Дискуссии о счастьи

Можно выделить два вида гармонии: статическую и динамическую. Динамическая гармония - это гармония успешного развития. Статическая гармония - это гармония статического снимка динамической гармонии. Это некоторое гармоническое состояния в момент остановки успешного развития. Это может быть гармония застоя развития успешно развивавшегося явления. Для многолучевого человека это может обозначать переход от гармонии творчества к гармонии любви, или от гармонии любви к гармонии творчества, если гармония любви или творчества перешла от динамики к статике. По закону Вебера-Фехнера человек ощущает счастье только тогда, когда факторы, делающие человека счастливым увеличиваются в масштабах и интенсивности Если например успешный в своём творчестве человек столкнулся с некоей трудностью, мешающей ему продвигаться в творчестве дальше ощущение его счастья пропадает, то есть гармония его творчества переходит из динамического состояния в статическое.  В любви, если возникает некое сильное препятствие любви, гармония любви (счастье любви) переходит из динамического состояния в статическое. Если же человек многолучевой, то он может перейти от статической гармонии творчества или любви к динамической гармонии любви или творчества. Человек в своей жизни постоянно сталкивается с такими ситуациями. Мне представляется, что объяснение закона Вебера-Фехнера через понятия динамической и статической гармонии дают логическое обоснование этого закона.
МгновениЯ
Интересная тема, Лев!
Вы размышляете о гармонии, как естественном состоянии сознания или как цели? Ведь далеко не большинство живут в гармонично воспринимаемом мире.
Если гармония естественна, то возможно и разница между динамической и статической не ощущается? Просто мир всегда в движении, а покой сравним с умиранием.

Как вы думаете, как воспринимаете жизнь, помимо логического обоснования?

Лев Полыковский: Уважаемая Мгновения. Можно говорить о двух видах гармонии как реальности. Мы может наблюдать гармонию развития (динамической голограммы) и гармонию картины, фото,  статической голограммы. С другой стороны мы можем развиваться путём деградации (динамической дисгармонизации) и путём динамической гармонизации. Статическая гармония - это застой дальнейшего изменения в ту или иную сторону. Гармония может и не ощущаться, если человек преимущественно живёт разумом и пренебрегает своими ощущениями красоты, гармонии.  Я как философ, выражаю гармонию в логике понятий, а как литератор (поэт, писатель пытаюсь уловить чувственный аспект гармонии).

Вьедливый:
Такой закон можно назвать "законом (капиталистического) потребления": потребляй, потребляй, потребляй,..  и пока этот "велосипед", катится, человек на нём счастлив движением и возникающими при этом возможностями. Автор называет это "динамической гармонией".

Критериями гармонии автор полагает "ощущение счастья", "успешное развитие". Но это чисто индивидуальные психологические критерии, чтобы класть те в основу научно-логического разделения возникающей при этом, по мнению автора, "гармонии" на виды: динамическая и статическая.
Пример. Еду на велосипеде - счастлив, "динамическая гармония"! Упал, приложился - статика. Наступила "статическая гармония", или гармония вообще исчезла для "многолучевого?!" человека, больно ведь?

Гармония - это сочетание противоположностей в устойчивое и более совершенное, чем каждая из противоположностей, целое. Гармония в природе (значит, и в человеке, обществе) характеризует новое качество, и это устойчивое качество, подчеркнём! Для гармонии важны условия, параметрическое (для человека - чувственное, для общества - сооциально-экономическое) поле этой устойчивости.
Критериями гармонии автор полагает "ощущение счастья", "успешное развитие". Но это чисто индивидуальные психологические критерии, чтобы класть те в основу научно-логического разделения возникающей при этом, по мнению автора, "гармонии" на виды: динамическая и статическая.
Пример. Еду на велосипеде - счастлив, "динамическая гармония"! Упал, приложился - статика. Наступила "статическая гармония", или гармония вообще исчезла для "многолучевого?!" человека, больно ведь?
Значит, понятие "гармония" в принципе не может быть применимо к "ощущению счастья"  от "увеличения каких-то факторов в масштабах и интенсивности".  Подобное ведёт к неустойчивости, что противоречит самой сути гармонии.

