Глава 202. Бородин. Князь Игорь

Александр Порфирьевич Бородин
Арии из оперы «Князь Игорь»
Федор Шаляпин (бас)

chizhevskaya: Замечательную мощную арию Кончака Юрий Любимов выбросил из поставленной оперы. Чтобы все поняли: я — Любимов — что хочу, то и ворочу.

Mikhail_Kollontay: С этой оперой проблем непочатый край. В общей сложности Бородин написал около шести часов музыки (в черновиках). То, что мы сейчас имеем как «канонический текст» — лишь измышление редакторов. Работой по доведению до читаемого вида материалов Бородина занимался Ламм и еще один человек, фамилию которого я забыл. Но он скончался в 30-х годах, и все рухнуло. Так же малопонятно дело и с другими сочинениями Бородина, кстати. Не было бы Ламма — то же самое было бы с Мусоргским.

victormain: Насколько я помню, как раз ария Кончака была написана Бородиным достаточно рано и даже оркестровка в ней авторская. Так что, почему Любимову взбрело в голову купировать именно ее — загадка.

precipitato: Я думаю — она его достала по радио в советские годы, как ни включишь тарелку — оттуда раздавалось: «Что приуныл ты, гость мой».

chizhevskaya: Не помню я, чтобы по радио арию Кончака пели! Арию Игоря — да, исполняли.

precipitato: Мы, наверное, о разном времени говорим. Я с пяти лет слова наизусть знаю.

Mikhail_Kollontay: Никак не могу сопоставить «Слово о полку Игореве» с обсуждаемым опусом. Как бы даже ни датировать «Слово».
 
Maxilena: Это же — опера. Ни «Евгения Онегина», ни «Пиковую даму» я тоже не могу сопоставить с литературными произведениями. Может быть, опера вообще предполагает некоторый кич в своей основе...

Mikhail_Kollontay: В любом тексте есть внутренняя мотивация, а слова, сюжет и прочее есть чепуха, используемая для того, чтобы проговорить внутренний текст. В этом внутреннем тексте только и состоит факт высказывания. Этот внутренний текст «Князя Игоря», по мне, не есть продукт внутренней жизни Бородина, а привнесен в нее ложно, ввиду его недосмотра и недочувства. Причем этого ни в коем случае нет в его квартетах, первых симфониях, песнях. Не случайно он не написал оперу. Он ее не писал, а вымучивал столько лет. Вот, если чуть подумав. Она ложь, ложь внутреннего текста, текст не его, не хотел Бородин ее писать, а думал, что хотел. Не знаю, как у других, у меня подобные были ошибки, так что очень чувствую это. А в «Онегине» и «Пиковой», сколько бы там ни было чуши, пейзанских хоров и прочего, вопреки ей почти везде есть эта внутренняя правда.


Рецензии