Глава 8. Ордынские казаки

Ордынские казаки.
В начале 14 века Монгольская империя, созданная великим Чингисханом, начала распадаться, в её западном улусе, Золотой Орде, также периодически возникали династические смуты (замятни), в которых участвовали и казачьи отряды подвластные отдельным монгольским ханам. При хане Узбеке ислам стал государственной религией в Орде и в последующих династических смутах обострился и стал активно присутствовать ещё и религиозный фактор. Принятие одной государственной религии в многоконфессинальном государстве безусловно ускорило его саморазрушение и распад. Участвовали казаки и в смуте ордынского темника Мамая, в том числе и на стороне русских князей. Известно то, что в 1380-м году казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве. Войска погибавших в смутах ханов часто становились бесхозными, «вольными». Именно тогда, в 1340-60 годы, в Русском пограничье появляется новый тип казака, не состоявшего на службе и жившего главных образом набегами на окружающие их кочевые орды и соседние народы или грабившие купеческие караваны. Именно их называли “воровскими” казаками. Особенно много таких “воровских” ватаг было на Дону и на Волге, которые являлись важнейшими водными артериями и главными торговыми путями, соединявшими русские земли со степью. В ту пору между казаками, служилыми и вольными не было резкого разделения, зачастую вольные нанимались на службу, а служилые при случае грабили караваны. После окончательного развала единого монгольского государства, оставшиеся и осевшие на его территории казаки, сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками. Они говорили: «мы не русские, мы казаки». Эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например, у Шолохова). Историки казачества, приводят подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе.
 В XV веке роль казачества в приграничных районах резко возрастает ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен. В 1482 году, после окончательного распада Золотой Орды, возникли Крымское, Ногайское, Казанское, Казахское, Астраханское и Сибирское ханства. Они находились в постоянной вражде между собой, а также с Литвой и с Московским государством и не желали признавать силу и власть Московского князя. С этого времени начинается новый, трёхвековой период восточноевропейской истории – период борьбы за Ордынское наследство. В ту пору мало кто мог предположить, что заштатное, хотя и динамично развивавшееся, Московское княжество в конечном итоге окажется победителем в этой титанической борьбе. Но уже спустя менее века после распада Орды, при царе Иване IV Грозном, Москва объединит вокруг себя все русские княжества и покорит часть Орды. В конце XVIII в. при Екатерине II под Московской властью окажется вся территория Золотой Орды. Разгромив Крым и Литву, победоносные вельможи царицы-немки поставили жирную и окончательную точку в многовековом споре за Ордынское наследство. Более того, в середине XX века, при Иосифе Сталине, на короткое время советский народ создаст протекторат практически над всей территорией Великой Монгольской Империи, созданной в XIII в. трудом и гением Великого Чингисхана, включая и Китай. Но это будет потом.
И во всей этой послеордынской истории казаки приняли самое живое и активное участие. Более того, великий русский писатель Л. Н. Толстой считал, что «вся история России сделана казаками». И хотя в этом высказывании, безусловно, есть преувеличение, но, окинув внимательным взглядом историю Российского государства, можно констатировать, что все значительные военные и политические события в России не обошлись без активнейшего участия казачества.


Рецензии