Часть 15. Ох уж эти дети. С чего начинается Родина

                15. С чего начинается Родина

    Всем давно известно: чем раньше нарядишь  новогоднюю ёлку, тем скорее она начнёт приносить  подарки.  У нас так! Праздник начинается недели за две до 31 декабря.
    …Новый 2014 год отзвенел бокалами, пощекотал  носы пузырьками шампанского  и  повеселил  топаньем  моих  шкодливых внучек под любимый канкан Оффенбаха. С  лёгким сердцем все желали друг другу счастья и  благополучия. Никто тогда и предположить не мог, что  скоро  этот год для всего мира станет новой точкой отсчёта  времени.
    На бывшей нашей братской Украине уже полыхал  Майдан. По улицам Киева маршировали неофашисты со  свастиками и портретами кровавого  палача  Бандеры.  А  нам  казалось, что наши деды ещё в 1945-м  навсегда  покончили  с  фашизмом на всей Земле. Говорю это не потому, что  помешана на политике, просто уверена, что история любой  семьи неразрывна с историей страны. Как и судьба каждого  человека – с историей своего детства. 
  Второе января 2014 года. Мы с  Дусей  едем  встречать  Олимпийский огонь. В этот день его эстафета проходит  через  наш город. Через месяц в Сочи откроются зимние  Олимпийские игры. Подобное случилось в нашей стране  лишь однажды – в 1980-м. Правда, страна была другой. Улицы по  маршруту  следования  уже  заполняются  толпами  воодушевлённых, улыбающихся людей. В  руках  взрослых  и  детей разноцветные флажки, плакаты. Погода  паршивенькая, колючий ветер заставляет поднять воротники и надвинуть  шапки, но это никого не пугает. За окном переполненного автобуса вдоль дороги мелькают красочные билборды. Очередная предвыборная  кампания:  лица,  лозунги,  слова. Я  спрашиваю у восьмилетней внучки:
– А что означает слово «патриот»?
– Машину, – мгновенно отвечает она.
– Ну, это автомобильная марка. А ещё что?
– А что ещё?! 
– Эх, Дуся ты, Дуся! – смеюсь я.
  Стоп! А над чем я смеюсь?! Дуся ни в чём не  виновата. Это нам сначала кажется, что слишком рано  говорить с детьми о жизни, о нравственных категориях,  потом некогда, затем может оказаться поздно.

                ***
    Вы бывали в Елабуге? Я обожаю этот город с  тысячелетней историей! Он весь такой  светлый,  чистенький,  как будто выбеленный жарким солнцем, почему-то  напоминает мне какой-то приморский городок. Чего там  только нет! У домика Марины Цветаевой  пешеходная  зона  с  домами прошлой эпохи, музеи Надежды Дуровой, Ивана  Шишкина, Чёртово городище…
    Всякий раз, как мы бываем в той стороне, мой  двоюродный племянник, милый душевный парень, везёт нас  в Елабугу. Для меня это место силы. Брала  я  с  собой  туда  и  маленькую Дусю, и Ясю, когда ей было лет пять.
    Чёртово городище с разрушенной крепостью  и  старой  башней находится на высоченном берегу Камы, его  видно  из  любой точки города. Но самый замечательный вид  открывается сверху, когда вы стоите  на самом краю обрыва  у подножия старой башни. Это незабываемо! Внизу под  вашими ногами река разделяется на несколько рукавов,  между ними живописные зелёные островки, и  так  до  самого  горизонта. Мелкая рябь воды  искрится под солнцем, где-то далеко плывут кораблики, как ножом взрезает гладь  длинная  баржа. Сверху купол голубого неба, внизу синяя Кама,  между ними летают белые птицы!
– Ясенька! Давай встанем здесь, посмотри, какая  красота. Вот такая у нас замечательная страна Россия! – говорю внучке, захлёбываясь от восторга.
Яся осматривается вокруг, щурится от солнца и  одобрительно кивает:
– А мы потом в «Макдональдс» пойдём?
– Яся! При чём тут «Макдональдс»? Посмотри вокруг,  запомни эту картину.
– Хорошо. Бабуль, а мы в «Макдональдс» пойдём?
– Чудо ты моё-ё-ё! Я тебя сейчас зарою на этом  берегу, будет ещё одна достопримечательность. Давай  раскинем вот так руки и крикнем «Это моя Родина!»
Я кричу заветные слова, ветер уносит их вдаль, а Яся  с растопыренными руками смотрит на меня снизу вверх:
– Бабуль, а мы в «Макдональдс» пойдём?..

