Звёздные часы старшего школьного возраста

     Сначала необходимо признать, что «А» класс был изначально сильнее моего «Б» почти по всем параметрам. Мы превосходили их только по количеству нарушителей дисциплины, двоечников и, иногда, в сборе металлолома. Для того чтобы «закосить» от домашних заданий, мои одноклассники готовы были полдня таскать всё железо, которое «плохо лежало», а таких мест они знали больше.

     Впервые мы сильно утёрли «ашникам» нос на математическом вечере в восьмом классе. В одной из классных комнат на двух левых рядах расселся «А» класс, на правых – «Б», по трое за одной партой.

     Прозвучал первый вопрос: – Как из пяти одинаковых цифр получить число 1000?
     Тут же справа взметнулась рука. Как вы думаете – чья? Правильно, моя. Я вышел к доске и написал 999+9/9=1000. Потом, то же из восьмёрок 1000 = 888+88+8+8+8 и т. д. Потом были вопросы на перекладывание спичек и другие, но первой взлетала одна и та же рука. Через полчаса минут мою руку перестали замечать. Тогда я шептал или рисовал на парте правильный ответ Вовке или Женьке, сидевшим по обе стороны от меня, и разрыв в счёте в пользу «Б» достиг неприличного размера.
     Пошли задачи на логику, ведущая откровенно ждала, когда же начнут отвечать «ашники», но вынуждена была давать слово мне, и я рассказывал, как можно перевезти на лодке с одного берега на другой козу, капусту и волка, чтобы никто никого не съел, как разрезать линиями фигуры на равные части и пр. Дольше всего я вспоминал решение задачи о трёх мудрецах и пяти колпаках белого и чёрного цветов.

      «Ашники» рыдали и бились в истерике, их учительница математики была в шоке, Кира Георгиевна – завуч и наша математичка изо всех сил сдерживала радость и гордость, мои одноклассники готовы были носить меня на руках в школу и домой весь оставшийся учебный год. Нимб надо мной затмил свет электроламп.

     В конце вечера, признав безоговорочную победу, мне вручили толстую книжку о коллективизации и борьбе с кулачеством («Бурьян. Артём Гармаш»), со скромной надписью: «Победителю на математическом вечере». Это единственная книга, которую я не смог дочитать до конца, так и не поняв, какое отношение имеют математические и логические шарады к борьбе большевиков с оппортунистами в сельском хозяйстве.

     Рейтинг мой взлетел выше, чем сегодня у Президента, но я из скромности не стал открывать секрет гениальности в этот вечер.
     А всё потому, что ещё в четвёртом классе с интересом прочитал книгу Перельмана «Занимательная арифметика», предыдущим летом брал в библиотеке книгу «Математические игры и задачи» и регулярно листал с отчимом журнал «Наука и Жизнь»…

     Второй шанс взять реванш за поражения в баскетбольных турнирах появился у нас, когда в девятом классе старшая вожатая Валентина Нечипуренко предложила провести КВН между «А» и «Б». Было много шума, смеха и споров, но мы победили 31:30, собрали из двух команд сборную и через время бросили вызов одной из лучших школ района – 4-й. Капитаном объединённой сборной утвердили меня. Все знали мою способность анекдотично, неожиданно, парадоксально, но не зло и не пошло комментировать нестандартные ситуации. Что особенно ценилось в КВН. Подготовили приветствие и домашнее задание по предложенной организаторами теме, придумали вопросы к разминке. Никакой особой спецподготовки с нами никто не проводил.

КВН-68
     Если рассказывать всё как было, то победа в КВН над сборной 4-й школы нам досталась в трудной, но честной борьбе. А перелому в середине игры и разгромному счёту мы обязаны Женьке Мальцеву.

     В назначенный день команда в сопровождении учителей с директором во главе, родителей и друзей прибыла в актовый зал школы № 4.
     Всё было по–настоящему, как у Маслякова, даже жюри и ведущие – от горкома комсомола.

