Джами 6. Страсти по престолу
Джами – 6. Страсти по престолу. (отрывки из романа)
Войне не было конца, обострялась борьба между потомками Темура за престол, за каждый город и область, не было важно общего интереса потомков и предков. Тот, кому доверяли главы клана, либо пошел по другому пути, либо судьба сложила для них другую печать.
Одним из преполагаемых жертв этой кантели мог стать и Хосейн Мирза Бойкаро, внук Амира Темура. Хотя он был зятем тогдашнего мэра султана Абу Саида, он много раз восставал против него. Странно, что как верховный представитель Темура он имел право поднять флаг и собрать вокруг себя угнетателей. Если они побеждали, то становились рабами, если нет, то рядом других вооруженных людей. Иногда они служили этому командиру.
Хусейн родился в мае/июне 1438 года в Герате. Его дед со стороны отца Байкара был сыном Омар-шейха, второго сына Тимура, а мать Фируза-бегим — дочерью Миран-шаха, третьего сына Тимура. Хусейн учился в медресе с Алишером Навои, которому позже покровительствовал. В юности поступил на службу к правителю Герата Абу-ль-Касиму Бабуру, сыну Байсонкура, но около 1454 года, посланный с поручением к правителю Самарканда Абу Саиду, решил не возвращаться обратно. Заподозренный в чём-то Абу Саидом, Хусейн был посажен в городскую цитадель и выпущен по ходатайству своей матери. Он вернулся на службу к Бабуру, а после смерти последнего уехал в Мерв, которым владел двоюродный дядя Хусейна Султан-Санджар. Хусейн вступил в борьбу за власть с Абу Саидом в начале 1459/1460 года. Он захватил Астарабад, но был изнан оттуда войсками Абу-Сайда под командованием Али Фариси-барласа, Хасан Шейх Тимура, Нур Саида и Саид Мазида. Он ушёл в Гурган и переправившись через Аму-Дарью закрепился на её правом берегу. Здесь он послал посольство в Хорезм к правящему в Вазире хану кочевых узбеков Мустафе. Одновременно Хусейн вёл переговоры с его братом Пир Будагом, ставка которого была ближе к ставке Хусейна, при этом эти братья враждовали друг с другом. Хусейну удалось склонить на свою сторону Пир Будага и он отдал ему в жены свою сестру Бади ал-Джамал-бегим. Вместе с Пир Будагом Хусейн осадил Вазир, осада закончилась заключением мира. После этого Хусейн отправился в Адак по приглашению кунгратского эмира Ак-Суфи. Адак стал тем местом куда Хусейн позднее отступал после каждого поражения. В 1461 году Хусейн воспользовался тем, что Абу Саид вёл напряжённую борьбу с Мухаммедом Джуки. Он вторгся в Мазандаран со стороны Хорезма. В сражении с ним были убиты эмиры Шейх-Хаджи и Аллахверди, назначенные Абу-Саидом для защиты границ Мазандарана. Хусейн овладел Астрабадом и Гурганом и осадил столицу государства Герат. Однако жители Герата и оставленные в городе эмиры смогли организовать оборону городу, осада его длилась шесть месяцев, когда вернулся Абу Саид, который не смог взять крепость Шахрухию, в которой оборонялся Мухаммед Джуки. Абу Саид изгнал Хусейна от Герата и из Мазандарана. Хусейн вновь укрылся в Адаке. В начале марта 1462 Абу-Саид прибыл в Мавераннахр и далее снова выступил к Шахрухии. Хусейн пытался призвать на помощь правителя Вазира Мустафу. Но это ему не удалось в это же время в Вазире произошло народное выступление и Мустафа вернулся на Мангышлак, где он был до захвата городов в Хорезме. Власть в Вазире получил кунграт Усман, сын Мухаммеда Суфи, и оглан Якуб.
Когда Абу-Саид погиб в Азербайджане в 1459 году. Хусейн появился со стороны Хорезма, Несы и Абиверда. Этим утром он в последний раз хочет напасть на Герат. Все меры приняты. Жестокая армия ждет приказов. Может быть, на этот раз это сработает. Должен прийти...
Хусейн посмотрел на натиск армии: все надеются. В надежде на золото, в надежде на богатство, в надежде на лакомый кусок, который можно добыть только силой оружия и меча, пожертвовав жизнью и телом. Если ему повезет.
С каким предлогом можно поднять живого человека на живого, чтобы железякой перерезать друг другу шею? Не один, не сотня, даже не тысяча, десятки тысяч человек.
