Ч. 5 Подлодка для смертников
Последним кораблём, носившим имя «Тетис», была океанская подводная лодка класса «Т», вторая в запущенной серии. Её построили на верфи компании «Каммелл Лэрд» в Биркенхеде.
Эту компанию основал Уильям Лэрд. Потом подрос его сын и стал трудиться вместе с отцом.
Вот интересно, стоит задаться вопросом, откуда деньги у зарубежного миллиардера, получаешь историю о том, как он трудился, строил, изобретал, создавал. А у наших миллиардеров состояние появилось внезапно и просто из ниоткуда.
Папаша Уильям занимался изготовлением котлов для корабельных машин, а сынок Джон сообразил, что таким способом можно не только котлы изготавливать, но и корабли строить, в чём отец и сын убедились, изготовив железную баржу, а дальше пошло-поехало.
Компания вскоре заняла лидирующее место и в производстве железных кораблей, и в области двигателей. Потом подросли и внуки Уильяма. После смерти деда компанию назвали «Джон Лэрд, сыновья и Ко.», а когда умер Джон, то компанию переименовали в «Братья Лэрд».
Потом эта компания слилась с другой компанией, получила название, приведенное в начале текста.
Однако, как говорят французы, вернёмся к нашим баранам. Подводную лодку «Тетис» спустили на воду 29 июня 1938 года.
Написал и глазам своим не поверил – в мой день рождения! Так что этой истории столько же лет, сколько и мне.
«Тетис» была новейшей подводной лодкой, построенной с учётом последних технических достижений в кораблестроении и вооружении. После спуска на воду предстояло провести испытания корабля.
Дело, известное автору, участвовавшему в создании комплекса Д-11 с твёрдотопливными ракетами, первого подобного комплекса в Советском Союзе. Мне довелось быть членом Государственной комиссии по отработке подводного старта этой ракеты.
Испытания подводной лодки «Тетис» сначала отложили из-за того, что заклинило носовые рули, но после устранения неисправности комиссия приняла решение провести натурные испытания в Ливерпульском заливе.
Подводная лодка под командой капитан-лейтенанта Гая Болуса вышла из Биркенхеда в Ливерпульский залив. Её сопровождал буксир «Гребе Кок».
В подводную лодку, штатный экипаж которой состоял из 59 человек, набилось 103 человека.
Это знакомо всем, кому доводилось в Советском Союзе присутствовать при сдаче корабля Государственной комиссии.
На лодке всегда находятся конструкторы, инженеры, работники предприятий, члены Государственной комиссии, офицеры из главных управлений, флотское начальство. Короче говоря, на корабле не протолкнуться.
Немало среди них бывало и таких московских тружеников, кому нужно отметиться, чтобы получить очередной орден и денежную премию.
Первое погружение произвели около 14:00 1 июня 1939 года. Оно оказалось неудачным, потому что после заполнения балластных цистерн у подводной лодки оставалась положительная плавучесть, и лодка не хотела погружаться.
Командир подводной лодки после консультации с конструкторами отдал приказ командиру минно-торпедной боевой части лейтенанту Фредерику Вудсу заполнить водой пятый и шестой торпедные аппараты.
Вудс проверил каждый торпедный аппарат, открывая пробный краник. Слабая струйка воды из шестого торпедного аппарата показала, что он частично заполнен водой.
Пробный краник пятого торпедного аппарата показал, что воды в трубе торпедного аппарата нет.
Проверка простая, как репа: открыл краник, потекла вода, значит, труба заполнена морской водой, а если не течёт, значит, труба сухая.
До выхода в море трубы торпедных аппаратов красили, и маляр не заметил, а скорее всего ему было наплевать, что эмаль затекла в трубку пробного краника и засохла. На рабочих полагаться нельзя.
Когда служил в военной приёмке, никогда не доверял рабочим, поскольку в силу недостаточности своих знаний, да и просто безответственности, они были не в состоянии оценить последствия своего брака.
Однажды в цехе, где я вёл приёмку корпусов ракет, при контроле рентгеновским аппаратом заднего днища топливного бака жидкостной ракеты удалось выявить искусно вставленную и замаскированную пробку из алюминиево-магниевого сплава.
Визуально обнаружить её было невозможно, так искусно она была зашлифована.
Оказалось, что рабочий по ошибке просверлил отверстие в уже испытанном днище не там, где следовало, и, опасаясь, что его лишат за брак премии, замаскировал сделанный дефект.
Какие могли быть последствия этого на подводной лодке, если бы не разглядели при рентгене этой пробки, даже рассказывать не хочется. Но вернёмся к теме.
Лейтенант Вудс решил осмотреть торпедные аппараты.
Поскольку краник не показал наличия воды в пятом торпедном аппарате, а индикаторы высвечивали, что внешние крышки торпедных аппаратов закрыты, он вместе с торпедистом отдраил заднюю крышку аппарата, которая почему-то открывалась с трудом. Почему это происходило, выяснилось очень быстро.
Крышки наружные и внутренние в торпедном аппарате никогда не открываются одновременно, существует специальная блокировка, чтобы не допустить этого. А на «Тетис» они обе оказались открытыми, поэтому вода давила на крышку торпедного аппарата, из-за чего подводникам пришлось приложить большие усилия, чтобы открыть её.
Вот так и открыли ящик Пандоры.
Обоих моряков отшвырнул в сторону поток воды толщиной с диаметр трубы торпедного аппарата (53,34 см).
Все находившиеся в отсеке мгновенно выскочили в соседний отсек, но дверь задраить за собой не смогли, поэтому так же быстро пробежали в следующий отсек, где уже задраили дверь.
Подводная лодка быстро погрузилась и ударилась носовой частью о дно на глубине 46 метров, оставшись на дне с уткнувшимся в дно носом и поднятой кормой. В результате удара вышло из строя освещение.
Продолжение http://proza.ru/2023/07/01/1091
Свидетельство о публикации №223063001180
Желаю Вам здоровья и радовать нас много лет!
Владимир Кожин 3 03.07.2023 06:42 Заявить о нарушении
С благодарностью
Владимир
Владимир Врубель 03.07.2023 10:14 Заявить о нарушении