Петроглифы Сибири

Петроглифы, они же писаницы — любой тип древних наскальных изображений, за исключением надписей. Это могут быть и рисунки краской, и резьба, и гравировка, причём тематика петроглифов весьма разнообразная: от традиционных изображений животных и людей до бытовых и батальных сценок.

Восточная и Южная Сибирь и Дальний Восток богаты петроглифами. Западная Сибирь в этом отношении менее изучена по целому ряду причин.

Перечислить здесь даже значительные скопления петроглифов Сибири невозможно*. Назову несколько: петроглифы утеса Саган-Заба (Белая Скала) на Байкале (открыты в 1881 г.); Шишкинские писаницы в верховьях реки Лены (н. XVIII в.); Томская писаница и ещё 7 соседних с нею скоплений наскальных изображений (1721 г.); петроглифы реки Елангаш (1871 г.), гора Джалгызтобе в Чуйской степи (н. ХХ в.) и петроглифы урочища Калбак-Таш вдоль реки Чуя (тогда же) — все на Алтае; Турочакская писаница на берегу реки Бия (1975 г.) и святилище Сетерлю в Каракольской долине, Горный Алтай; Сулекская писаница или Пичиктиг-Таг (Писаная Гора) в республике Хакасия (1847 г.); петроглифы Сикачи-Алян и других сёл на берегах рек Амур, Кия, Уссури, Хабаровский край (1888—1889 гг.); петроглифы Минусинской котловины на Енисее (н. XVIII в.); петроглифы гор Шолде-Тей и Йиме, плато Алды-Бель — все в долине реки Куйлуг-Хемь в верховьях Енисея, республика Тува (1960-е гг., всего на территории Тувы выявлено около 80 мест нахождения петроглифов); писаницы на скальных берегах реки Ангары (п.п. XVIII в.); петроглифы на скалах горного массива Кэйныней в низовьях реки Пегтымель, Чукотка (1965 г.) и др. Время создания сибирских петроглифов колеблется от верхнего палеолита (35 000 лет т.н. — 8000 гг. до н. э) и до раннего средневековья.
__________________________
* С полным перечнем известных ныне сибирских мест нахождения петроглифов можно познакомиться на сайте http://dostoyanieplaneti.ru/regiony


Я не случайно привёл столь обширный список сибирских скоплений уже обнаруженных и изученных наукой петроглифов. Дело в том, что в XIX в., с началом научного исследования петроглифов, особенно в зоне франко-кантабрийских пещер**, в западноевропейской археологии возобладала теория, согласно которой монументальная пещерная живопись создавалась только в юго-западном уголке Европы, а следовательно, делался вывод: Западная Европа – колыбель изобразительного искусства, да и искусства вообще. Из этого посыла вырастала теория «гениальной расы», которая в каменном веке (верхний палеолит) опередила людей прочих регионов в сфере духовных потребностей — стала творить искусство. Дореволюционная отечественная наука опровергать расистские бредни не спешила. Работу эту проделала советская археология, опиралась она прежде всего на петроглифы Карелии, Урала и Сибири.
________________________
** Это зона Прованса — Южной Франции и побережье Кантабрийского моря (т.е. Бискайского залива) в Астурии — Северной Испании.

Первое исследование сибирских петроглифов относится к п.п. XVIII в., когда Пётр I повелел немецкому ботанику Д.Г. Мессершмидту*** заняться изучением Сибири. В 1721 г. учёный исследовал и описал петроглифы Томской писаницы, чем положил начало науке о древних рисунках на камнях Северной Азии.
______________________
*** См. главу «Родина русской археологии» в этой книге.

Существенным вопросом для науки стало: зачем древние создавали петроглифы? Самый распространенный ответ — рисунки являлись важнейшей частью религиозного ритуала, находились в центре священных церемоний и секретных обрядов. Над рисунками или подле них колдовали шаманы, взывая к духам и богам с прошением о помощи. В современном понимании, это были важнейшие элементы общения человека с нечистой силой.

Выдающийся исследователь древних изображений академик А.П. Окладников выделил три группы сибирских петроглифов****.
________________________
****
1) Рисунки охотничьих племён тайги, прежде всех тунгусов. Группа «характеризуется преимущественно охотничьими реалистическими сюжетами. Это петроглифы в долинах рек Ангары, Средней Лены, Алдана, Олекмы. Они относятся к неолитической эпохе, их центральный сюжет — лось, основное содержание — охотничий, магический по его направленности культ лося, связанный с оригинальной космогонией и мифологией тунгусов (миф о космическом Лосе-Вселенной)».

2) «Наскальные изображения Дальнего Востока, долины рек Амура, Уссури. Главная их черта — господство орнаментализма, статика вместо динамического реализма прибайкальских петроглифов. Особо важное место здесь принадлежит криволинейным элементам орнамента и рисунков, на первый план выступают странные и загадочные маски-личины. Главные черты амурских неолитических племён: осёдлая жизнь на Амуре, добыча проходной морской рыбы во время нереста. Здесь достигли большого развития такие общественные институты, как обряды инициации (посвящения в полноправные члены племени) и тайные мужские союзы. Наскальные изображения масок-личин (непременного реквизита религиозных мистерий во время инициации) служили, видимо, орудием психологического воздействия тайных мужских союзов на женщин и детей. Маски воодушевляли и самих участников этих церемоний, создавая атмосферу таинственного и сверхъестественного. Спирали же и вообще кривые линии в неолитическом искусстве Нижнего Амура и в орнаменте современных народов этого района изображают змею — символ водной стихии, с которым связаны и космические представления, и чувства страха, тревоги и неуверенности перед лицом грозной стихии».

3) Петроглифы, характерные для степей и гористых лесостепей Забайкалья, Тувы, Алтая и соседних областей Центральной Азии. Эта группа петроглифов относится преимущественно к временам неолита. «Содержание её, как и в неолите Прибайкалья, анималистическое. Но здесь господствует уже не образ лося, а образ дикой лошади. Петроглифы оставили охотники на лошадей и куланов, вероятные предки алтайских народностей, в первую очередь тюрко-язычных: сначала гунны, а после них тюрки и собственно монголы. Встречаются и чисто скотоводческие “писаницы”, в основе которых лежит культ коней и магия плодородия. “Писаницы” эти, как свидетельствуют этнографические аналогии, связаны с сезонными праздниками древних скотоводов бронзового и раннего железного века”.

Логично завершить рассказ о сибирских петроглифах словами одного из первых их исследователей Г.И. Спасского, сказанными им в статье “О древних развалинах Сибири”:

“Но из всех <…> достопамятностей высеченыя начертания и изображённыя краскою надписи на каменных утёсах, составляющих берега некоторых рек, на могильных камнях и в подобных сим местах, показывая пред прочими некоторую высшую степень образования и искусства народного, заслуживают быть первыми…

Разнообразность сих начертаний и затруднение, с каковым соединено было произведение их по ужасной и почти неприступной крутизне многих утесов, приводят в удивление путешественника и к размышлению, что оныя высечены не для забавы какими-нибудь праздношатающимися в сих пустынных местах людьми; но верно оставлены первобытными обитателями, дабы чрез сии знаки передать потомству о каких-либо, по тогдашнему о вещах понятию, достопамятных событиях”*****».
____________________________
 ***** Ж. «Сибирский вестник», Спб., 1818, № 3.


Рецензии