Хоссейн Мирза, внук Амира Темура, знал наизусть все рассказы своего знаменитого деда и часто представлял себя на его месте. Он также вспомнил своих дядей. Все состояния и троны зависели от оружия и мечей людей.
Амир Темур прошел с флагом в три круга. Когда он вел решительную битву со своим соперником Тухтамыш-ханом, он язвительно сказал: весь мир должен быть моим. Амир Темур указал на изображение луны на флаге противника и сказал: «Ты вообще хочешь узурпировать Луну?»
Амир Темур был мусульманином, суфием, последователем секты Накшбанидов, и в 1370 году он получил корону и царский символ от преемника пророка Мухаммеда Мир Саида Барака. Молился он и перед войной с Тохтамыш-ханом.
Только две группы людей - наследники Темура и сайиды - имели право на неприкосновенность - неприкосновенность личной жизни.
У нынешнего правителя Империи Тимуридов Абу Саида тоже был свой жрец: Ходжа Ахрор Вали.
Хосейн Бойка также получил молитвы. Он дал много обещаний собранному им войску: он откроет дверь сокровищницы королевства и заплатит каждому слуге по его службе.
Но в тот вечер пришли новости, обрадовавшие людей фронта Хусейна Мирзы, не понравившиеся людям гератского двора и неопределенные для судьбы страны Тимуридов.
Абу Саид стал последним султаном, который сотней уловок и мер остановил межпоколенческую войну, привлек всеобщее внимание к войне других тюркских племен и держал под своим троном всю страну. И по этой причине почти каждый год воевал с представителями других народов и племен.
Это второй раз, когда Абу Саид отправился в Азербайджан, чтобы победить племя Каракоюнлу. Но пришло известие, что он проиграл первую битву и был убит своими же по давней обиде. Хусейн Мирза умер. Хотя он жаждал крови своего тестя, но не хотел его убивать. Ведь Абу Саид был отцом своей жены. Внуки короля - его дети могут быть недовольны в какой-то момент. И немой, и помощь не помешали.
Хотя все поколения злились на султана того времени Абу Саида. Потому что по его приказу была убита 78-летняя Гавхаршад бегум, прабабушка династии Темур. Тот, кто завидовал будону Азари с его красивым лицом и легко решал всевозможные проблемы силой ума и ласковым языком.
Убив эту знаменитую старуху, султан Абу Саид сделал себя врагом для всех поколений. Он сам покаялся перед Богом. В конце концов, что могла сделать ему 80-летняя женщина? Но было слишком поздно. Суд Божий настолько суров, что вскоре наказывает виновных, особенно если он султан и возглавляет пост президента того времени. Мирза Хусейн говорил с полным сердцем:
- Подыграй мне. Я единственный наследник, я достойный принц. Если я выиграю, я награжу всех...
Однако либо у него нет особого доверия, либо другая группа претендентов слаще в своем языке и обещаниях. Некоторые идут навстречу противнику, Мирза Хусейн убегает, но приходит из другого места и снова поет.
- Подыграй мне. Если я выиграю, я построю страну добродетели, страну счастья! По моему мнению, волки и ягнята пьют воду из одного источника.
Толпа остановилась и удивленно посмотрела на него. Мирза понимает. Его сердце ясно. Звук победы приходит раньше времени.
И вот, кто-то осмелился сообщить ему новость одним словом:
- Бог услышал твой вздох: умер правитель Герата.
Мирза был счастлив, но в его сердце закралось сомнение.
- Так должно было быть. Хотя я с ним не дрался.
- Кто-то еще убил. Но они читают проповедь от вашего имени.
- Итак, война окончена. Едем в город Хари.
Но несмотря на это, Хосейн Бойкаро не одержал легкой победы. Ядгор Мухаммад - сын Абу Саида Узуна призвал Хасана на помощь и пошел войной с посланным им войском. Странно, что обещания воинов повторялись и в них мало верили, что некоторые из командиров Хосейна перешли Мирзе Бойке на сторону Ядгора Мухаммеда. Причина известна. Сын покойного султана сказал им через своих людей, что подарок должен быть лучше, чем сокровища короля, и это сокровище в моих руках. Какая разница для армии, откуда она собирает деньги? Лучше, чтобы владелец клада дал. Главное, без войны, без кровопролития. Это подходит для армии. Ведь кто гарант того, что он доживет до победы или нет?
