Звёздные часы старшего школьного возраста
Впервые мы сильно утёрли «ашникам» нос на математическом вечере в восьмом классе. В одной из классных комнат на двух левых рядах расселся «А» класс, на правых – «Б», по трое за одной партой.
Прозвучал первый вопрос: – Как из пяти одинаковых цифр получить число 1000?
Тут же справа взметнулась рука. Как вы думаете – чья? Правильно, моя. Я вышел к доске и написал 999+9/9=1000. Потом, то же из восьмёрок 1000 = 888+88+8+8+8 и т. д. Потом были вопросы на перекладывание спичек и другие, но первой взлетала одна и та же рука. Через полчаса минут мою руку перестали замечать. Тогда я шептал или рисовал на парте правильный ответ Вовке или Женьке, сидевшим по обе стороны от меня, и разрыв в счёте в пользу «Б» достиг неприличного размера.
Пошли задачи на логику, ведущая откровенно ждала, когда же начнут отвечать «ашники», но вынуждена была давать слово мне, и я рассказывал, как можно перевезти на лодке с одного берега на другой козу, капусту и волка, чтобы никто никого не съел, как разрезать линиями фигуры на равные части и пр. Дольше всего я вспоминал решение задачи о трёх мудрецах и пяти колпаках белого и чёрного цветов.
«Ашники» рыдали и бились в истерике, их учительница математики была в шоке, Кира Георгиевна – завуч и наша математичка изо всех сил сдерживала радость и гордость, мои одноклассники готовы были носить меня на руках в школу и домой весь оставшийся учебный год. Нимб надо мной затмил свет электроламп.
В конце вечера, признав безоговорочную победу, мне вручили толстую книжку о коллективизации и борьбе с кулачеством («Бурьян. Артём Гармаш»), со скромной надписью: «Победителю на математическом вечере». Это единственная книга, которую я не смог дочитать до конца, так и не поняв, какое отношение имеют математические и логические шарады к борьбе большевиков с оппортунистами в сельском хозяйстве.
Рейтинг мой взлетел выше, чем сегодня у Президента, но я из скромности не стал открывать секрет гениальности в этот вечер.
А всё потому, что ещё в четвёртом классе с интересом прочитал книгу Перельмана «Занимательная арифметика», предыдущим летом брал в библиотеке книгу «Математические игры и задачи» и регулярно листал с отчимом журнал «Наука и Жизнь»…
Второй шанс взять реванш за поражения в баскетбольных турнирах появился у нас, когда в девятом классе старшая вожатая Валентина Нечипуренко предложила провести КВН между «А» и «Б». Было много шума, смеха и споров, но мы победили 31:30, собрали из двух команд сборную и через время бросили вызов одной из лучших школ района – 4-й. Капитаном объединённой сборной утвердили меня. Все знали мою способность анекдотично, неожиданно, парадоксально, но не зло и не пошло комментировать нестандартные ситуации. Что особенно ценилось в КВН. Подготовили приветствие и домашнее задание по предложенной организаторами теме, придумали вопросы к разминке. Никакой особой спецподготовки с нами никто не проводил.
КВН-68
Если рассказывать всё как было, то победа в КВН над сборной 4-й школы нам досталась в трудной, но честной борьбе. А перелому в середине игры и разгромному счёту мы обязаны Женьке Мальцеву.
В назначенный день команда в сопровождении учителей с директором во главе, родителей и друзей прибыла в актовый зал школы № 4.
Всё было по–настоящему, как у Маслякова, даже жюри и ведущие – от горкома комсомола.
После приветствий, по три человека были отправлены на выездной конкурс с темой «Недостатки на улицах и площадях города». Оставшаяся часть команд приступила к «разминке». Наши вопросы и собственные ответы объективно были интереснее и смешнее, чем у противника. Потом прошёл какой-то не запомнившийся конкурс и настал черёд «вернувшимся из командировки». Соперники покритиковали состояние дорог, пьянство и сквернословие (ещё имеющие место быть), отсутствие комфорта в местах летнего отдыха трудящихся.
