Турция как будущий газовый хаб для Европы

Октябрь 2022 г.

Без газа Европе в среднесрок (10 лет минимум) никак, кто бы что ни говорил.

Надеяться лишь на СПГ неблагоразумно: слишком переменчивая конъюнктура, это рынок продавца, а не покупателя на ближайшие годы. Проблемы с флотом, с безопасностью и т.д.

Поэтому остается лишь труба. Труба обеспечивает баланс интересов, привязывает продавца.

Как видится, прямая труба из России (19,9 % мировых запасов) закроется надолго или навсегда в обозримом будущем (весной я закладывал 5-10 лет, но сейчас думается, что быстрее), это решение политическое и стратегическое.

Соответственно, надо искать газ в других местах.

И вот какие трубные варианты имеются:

- Азербайджан (1,3 % мировых запасов);

- Туркменистан (7,2 % мировых запасов);

- Иран (17,1 % мировых запасов);

- Ирак (1,9 % мировых запасов);

- Нигерия (2,9 % мировых запасов).

По Нигерии в самое ближайшее время запускается проект трубопровода "Нигерия-Марокко" с выходом в Южную Европу. Пока же страна поставляет 13 млрд. кубов газа в регион в виде СПГ.

Особенность первых четырех стран списка состоит в том, что протянуть свою трубу в Европу они могут до Турции, а дальше из Турции газ пойдет по единой трубе (системе труб). Так достигается экономия на логистике, не надо тянуть каждому всю отдельную трубу в одиночку. Дополнительно к этому Туркменистан сработает через Азербайджан, хотя может и через Иран.

В чем суть схемы, как это видится.

У Туркменистана и Ирана имеются проблемы с Европой в политической плоскости: деспотия, нарушение прав человека и т.д. Иран долгие годы под санкциями. Соответственно напрямую гнать в Европу газ для этих стран проблематично. Но что, если они не будут гнать газ напрямую в Европу, а будут гнать его только до Турции? А далее этот газ станет уже турецким, т.е. нормальным, политически нейтральным. Это важно: Европа не будет покупать газ у Ирана и Туркмении, а будет покупать газ у Турции. Все довольны: газ в Европе, евро/доллары в Иране и Туркмении, Европа сохраняет лицо, не покупая "грязный" газ.

Ну а на вопрос, откуда Турция берет газ, можно закрыть глаза. Газ - турецкий, и точка. Бывают же белорусские креветки или литовская нефть. У Турции нет предрассудков, с кем работать, она совершенно прагматично работает со всеми.

Турция - член НАТО, равномерно заполнена базами НАТО и конкретно США. Вопрос безопасности маршрута - ключевой в свете разворачивающихся событий. С этим все в порядке. Дополнительно под этим соусом можно усилить группировку блока в этом регионе, решая параллельные геополитические задачи.

Турция, Азербайджан и Туркменистан - родственные народы (тюркоязычные), единая религия, конкретно Азербайджан все более попадает в зону влияния Турции, уходя из российской сферы влияния. Естественное основание для большей интеграции.

Преимущества схемы для Ирана и Туркмении - возможность стабильно, на годы сбывать свой газ в гигантских объемах по мировым (или с небольшой скидкой) ценам.

Преимущества для Азербайджана - замыкает на себе торговлю туркменским газом, становится ценным активом для Турции и НАТО: давайте сюда защиту, мы для вас источник газа. Кроме того, чтобы не делиться с Грузией транзитными и спрямить маршрут, Азербайджан с помощью Турции пытается продолбить сухопутный коридор (нахичеванский коридор), прессуя Армению, т.е. решает внутренние задачи.

Преимущества для Туркмении - возможность сбывать газ в богатую Европу по премиальной цене, альтернатива текущей продажи газа Китаю и России. По Туркмении стоит остановиться на следующем моменте. Как России удалось потерять туркменский газ, это уму непостижимо. Еще в начале нулевых Туркмения была полностью завязана на Россию в вопросе сбыта, газ был законтрактован в гигантских объемах (триллионы кубов) по дешманским ценам. Что мешало брать газ и сбагривать его дальше по мировой цене - вопрос из области "непостижимых тайн Вселенной". Параллельно контролируя режим в стране, богатой газом.

Видимо, это было слишком просто, и управленцы российской газовой сферы ближе к десятым гг. умудрились отдать Туркменистан в руки Китая, сами снизив закупку туркменского газа почти до нуля, по пути испортив отношения с его ВПР.

Свято место пусто не бывает. В страну ломанулся Китай, которому всегда мало... В итоге в настоящее время Туркмения сидит на кредитной игле Китая, поставляет в Китай газа по трубе в 4 раза больше, чем Россия (31,5 млрд. кубов против 7,6 млрд. кубов), активно обсуждает вопросы прокладки трубы через Каспийский регион в сторону Европы, контачит с Ираном. Россия в последние годы благоразумно возобновила закупки туркменского газа (10,5 млрд. млрд. кубов за прошлый год), да только куда там, поезд уже ушел. Сейчас собственный газ бы куда пристроить, не солить же его в самом деле.

Выгоды для Европы:

1. Газ. Живительное топливо. Много. По трубе. Стабильно.

2. Возможность сбить спесь с торговцев из Катара и США, альтернатива СПГ, котиры вниз.

3. Формально газ покупается у союзника по НАТО - довод для США и собственного населения.

Однако главные преимущества видятся для Турции. Она замыкает весь процесс на себя:

1. Держит за бороду коллективную Европу. Хотите газа, перестаньте указывать, что и как нам делать. Общайтесь вежливо и не забывайте два раза приседать.

2. Держит за бороду и продавцов газа. Хозяин Трубы.

3. Получает небольшой (на самом деле, зная Турцию - большой) гешефтик на превращении грязного газа в демократический, ничего не делая. Купи-продай.

4. Стратегическое положение, когда все основные игроки рынка (и продавцы, и покупатели) завязаны на регион. Обоюдно заинтересованы в его стабильности и безопасности. Конкурируют между собой, предлагая лучшие условия, делая уступки в других сферах.

5. Решает вопросы собственного снабжения, может диктовать условия по цене и объему, т.к. является естественной транспортной монополией.

6. Политические акции Турции вверх по всем другим вопросам. Ключевой региональный игрок.

А что Россия?

12.10.2022 г., Путин В. В.:

    "Утраченный объём транзита по «Северным потокам» по дну Балтийского моря мы могли бы переместить в регион Чёрного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего природного газа в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы, – если, конечно, в этом заинтересованы наши партнёры".

Как видим, Россия активно рассматривает этот вариант тоже. Война-войной, битва цивилизаций, мировой передел и т.д., но газ должен поставляться "партнерам" не так дак эдак. В конце концов чем российский газ хуже туркменского или иранского, если легким движением руки он может точно так же превратиться в турецкий...

Думают ли все заинтересованные стороны о гигантском усилении Турции (которая всю дорогу себе на уме и мечтает о былой славе) собственными руками как цену за реализацию рассматриваемой схемы? Посмотрим. Как всегда, это вопрос глубины планирования и расстановки приоритетов.

Как видится, в ближайшее время в Турции будет не протолкнуться.


Рецензии