Пушкин Гоголь Бенгель и конец света в 1836-ом

(продолжение...)

Размышляя о религиозном кризисе Гоголя, Д.И. Чижевский в статье «Неизвестный Гоголь» (Нью-Йорк , 1951) отметил:

<<<

…Никто не поставил себе вопроса, не было ли в 1834 г. людей, ожидавших близкого пришествия антихриста и конца мира. Оказывается, они были — и были в России. Еще в начале 18-го века швабский  мистик Бенгель   вычислил на основании своей своеобразной  теории истолкования Апокалипсиса, что конец мира близок — и наступит в 1837 (*) г.
Именно с этим предсказанием связано было выселение групп швабских пиетистов в Россию, на Кавказ и на Украину.
В конце 18 в. пророчество Бенгеля было принято не кем иным, как врачом, профессором экономики, мистиком и духовидцем Г. Юнгом-Штиллингом  13  (1740–1817), сочинения которого были популяризированы в России вторым поколением русских масонов (после 1800 г).
После наполеоновских войн под влияние Юнга-Штиллинга подпал сам имп. Александр I: известная баронесса Крюденер  14  вовсе не была романтическим увлечением императора (такое впечатление остается, впрочем, только у любителей популярной исторической литературы, не сообщающей о «Крюденерше» ближайших сведений), а посредницей в знакомстве императора с идеями Юнга-Штиллинга и со Штиллингом лично. Самая идея «Священного Союза» была связана в сознании Александра I с мыслью о необходимости сплочения христианских сил мира перед его близким концом.»

>>>

(*) Чижевский ошибся – по Бенгелю это был 1836 г … Johann Albrecht Bengel. Bengelius's Introduction to His Exposition of the Apocalypse – 1757  et  Gnomon of the New Testament ou Mark D. Isaacs The End-Time Calculation of Johann Albrecht Bengel. (Journal of Unification Studies Vol.11,2010,Page 137):

@В последнее время "Конец" занимает умы многих людей. Согласно различным прогнозистам New Age, календарь долгого счета майя указывает на то, что "Конец" наступит 21 декабря 2012 года.
@ June 18, 1836 was one such date for the Second Coming of Jesus Christ. It was proposed by Johann Albrecht Bengel (1687-1752), one of the greatest Bible scholars of the eighteenth century
{cm.  John Christian Frederic Burk, Dr. Johann Albrecht Bengels Leben und Wirken (Stuttgart, 1831), English translation by R.F. Walker and published as A Memoir of the Life and Writings of John Albert Bengel, Prelate of Wurttemberg, Compiled Principally from Original Manuscripts (London: William Ball, 1837), 294}

Placed within the context of Bengel's total scholarly output, we are left to wonder why "this man of eminent piety and vast and sound learning" [Bengel, Johann Albrecht," Lutheran Cyclopedia: A Concise In-Home Reference for the Christian Family, Edwin L. Lueker, ed. (St. Louis: Concordia, 1984), 84] felt compelled to calculate a date for the end-times, and how he arrived at this particular date. In order to gain a deeper understanding of the life and work of Bengel, this article will explore the apparent contradiction between Bengel the meticulous Bible scholar and Bengel the apocalyptic speculator.@

Перевод:

18 июня 1836 года было одной из таких дат Второго пришествия Иисуса Христа. Она была предложена Иоганном Альбрехтом Бенгелем (1687-1752), одним из величайших библеистов XVIII века.
Помещенный в контекст общей научной работы Бенгеля, нам остается только удивляться, почему "этот человек выдающегося благочестия и обширных и основательных познаний"[…] почувствовал необходимость вычислить дату конца времен и как он пришел к этой конкретной дате. Чтобы получить более глубокое представление о жизни и творчестве Бенгеля, в этой статье будет рассмотрено очевидное противоречие между Бенгелем - дотошным исследователем Библии и Бенгелем- апокалиптическим спекулянтом.

***
Мнение авторитетного ученого библеиста (*) и его расчет Конца Света не могли не вызвать трепетного интереса и не породить тревогу у тех, кто совестью нечист = т.е. фактически у всех ...

Следует упомянуть два  научных труда немецкого лютеранского библеиста и теолога, основоположника текстологии Нового Завета - «прелата» (Ген. суперинтенданта) в Хербрехтинген (Баден-Вюртемберг) до 1749 г и затем советника консистории и прелата в Альпирсбахе с резиденцией в Штутгарте:
1) Греческий Новый Завет. Тщательно изучив множество изданий и рукописей Библии, Бенгель пришёл к выводу, что общепринятый текст (Textus Receptus) необходимо выверить, учитывая разночтения и варианты. Он положил начало этой работе, издав Новый Завет с критическим аппаратом, который надолго стал классическим образцом текстуальной критики.  Критическое издание греческого Нового Завета, подготовленное Бенгелем, вышло в свет в 1734 г в Тюбингене, а также в том же году в Штутгарте, однако без критического аппарата. Уже в 1725 г в дополнение к изданию Chrysostoms De Sacerdotioон написал Prodromus Novi Testamenti Graeci recte cauteque adornandi, где говорилось о принципах, на которых должно было основываться его издание Нового Завета.
2) Gnomon Novi Testamenti, или «Экзегетические замечания к Новому Завету», опубликованные в 1742 г. Эта книга — плод 20-летнего труда учёного, поражает краткостью выражения мысли, как про неё говорили, «здесь в одной строчке больше смысла, чем в страницах текста других авторов». Бенгель скромно озаглавил книгу «Gnomon», или «индекс», и его задачей было скорее подвести читателя к самостоятельному постижению смысла новозаветного текста, чем избавить читателя от труда постижения смысла текста. Принципом толкования было — не привносить ничего в Писание, но добыть из текста все возможные смыслы, при этом строго придерживаясь грамматических и исторических правил, не размываемых соображениями догматики, и не использовать символических толкований. •  Gnomon Novi Testamenti Vol. 1-3. Etc. https://archive.org/search?query=John+Albert+Bengel

***

 Не было ли  суицидальное по сути поведение Пушкина в 1836-ом вызвано этим ожиданием Конца Времен?

Не был ли его РОК (расширенный островной корпус) философской лирики о Сущем и Смерти навеян этим чувством Конца Света?

Не от этого ли сбежал в Европу Гоголь сразу после постановки на сцене его поэмы о Ревизоре – Антихристе и Самозванце?


Рецензии