Карина Петрухина Гори огнем А. Пелевин

Александр Пелевин «Гори огнем»
«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его:
лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие,
нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
где червь их не умирает и огонь не угасает.
                (Мф 5,29)


Небольшая по объему, но масштабная по замыслу повесть  лауреата премии
Национальный бестселлер 2021 года посвящена солдату Красной Армии Ивану Гуляеву,
вступившему в ряды власовцев не в угоду идейным соображениям, но ради спасения
своей жизни. Уже в первых строках пролога автор раскрывает модель поведения героя:
«он не творил зла, чтобы сделать кому-то плохо, он творил зло, чтобы сделать себе
хорошо».  Учитель немецкого языка с русским именем Иван  мог бы прожить спокойную
жизнь, если бы не животный страх за собственную шкуру не вынудил его перейти в стан врага. И, возможно, даже после первого предательства, он бы и дальше работал на Русскую освободительную армию, но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. После встречи с майором Цвайгертом, изображенной в лучших традициях фантасмагорических выступлений булгаковского  Коровьева, уснувшая совесть Гуляева пробудилась и стала, словно червь, поедать его изнутри. Интересно то, что Иван не тешит себя иллюзией того, что он не грешник: « для ада не нужно делать ничего, просто падаешь, падаешь, падаешь, падаешь». Падение Гуляева, которого Александр Пелевин наградил рыжей шевелюрой, с этим цветом волос так уже во второй половине IX  века начинают изображать Иуду, сопровождается его яростной внутренней борьбой, в которой он так и не сможет победить.
Тем ярче на фоне главного героя проступают характеры его друзей по несчастью:
Владимира Бурматова, состоявшего в рядах РОА и одновременно организовавшего
подпольное антинемецкое сопротивление,  и Дениса Фролова, который в своих дневниках признался: «да, я сделал неверный выбор, но тем более не отступлю от него». Подпольная деятельность Бурматова и позиция Фролова перед обреченным на неудачу штурм позиций Красной Армии лишь подчеркивает отсутствие высоких моральных устоев Гуляева, обменявшего свою бессмертную душу на относительно благополучное физическое уществование.
Стоит отметить, что Иван Гуляев вызывает у читателя не сопереживание, а лишь жалость к тому, каким «пустым» человеком он является, и только перед смертью главный герой делает верный выбор, но достаточно ли этого для того, чтобы оправдать прожитую им жизнь? Автор не отвечает на этот вопрос, он рассказывает историю с позиции стороннего наблюдателя, добавляя в повествование нотки мистики и фатализма в описание трех встреч Гуляева с майором Цвайгертом.
Читая это произведение не возможно не упомянуть реалии военно-политической
обстановки сегодняшнего дня.  К примеру, принципы ведения пропаганды, которым
Гуляев обучает будущих вербовщиков РОА и бывших советских солдат, мы наблюдаем и
сейчас во время проведения специальной военной операции на Украине.  Подобные
методы воздействия на психику военнопленных, измученных голодом и условиями жизни
в лагере, приносят определенные плоды в краткосрочной перспективе,  но чем дольше
человек живет с клеймом предателя, тем более вероятным становится его бесславный
конец, который настиг Ивана Гуляева уже в мирное послевоенное время,  чья физическая смерть  наступила  гораздо позже  гибели духа.
Александр Пелевин называет свое новое творение «Калиновая яма – 2», сравнивая ее с историей профессионального немецкого разведчика Гельмута Лаубе. Также как в
«Калиновой яме» сновидения героев играют  ключевую роль  в описании  терзаний
совести и желания отыграть назад целую жизнь  и двигают сюжет произведения. Только, на мой взгляд, сны Лаубе  весьма затянуты, даже слишком, но, возможно, это сделано специально для того, чтобы читатель прочувствовал, как немецкий шпион  раз за разом не может стряхнуть с себя морок сна и наконец проснуться. Сны же Гуляева выведены лаконично и хлестко, они наполненным неподдельным ужасом.
 «Гори огнем» и «Калинова яма» действительно имеют много общих черт:
- тема предательства, когда измена разъедает душу человека и принимает облик или
гигантского червя или Черноты, заполняющей собой весь мир;
- композиция сюжета, где ряд действий героя приводит к расплате за грехи в кульминации истории;
- отсутствие авторской оценки действий главных героев, но возможность взглянуть на них глазами второстепенных персонажей, так, например, Гельмута Лаубе многие знакомые называют хамелеоном;
- умелое вплетение в канву повествования мистических событий.
Однако главные герои этих произведений не вызывают абсолютно тождественных эмоций
у читателя:    Гаубе, который берет на себя ответственность за жизнь вверенных ему людей во время операции по подрыву моста, и Гуляев, который пытается сдаться в плен во второй раз за войну, бросая своих боевых товарищей.  Талант Пелевина в полной мере раскрывается в умении смешивать элементы шпионского детектива с  исторической розой,  стилистически образно  преподнести    как и красоты природы, так и внутреннюю рефлексию персонажей. Однако в «Гори огнем» автор  гораздо понятнее передает  внутреннюю борьбу  героя, обращаясь к тексту Библии, чем в «Калиновой яме», где он воссоздает  ад для героя, основанный на фактах биографии персонажа  и на идеологии  мира сновидений, часть которого взята из области психологии,  а часть, напоминает классический поход  персонажа русской сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».


Рецензии