Мемуары отпетой девственницы - глава 14

Татьяна была пианисткой и перешла уже на третий курс. Она была старше меня на два года, поэтому как-то сразу взяла на себя роль моей наставницы. У неё был весёлый нрав и полное отсутствие комплексов. Возможно, именно поэтому у неё было много друзей. А еще она была очень талантлива. В этом я убедилась в самом начале нашего знакомства, когда мы с ней отмечали сдачу моего последнего вступительного  экзамена. В тот вечер мы с ней прекрасно провели время. Она пела чудесные песни, негромко аккомпанируя себе  на фортепьяно. Ни одной из этих песен я никогда не слышала, о чем ей и сказала. И тогда она призналась, что музыку и слова написала сама. А, когда она попросила меня что-нибудь спеть, я растерялась. Не петь же мне арии или романсы вполголоса, да и песни бардов без гитары как-то не очень.
 И неожиданно я вспомнила бабушкины романсы, которые она пела, когда занималась шитьём. Так называемый . «городской фольклор». Эти романсы не исполнялись по радио и по телевидению. Они передавались из уст в уста. Лишь единственный из подобных романсов можно услышать в исполнении Жанны Бичевской: «Это было давно, год примерно назад. Вёз я девушку трактом почтовым. Круглолица, бела, словно тополь стройна, и платочком покрыта пуховым».

Вот я и пела Татьяне эту песню и еще много других, а она тут же начинала мне подыгрывать.

Был еще такой немного смешной и наивный, но очень душещипательный  романс, который Тане очень понравился;

Ты помнишь ли, мама, ту лунную ночь, когда меня дома не стало?
Красавец-бандит увозил твою дочь, ушла я, тебе не сказала.
Сначала любовью ко мне он пылал,
Везде называл он своею.
Потом постепенно ко мне охладел
И выгнал на улицу в шею…
Была непроглядная темная ночь,
И буря вокруг бушевала,
Твоя ненаглядная, гордая дочь
От холода-стужи дрожала.

Ну и так далее. Конец, естественно, трагичный.

Но самой любимой и самой печальной песней у моей бабушки была песня о сыне.

Бабушка шила и пела, а я, которую бабушка уже в пять лет начала обучать шитью, сидя на полу у её ног, обшивала своих куколок и внимательно слушала. А в конце песни мы с ней обе рыдали.
Прошло много лет и однажды я проснулась ночью и внезапно отчетливо вспомнила слова той самой песни о сыне. Я бросилась к компьютеру, быстро  записала их на своей странице ВКонтакте и опять отправилась в постель.

А утром я всё позабыла. Долго  сидела, уставившись в монитор, но так и не вспомнила, когда и каким образом этот текст появился на моей странице.  Решила, что это какая-то мистика. Но тут позвонила дочь и спросила: «Мама, у тебя всё в порядке? А то ты мне среди ночи стихи прислала. Правда, я их только сейчас увидела» . Затем позвонила подруга из Твери. Оказывается, я и ей скинула текст.
А через некоторое время моя подруга призналась, что разместила текст романса на каком-то форуме и сейчас этот текст кочует по интернету.

Вот этот текст. Такой наивный, нескладный, но со смыслом, который был очень понятен моей бабушке, потерявшей на войне своего девятнадцатилетнего сына.

 Жаль, что не могу напеть. Мелодия такая нежная, грустная, жалостливая.

***

Прощай, мой сын, в страну чужую
Ты уезжаешь, Бог с тобой!
Оставил мать свою родную
С ее злосчастною судьбой.

Один ты был моей отрадой,
Один на жизненном пути.
Бывало, думала я прежде
Отрады, счастия найти.

Тебя качала в колыбели,
Бессонных много так ночей
Стояла у твоей постели
С надеждой пламенной моей.

Ты подрастал, а я мечтала,
Что юность твердая твоя, -
Под старость будет мне опора,
Надежда верная моя.

Но ты ушел в страну чужую,
И я одна в краю родном.
Страдать я буду одиноко
Все по тебе, мой сын одном.

Увижу гнездышко на ветке,
Слеза невольно потечет,
Скажу: «Ах, пташки, у вас детки,
А у меня теперь их нет».

Услышу я раскаты грома
Вдали от родины своей.
«Где, - спросят, - сын?», скажу: «Нет дома,
Теперь, быть может, под грозой».

Но мне недолго через силу
Томиться с горечью моей…
Когда вернешься, сын, увидишь
Могилу матери своей.

Вдали, под липой, на кладбище,
Давно, давно насыпан холм…
Ты скажешь: «Вот моя родная
Под черным с надписью крестом».

То ли от выпитого вина, то ли Татьяна оказалась такой же сентиментальной, как и я, но к концу песни слёзы у нас текли нескончаемым потоком.

- Ну всё! Хватит уже сырость разводить. – Таня решительно захлопнула крышку фортепьяно. – Пойдем лучше выпьем за наших мам. Пусть они будут счастливы и здоровы.

Заметив, что на мои глаза снова навернулись слёзы, Таня обеспокоенно спросила
- Наташа, в чём дело?

- Ох, Танюша, за твою маму мы, конечно, выпьем. А вот за мою надо пить за упокой. Она умерла, когда мне было девять лет. – я немного помолчала, а потом всё таки задала ей вопрос

- Тань, а почему ты не уехала домой, сейчас ведь каникулы?

- Знаешь, Наташа, у меня тоже непростая ситуация в семье. После смерти отца, мама вышла замуж. Вначале отчим терпимо ко мне относился,  вернее, просто меня не замечал,  а потом, когда у них появился совместный ребенок, сын, я почувствовала, что стала его сильно раздражать. Он придирался ко мне по любому поводу. А мама сейчас очень от него зависит. Поэтому я стараюсь её не расстраивать.

Я сама из Тирасполя, а в Кишинёве живёт сестра моего папы. Это она два дня назад  привезла все эти продукты. А ещё позвала меня поехать вместе с её семьёй в деревню к своим родителям, то есть, к моим родным бабушке и дедушке. Тётя обещала позвонить моей маме и предупредить её, что забирает меня на все лето.

Я, конечно, уже вполне взрослая, могу делать всё, что захочу. Но мама обидится, если я не предупрежу. Так что, Наташа, завтра мне придется уехать. Жаль, конечно, мы с тобой только-только подружились. А ты сама разве не поедешь домой?

- Нет, не поеду. Мне с таким трудом удалось вырваться оттуда. Я лучше поищу работу на эти два месяца.


http://proza.ru/2023/07/01/15


Рецензии