День рождения - очерк

У меня две даты рождения. В том сорок четвёртом как-то получилось, что днём рождения вместо 27-го июня записали первое июля. Но мать знала, что дочь её  июньская, вот и вчера я встретила и проводила этот день.

Самые дорогие люди живут в столице и я полтора месяца находилась там. Просили остаться, но после настойчивых уговоров: - Домой! Домой! - уважили. Вернули!    Вчера же, часов в 10 с подарками и роскошным букетом белых пионов (мои любимые цветы) появились первые гости - племяшка с дочкой и внуками. Старший - Давид, ему вот-вот исполнится пять лет. Сестрёнке его младшей - Сонечке, той два с половиной года. А уж нарядные - глаз не оторвать!

Я - седая курица, увидев малышей, закудахтала: - "Давид, как же ты вырос! И одет по-взрослому, даже бант на рубашке." Пятилетний мужчина пожал мне руку и очень достойно, коротко и веско поправил меня: - Это не бант, а бабочка! При этом в его взгляде я прочла: - Неужели эта старая баушка не знает, как называется такая важная деталь его гардероба?!   Безусловно, я оконфузилась. - Ну, что же ты, Галя? - сказала себе. И переключилась на Сонечку. Это глазастое чудо из чудес застенчиво спряталось за мамину спину. И в то же время ей было интересно - как поведёт себя её старший брат? Братик не оплошал. Принёс в кухню ещё один стул, и вся компания уселась за стол.

Я от волнения суетилась, но вскоре успокоилась. И наглядеться не могла на желанных гостей. Давид сидел между бабушкой и мной, Сонечка - на коленях у мамы. А я, не видевшая ребятишек года полтора, исподтишка, можно сказать, подглядывала - как ловко маленький мужчина держит в руках вилку, с аппетитом ест ватрушку, пьёт домашний клюквенный морс и даже разговор поддерживает. Глядя на брата, подражает ему и Сонечка. А мне почему-то вспомнилось, как в перестроечное время замирали от восторга не только маленькие детки, но и мамы с бабушками, если удавалось купить куклу Барби, или достать редкую дорогостоящую игрушку (по себе сужу).

А сейчас я смотрела на Сонечку и ни на йоту не сомневалась, что любая зарубежная Барби, Маргарет не сравнятся с нашей северной девочкой; равно и лощёные Чарли, Вильямсы не столь привязаны к своей земле, как мы - русские. Вот и Давидик с Сонечкой, родившиеся в Петрозаводске на берегу Онежского озера, живущие там же, погостят у бабушки и... с папой домой!

Потом мы с Давидом играли в шахматы, с первого раза запомнил все названия фигур, расстановку на доске. Я уж и сама-то путалась в ходах, а ему поддалась.Слово "шах" он, вероятно, слышал, а вот "мат" - не знал. Когда же он во всеуслышание объявил маме и бабушке, что поставил мне шах и мат, причём трижды - игру мы закончили. Засобирались домой. Племяшке нужно было идти на работу. Давид спрашивает: - Бабушка Галя, вы проводите нас? Мама объяснила: - Нет, бабушка нам из окна будет махать! На улицу вышли; не только Давид, но и маленькая кнопочка машет, машет ручкой. И я, махая рукой, счастливыми слезами их провожаю!

Потом с соседкой недолго посидели. Когда въехали в квартиру, её бабушка тётя Паша жила за стенкой. Я молодая неумеха, кроме ватрушки, ничего печь не умела. А тётя Паша научила меня печь калитки, пряженые пирожки. Внучка её тоже превосходно печёт, у меня так не получается, но кое-что изобразить могу.

И вот снова стою у окна. На часах - половина третьего. Ожидаю давних подружек. Обе позвонили утром, знаю, что придут. Знакомы аж с семидесятого года.Работали в заводоуправлениии вместе. Я, отработав 10 лет, в другую организацию ушла первой. Старшенькая оставила работу позднее. Средненькая сидела до конца, пока завод не канул в лету. Мы трое - одиночки. У старшенькой муж ушёл раньше всех, двадцать лет уже миновало. У средненькой - 14 лет. Я овдовела в 2017 году. Когда-то мы дружили семьями и домами. Мужья у каждой были - на зависть многим!

