14. 12 Теория познания ноуменального мира

  «Теперь, подходя к вопросу о двух мирах с психологической стороны, со стороны теории познания, мы должны твердо установить, что прежде чем мы можем надеяться постигнуть что-нибудь из области ноуменов, мы должны определить чисто интеллектуальным путём, путём рассуждений, то, что можем, из свойств мира многих измерений.

… мы должны определить то, что можем определить,. И выяснить, возможно точнее, каким не может быть ноуменальный мир, и если это удастся нам, каким он может быть, какие отношения невозможны в нём, и какие возможны.

Это необходимо для того, чтобы, приходя в соприкосновение с ноуменальным миром, наше сознание могло отличать его от феноменального – и главное, чтобы оно не принимало за ноуменальный мир простое отражение феноменального мира - мир снов. Мы именно потому и не знаем мира причин, именно потому и заключены в тюрьме феноменального мира, что мы не умеем различать, где кончается один, и где начинается другой».

                Но легче же попасть, своей душой в ноуменальный мир, когда физическое тело спит, и все ощущения его отключены, конечно кроме отражений в снах. Кроме этого, разве не может отражаться духовный мир в снах человека?

«Мы находимся в постоянном соприкосновении с миром причин, мы живём в нём, потому что наше сознание и наша непонятная нам функция в мире – часть его или отражение его. Но мы не видим его, и не знаем, потому что или мы отрицаем его, считаем, что всё существующее феноменально, и кроме феноменального  ничего нет, или мы признаём его, но стремимся постигнуть его в формах трёхмерного феноменального мира; или наконец ищем его, и не находим, потому что теряем путь среди обманов и иллюзий отражённого феноменального мира, который мы ошибочно принимаем за ноуменальный.

В этом и заключается трагедия наших духовных исканий. Мы не знаем, чего ищем. И единственный способ избавиться от этой трагедии – это предварительное интеллектуальное определение свойств того, что мы ищем. Не имея этих определений, только с одними неопределёнными ощущениями, мы не должны подходить к миру причин, мы заблудимся на его границе.

Это понимал Спиноза, который писал, что он не может говорить о Боге, не зная Его свойств».

 «Мы выяснили некоторые вещи, которые позволяют нам разобраться в мире ноуменов или в «мире духов». И мы должны воспользоваться ими.

Прежде всего, мы можем сказать, что мир ноуменов не может быть трёхмерен и не может быть в нём ничего трехмерного, то есть соизмеримого с физическими предметами, похожего на них по внешнему виду, имеющего форму; то есть не может быть ничего, имеющего протяжение в пространстве и меняющегося во времени. А главное там не может быть ничего несознательного. В мире причин всё должно быть сознательно, потому что он сам есть сознание – душа мира.

Дальше мы выяснили другие определённые свойства мира причин. Пока пользуясь теми определениями, какие у нас есть, мы должны искать его во всём окружающем нас и в  себе самих.

При этом нет никакой надобности обращаться к миру заведомо таинственного, к тому, что нам кажется таинственным по преимуществу. Тайны полно всё. В сущности, разделение вещей на «таинственные» и «простые» наивно до чрезвычайности. Как будто есть в мире что-нибудь простое? Как будто    есть в мире что-нибудь, что мы понимаем и знаем? Ничего такого нет! Всё тайна. Всё сверхъестественно».

                А если уменьшить количество понятий. Например, убрать время, оставить движение или смену состояний.

«Тайна времени проникает всё. Чтобы её почувствовать, не нужно могильных привидений, не нужно голосов из загробного мира. Она чувствуется в каждом камне.

Тайна мысли проникнет всё. Как только мы поймём, что мысль не есть «функция движения», а что само движение есть только иллюзия мысли – начнём чувствовать глубину этой тайны, нам покажется смешной и детской тайна мертвецов, вылезающих из могил.

Тайна безконечности – больше всех тайн. Она говорит нам, что весь наш огромный мир – вся видимая вселенная не имеет измерения рядом с безконечностью – равна точке, математической точке, не имеющей никакого протяжения. В «положительном» мышлении мы всё время делаем усилия, чтобы забыть об этом, не думать».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 136).


Рецензии