Наше трио (Жолобова Таня – «Б», Фрадкин Борис и Колька Степанов – будущие серебряные медалисты из «А») покорило зал своим СТЭМ-шоу. За короткое время они сочинили несколько четверостиший, и критика тех же недостатков, проиллюстрированная «живыми картинками» прозвучала гораздо острее. Особенно в сценке между уже нетрезвым покупателем, выпросившим в неурочное время бутылку вина и разбитной продавщицей, выкрикнувшей ему в спину: – Не забудь пустую бутылку принести! – сыгранной просто профессионально.
Ещё мощнее врезали по горисполкому за снос пограничного исторического памятника, закончив припевом:
Бывали дни весёлые,
Шлагбаум наш стоял,
Но вот пришли строители,
И наш Шлагбаум пал.
(Подействовало, но город нашёл средства и кое-как восстановил пограничную стелу на том месте, где в Таганрог въезжали Пушкин и Александр Первый, только через 5 лет.)
После этого конкурса определился небольшой по очкам, но явный перевес. И тут ведущие попросили по одному игроку – любителю рыбной ловли. Я без колебаний отправил на сцену Женьку Мальцева, т. к. знал, что главным увлечением у него с отцом была рыбалка.
Каждый за минуту должен был написать на своей доске названия рыб, обитающих в Азовском море. Парень из 4-й школы написал около 15 названий, Женька – больше тридцати. Причём несколько таких, которых не знали члены жюри и не зачли нам несколько баллов. Но и тех 12, которые Женька один принёс в копилку команды, с лихвой хватило, чтобы вселить в нас уверенность в победе.
Настал мой черёд – объявили конкурс капитанов. Всё шло ровно, пока мой соперник неожиданно не «споткнулся» на простом вопросе: – Что больше – 40% от 20 или 20% от 40. Я первым шепнул ведущему: – Одинаково, – а соперник дрогнул и выбрал один из двух неверных вариантов.
А потом мы оба попались на о-о-чень КВНовский идеологический вопрос: – Сколько членов в бюро горисполкома Таганрога?
Пока мы соображали, как можно смешно ответить на такой вопрос, весь зал уже дружно и громко подсказывал обоим: – Семь!
Конкурс я выиграл с перевесом в один балл, но перенервничал, и сидя в зале, во время музыкальной поддержки своими болельщиками, зааплодировал раньше времени, решив, что номер закончен. Девчонки, молодцы, не сбились и допели модную тогда песню «Моряк вразвалочку сошёл на берег».
В следующем конкурсе жюри присудило победу с минимальным отрывом соперникам, но это уже ничего не меняло.
Домашнее задание на тему «Земляне, несущие в космос разумное, доброе, вечное» после сценарной разработки Борис Фрадкин с Валентиной облекли в стихотворную форму. На репетициях я предложил разбавить «сурьёз» студенческим фольклором и гэгами.
Зрители в зале искренне хохотали, когда Земляне, высадившись на Планету Икс, обнаружили племя аборигенов-неандертальцев, трое из которых (Женька, Вовка и я) одетые в шкуры (последние обрывки маминой шубы сохранившееся в доме), сидя на поляне, шлёпали картами и пели:
Помнишь Мезозойскую культуру,
У костра сидели мы с тобой,
Ты мою изодранную шкуру
Зашивала каменной иглой.
А такие же неандертальские подруги шили им кожаные плавки.
Чтобы не добивать 4-ю школу жюри оценило домашнее задание одинаково, но общий счёт 102:87 говорил сам за себя.
Мне кажется, за этот триумф многие из нас получили амнистию за свои «шалости» у директора и учителей. Но ни «Колобок», ни мы ещё не знали, что главный экспромт-сюрприз будет после выпускного бала.
Алую ленту с надписью «Капитану сборной КВН за победу...» мама долго хранила, пока не осыпалась гуашь, а несколько фотографий растащили друзья и подруги на очередных Днях рождения.
на фото: шлагбаум при царизме, социализме и псевдо-капитализме
Свидетельство о публикации №223062900398