Денни и другие

Пока всевозможные исследователи и толкователи библии судят да рядят о событиях, случившихся при строительстве Вавилонской башни, археологи, палеонтологи и особенно палеогенетики нашли и неопровержимо доказали, что в первобытные времена на Земле жили и даже общались между собою несколько подвидов человека. Совсем недавно, когда наука утверждала исключительно эволюционную цепочку становления Homo sapiens, это прозвучало бы как вопиющее кощунство. Сегодня мы признаём, что человек такая же часть биосферы, как и многие прочие биологические организмы, а потому ему неизбежно должно быть присуще видовое разнообразие.

Специалисты доказали существование в древности трёх подвидов человека: Homo sapiens neanderthalensis — человек разумный неандерталец; Homo sapiens — человек разумный; Homo denisovensis — денисовский человек, он же Homo altaiensis — человек алтайский. Генетически неандерталец и человек разумный ближе друг другу, чем денисовец.

В 2016 г. в Денисовой пещере обнаружены костные останки непосредственного предка Homo sapiens (так в науке считается длительное время) — Homo erectus (человек прямоходящий) с мтДНК денисовского человека. Вполне возможно, что человек прямоходящий не предок первых трёх подвидов, а четвёртый подвид первобытного человека.

Денисова пещера, где обнаружены стоянки первобытных людей всех подвидов, располагается на территории Южной Сибири в предгорьях Алтая на стыке границ России с Китаем, Монголией и Казахстаном. Согласно преданию, первым нашел её в XVIII в. пастух (или отшельник) по имени Денис. Жил ли он там постоянно или только укрывался в непогоду, мы не знаем, но в народе эта труднодоступная пещера получила его имя.

Советские археологи заинтересовались пещерой в конце 1970-х гг. Там начались раскопки. Однако наука к тому времени ещё не достигла необходимых высот, чтобы учёные могли даже догадаться о сенсационности своего открытия. В течение 30 лет в пещере один за другим были вскрыты 20 культурных слоев, только тогда учёные дошли до материка.

В 2008 г. среди многочисленных костных останков, где преобладали кости доисторических животных, была обнаружена маленькая, сломанная пополам косточка от пальца гоминина* — последняя фаланга мизинца 9-летней девочки, жившей 48—50 тыс. л.н. Эту кость отправили на ДНК-анализ в Германию. Результат оказался потрясающий и всколыхнул весь научный мир! Немецкие палеогенетики восстановили по этому фрагменту косточки полный геном обитателей Денисовой пещеры. Сделали они это со столь высокой точностью, что смело заявили, будто эти первобытные люди были кареглазыми брюнетами со смуглой кожей. Но не это главное. Пальчик принадлежал девочке, ДНК которой указывает на существование неизвестного науке гоминина! Бесспорно, он родственен неандертальцам и произошел от ещё более древней популяции первобытных людей, живших примерно 800 тыс. лет назад.
______________________
* Гоминины (лат. Homininae) — подсемейство семейства гоминид (Hominidae), к которому относят человека разумного (Homo sapiens), шимпанзе (Pan), горилл (Gorilla), а также ряд вымерших групп. Главное отличие первобытных людей от обезьян: у всех подвидов человека 23 пары хромосом, у обезьян — 24 пары хромосом.

В течение последовавшего десятилетия палеогентики установили, что в ДНК многих современных землян на всех континентах (кроме Антарктиды), прежде всего в Азии (китайцы, тибетцы), содержится след ДНК этого гоминина. Так стали создаваться гипотезы его миграции и истории.

Неизвестного гоминида учёные классифицировали по месту первой находки — Денисовой пещере, как Homo denisovensis — денисовский человек. Девочке же, пальчик которой оповестил современный мир о новом подвиде человека, дали имя Денни. Фалангу её пальчика в научных трудах называют Denisova 3.

Долгое время считалось, что останки денисовского человека сохранились только в алтайской Денисовой пещере. Помимо фрагмента мизинца Денни, там найдены два зуба и фаланга пальца ноги взрослого мужчины-денисовца (или мужчин-денисовцев).

Находки в Денисовой пещере дали толчок молниеносному развитию палеонтологических наук. В первой четверти XXI в. в продолжение палеогенетических методов был разработан метод идентификации ископаемых костей**. Благодаря ему было установлено, что найденная в 1980 г. неподалеку от культовой буддийской пещеры Байшья в северо-восточной части Тибета (3280 м над уровнем моря) нижняя челюсть гоминина (челюсть из Сяхэ) принадлежала денисовскому человеку, жившему там 160 тыс. л.н. Оказалось, что организм денисовца был генетически приспособлен к жизни в высокогорье.
__________________________
** По аминокислотным последовательностям коллагенов — очень медленно разрушающихся белков, которые могут сохраняться в костях гораздо дольше, чем ДНК.

Тем временем при дальнейшем исследовании генома Денни оказалось, что в хромосомном наборе её отца-денисовца имеются наследственные признаки неандертальцев. Это означает, что денисовцы и неандертальцы жили одновременно и совокуплялись. Перед учёными встал сложный вопрос: это случайность или подобное межвидовое скрещивание было явлением частым?

Первые найденные археологами в пещере орудия труда были изготовлены примерно 300 тыс. л.н. Самое раннее появление там денисовцев (судя по отложениям и останкам) относят к 200 тыс. л.н. Ушли они из пещеры или вымерли примерно 55 тыс. л.н. Неандертальцы жили в пещере где-то между 190 тыс. л.н. — 100 тыс. л.н. Отсюда делается вывод, что скрещивание денисовцев и неандертальцев происходило длительное время.

И всё же главная загадка денисовцев не в их геноме и не в миграционных путешествиях. В 2016 г. в нижних археологических слоях Денисовой пещере, которые относят к периоду примерно 50 тыс. л.н. была обнаружена небольшая (8 см) иголка — самая древняя в мировой истории. А в 2017 г. был установлен возраст фрагмента браслета, найденного ещё в 2008 г. — тоже примерно 50 тыс. л.н. Эти находки коренным образом ломают представления современной науки о становлении мировой культуры.

Впрочем, приоритет денисовцев в данном случае отстаивают преимущественно сибирские учёные. В мировой науке распространена гипотеза о приходе в Денисову пещеру сапиенсов, об их скрещивании с денисовцами и о получении последними культурных навыков от незваных гостей.


Рецензии