Лицедеи под открытым небом

На импровизированной летней сцене Московского областного театра драмы и комедии 15 июня 2022 года прошла премьера мелодрамы Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними…», которую поставил московский режиссёр Николай Дручек. Он посвяти эту постановку памяти легендарного театрального режиссёра и своего учителя Петра Наумовича Фоменко.   Многие поклонники театра, которые уже видели эту удивительную премьеру,  пришли снова посмотреть новаторскую постановку под открытым небом во дворе ногинского театра и привели с собой друзей и знакомых. Этот спектакль с успехом повторно прошёл 14, 15, 16, 17 и 18 июля сего года.
     Действие мелодрамы Владимира Гуркина разворачивается в отдалённой уральской деревне на берегу реки Чусовой в военное и послевоенное время. Персонажи пьесы – обыкновенные деревенские жители, которые живут не столько разумом, сколько чувствами. Им присущ и искромётный народный юмор. Это спектакль о мужской и женской любви и дружбе, о мужских и женских судьбах в тяжёлые военные и послевоенные годы.
     Драматург и сценарист Владимир Гуркин известен не только продвинутой театральной публике, но и массовому зрителю. Советские и российские театры довольно часто обращались к постановке его пьес. Пожалуй, наибольшую популярность у зрителей сыскала его комедия «Любовь и голуби», которую поставил для широкого экрана Владимир Меньшов.
    Пьеса «Саня, Ваня, с ними Римас» написана драматургом в 2005 году, к 60-летию Великой Победы. Это мелодрама о войне без войны, в которой автор рассказал историю своей семьи: бабушки, скончавшейся после получения похоронки на мужа, погибшего в Сталинграде, её сестёр, их мужей и детей. Эта щемящая человеческая история о женщинах, чьи мужчины ушли на фронты Великой Отечественной войны. И многие из них не вернулись… А женщины терпеливо ждали их, продолжая стоически работать в одном из колхозов ныне Пермского края.
    Владимир Гуркин обладал редкой наблюдательностью и умел подмечать в своих персонажах смешное и грустное, облекая их поступки, порой лишённые всякой логики, и чувства в живые диалоги и монологи.  Эти диалоги, монологи, песни военной и послевоенной поры, а также уникальный «уральский говор» сумели мастерски освоить и преподнести зрителям занятые в постановке на открытом воздухе артисты Евгения Баринова, Анна Юзыч, Ирина Громцева, Ольга Верещагина, Михаил Анисимов, Валентин Терехов, Олег Мошкаркин, Ирина Рыжакова, Андрей Троицкий и другие.
    Внесли свою достойную лепту в живое оформление спектакля художник Владимир Мартиросов, художник по костюмам Александра Мартиросова, педагог по вокалу Мария Нефёдова и репетитор по вокалу Ирина Сыромятникова.
     И ничто, кроме городского вечернего шума, громкой музыки местных музыкантов на улице III Интернационала, которая порой заглушала реплики персонажей, и крика чаек не мешало наблюдать за драматическими  событиями, которые разворачивались на импровизированной сцене.
     Зрители после окончания спектакли не спешили расходиться. Занятые в постановке артисты поразили их своей мастерской игрой, вдохновенным и глубоким проникновения в создаваемые ими образы.
      Режиссёр постановки Николай Дручек сказал журналистам:
   - Персонажи  Гуркина скорее звучат, а не разговаривают друг с другом. Звучит его, автора, уникальная интонация, в которой юмор и лирика, тревога и чувственность, растерянность и твёрдость, во вздохах, в восклицаниях, в уральских напевах, в ворчанье и шёпоте. Важно, что действие разворачивается на улице, под открытым небом. А небо каждый вечер будет разным, и окраска спектакля тоже получится непредсказуемо разной. Реальные чайки в небе и играющие актёры – это живое соединение театра и реальной жизни...
       Я попросил поделиться своими впечатлениями от этого спектакля по пьесе Владимира Гуркина искусствоведа Анастасию Зарецкую:    
 - 16 июня я впервые посмотрела спектакль «Саня, Ваня, с ними…», премьера  которого состоялась в ногинском театре прошлым летом. С тех пор я слышала немало лестных отзывов об этом спектакле. И почти год меня обуревало любопытство: очень хотелось увидеть эту необычную постановку. И вот мне представился случай пережить новые ощущения в непривычной обстановке.
     Так как театр переключился на «летний режим», он, как заботливый родитель, буквально «выпроводил» своих зрителей на открытый воздух, чтобы нам подольше погулять, подышать свежим воздухом, получить витамин D и пр. и пр. И от этого получить двойное удовольствие: театрализованное действие и свежий воздух – что может быть лучше летом?         Хотелось сказать, на природе. Но всё-таки, нет, в центре города. А там за воротами – вовсю кипит городская жизнь, суетливая, летняя, по-субботнему весёлая. А здесь у нас – 1941 год в уральской деревне, два парня не поладили с председателем колхоза. И теперь, чтобы избежать тюрьмы, им предстоит бегство на фронт. Они ещё так молоды, что даже не представляют себе весь размах бедствий на них свалившийся.
     Их молодые и почти такие же, беззаботные жёны всё ещё грезят о счастье, веселятся, парятся в бане, поют песни и пьют вино. А за воротами – всё громче музыка и плеск фонтанов. Громче настолько, что мы уже почти не слышим голоса наших героев. Как будто одно веселье хочет перекричать другое веселье.
    Зрителю в принципе было сложно воспринять происходящее на сцене. Но по сути современный зритель давно уже привык к быстрой смене «картинок». Поэтому отчасти и такая нелепая в принципе ситуация может быть воспринята им. И словно бы даже ничего не помешало, и мы, не смотря ни на что, погрузились в атмосферу тех далёких лет. Сопереживаем, радуемся и грустим вместе с героями.
    А за воротами – другая жизнь, и она словно просится сюда, к нам. Маленькая собачонка пролезла под воротами и вбежала, задержалась ненадолго и, смекнув, что здесь лицедеи сёрьёзным делом занимаются,  убежала обратно. Потом – прибежала кошка. Он скромно постояла несколько минут в уголке и удрала… Жаль, что ворота были высокие, иначе на импровизированной сцене можно было бы ожидать и дворовую детвору.
     После всего увиденного  у меня сложилось такое впечатление, что хорошо бы  организаторам показать этот спектакль где-нибудь на городской площади с хорошим звуком. И тогда город всё-таки, я думаю, уже не захочет его
«перекричать». А так мы сидели во дворе театра как заговорщики и будто скрывали ото всех очень важную тайну. Город всячески пытался ворваться и
присоединиться к нам…

19.06. 2023


Рецензии