Вскрыть после моей гибели

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
          Перепечатка
"Вскрыть после моей гибели". Прощальное письмо Родине великого разведчика Николая Кузнецова, которого ненавидят на Украине
24 апреля
45K прочитали
Вы знаете, что у главного героя знаменитого послевоенного фильма «Подвиг разведчика», с Павлом Кадочниковым в главной роли, был реальный прототип? Николай Иванович Кузнецов, разведчик-диверсант. Герой Советского Союза. Человек, до нынешнего времени считающийся непревзойденным гением разведки.

Друзья, статья получилась большой, но, на мой взгляд, интересной. Надеюсь, что вы прочитаете до конца и поделитесь впечатлениями.
Уральский самородок
Судя по всему, мальчик Никанор, потомственный крестьянин, и сам не понимал, какой талант в нем дремлет. После семилетки поступил в Талицкий агрономический техникум. Потом перевёлся в лесной. А дальше его биография начинает «туманиться». И это естественно - прозрачных судеб у людей, связанных с разведкой и контрразведкой, не бывает. Их обстоятельства еще и специально запутывают по ходу дела. Что, увы, впоследствии, открывает широкие возможности для всякого рода «исторических» спекуляций.

На каком этапе юношу, обладающего уникальной способностью к языкам и даром актерского перевоплощения, заметило НКВД, сказать трудно. До его исключения в 1929 из комсомола и техникума за «кулацко-белогвардейское происхождение» (которого не было), или уже в Коми-Пермяцком округе, где Кузнецов работал позже? Завербовали его в обмен на «смягчение участи» по некоторым правонарушениям? Или «писали биографию», которая позволяла бы агенту без подозрений заводить контакты со скрытыми противниками советской власти? Неизвестно.

Первое задание
Судя по многим свидетельствам и личным письмам, в которых Кузнецов говорит о своей преданности идеям коммунизма и патриотизме, Кузнецов был убежденным советским контрразведчиком. Через несколько месяцев после «позорного исключения» из лесного техникума уже Николай, а не Никанор Кузнецов (ну не нравилось ему старомодное имя, данное родителями), получает должность небольшого управленца в лесохозяйственном предприятии Коми-Пермяцкого округа. Участвует в коллективизации. Сражается с лесными бандами. Через год «сдает» ГПУ организацию крупных расхитителей. Сам, кстати, тоже «садится» вместе с ними на год (остальные получили от 4 до 8).

У него и впредь будут разного рода социальные неприятности. Одних доносов на него в архиве – два толстых тома. Арестовывали. Один раз чуть не расстреляли. По одной из версий, за провал секретной операций. Повезло. За Кузнецова заступились начальники, рискуя собственной головой. А, может, все это не что иное, как хорошо срежиссированный спектакль. В то время практика фиктивных арестов была широко распространена – так сказать, для отвода глаз и глубокой конспирации советских разведчиков.

Лингвистический гений
Кузнецов не просто самостоятельно выучил немецкий язык – виртуозно овладел всеми его диалектами. Впоследствии, с ходу уловив особенности речи собеседника, моментально переходил на диалект другой местности: нарваться на «земляка» для нелегала – верный путь к провалу.

Похоже, для Кузнецова вообще не существовало языковых барьеров. Коми-пермяцким он овладел настолько, что "пришлого" разведчика там безоговорочно принимали за своего. Во время войны на Западной Украине сходу выучил украинский и польский. Человек, воевавший с ним в одном партизанском отряде «Победители» на Западной Украине, вспоминал:

По-польски он научился свободно говорить за две недели. Мы все в отряде были тому свидетелями
А однажды группа испанских антифашистов, тоже воевавших в «Победителях» взволнованно обратилась к командиру: мол, боец Грачев (это был псевдоним Кузнецова) похоже понимает, когда мы разговариваем между собой по-испански – не шпион ли… Эсперанто Николай освоил между делом для развлечения. Даже перевел на него свое любимый стих – «Бородино».

«Ему б в артисты!»
Все, знавшие Кузнецова, отмечали его поразительную способность к перевоплощению:

Как только он надевал немецкую форму, он становился просто неузнаваем: другой взгляд, мимика, осанка, походка, голос…
В предвоенные годы он под видом немца Рудольфа Шмидта сначала занимался оперативной разработкой иностранных специалистов на «Уралмаше», затем в Москве, где уже имел дело с сотрудниками германского посольства. И ни у кого из его контрагентов ни разу сомнения не возникло, что перед ними не немец. Шмидт, как бабочка порхал по светским "вечеринкам", соблазнял женщин, превращая их в информаторов, обрабатывал иностранных дипломатов. Составлял на них портреты, выуживал информацию у любовниц. Завербовал советника словацкого посольства в Москве.

Кузнецов был необычным разведчиком, с очень высоким статусом – особо засекреченный спецагент. Ему позволяли добиваться нужных результатов по своему усмотрению. Существует довоенная фотография разведчика в форме лейтенанта ВВС. Но по словам историка спецслужб А.Колпакиди:

Никто ему форму не выдавал и подобной «легенды» не разрабатывал. Это одна из его инициатив.
Это было под Ровно…
Во время войны Кузнецову удалось то, что не удавалось ни одному диверсанту в истории разведок. Обер-лейтенант Пауль Зиберт (такова была легенда) лично ликвидировал 11 высших чинов гитлеровской армии. Обычно под единичное покушение готовилась целая диверсионная группа. Кузнецов же планировал все сам, привлекая одного-двух товарищей. Добыл множество бесценных документов: о готовящемся покушении на в Тегеране, о планах наступления немцев под Курском, о подземной ставке Гитлера под Винницей.

