Орешек знаний

«Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет киножурнал «Хочу всё знать».

Да, был такой детский киножурнал в 60-х и 70-х годах двадцатого века. Очень интересный, между прочим, я смотрел с удовольствием. Но все знания из кино не почерпнёшь. Основным источником были книги. Читали мы тогда запоем и много. Все поголовно были записаны в библиотеки, а ещё брали книги у друзей, из числа тех, у кого родители имели собственные библиотеки.

 У Гарика Зайкина, например, была целая комната, заставленная книгами. Родители у него были преподавателями, поэтому сам Гарик был отличником – всё потому, что с лет с пяти начал читать. В классе мы его звали Знайкой. Был он очень похож на этого коротышку: ростиком был небольшой и носил очки. Уже к шестому классу Гарик перечитал все книги в родительской библиотеке. Вплоть до медицинской энциклопедии. Впрочем, её он прочёл выборочно. Изучив интересующие его вопросы, как-то устройство половых органов мужчины и женщины, Гарик перешёл к энциклопедии педагогической. Ознакомившись со взглядами Песталоцци, Макаренко, Сухомлинского и других педагогических авторитетов, он обнаружил, что учителя и родители допускают массу ошибок в их, школьников, воспитании.

 Но учителям он об этом почему-то не говорил, нам же, своим одноклассникам, буквально надоел с цитатами этих корифеев воспитательной науки. Тем не менее, Знайку мы терпели. К нему можно было зайти, когда дома не было родителей и взять почитать интересную книжку.

Васька Пырин, из параллельного класса, зашёл к Знайке, чтобы попросить «Трёх мушкетёров». Он посмотрел кино и ему страсть как захотелось прочесть книгу. Читал Васька не все книги, а только те, где герои пользовались шпагой и пистолетом чаще, чем ложкой и вилкой. Учебников он не читал, поэтому учился с двойки на тройку, за что регулярно получал ремня от отца.

Знайка, услышав, что Ваське вчера от отца опять досталось, заявил категорически:
– Так нельзя воспитывать детей! Это же непедагогично!
– Как это? Непеда-га…чинно ? – спросил Васька.

Гарик Зайкин взял с полки большую толстую книгу и потряс ей  у Васькиного носа.
– Вот «Педагогическая энциклопедия»! Понял? Здесь всё про учение и воспитание написано. Слушай: «Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний». Нет, ты понял? – Гарик поднял вверх указательный палец и продолжал дальше:
– «Задача школы и родителей не ругать, а развить в ребёнке как можно больше способностей. Сухомлинский призывал не делать из оценки идола. Нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных с помощью оценки». Это не кто-нибудь, это Сухомлинский сказал. Ты знаешь, кто такой Сухомлинский?
– Не-ка…, – Васька шмыгнул носом.

Гарик махнул рукой:
– Ладно потом. Идём дальше. Вот Лихачев: «Физическое наказание, как социальная форма обдуманного и целенаправленного воздействия, изжила себя. Оно существует как форма непосредственного обыденного раздражения и импульсивного реагирования на детское поведение.

  А вот ещё Макаренко. Знаешь Макаренко? Опять не знаешь… Ну ладно, какая разница! В общем он говорил: «Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания. А без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще». Понял? Займись самовоспитанием!

– Как это самовоспитанием? Что я сам себя за двойки ремнём драть буду?
– Самовоспитание, это не ремнём себя лупишь, а когда сам уроки учишь, без подсказки. Ремень здесь не причём. И отцу скажи, что физические наказания современная педагогика запрещает.
Васька Пырин ушёл до макушки наполненный передовыми педагогическими идеями и с твёрдым намерением заняться этим самым самовоспитанием.

На следующий день он забежал к Гарику, чтобы поделиться новостью:
– Вчера сам стихотворение выучил, по литре четвёрку получил! – доложил Васька с порога.
– Вот видишь, – похвалил Знайка, – что значит научный подход!  Надеюсь, теперь твой отец понял, что ремень – это средневековый метод?
– Понял…, – вздохнул Васька и снял шапку.
 Левое ухо его было значительно больше правого и ярким колером превосходило пунцовые от мороза щёки.


Рецензии
Маленький экскурс в историю педагогики в доступной и занимательной форме, с юмором и без лишних нравоучений. Может и к лучшему, что ты не стал диссертацию защищать.

Владимир Новиков 5   30.06.2023 12:57     Заявить о нарушении
Вовремя одумался. Мои книги читали если не тысячи, то сотни людей. Спрашивал, кто читал мою монографию по теме диссертации. Выяснил, никто. Не интересуется народ наукой, прямо беда...

Сергей Кокорин   30.06.2023 17:25   Заявить о нарушении
Многое из моего любимого киножурнала "Хочу всё знать" я помню до сих пор. Кое-что очень пригодилось.
Ролики для него делались с большим умом, большими профессионалами. Легко, интересно, изящно, без ненужной зауми.
Спасибо.
С уважением. О.А.

Оксана Александровна Богданова   06.08.2023 15:14   Заявить о нарушении