После ухода мужа я совсем обезлюдела. Одиночество у меня в Приятелях. Приятель этот, однако, супругу себе нашёл. Печаль приголубил. Та, ясное дело, прижалась к нему и давай друг с дружкой ворковать, да воспоминаниями делиться. А чё, худо им вдвоём, чё ли? Даже если по разным углам обитают, в приглядки-то им играть никто не запретит. А впрочем, парочка эта тихая, бесшумная. Печаль, быть может, ещё и брызнет слезинкой в Приятеля. Знает, что стерпит. Сдачу не даст. Да и я уже скоро шесть лет, как приветила их. Съезжать не обещают. Знать, неразлучна эта пара. Лишь, если приезжают родные, или кто-то приходит, Одиночество на правах мужа власть употребит: - Марш в кладовку! - кышнет. Печаль не прекословит. Послушно лезет, куда послали. И накрыв себя попоной из грусти, прикорнёт в затишке.

Не будем ей мешать, благо подружки мои приближаются к подъезду. Старшенькая в новом ненадёванном наряде словно цыганка Аза. Средненькая в платьице покороче словно старшая пионервожатая. Я стою у домофона, жду звонка. Кто-то, вероятно, входную дверь открыл. Поднимаются по лестнице.   - А здесь у нас подруга живёт! - кому-то объясняет старшенькая. Вошли. Я безумно рада! Щебечем! - Где у тебя ваза?

- Тебе послала пионы моя соседка по даче Нина, ты её знаешь! - говорит Люся. Шапки нежно-розовых пионов с едва видимой бледно-сиреневой грустью изумительны. А запах... Аромат заполонил всё пространство не только в большой комнате, но и в коридоре. Две вазы с пионами на журнальном столике смотрятся великолепно. Ольга же вынимает ещё бордового цвета розу и ставит её в середину белых пионов. Роза крупная, полураспустившаяся возвышается над пионами, словно мать-героиня. Лепота!

- Пойдёмте, девочки, к столу!  Старшенькая у нас пьёт только шампанское.  Мы с Люсей ей не компаньоны. Старшенькая в таких случаях всегда вынет употребляемый напиток, ловко откупорит бутылку. В этот раз пробка выстрелила, я, у раковины, аж дрыгнула!   -Люся, ты что будешь?   - А ты, Галя? - Я - водку! А ты давай коньяк!

В бокалах пузырится шампанское, я в маленькую стопочку до половины наливаю водку, Люся в такую же стопочку - коньяк. Я знаю, что с этой стопочкой просижу весь вечер. Это теперь. Раньше могла и две-три выпить. Не зря же старшенькая считала меня пьющей. Сама она как-то смогла убедить собутыльников, что она-то уж голубых кровей, или что-то похожее. Я смеялась и  слабо верила смешению крови. Хотя, чем чёрт не шутит! Она-то после института приехала в город по распределению.

Что касается себя, я даже в Общество трезвости вступить отказалась. Когда в оные      времена на всех предприятиях, как грибы после дождя, появились эти общества, на вопрос начальника: - Галина Петровна, вы написали заявление в Общество трезвости?- выпалила: - НЕТ!!!    - А почему? Вы же старший инспектор отдела кадров!  Лукавить не стала: - Я пьющая! - ответила. Ошарашенно взглянув на меня, начальник рванул по коридору. Так я и осталась не охваченной новым веянием. Не знаю долго ли эти структуры пыль в глаза пускали, быть может и была какая-то польза, и всё же...опять отвлеклась.

Похоже так, как я смеялась в этот вечер, я не смеялась все горькие  семь лет. Заводилой, конечно, была средненькая. С феноменальной памятью, уморительной мимикой она читала стихи, балагурила; незлобиво подкалывая старшенькую и, подняв кверху указательный палец, втолковывала нам какие-то истины, не забывая при этом и стопочку. Трезвенница старшенькая, как и я, заливалась булькающим смехом. При этом булькало и шампанское, перетекая из бутылки в персональный её фужер. Порой затейница что-то забывала, тогда вынула блокнотик и, нет-нет да и заглянет туда. Но указательный палец всё дёргается беспокойно - вдруг мы пропустим мимо ушей её потуги, а этого допустить нельзя ( у неё же педагогическое образование). И мы - благодарные слушатели внимаем:

    Спешите делать добрые дела! Последнее отдайте, коль придётся
    Чтоб в сердце вашем лишь любовь жила. И вам за вашу доброту зачтётся!

