Сказочник

Хрупкая. Именно это слово возникает в голове при нашей встрече с Надеждой. Тонкая и хрупкая. Уязвимая. С большими карими глазами , смотрящими застенчиво и робко, из под прямой челки.
- Может быть воды? – спрашиваю я.
- Да, пожалуй,.- голос у  нее  негромкий, скорее тихий, но слова произносит четко и спокойно.
Только руки выдают волнение. Худые бледные пальцы слегка дрожат, и она строго смотрит на них, словно взглядом можно заставить их успокоиться.
- Вы сегодня будете говорить?
- Буду. Вы правы были в прошлый раз… Я много думала и поняла, что все держать в себе нельзя. Не удержу больше.
- Это правильный выбор. Вам станет легче.
Она горько улыбается. Кривая линия бледных губ как бы рассекает лицо надвое: в первой части за челкой прячутся глаза в которых на мгновение мелькает боль, а внизу дрожит, в отчаянной попытки сдержаться, подбородок.
- Едва ли… - она смотрит на стакан с водой, и я утвердительно киваю.
Она не пьет, просто берет стакан в руки и несколько минут смотрит на меня через стекло и стекавшие по тонким стенкам стекла капли.
Собирается.
Я не мешаю. Жду.
- Мне было тогда 19, когда мы познакомились. Такой возраст. Ну вы понимаете, вся жизнь впереди и хочется влюбится до одури, совершать глупости и не думать о последствиях. Ни о чем не хотелось думать… У меня родители тогда развелись, и я по горло была сыта их скандалами. Я хотела, чтобы у меня все было хорошо: универ, друзья, потом работа. Все правильно и так, как хочу именно я. Может быть и скучно, но хотелось порядка в жизни, за кого-то зацепиться, за кого-то надежного, сильного. А не в такую тряпку, как мой отец…
- А как же глупости? Что-то они в вашу картину не вписались.
- Вписались. Я считала, что должна стать самостоятельной, независимой и отвечать только перед собой, а не оглядываться назад и искать одобрения родителей. Гуляю, так сама, пью тоже сама и никто не указ. Они давили на меня, такие хорошие, правильные, а на деле оказалось все не так. Я чувствовала себя обманутой той жизнью, которую они мне показывали и которую сами же  разрушили. Брошенной себя чувствовала, ненужной. Поэтому и решила, что у меня так не будет. Я сделаю все по- другому. И не буду врать.
- Вы ушли из дома?
-Да, почти сразу как поступила в универ. Сняла квартирку и съехала. Не звонила, не хотела. Просто перевернула этот листок и пошла дальше. Мать пыталась, конечно, но я не хотела ее видеть. По горло была сыта этой ложью и ими. А потом стало поздно…
Она замолчала и , собравшись с силами, продолжила:
- На вечеринке встретились одной.  Высокий, сильный, не балобол, как мои знакомые. Такой спокойный и уверенный в себе парень. Он был старше и как-то на фоне наших студентов сразу выделился и приковал к себе внимание. На него многие девушки обратили внимание. И я тоже, но не подошла сама. Мы разговорились уже  позже, когда я готовила чай на кухне, а он зашел.
Вот так и началось все…
Пальцы задрожали. Она поставила на стол стакан и обняла себя руками за плечи.
- Я влюбилась. Наверное, так любят только в первый раз, а у меня это было в первый. Встречи, знакомые были, но такого чувства я не испытывала . Знаете, как это бывает? Когда встаешь утром и думаешь только о нем. Весь день. Звонишь , слышишь его голос и замираешь от счастья. Или смотришь на телефон, который молчит, и внутри тебя разверзается бездна от кучи вопросов, начинающихся со слова ПОЧЕМУ.
После занятий летела как на крыльях, на встречу с ним. Готовила его любимые блюда, каждый раз, когда покупала себе что-то думала, только о том понравится ли ему. Понимаете, я тогда думала только о нем. Только чтобы ему было со мной хорошо, чтобы было уютно, комфортно. Все что делала было для него и для него.

СТАДИЯ ПЕРВАЯ – ИЗОЛЯЦИЯ

Чтобы он не сказал, для меня было истиной.
Он устал и не хотел идти к моим друзьям? Конечно, мы оставались дома. Его раздражали телефонные звонки, и моя болтовня с подругами? И я стала не отвечать или ссылалась на дела и говорила, что перезвоню, но не делала это.  Постепенно они перестали звонить, а если и приглашали посидеть в кафе или сходить в кино, я все равно отказывалась.
«Нам так хорошо вдвоем, правда, малыш?»- говорил он и я соглашалась. Конечно, хорошо, ведь у него была я, а у меня он.
«Зачем нам нужен кто-то еще?  У нас есть мы.»
Я верила. Я тогда во все верила…такая глупая была…
- Вы любили его.
- Да, очень.
- Значит не глупая, а  влюбленная.
- Спасибо,- говорит тихо и делает глоток. Пьет больше для того, чтобы не говорить, потому что вспоминать больно ,а  она старается не показывать этого. Держится.
- Мне тогда казалось, что у меня все по-другому. Отношения честные, не такие как у большинства. Потом мы уехали из города. Сняли дачный домик на все лето ,сразу после сессии. В универ я так и не вернулась. Стало стыдно. То что случилось потом…
Она снова замолкает, теперь уже надолго. Но я сижу  тихо и не тороплю: нельзя спешить, когда перед тобой обнажают душу.
- В этом не было вашей вины.
Я не знаю, помогут ли ей эти слова, но произношу их, чтобы увидеть, как в глубине глаз, пусть и на миг, но вспыхивает искорка надежды.
- Вы первый человек, кто говорит это. Но я так все же не считаю.

