её  насилу вытащили на берег. Потом он её сам почистил и сам  же сварил рыбный суп на костре. Все просто объелись! Говорит он это всё без лишних эмоций, как бывалый  завсегдатай. Я охаю, ахаю, что-то у него уточняю. Потом,  улучив момент, звоню дочери:
– Неужели сбылась твоя мечта, и  дед  наконец-то  взял  Кузнечика на рыбалку?
– Если бы. С чего ты это взяла?
– Только что полчаса слушала  рассказ  о  рыбалке, как  рыбу ловил, как накормил всех. Такой деловой, как  маленький мужичок.
– Ох, мама! Видимо, он выдаёт желаемое за  действительное. Так давно ждёт, когда дед позовёт с собой.  А тот, что маленьким боялся его на руки взять,  что  сейчас  времени не хватает общаться.
–Работает, да и побаивается, наверно. Ответственность всё-таки. Кузнечик, он и есть кузнечик. Всё ещё впереди.
– Хотелось бы. Должно у мальчишек в детстве это  случиться: рыбалка с дедом, в гараж с отцом, гонки на  велосипеде.
– Точно! Помнишь, как Кузнечик освоил большой  велосипед за полчаса? Уверенность  такая   появилась, сразу  друзья новые. Не зря есть такой анекдот: вот ты богат,  у  тебя  крутой бизнес, у тебя крутая подружка и «Бентли», а всё  равно велосипеда у тебя в детстве не было!..
   
                ***
    Дусе девять лет. Она  крутится передо  мной  на  ковре, показывает разные акробатические  упражнения.  На  очереди «лягушка». Знаете? Это, лёжа на животе, надо затылок достать пальчиками ног.
– Тяни, тяни ножки, не халтурь, – подбадриваю я, – надо всей стопой доставать!
– Ага, какая ты умная! Вот сама сделай.
– В твоём возрасте делала запросто. Я в пятом классе  даже в цирковой кружок  ходила. Колесо,  мостик,  лягушку – легко. Не получалось  только  из  мостика  ноги  через  голову  перекидывать.
– Правда?
– Что, ты думаешь, я родилась бабушкой? Была  когда-то такой же девочкой, как ты. 
– Ты выступала в цирке?
– Нет, конечно. Так, ходила в кружок при Дворце  культуры. Потом  мы  переехали,  пришлось  бросить,  но  лет  до тридцати пяти я ещё могла такие штуки делать.
  …В доме праздник, мой день рождения. За столом  много гостей: родственники, подруги. Все поздравляют  меня,  говорят тосты. Берёт слово Дуся. Произносит пожелания,  потом делает загадочное лицо:
– А хотите, я вам что-то расскажу про бабушку? Вы  этого про неё не знали. Она сама мне рассказала.
Гости заинтригованы. Все замерли в улыбчивом  ожидании.
– Бабушка выступала в цирке!
Лица присутствующих повернулись ко мне:
– Правда?!
– Так, ходила в цирковой кружок, – отмахнулась я,  смеясь. – Вы что, меня первый год знаете?
– Бабушка выступала в  цирке, – продолжает  внучка. – Однажды на выступлении  она  шла  по  канату,  а  этот  канат  лопнул прямо посередине. Бабушка упала с высоты на  сцену,  и сцена под ней провалилась. После этого она уже не  выступала.
– Почему? – дружно спросили гости.
Тут уже встала я:
– Ох уж эти дети! Да, шило в мешке не утаишь,  история  была  страшная. Не  помню,  почему тогда на арене  появилась эта сцена, но под ней стояли  клетки с  тиграми.  Я, конечно же, проломила ещё и эти клетки,  и  тигры  тут  же   безжалостно меня сожрали. Публика рыдала  и  аплодировала  стоя! Резонанс  был такой,  что  стены  цирка  не  выдержали  и стали рушиться. Вот почему теперь у нас строят новый  цирк. Нет худа без добра!
         
                ***
    26 сентября  2022 года  в  Республике  объявлен  траур!  Убийца-шизофреник в школе № 88 расстрелял 17  человек,  из них 11 детей, ещё 15 тяжело  ранил.  Дойдя  до  четвёртого  этажа, застрелился сам. На его чёрной футболке красным  была нарисована свастика, а на обоймах с патронами  написано слово «ненависть». Шок для всей страны, горе  родителей. Каждый день люди несут к ограде  школы  цветы  и игрушки…
               Не унять слёзы, злые и горькие!
               Не дай Бог побывать на их месте.
               Оборвались жизни недолгие,
               А с утра ещё были все вместе,
               Пожимали ладошки тёплые,
               Собирали в школу портфели…
               Но убийца уже в мозгу подлом
               Обозначил их всех как цели.
               И на нём снова свастика скрючилась,
               Как паук из сетей интернета.
               Проклинаю убийцу!!! И мучаюсь
               Долей общей вины за это…
    Город полон пересудов и пересказов. Как это было,  что будет дальше?! В семье знакомых, живущих в доме  напротив школы, мальчик начал говорить шёпотом.  Говорит,  что ничего не боится, просто так ему хочется, но учиться в  школу пойдёт только в деревне.               
    Прошло дня четыре. Едем с  дочерью  и  Кузнечиком  в  бассейн. Наш первоклассник оборачивается ко мне с  переднего сиденья:
– Бабушка, а ты новости знаешь?
– Конечно, – говорю, – каждый день читаю с утра.
– Ну, ты слышала уже эту новость?
– Ты про школу хочешь спросить?
– Да. Я ведь тоже видел маньяка.
– Да ты что! Где, когда?
– У нас в школе, во дворе.
– Почему ты решил, что это маньяк?
– Он был во всём чёрном, в маске, с обрезом таким.
– И что ты сделал?
– Подошёл к нему. Сказал: «Эй ты, чувак! Вали с  нашего двора!» И он сразу ушёл.
    Ох уж эти дети! Хоть плачь, хоть смейся. Дочь  невозмутимо ведёт машину, а я и не знаю, что сказать:
– Кузнечик! Ради Бога, не надо подходить к  маньякам!  Они психически больные люди, стреляют  на  каждый  звук  и  движение. Если увидел подозрительного человека,  подбеги  к  какой-нибудь тёте и иди рядом с ней. Обещаешь?
– Угу… 


Рецензии