                ***
    Однажды я случайно прочитала Дусино школьное  сочинение. Не помню уже, в каком классе и о ком она  писала, но одна фраза меня просто развеселила – «Он  родился ещё в Советском Союзе, но как-то выжил».   
– Дусенька, а откуда у тебя такие познания о  Советском Союзе? Я вот родилась и половину жизни  прожила в СССР. Опасности для жизни никогда не  чувствовала.
– Ну, не знаю. Нам рассказывали, что там какие-то  лагеря были, всех хватали, сажали. В кино  тоже  показывают.  А что такое? – Внучка была весела и беззаботна.
– Хочу заступиться за Советский Союз. Перед тобой,  на минуточку, живой свидетель того времени.
– Расскажи.
– Я родилась в 1958 году, СССР распался в 1991-м,  твоей маме тогда уже было семь лет. В 1961 году наша  страна впервые в мире запустила в космос первого человека.  Кто это был?
– Юрий Гагарин. Я знаю, – Дуся уже отставила свои  занятия и уселась напротив меня.
– Мы несколько раз переезжали: сначала из посёлка в город, потом отцу давали квартиры здесь. Потому я училась в четырёх  школах. А до школы с братом бесплатно ходили в детский сад, который принадлежал предприятию, где работали родители. Твоя мама, кстати, тоже ходила в заводской садик. Я занималась в разных кружках, как и мой брат, в  баскетбольной секции. Бесплатно! Потом поступила и  окончила институт, бесплатно. Определения дефолта и  инфляции я узнала только там от преподавателя по экономике. Пошла работать на завод,  тогда там было двадцать пять тысяч работающих.  Безработицы не было –  наоборот, неработающих называли тунеядцами и по закону  принуждали трудиться. Медицина была  полностью бесплатной, врачи работали в две смены. Когда  родилась твоя мама, завод вместо моей комнаты дал  однокомнатную квартиру, а потом и двухкомнатную.  Бесплатно!
– Совсем без денег?! – Дуся недоверчиво покачала  головой.
– Да, мусенька моя! Надо было просто хорошо  работать без нарушений. Электроэнергия многие годы  стоила четыре копейки за киловатт час. Я даже не помню,  сколько я платила за коммуналку, что-то несущественное. Квартиры, правда, принадлежали государству, их нельзя  было продавать, только менять. Но если  ты  прописан  в  ней,  живи, сколько хочешь. Во всех магазинах цены были одни и  те же, не надо было бегать и искать, где дешевле сахар или  гречка. Землю под сады раздавали желающим бесплатно.
– А в Турции ты отдыхала? Тоже бесплатно? – Дуся  уже слушала меня, как будто я рассказывала сказку.
– Нет, в Турцию тогда никто не ездил. За границу  трудно было выехать, но по профсоюзным путёвкам я  объездила полстраны. За десять процентов от стоимости.  Всю Прибалтику, Крым, Армению, Грузию, Азербайджан. В  то время это были наши братские республики. Представляешь, нас в СССР в 1986 году было 276 миллионов  человек! Мы так хотели мира и спокойствия, что давали республикам  и строили гораздо больше, чем у себя в России. Всё это  неблагодарно  забыто.
– Если так хорошо всё было, почему распалось?
– Это длинная история. Человеку, к сожалению, свойственно привыкать к хорошему и не ценить это. Всё кажется простым и  естественным как воздух, которым мы дышим. Как-то всё сошлось в одно  время. Я тебе рассказала о хорошей стороне, о которой  начали забывать, но были и недостатки.  Не  хватало  товаров,  зарплаты не всех устраивали.  Мы каждый день ходили на работу и верили правительству. Никто не ожидал таких глобальных перемен. Наши неумные правители  перестали видеть края допустимого, боролись за власть. Америка и Запад десятками лет  вели  подрывную  работу,  не  хотели нашего развития. Мы стали инфантильными, беспечными; в общем, хотели услышать похвалу от зарубежных стран. Иметь свободы, которые оказались вседозволенностью и полной анархией. Откуда появилось это преклонение перед всем западным,  заграничным?
– Там всё классное, красивое.
– Значит, и нам надо было научиться делать классно  и  красиво. Ты знаешь, что ещё в начале прошлого века  богатые  люди в России нанимали на службу иностранцев, как  гастарбайтеров сегодня? Немцы, французы, итальянцы  служили няньками, гувернёрами, поварами, садовниками,  учили языкам и музыке.
– Бабуль, а откуда ты всё знаешь?
–  Память хорошая. А ещё, когда пишу, стараюсь всё узнать  поподробней,   и  тебе советую. Обращайся, если что.

