Очерк 5 Утверждение товарного плана
Анализ, произведенный в предыдущем очерке, демонстрирует всего лишь возможности, заложенные в контрольных цифрах, которые стали товарным планом. Теперь предстоит рассмотреть, в силу каких обстоятельств заложенные возможности переросли в советскую действительность.
С появлением контрольных цифр возникла и дискуссия относительно того, являются ли они директивой или прогнозом. Дискутирующие разбились на два лагеря: телеологов и генетиков. Телеологи считали, что контрольные цифры выступают в качестве цели, которую мы желаем достичь в предстоящем плановом периоде. Поставив цели, мы должны изыскать необходимые резервы для достижения этих целей, поэтому контрольные цифры должны служить директивой, обязательной для исполнения. Генетики же, не отрицая полезности контрольных цифр, наоборот, утверждали, что они не могут служить директивой, ибо слишком многое еще не поддается расчету в условиях сохранения частной собственности и рыночных отношений и поэтому не может быть подчинено плану. Точки в данном споре расставила жизнь.
В мае 1927 года Англия разорвала с СССР дипломатические отношения и начала активно осуществлять деятельность по созданию новой коалиции стран для похода против страны Советов. В воздухе запахло войной, и все прекрасно понимали, что новая война – это война техники. Создание техники требовало развитой промышленной базы, которой, увы, нам не досталось от царской России. Встал вопрос срочной индустриализации страны. Потребовалась жесткая экономия средств, у нас не было никакого финансирования извне, никаких займов Советскому Союзу никто не давал. Иностранные концессии составляли незначительную долю в общих доходах государства. Мы были вынуждены финансировать индустриализацию за счет собственных средств. Остро встал вопрос о рационализации капитальных вложений в новое строительство, исключающее распыление средств. Поэтому возрастала роль планирования капитальных вложений. И это требовало жесткой плановой дисциплины.
Поэтому уже в начале июня была проведена проверка деятельности Госплана, по результатам которой вышло постановление, придающее указаниям Госплана директивный характер. В конце июня вносятся изменения в Положение о трестах, согласно которым тресты действуют в соответствии с планами. Планы стали директивой, что позволило Сталину И.В. в своем докладе на 15 съезде партии сказать, что наши планы не планы-догадки, не планы-прогнозы, а планы-директивы, обязательные для исполнения.
А поскольку планы становятся директивными, постольку должна быть установлена оценка выполнения планов. Планомерная организация порождает два вида общественного продукта: плановый и произведенный. Оба относятся к одному и тому же плановому периоду, причем плановый продукт выступает в качестве цели, а произведенный есть результат достижения цели. Но этого мало, оба продукта должны быть качественно одинаковы, чтобы сопоставляться. Сохранившаяся товарность сохранила две формы общественного продукта и одна из этих форм, а именно, валовая продукция в денежном выражении, как раз и есть та форма, в которой они качественно однородны, а, следовательно, и сопоставимы; оба продукта: плановый и произведенный,; суть деньги.
Устанавливается также ежеквартальный контроль хода выполнения планов на основании отчетов трестов и отраслей. Обязательность отчетов сохранялась и раньше, но они носили, как правило, информационный характер для вышестоящих органов. Начиная с 1927/28 хозяйственного года в связи с установлением директивности планирования, отчеты стали служить целям оценки и контроля выполнения планов. В 1930 году в результате проведения кредитной реформы был расширен контроль выполнения планов. Контроль по отчетам трестов был дополнен контролем по отгрузке и платежам, получивший название контроль рублем. Если контроль по отчетам осуществлял Госплан СССР, то контроль рублем возлагался на Госбанк СССР.
Изменился и порядок разработки контрольных цифр. Первые контрольные цифры на 1925/26 хозяйственный год Госплан разрабатывал самостоятельно. Только для получения экспертных оценок развития той или иной отрасли он обращался к специалистам ВСНХ. К разработке контрольных цифр на 1926/27 хозяйственный год обработку первичных статистических данных возложили на ВСНХ и хозяйственные наркоматы. Госплан в основном занимался улучшением методологии разработки планов и таблиц, применяемых при разработке плана.
В 1927 году к разработке контрольных цифр подключилась и партия. Так для составления контрольных цифр на 1927/28 хозяйственный год были даны директивы партии, утвержденные в августе 1927 года на пленуме ЦК ВКП(б). А в октябре того же года на пленуме ЦК ВКП(б) были даны директивы по составлению первого пятилетнего плана, которые впоследствии были утверждены на 15 съезде партии. В директивах партии по разработке контрольных цифр на 1927/28 год и на первую пятилетку не рассматриваются количественные стороны развития, в них выделялись приоритетные отрасли и направление их развития. Но в любом случае разработка контрольных цифр теперь осуществлялась на основе полученных директив партии.
Вопрос относительно индустриализации страны обсуждался еще на 14 съезде партии в конце 1925 года. Но угроза войны, возникшая после разрыва отношений с Англией, требовала ускоренной индустриализации, чтобы можно было полностью переоснастить армию, перевести ее на техническую базу танков и самолетов. Ставится задача догнать в ближайшее время, а затем и перегнать развитые капиталистические страны. Тем самым выдвигается требование увеличения темпов роста производства.