 ВТОРАЯ СТАДИЯ – КОНТРОЛЬ.

- Все начинается с мелочей. Вначале – это список твоих звонков и контактов, которые он  «случайно» просматривает. А потом и не случайно. Каждый раз , когда звонил мой телефон, он брал трубку. Затем он его отобрал. Теперь он решал, что мы будем смотреть по телевизору, есть на завтрак, обед и ужин. Или не есть. Куда пойдем вечером. Особо было некуда, но чаще всего мы шли на пустынный пляж и гуляли вдоль берега. Если кто-то там уже был он сразу разворачивался и уходил. Он хотел быть только со мной и страшно злился, если не получалось и кто-то нарушал наше затворничество. Хотя к нам никто особо не приходил. Нас никто там не знал. Разве что в магазине здоровались, но он смотрел так, что люди отходили.
Несколько раз приходили соседи, но он вел себя так, что людям сразу становилось не по себе, и они быстро сворачивали разговор и прощались. Я пыталась тогда еще как –то сгладить ситуацию. Но он начинал высмеивать меня при них, и я замыкалась. А они уходили.
Тогда я еще протестовала, никому не приятно, когда тебя унижают, тем более на глазах других. Но он становился тогда таким язвительным и злым…  Начинал придирался , зло придираться. Он не поднимал на меня руку, но вел себя так, что после его слов, я чувствовала себя полностью уничтоженной. И морально и физически. Да, и физически. У меня было чувство, что меня просто раздавили, уничтожили. Никогда не думала, что можно так ранить словами и испытывать такую боль..
 А еще он постоянно стал меня контролировать и дотошно расспрашивал, что я делаю , что думаю. И чтобы я не сказала, это было глупым и смешным  и не нужным, с его точки зрения. Абсолютно ненужным… Только то, что говорил он было правильным и верным. Поступать и думать нужно было так, как говорил и делала он.
Еще он ревновал. Это было смешно, вот это было действительно смешно, так как  вокруг никого не было, но стоило ему встретить на прогулке какого-нибудь мужчину и это уже был повод для ревности. Он закатывал сцены на пустом месте, кричал, что любит меня, а я только и  смотрю на других мужиков.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – НЕУВЕРЕННОСТЬ

- А вам там нравилось? На пляже. – уточнила я.
- Наверное. Не знаю. Я уже тогда не думала о себе, что мне нравится или что я хочу- было все равно. Только чтобы ему  было хорошо и он не злился.. Он стал раздражительным и ему стало трудно угодить. Стал срываться, кричать. Хотя повода я старалась не давать, но он был недоволен. Придирался ко всему. Не тот чай, слишком яркий свет в комнате ил наоборот темнота, люди, которых мы встречали, мой вид. Теперь я все делала не так. Стала неуклюжей, не такой ухоженной, поправилась на несколько килограмм… Всего и не перечислишь.
- Тогда он ударил вас в первый раз?
- Да. В тот день пришел сосед. Он был старый уже, одинокий. Принес яблоки из своего сада. Он спал и я так обрадовалась возможности поговорить с кем-то еще. Я скучала, тогда еще скучала по общению и подругам. Вынесла чай и сухарики. Потом старик ушел и я, собрав посуду, вернулась в дом. Он ударил меня сразу как я только вошла на кухню. Я не успела среагировать, не ожидала, лежала ошеломленная на полу и даже не пыталась подняться. Так была удивлена.
А он стал бить кулаком по столу и кричать, что я шлюха. Что стоит ему отвернуться, и я сразу бегу к первому встречному мужику.
Я пыталась возражать, но тогда он ударил меня еще раз. Нет, не ударил, пнул ногой.  И заплакал. Плакал и говорил, что он меня любит и что я единственная для него на целом свете и больше ему никто не нужен. Он хочет быть со мной, а мне все время кто-то нужен кроме него.

