Пушкин Гоголь с ума шествие и сумасшествие

Пушкин жутко боялся неизбежности неотвратимого  = сошествия с ума:

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:
****
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих
Да брань смотрителей ночных
Да визг, да звон оков.

Это 1830-й …

Пушкин женится на НН Гончаровой …

Датировка творения  = Косвенным подтверждением того, что это стихотворение написано в 1830 г., служат водяные знаки 1830 г. на листе его черновика [Довгий Ольга. Ещё раз о времени создания стихотворения Не дай мне Бог сойти с ума...» Владикавказские Пушкинские чтения. Владикавказ, 1993}

Он уже понял – «залетел»,  женитьба на московщине – это риск погибели, женитьба на красивой и нелюбящей – это верная гибель.
Уж лучше посох и сума.
Но вот беда – он невольник чести и не успел потерять руководство по применению совести …

***
В 1831 г он познакомился с иным боявшимся  с ума шествия в сумасшедшие  с Н.В. Гоголем на даче Петра Плетнева (менеджера по сбыту творений гения)
Пушкин подкидывал Гоголю идеи и сюжеты для произведений, точно известно -  для «Ревизора» и «Мертвых душ», порой хлопотал о постановке его пьес, выводил Гоголя в свет и пытался привлечь к нему внимание публики. Гоголь беспрекословно выполнял советы Пушкина, прислушивался к его мнению и «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».

Николай Вас. тяжело переживал смерть наставника и поставщика идей и сюжетов (а их Гоголь выпрашивал самым откровенным образом: «7 .10. 1815. Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русской чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Еслиж сего не случится, то у меня пропадет даро™ время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельства<ми>. Я, кроме моего скверного жалованья университетского 600 с<е>р<ебряных><?> рублей, никаких не имею теперь мест. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь будет смешнее чорта. Ради бога. Ум и желудок мой оба голодают. И пришлите Женитьбу. Обнимаю вас и целую и желаю обнять скорее лично.»).  В ино раз такая же млитва: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее чорта. Ради Бога»

Гоголь на стыке инфернального и сакрального (диагноз В. Глянца)  - он смешит Черта ради Бога…
 
А у Пушкина 1835 год откровенно суицидальный (диагноз И. Сурат).
Весь 1836ой он искал надежного стрелка для дуэли – звал к барьеру Хлюстина (почти свояка), Репнина, Соллогуба, д_Антеса. 
В январе Пушкин наконец сделал предложение последнему (уже свояку – т.е. вне дуэльного кодекса), от которого у того не было права отказаться

Знакомые отмечали, что Гоголь выглядел невероятно удрученным от известия о гибели кумира, долго не мог возобновить работу над «Мертвыми душами», которые писал как раз в 1837 г, горько тосковал по Пушкину.
«Ты знаешь, как я люблю свою мать; но если б я потерял даже ее, я не мог бы быть так огорчен, как теперь: Пушкин в этом мире не существует больше», — писал Гоголь Александру Данилевскому
(см. https://diletant.media/articles/37082440/).

В конце жизненного пути Гоголя его признали сумасшедшим. 

Г.В. Белинский не постеснялся известить об этом  Гоголя в своем письме в 1847 г:

«Или вы больны и вам надо спешить лечиться, или … не смею досказать своей мысли»
 
Г.В. опоздал с диагнозом: Гоголь уже вовсю катал хлебные шарики… Пушкин для него стал «поэтом. и ничего больше»


Рецензии