Еще на 12 съезде шла дискуссия о темпах роста. Отмечалось, что темпы роста развитых капиталистических стран не превышают, как правило, 8%. Поэтому хорошо бы добиться устойчивых темпов роста в 12-15%, что позволило бы нам догнать эти страны в развитии, а впоследствии и перегнать. На 15 съезде партии отмечается, что темпы роста советской экономики выше темпов роста капиталистических стран, поэтому темпы признаны преимуществом социалистической экономики по отношению к капиталистической экономике, постоянно подвергаемой кризисам перепроизводства.
Если посмотреть первые контрольные цифры, то они построены на основе динамических коэффициентов. Динамический коэффициент характеризует количественные изменения в относительной форме, или, иначе говоря, представляет собой темпы роста.
Они есть темп увеличения объемов производства, а мерой объема производства является валовая продукция. Поскольку общественные продукты, относящиеся к разным годам, обладают качественно одинаковой формой валовой продукции, постольку они сопоставимы между собой.
Произведенная валовая продукция, например, текущего года сравнивается с произведенной валовой продукцией прошлого года. В таком случае прошлогодний показатель является базой. Обозначим ее Д0пр, валовую продукцию текущего года обозначим Д1пр. Теперь рост производства можно выразить неравенством Д0пр < Д1пр. Но у нас планомерно-организованное производство и произведенной валовой продукции текущего года предшествует плановая валовая продукция этого же года, Д1пл, при этом предполагается выполнение плана, то есть Д1пл = Д1пр. Тогда данное неравенство, характеризующее рост производства примет иной вид Д0пр < (Д1пр = Д1пл). То есть, чтобы произведенная валовая продукция текущего года превышала произведенную валовую продукцию прошлого года, уже при разработке планов данное превышение должно было заложено в плановой валовой продукции, или Д0пр < Д1пл. Данное положение справедливо для любого хозяйственного года, поэтому такое планирование получило название «планирование от достигнутого».
Но из сказанного не следует, что плановая валовая продукция на следующий плановый период определяется простым умножением произведенной валовой продукции базового года на желаемый коэффициент роста и далее на этой базе делаются остальные расчеты. Как правило, в планах учитывается в первую очередь развитие тех отраслей, которые в данный момент необходимо развивать в первую очередь. Делается несколько вариантов планов, они сверяются с прошлогодними результатами и на основании постепенного вариантного приближения добиваются необходимых результатов роста производства. Конечно, в последние годы существования советской экономики использование ЭВМ существенно облегчало эту работу; за одну ночь делалось несколько вариантов развития производства по упрощенному балансу отраслей.
А вот разверстка плановых заданий и доведение их до предприятий опиралось, во-первых, на результаты предшествующего года, и, во-вторых, на то, насколько тот или иной руководитель предприятия обладал способностью выполнять планы.
Вопрос о необходимости ускоренных темпов роста был поднят в декабре 1927 года на 15 съезде партии, где Сталин И.В. в своем докладе, отметив более высокие темпы развития по сравнению с капиталистическими странами, заявил, что сегодняшняя обстановка требует еще большего ускорения. И уже разработанные контрольные цифры на 1927/28 хозяйственный год были пересмотрены. Если первоначально в контрольных цифрах предусматривался рост промышленного производства на 18,5%, то после пересмотра был установлен рост на 23%. Тем более была подвергнута критике затухающая кривая роста производства, заложенная в разрабатываемый первый пятилетний план. План был переработан и окончательный вариант предполагал незначительный, но все-таки постоянно возрастающий темп роста.
На первой конференции хозяйственников в январе 1931 года в ответ на обращение хозяйственников о возможности уменьшить темп роста, Сталин в своей речи дал им отпор и поставил задачу, что мы должны за 10 лет пробежать расстояние, которое развитые капиталистические страны прошли за 50-100 лет.
Для выполнения требований достижения необходимых темпов роста как нельзя кстати подходил разработанный Госпланом товарный план, в основе которого лежала товарная форма совокупной стоимости общественного продукта.
Темпы роста, выраженные в увеличении валовой продукции, стали целью производства, в них отражалась заинтересованность государства добиться победы в экономическом соревновании советской экономики с капиталистическими странами.
В третьем очерке было показано, что плановый общественный продукт, существующий в двух формах своего бытия, как совокупный продукт, или совокупность потребительных стоимостей и как валовая продукция в денежном выражении, породил двойственность целей. Наряду с целью удовлетворения существующих в обществе потребностей возникла цель, связанная с производством совокупной стоимости, выраженной в валовой продукции. Двойственность общественного продукта породила двойственность целей, директивность и стремление к темпам роста расставили приоритеты среди целей, отдав пальму первенства производству совокупной стоимости, или валовой продукции.
Таким образом, мы видим, что в силу сохранения товарной формы продуктов труда, в недрах Госплана возник товарный план, в основе которого лежала товарная форма совокупной стоимости общественного продукта. Обострение внешнеполитических отношений с Англией и возникновение угрозы новой войны способствовали тому, что планы стали директивами, обязательными для исполнения. Поскольку будущая война может быть только войной техники, постольку потребовалась ускоренная индустриализация, а это, в свою очередь, предполагает увеличение темпов роста объемов производства. В результате оценка выполнения планов осуществлялась по величине валовой продукции, в которой учитывался темп роста. Тем самым производство потребительных стоимостей становится подчиненным производству совокупной стоимости общественного продукта в форме валовой продукции.
Свидетельство о публикации №223062900874