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ – ПОВТОРЕНИЕ

- Он потом все время мне повторял одно и тоже. Как он меня любит, и какая я не благодарная тварь, которой в жизни повезло и которая не ценит, то что имеет. Его.
- Он потом часто вас бил?
- Бывало. Потом просил прощение, но чаще говорил, что я сама довожу его до этого.  Он старается держаться, а я провоцирую его . Я спрашивала чем, если могла… Он бросал мне в лицо глупые обвинения: в яко бы изменах за его спиной, тайных встречах с другими, или просто я не так посмотрела на него с пренебрежением или не достаточно  влюбленно… Чушь, конечно, но спорить было бесполезно. Если я пыталась, он взрывался и начал кричать. Если мог себя сдерживать бил в стену или выбегал из комнаты, или снова бил. Я не спорила. Больше.
- Вы пытались уйти от него? Ведь вам наверняка стало ясно, что он нездоровый человек, подверженный вспышкам насилия и неконтролируемой ярости.
- Да, однажды. Он сильно избил меня накануне. Потом  успокаивал, принес лед и сидел рядом. Говорил, что это в последний раз, и он раскаивается. Он часто это говорил и я знала, что в этом нет ни капли правды. Он все повторял и повторял, что любит меня до боли и не может позволить никому отнять меня в него. Отнимать было некому, но он все повторял и повторял это, а потом опять стал подозрительным. Тогда-то он и отобрал телефон, а потом разбил его о стену.
Ночью, когда он уснул я встала и тихонько пошла к выходу. Я ничего не взяла с собой. В голове была только одна мысль: уйти, иначе умру. Он убьет меня. Забьет до смерти.
Мне удалось дойти до остановки автобуса, дольше не смогла сил не было. Автобусы еще не ходили, было слишком рано для них. Но не для него.
Потом я лежала неделю. Он бил меня ногами и видимо сломал несколько ребер.
Больше я не пыталась бежать.

ПЯТАЯ СТАДИЯ – ЭМОТИВНОЕ ПЕРЕВОСПИТАНИЕ

- Мне стало все равно. Я ничего  не могла сделать. Как-то отупела внутри. Оглохла. Слышала только его голос, делала все на автомате и не спорила. Потому что было очень больно. Тело все превратилось в сплошную рану, которую если задеть потечет кровь. Я боялась этой боли, все что я хотела, чтобы он меня не трогал, не причинял эту боль и готова была на все. Если он говорил даже полный бред - , соглашалась, я теперь со всем с ним соглашалась. Но это не уберегло меня.
Потом наступил момент, когда стало все безразлично. Даже боль.
Просто тишина внутри и полное оглушение и отупение.

До тех пор пока не почувствовала шевеление внутри.

Надя снова замолчала и перевела взгляд на окно. Теперь она говорила очень тихо и мне приходилось напрягать слух, но я не просила ее говорить громче – боялась, что она может замолчать и снова не говорить, как уже было, несколько месяцев.

- Я забеременела. Вначале он был рад, а потом стал невыносим. Кричал, что ему малыш не нужен, и я только его. На пятом месяце он опять избил меня. Бил по животу, чтобы наверняка. Ночью открылось кровотечение, и я потеряла малыша. Своего ребенка. Маленького человечка, который был со мной, во мне, который шевелился в ответ, если я прикладывала к животу руку. Я так любила его. Единственного, кого любила …. Он тоже любил меня и знал, чувствовал, что я его мама и толкался в ответ. Знаете, если к животу приложить ладонь, то сразу чувствуется ответ.
Я знала.
Слезы текли из ее глаз, но она их не смахивала.
- Я  разговаривала с ним. А потом возникла снова эта пустота. И тишина, оглушающая тишина. Я очнулась в ванной и сразу поняла, что его нет, по этой проклятой тишине поняла. Что со мной происходила дальше – помню смутно. В голове была только одна мысль – не уберегла, не спасла, из-за меня его больше нет…
Я похоронила его в рощице .
 Сама выкопала яму, завернула в одеяльце и положила медвежонка.
Он просто посмотрел мне в след и ничего не сказал. Как будто я просто так взяла лопату и окровавленное одеяло. Как будто это в порядке вещей, закапывать своего ребенка. Своего малыша.
Когда его не стало, я долго сидела под березой и смотрела на холмик. Помню утро было солнечным и ярким, до боли в глазах. Мыслей не было, только пустота. И чернота внутри меня, которая поглотила все краски этого утра.  Помню, смотрела на зелень, синее небо, а потом раз - и перед глазами черно-белый мир.

Я пришла и убила его. Взяла на кухне нож , зашла в спальню и стала бить. Не могла остановится…

Надежда замолчала. Из ее глаз катились слезы.

Она нанесла ему двадцать три удара. Потом нашла в его брюках ключи, открыла шкаф, в котором он держал телефон, и вызвала полицию.

- Вы раскаиваетесь, что убили его?
- Нет.
Надя поднимает голову и смотрит прямо на меня, уже абсолютно сухими и пронзительными глазами.
- Нет.- четко повторяет она.

Стадии взяты из практики принудительной идеологической обработки,, обычно называемой « промыванием мозгов».
Сказочниками называют манипуляторов, людей, которые не обладают  высокими моральными качествами и с помощью техники психологического внушения полностью подчиняют себе других.


Рецензии