                ***
    Раз зашёл разговор о  школьных  сочинениях,  не  могу  себе отказать в удовольствии включить  чужой  бомбический   перл. Этот ролик популярен в интернете.
Старенькая седенькая учительница на чьём-то  банкете под истерический хохот гостей зачитывает текст  сочинения  о  Ленине  ученика,  сдававшего  ЕГЭ. Имя его неизвестно, но произведение его поистине  уникально!
Сочинение о Ленине
    Когда родился Владимир Ильич Ленин, никто  не  знал, что он будет предводителем коммунистов, о котором  помнят и в наши дни. Это был великий человек. Ленин  учился  в школе. Иногда к нему приставали парни. Кончалось это  разборкой на школьном дворе.  Ленин  не  любил  драться,  но  приходилось защищаться или защищать своих друзей.
    Кроме школы Владимир Ильич ходил работать, так как в  те  времена  нужны  были  деньги,  чтобы  хоть как-то  прокормиться. Прилавки в магазинах были почти пусты. Хлеб и продукты давали по карточкам. Владимир Ильич жил  с людьми не как богатый гражданин, а как и все люди,  которые его окружали. Он бегал, раздавал листовки. Стоял  на улице с огромной пачкой газет, подбегал к машинам и  продавал эти газеты. 
    Не знаю, как Владимир Ильич стал лидером. Наверно, он как-то проявил себя перед людьми. Когда он «взошёл на  трон», то начал вести всех людей к  будущему  коммунистов. Владимир Ильич Ленин старался делать так, чтобы на  прилавках было больше еды, и чтобы было меньше  безработицы. Это ему, конечно, удалось, но ненадолго.  Посевы в деревнях не всегда давали хороший урожай.  Иногда  урожай просто гиб.
    Ленин очень любил детей. На парадах он брал  ребёнка  и нёс его на руках. Люди не возражали, что ихнего ребёнка  берёт предводитель.
    Когда началась великая октябрьская революция, в  стране началась паника. Владимир  Ильич  не  мог  удержать  людей. Приходилось успокаивать их силой. Всех парней,  старше шестнадцати лет, отправляли на  войну. Некоторые  люди боялись и прятались. Через некоторое время их  находили  и  приговаривали  к  расстрелу.  Из-за  революции  в  стране началась голодовка. Хлеб  практически  не  привозили.  Воды нигде не было.  Да  если  и  привозили,  то  давали  кусок  хлеба да половину кружки с водой. Некоторые даже не  могли дойти до машины с едой, так как, охваченные  голодом, лежали на полу и ум… (зачёркнуто) погибали.            Владимиру  Ильичу  Ленину  было  тяжело  смотреть  на  всё  происходящее. Он не мог давать людям больше еды лишь  потому, что немцы подходили всё ближе и ближе к  деревням. Они сжигали посевы, силой отнимали  продовольствие у стариков и женщин. Потом немцы  расстреливали народ в деревне и сжигали её.
    Ленин понимал, что немцы  приближаются  к  Москве.  Он посылал на войну всё больше и больше людей, а сам сидел  в охраняемом месте и ждал вестей.
    Народ в стране взбунтовался и начал  громить  город.  Ленин приказал солдатам успокоить людей. Солдаты не  счадили ни  детей,  ни  женщин. Когда  всё  немного  затихло,  Владимир  Ильич  захотел  узнать  о новостях  в  Москве  и  Подмосковье. Он выехал на своей машине вместе с охраной.  Но он недолго ездил. Ему устроили засаду революционеры.
  Тогда-то Ленина поймали и посадили  за  решётку.  За  решёткой Ленин читал книги при свече. На полях, в книге,  он  писал молоком послания. Но революционеры узнали о его  планах и отобрали книги.
    После нескольких дней советские войска дошли до  того места, где находился Владимир Ильич Ленин. Они  окружили революционеров и взяли их в плен. Ленин был  свободен. В последний раз Ленин направил все свои  войска  на  немецкую армию. В этом бою советская армия  окончательно разбила вражескую армию.
    После этой победы в стране началась перестройка.  Теперь Ленин был не враг народа, а друг. Стали привозить  пищу, открыли новые заводы, стали появляться новые  постройки.
    Однажды вечером, как обычно он  это  делает,  Ленин  хотел  сесть  в  свою  машину,  а  потом  поехать  домой. Только Владимир Ильич открыл дверь машины, как вдруг  раздался выстрел. Пуля настигла Владимира Ильича Ленина  и попала в сонную артерию. Ленин умер. На месте  выстрела оказалась только старушка, которая дальше двух метров  ничего не видела. Её поймали и расстреляли.
    После смерти Ленина поставили памятники,  посвящённые ему. Самого Владимира Ильича Ленина  похоронили на Красной площади в мавзолее, где он лежит и  по сейчас. Ленина тщательно охраняют. Пускают в  мавзолей, чтобы посмотреть на него. Сейчас Ленин почти  весь состоит из протезов.  Когда  на  него  падает  свет,  то  кажется, что он светится изнутри. Надеюсь, что в  будущем его похоронят, как человека. Ведь он как маникен  там лежит и все на него смотрят. Он же тоже человек,  как и мы. Пусть же его похоронят как подобает, а не как  маникена.
    Вот это называется:  и  смех,  и  грех!  Какой  сумбур  в  голове  выпускника  школы  из  отрывочных  поверхностных  знаний! А что ещё печальней,  за  это  сочинение  он  получил  четвёрку…