Но, но, но... то ли подарок пришелся им не по душе, то ли обещание Ядгора Мухаммеда было нарушено, так что какое-то время они не видели ничего, кроме хорошей еды и слов. Используя разум, они ударили топором в корень идеи, что на самом деле несколько дней назад Абу Саид забрал клад и повез его на войну в Азербайджан. Итак, клад находится по ту сторону Каспийского моря. Почему мы ждем награды? Поэтому они не вынимали меч из-под сердца. Скорость руки мечника замедлилась, атака армии Хусейна ускорилась, и в одну ночь 21 августа 1470 года трон Хирата перешел в руки Бойки, а голова потомственного владельца престола Йодгора была обезглавлена.
В любом случае ожесточенного боя, которого они ожидали, не произошло. И теперь из опустевшей казны стало трудно выплатить Хусейну крупное вознаграждение. Они пришли к миру, простили предателей, но сказали, что подарок будет позже. Но вскоре началась перетасовка между их собственными группами, и они бесцеремонно грабили жителей города.
Хусейн Мирза был воином и хотел трона, изящества и культуры, и его оскорбляло и наскучило лицемерие солдат, их постоянные попытки украсть кусок добычи. Боевики открыто заявляли, что их цель – только награбить и набить стол. И незадолго до того дня, когда они будут служить другому человеку в обмен на собственное удовлетворение и забудут своего бывшего хозяина.
Надоели ему, султану эти разбойники. Но как же быть? – ведь они обеспечили ему трона страны.
Султан не может существовать без министра, мудрому султану нужен мудрый министр. Мирза Хусейн заключил завет дружбы со своим одноклассником Алишером Джаваном, его выбрал его министр. Он попросил решения для работы солдат. Он указал на старейшину секты Накшбанди Маулана.
Султан и министр пришли к Джами для консультации.
Счастливый султан сказал:
- Почтенный учитель, Маулана Джами, милостью Божией я стал обладателем престола королевства. Но соседи называют наш народ «страной невежд, городом воинов». Эту неприятную метку надо снять с нашего народа.
Подумав, Джами сказал:
- Восточный Хорасан был страной добродетели, но за двести лет войны все было сожжено. На войне нет ничего, кроме убийств и грабежей. Мы должны возродить город добродетели. Добродетель просвещает разум, пусть нравственность преобладает над всем.
Султан просил его, как духовный учитель, брать из казны все необходимое и принять все меры и помогать им построить город фазила - просвещенных.
Маулана Джами призвал к строительству города мечты Фазилат. И началось действие, растянувшееся на десятилетия. Джами сказал всем прихожанам:
Будь свечой, сжигающей сама себя,
Чтоб осветить вечер блаженных.
Стань облаком, чтобы лил как дождь.
И оживить вокруг и цветы и колючки.
Толпа с обнаженными мечами с изумлением переглянулась, и повторила его слова. Приятный оживляющий голос Джами озвучал в сердцах каждого:
Алмаз, если можно ископать в руднике,
Зачем покупать его из ларька ювелира?
Лучше сделать чашу чашу из своей ладони,
И воду пить от влаги своей ручейки –
Это лучше чем пить золотой чашкой
Из бассейна других кравчих вино.
Народ повторил стихи с умилением и с достоинством. И постепенно изменились. Изменили жизнь свою и принципы.
Началась великое дело строительства города просвещения.
Но появились трудности части высоким чиновникам. Ведь это изменило их принципы. Искали они спасение и нашли.
Маулана Джами всегда говорил слова, которые освежали людей.
- "Сердце в помощь, а рука в работу"! Пророк, мир ему и благословение, очистил свое сердце, помня о Боге, но он делал все своими руками. Шейх Маулана Якуб Чархи своими руками построил медресе и огромный сад на берегу реки Кофарнихан.
Все повторяли.
- Сердце в помощь и рука в работу! - И не только на языке, но и на деле все стремились к творчеству, обилию новаторства, процветанию городов и сел.
Сторонники суфизма придерживались иной точки зрения в трактовке старейшин секты Накшбанди. Мвлоно Джами добавил:
- Дервиша создал Бог, его сделали люди. Какова просьба суфиев города добродетели? - «Отдай то, что у тебя на голове, смотри, что у тебя на плечах, избегай того, что к тебе приходит».
Всем это понравилось, но восприняли как требование секты:
Вы хотите погрузиться в суфизм?
Вы должны испытать страсть.
Отпустите то, что у вас в руках.
Съесть сто ран и убежать.
Люди повторяли:
- В каком состоянии находится город добродетели? - Доброта, щедрость, пить воду от своего тяжелого труда.
- Наше оружие - книги и аржанги, оружие - серпы и мечи, ножи и дубины!
Группа, повторяя приказ Старейшины секты, заменяет плуг орудиями.
Ожоги превращаются в кусты.
Свидетельство о публикации №223063000288