Уровень конспирации был высочайший. По словам командира "Победителей", Кузнецов был виртуозом разведки. Неудивительно, что товарищи даже не подозревали, что знаменитый "призрачный обер-лейтенант", нещадно уничтожавший гитлеровских офицеров и о котором говорили все подпольщики, сидел с ними за одним столом и, как говорится, ел похлебку из того же котелка.
Не подозревали и немцы. А все потому, что перед заброской на Украину Кузнецов некоторое время жил среди немецких военнопленных в одном из лагерей. Там общался с офицерами, перенимал их мимику, жесты, телодвижения, обогащал немецкий язык актуальным сленгом.

Не обходилось и без провалов. В 1943 г. Пауль Зиберт находился в шаге от устранения Эриха Коха, рейхкомиссара Украины, виновного у уничтожении нескольких миллионов советских граждан УССР. По одной из версий, Кузнецов мог застрелить палача в его же кабинете. Помешали обступившие разведчика телохранители Коха, вооруженные автоматами и с овчарками на поводках. Есть еще одна версия. По мнению некоторых историков, во время встречи Кох проговорился о скором наступлении Гитлера под Курском. Ликвидировать немца и не доложить столь ценную информацию в Ставку Кузнецов не мог. Как говорится, мертвые уже ничего сказать не могут. Пришлось сохранить жизнь и Коху, и себе (опять же, это всего лишь версия). Как бы то ни было за провал операции по устранению Коха, Кузнецова хотели расстрелять партизаны – за трусость. Но и тут разведчику повезло. За него заступился Судоплатов, не хотевший терять лучшего разведчика.

За считанные месяцы Кузнецов вывел из строя Пауля Даргеля (глава управления администрации рейхкомиссариата во время покушения потерял обе ноги и был вывезен в Берлин), ликвидировал Альфреда Функа (главный судья оккупационной Украины) и Макса Ильгена – немецкого генерала, прибывшего бороться с украинскими партизанами. Ущерб оккупационным властям был колоссальный. Видные немецкие офицеры паниковали, усилили охрану и требовали поймать "призрака". Абвер начал охоту. Были разосланы ориентировки, всюду устанавливали КПП. Приказ – задерживать и проверять всех обер-лейтенантов. Партизаны и тут выкрутились, сумели организовать фиктивное "повышение" Пауля Зиберта до звания капитана. Этой уловки хватило лишь на время. Круг подозреваемых сужался, немцы стали наступать на пятки Кузнецову.

Погиб гениальный разведчик от рук бандеровцев, с которыми у Николая Ивановича были свои счеты. Бойцов ОУН-УПА он ненавидел едва ли не больше, чем гитлеровцев. Выдали его, судя по всему, «свои» - бывшие винницкие партфункционеры Новак и Бегма, связанные с партизанами, но, как это водится у украинских националистов, «служившие двум богам». Подробности его гибели не прояснены до сих пор. По распространенной версии, Кузнецов привел в действие противопехотную мину. Погиб на месте.

Память и Украина
Попытки опорочить память Кузнецова на Западной Украине начались еще в советское время: периодически вбрасывались всевозможные «разоблачения» и явные фальшивки. Памятник разведчику во Львове снесли еще в 1992. К счастью, стараниями соратников, монумент сумели перевезти в Талицу. В нынешней Украине Кузнецова уже открыто клеймят, как врага. Вся связанная с ним топонимика уничтожена. Не потому ли, что как писал один из исследователей биографии Кузнецова А.Кошкин:

Кузнецов, как личность, стал символом борьбы с нацизмом. Он лично в большой степени помешал реализации планов Гитлера и Бандеры. Так чего же удивительного в том, что наследники националистов-коллаборационистов его так ненавидят?
В архив сохранилось несколько писем Кузнецова. В своих письмах-завещаниях он пишет:

Завтра исполняется 11 месяцев моего пребывания в тылу врага. Ровно 11 месяцев назад я прибыл на Украину мстить за слезы наших матерей и кровь наших братьев.
11 месяцев под видом немецкого офицера я изучал врага пробирался в самое логово сатрапа.
Если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью, я это сделаю. Пусть знают наши враги, на что способен русский патриот. Пусть они знают, что невозможно покорить наш народ, как невозможно погасить солнце.
Пусть я умру, но в памяти моего народа патриоты бессмертны.
А вот, что он пишет брату:

Я хотел бы често тебе сказать, что шансов вернуть живым домой у меня очень мало. Мне придется пойти на самопожертвование. Я я сознательно это делаю, потому что знаю, что отдам свою жизнь за святое дело и за будущее нашей Родины. Мы спасем нашу страну, мы уничтожим фашизм. Нас вечно будет помнить Россия, нас будут чтить освобожденные народы Европы.

Не пропустите новые
публикации

Подписаться


Рецензии