                ***
    Как-то летним вечером стояли мы с компанией у  кафе.  Подошёл молодой мужчина,  оказавшийся  приятелем  одного  из наших друзей. Они крепко обнялись, похлопали друг  друга по спине. Закурили.
– Ты откуда? Говорили, что за бугор подался. Надолго  к нам?
– Да, жил несколько лет в Германии. Бизнес не  пошёл.  Как говорится, что русскому хорошо, то немцу – смерть, и  наоборот. Вернулся на родину.
– И как тебе родина?
– Есть, конечно,  изменения  в  лучшую  сторону,  но… –  Приятель, скривив лицо, помотал головой. – Там же – культура!
Он стал увлечённо рассказывать, как ТАМ всё  аккуратно,  чистенько,  всё  делается  для  удобства  людей.  В  городах нет ни одного кусочка земли, не засаженного  цветами, не то  что  здесь.  Он  обвёл  рукой заросший  травой  газон.
– Там никто даже не подумает кинуть бумажку или окурок на  землю, – сказал он, докуривая сигарету.
Бросил свой  окурок  под  ноги  на  чисто  выметенную  площадку, хоть урна стояла рядом, провернул его носком  ботинка:
– Ну, пока. Приятно было встретиться, – молодой человек приветливо помахал нам рукой и пошёл дальше.

                ***
    Мне всегда странно слушать людей,  которые  требуют  каких-то немедленных революционных действий  от  Путина. Надо отобрать все деньги у олигархов, расстрелять кого-то  на площади, чтоб неповадно было, с понедельника  увеличить  всем в пять раз зарплату и пенсию… Причём в случае  ответной заварушки они не покинут своих  трибун  на  тёплой  кухне. Я работала освобождённым комсоргом в огромном  цехе, многие годы – начальником служб, и знаю, как   нелегко  разбить устоявшуюся рутину и приобрести  единомышленников.
    А самый яркий опыт был, когда я «на слабо»  согласилась стать старшей по подъезду в нашем доме. Причём совершенно бесплатно. Дом был большой: девять  этажей и шесть подъездов. Стояла задача как  можно  быстрее  и массово подписать протоколы заочного голосования,  чтобы попасть в федеральную программу, за счёт которой  нам сделают капитальный ремонт дома. И тут началось!  Соседка по площадке, моложе меня лет на десять,  перечеркнула весь лист. Сказала,  что,  кроме  меня,  не  знает  других из инициативной  группы. Спрашиваю её:
– Ты сама хочешь работать в группе?
– Нет, конечно. Что я, с ума сошла?!
– Ты хочешь познакомиться со всеми? Это легко  сделать.
– Нет, зачем мне это? Раньше всё  как-то  делалась  без  протоколов, пусть и теперь так  делается,  а  я  в  ремонтах  не  разбираюсь.
    Я ей доказывала, что «как раньше» уже не будет  никогда. Раз она приватизировала квартиру, то несёт  ответственность  за  ремонт,  а  он  может  стать  бесплатным.  Соседка ответила, что даже  не  хочет  вникать,  извинилась  и  закрыла дверь.
Другая, учительница со стажем, просто  отчитала меня. Она, видите ли, долго копила деньги, чтобы  купить квартиру в середине дома, чтобы такие женщины, как  я, не приставали к ней с ремонтом крыши и подвала, она к ним не имеет никакого отношения. Одна бабушка на мои звонки приоткрывала дверь квартиры за общей решёткой и  зловещим шёпотом вещала:
– Дома нету-у никого-о. 
Соседка с третьего  этажа  сказала,  что  без  одобрения  дочери ничего не подписывает, а  та приезжает очень редко.  Я устала доказывать всем, что они ничем не рискуют, а в  случае удачи у нас будет бесплатный ремонт, но в  результате  сроки были упущены. А одна дама передала через дочь  пожелание, что по вечерам я должна патрулировать  в  нашем  подъезде и гонять молодёжь, собиравшуюся на её   лестничной площадке (домофонов тогда не было). Вот такой  срез общества.