     После приветствий, по три человека были отправлены на выездной конкурс с темой «Недостатки на улицах и площадях города». Оставшаяся часть команд приступила к «разминке». Наши вопросы и собственные ответы объективно были интереснее и смешнее, чем у противника. Потом прошёл какой-то не запомнившийся конкурс и настал черёд «вернувшимся из командировки». Соперники покритиковали состояние дорог, пьянство и сквернословие (ещё имеющие место быть), отсутствие комфорта в местах летнего отдыха трудящихся.
     Наше трио (Жолобова Таня – «Б», Фрадкин Борис и Колька Степанов – будущие серебряные медалисты из «А») покорило зал своим СТЭМ-шоу. За короткое время они сочинили несколько четверостиший, и критика тех же недостатков, проиллюстрированная «живыми картинками» прозвучала гораздо острее. Особенно в сценке между уже нетрезвым покупателем, выпросившим в неурочное время бутылку вина и разбитной продавщицей, выкрикнувшей ему в спину: – Не забудь пустую бутылку принести! – сыгранной просто профессионально.
     Ещё мощнее врезали по горисполкому за снос пограничного исторического памятника, закончив припевом:
     Бывали дни весёлые,
     Шлагбаум наш стоял,
     Но вот пришли строители,
     И наш Шлагбаум пал.

      (Подействовало, но город нашёл средства и кое-как восстановил пограничную стелу на том месте, где в Таганрог въезжали Пушкин и Александр Первый, только через 5 лет.)

     После этого конкурса определился небольшой по очкам, но явный перевес. И тут ведущие попросили по одному игроку – любителю рыбной ловли. Я без колебаний отправил на сцену Женьку Мальцева, т. к. знал, что главным увлечением у него с отцом была рыбалка.

     Каждый за минуту должен был написать на своей доске названия рыб, обитающих в Азовском море. Парень из 4-й школы написал около 15 названий, Женька – больше тридцати. Причём несколько таких, которых не знали члены жюри и не зачли нам несколько баллов. Но и тех 12, которые Женька один принёс в копилку команды, с лихвой хватило, чтобы вселить в нас уверенность в победе.

     Настал мой черёд – объявили конкурс капитанов. Всё шло ровно, пока мой соперник неожиданно не «споткнулся» на простом вопросе: – Что больше – 40% от 20 или 20% от 40. Я первым шепнул ведущему: – Одинаково, – а соперник дрогнул и выбрал один из двух неверных вариантов.
А потом мы оба попались на о-о-чень КВНовский идеологический вопрос: – Сколько членов в бюро горисполкома Таганрога?

     Пока мы соображали, как можно смешно ответить на такой вопрос, весь зал уже дружно и громко подсказывал обоим: – Семь!

     Конкурс я выиграл с перевесом в один балл, но перенервничал, и сидя в зале, во время музыкальной поддержки своими болельщиками, зааплодировал раньше времени, решив, что номер закончен. Девчонки, молодцы, не сбились и допели модную тогда песню «Моряк вразвалочку сошёл на берег».

     В следующем конкурсе жюри присудило победу с минимальным отрывом соперникам, но это уже ничего не меняло.

     Домашнее задание на тему «Земляне, несущие в космос разумное, доброе, вечное» после сценарной разработки Борис Фрадкин с Валентиной облекли в стихотворную форму. На репетициях я предложил разбавить «сурьёз» студенческим фольклором и гэгами.
     Зрители в зале искренне хохотали, когда Земляне, высадившись на Планету Икс, обнаружили племя аборигенов-неандертальцев, трое из которых (Женька, Вовка и я) одетые в шкуры (последние обрывки маминой шубы сохранившееся в доме), сидя на поляне, шлёпали картами и пели:
Помнишь Мезозойскую культуру,
У костра сидели мы с тобой,
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.
     А такие же неандертальские подруги шили им кожаные плавки.

Чтобы не добивать 4-ю школу жюри оценило домашнее задание одинаково, но общий счёт 102:87 говорил сам за себя.

     Мне кажется, за этот триумф многие из нас получили амнистию за свои «шалости» у директора и учителей. Но ни «Колобок», ни мы ещё не знали, что главный экспромт-сюрприз будет после выпускного бала.

     Алую ленту с надписью «Капитану сборной КВН за победу...» мама долго хранила, пока не осыпалась гуашь, а несколько фотографий растащили друзья и подруги на очередных Днях рождения.
     на фото: шлагбаум при царизме, социализме и псевдо-капитализме


Рецензии