А голос звучит, звучит, наша рассказчица потчует нас первым, вторым, третьим стихотворным блюдом!
          И вдруг:   - Ой, девки, слушайте:

                ***
    Бабушка у врача: - Доктор, очень болит нога! - Ну, что вы хотите? Вам 80 лет!
                - Другой тоже 80, а она не болит!
                ***
    Жена мужу:  - Милый, ты не забыл, что завтра 8 Марта?   - Как, опять?
                ***
    Чем старше я становлюсь, тем аккуратнее чихаю, чтобы ничего не отвалилось, не
    посыпалось!
                ***
    - Ты что последнее время такой радостный?   - Да вот купил лотерейный билет и   
      выиграл бессрочный абонемент в баню.
    - А почему лицо в синяках?                -  Оказалось, что в женскую!
                ***
    - Милый, ты где?        - Дома, спать ложусь!  А ты, родная, где?
    - А я в баре!  За твоей спиной стою!
                ***
    - Вова, ты показал свой дневник  родителям?
    - Нет, Марья Ивановна!  Я забочусь об их здоровье!
                ***
    - А вот моего папы нет    - Как это нет?
    - А он три года назад собрал чемодан с бельём и ушёл в баню.
    - А разве так долго моются?
    - Не знаю! Бабушка говорит, что он совсем смылся!
                ***

Безалкогольный напиток в тёмной бутылке у старшенькой, выдав последние капли, приказал долго жить. Как говорится "Хорошо посидели!" Наконец, решили размяться и кухню покинули. Я нашла музыку и девочки вышли на круг. Они постарше меня - старшенькая на 6 лет, средненькая - на 3. Но живые, активные, заводные.

Я, тележка с квасом на шатких полозьях сидела перед компьютером и подбирала для них приемлемое. Средненькая в платьице пионервожатой всегда была фигуристой и притягивала взоры, не отставала от неё и цыганка Аза. Крутилась, приподняв пальчиками подол, и обе, согласно поговорке, находились "в своей тарелке". Ну, а я переводила взгляд  то на экран монитора, где отплясывали профессиональные танцоры, то на подружек своих. Когда же утомились малость и присели. я убавила звук, старшенькая спрашивает у меня: - Ты помнишь, как нас в заводоуправлении называли? Я, отрицательно качнув головой, вопрошаю: - Как?

- Конешно, где тебе? А я помню! Говорили: - Галя красивая, но глупая!  Ольга некрасивая, но умная!    Все трое хохочем!  Наверное, так и было. Известно красота, как и молодость проходят. А ум?  Безусловно, я всегда знала свои умственные способности. Не поумнела и в старости.

Ушли от меня подружки в 9 часов вечера. За старшенькой приехала внучка. А средненькая и на следующий день заглянула. Посетовала, что зря на дачу поехала. В теплице работы непочатый край, а температура - ПЕКЛО! Привезла пакетик зелени. Я пообещала ей: - Сварю уху из судака, позвоню!

И вот 11 часов вечера. Я на кухне дописываю очерк, поглядываю в окно на лунный диск (полнолуние), а сна - ни в одном глазу. За окном - белая ночь. Дни начнут убывать, а я ещё один свой год разменяла. Супружеская пара (Одиночество и Печаль) пока ещё безмолвны; быть может и на них белая ночь как-то по особому влияет. Не знаю. Ничего не загадываю. Время непонятное, тревожное! На прощанье строчки из     блокнотика:

        Мы в детстве были много откровеннее:
        Что у тебя на завтрак?  -  Ничего!
        А у меня  хлеб  с маслом и вареньем!
        Возьми  немного  хлеба  моего!

        С  годами  мы черствее  стали.
        И  уж  никто не  спросит  никого:
        Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
        Возьми  немного  света  моего!!!

          Июнь 2023 год      

               

               





 

 


Рецензии
Прекрасный мудрый очерк, чудесные подруги, искрометный юмор!

Произведению - малахитовый цвет!

С уважением!

Анастасия Сергеевна Соколова   14.12.2023 16:45     Заявить о нарушении
Анастасия Сергеевна, ПРИЗНАТЕЛЬНА! С ТЕПЛОМ

Галина Балдина   14.12.2023 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.