                ***
    Дочь не одобряет разговоры с детьми, несущие  какой-либо негатив. Но они всё равно в курсе дел со слов друзей  и  одноклассников.
– Бабуль, а у нас будет война? – почти шёпотом  спросила Яся.
– Нет, конечно. Будь спокойна. У нас самая сильная  армия! Она нас защитит.
– А почему бывают войны?
– Как тебе сказать… У тебя в классе есть мальчик,  который думает, что он самый сильный, и может обижать  других?
– Да, есть. Он даже плохие слова говорит.
– Вот. Если его сейчас не остановить, то он таким и вырастет, найдёт похожих друзей и начнёт устанавливать  свои порядки во дворе, улице или в городе.
– И начнётся война?
– Ну, не прямо от этого. Смотря сколько их будет и  кто их поддержит. Мы с тобой живём в Удмуртской  республике, где два государственных языка: русский и  удмуртский. Удмурты все говорят по-русски, а мы, к  нашему  стыду, удмуртский не знаем. Хоть мой папа вырос в деревне  и очень любил говорить на нём. Слава Богу, что мы все  живём в мире и согласии. А вдруг кто-то скажет, что с  понедельника русский язык запрещён? В школах, в  магазинах, в разных конторах, на улице. Кто заговорит – будут наказывать. Представляешь, что начнётся? Вот так  случилось на Украине, где очень много живёт русских  людей, миллионы. А ведь речь для  того  и  появилась,  чтобы  хорошо понимать друг друга. От разговоров перешли к угрозам, потом начали убивать тех, кто был не согласен. Теперь наши солдаты  защищают наших русских, да и украинцев тоже, на  Донбассе. Они ждали нас восемь лет! Но тогда  у  нас  ещё  не  было такой армии, сил таких не было у страны.

                ***
    Наткнулась  на  интересную  статью,  думается,  очень  актуальную в наши дни, о сербской специалистке по  искусству выносливости Марине Абрамович. Её работы  исследуют отношения между художником и аудиторией,  пределами тела и возможностями ума.
    В 1974 году Марина Абрамович провела самый  нашумевший эксперимент. Она неподвижно стояла в одном  из выставочных центров, разложив перед собой огромное  количество разнообразных предметов: от молотка с  пистолетом до акварельных красок. При этом людям  разрешалось взять любой из этих предметов и делать с  Мариной то, что им захочется.
    Поначалу люди  стеснялись,  но  потом  делали,    даже  хохотали при этом. Они раздели её, разрисовали и порезали.
  Абрамович вспоминает: «Сначала зрители очень  хотели со мной поиграть. Потом  они  становились  всё  более  агрессивными, это было шесть часов настоящего  ужаса.  Они  отрез;ли мне волосы, втыкали в тело булавки,  резали  ножом  рядом с шеей и пили кровь. Потом наклеили на рану  пластырь.
    После шести часов перформанса я в крови и со  слезами на глазах, голая, пошла в сторону зрителей, отчего  они в буквальном смысле выбежали из комнаты.
    Я хотела показать одну вещь: это  просто удивительно,  насколько быстро человек может вернуться в дикое  пещерное состояние, если ему это позволить».
    Есть над чем задуматься, не правда ли?


Рецензии