Лев Полыковский: Уважаемый коллега, я говорю об интерпретации закона Вебера-Фехнера известным учёным энциклопедистом Борисом Григорьевичем Кузнецовым. К сожалению сейчас не могу найти в какой из книг он это сказал. Кажется в книге "Философия оптимизма".
Можете эту интепретацию называть законом потребления. Но при капитализме потребности первичны, а способности вторичны. Я же пытаюсь исходить из принципа способности первичны, а потребности вторичны. Если человек исходит из этого принципа и посвящает свои способности благу человечества, то ему не грозит деградация нравственности в сторону потребления ради эгоистического счастья. Ему ближе принцип потребления ради опознания, раскрытия и реализации своих основных ключевых способностей (его назначения, призвания)  на благо человечества. Если вам не нравится такой социоцентризм, то на благо гармонизации мироздания. Например, биофизик Генрих Хильми называл человека организатором Вселенной.
В определении гармонии с вами согласен.
 О том является ли "счастье " и "успешное развитие"  критериями гармонии. Нет не являются. Я говорю о чувствующем и волящем человеке, для которого гармония и успешное развития являются счастьем, то есть его критериями счастья.
Является ли гармония устойчивым свойством явлений? Любое явление вещественного типа, обладающее свойством гармонии относительно устойчиво в той степени, в которой внутренняя авторегулирующая активность плюс внешняя регулирующая активность в сумме не превышают внутреннюю хаосогенную активность плюс внешнее хаосогенное воздействие. Например, самый красивый цветок очень легко сорвать или растоптать. Человек даже самый здоровый и гармоничный может погибнуть в несчастном случае или на войне. Самое гармоничное и устойчивое творение человека можно легко разрушить.  Устойчивость любого вещественного явления относительна. Гармония может гарантировать в некоторых случаях некоторое увеличение устойчивости вещественных явлений. Но обычно красота как вид гармонии сравнительно быстро отцветает. Однако гармонизация личной жизни человека и его социальной активности даёт ему некоторое относительное счастье. Так называемое всестороннее и гармоничное развитие жизни человека даёт некоторую стабилизацию и продление жизни человека. Но старение и болезни в старости постепенно подтачивают человеческий организм и он умирает. Социальное регулирование человеческой жизни постепенно увеличивает среднюю продолжительность человеческой жизни. К динамической гармонии относится красота творчества и любви в самые продуктивные периоды жизни человека. А в их фотографиях запечатлена их статическая гармония. Успешный прогресс личности в самореализации и раскрытии своего призвания способствует расцвету ее счастья. Любовь взаимная тоже этому способствует. Но этот период жизни человека пока не очень продолжителен. К сожалению люди долго не живут. 
Въедливый:

А психологическое ощущения счастья возникает также и от стабильности жизни, а не только от перемен при росте чего-то (по Веберу-Фехнеру). Люди разные, известно: "на вкус и цвет товарища нет".

Цитата
Мне представляется, что объяснение закона Вебера-Фехнера через понятия динамической и статической гармонии дают логическое обоснование этого закона.

Мне не представляется. ИМХО
Во-первых, какая может быть логика в психологии? Обще рассудительное в сугубо индивидуальном? Во-вторых, "понятия динамической и статистической гармонии" - искусственные, не соответствуют самой сути коренного понятия "гармония".

Буду признателен автору за дискуссию, если таковая возникнет.
С уважением

Справка из Википедии:
Закон Вебера — Фехнера — эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения чего-либо линейно зависит от логарифма интенсивности раздражителя.
Что-то "счастья" в этом законе не наблюдается. А есть "связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств: света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п."


Гармония - это сочетание противоположностей в устойчивое и более совершенное, чем каждая из противоположностей, целое. Гармония в природе (значит, и в человеке, обществе) характеризует новое качество, и это устойчивое качество, подчеркнём! Для гармонии важны условия, параметрическое (для человека - чувственное, для общества - сооциально-экономическое) поле этой устойчивости.

Значит, понятие "гармония" в принципе не может быть применимо к "ощущению счастья"  от "увеличения каких-то факторов в масштабах и интенсивности".  Подобное ведёт к неустойчивости, что противоречит самой сути гармонии.

А психологическое ощущения счастья возникает также и от стабильности жизни, а не только от перемен при росте чего-то (по Веберу-Фехнеру). Люди разные, известно: "на вкус и цвет товарища нет".
       Лев Полыковский:
       Вот почему люди часто разводятся и меняют место жительства. Известны случаи, когда люди жили стабильно и успешно зарабатывали на жизнь. Потом неожиданно муж кончает жизнь самоубийством от чрезмерного застоя в жизни. Монотонность и однообразие жизни не всем приемлемы. Некоторые до уровня семейного достатка дорасти не могут, а некоторые доросли и устали от монотонности жизни. Некоторые и смиряются с монотонностью своей жизни. Но есть  ли у них ощущение полноценного счастья это еще вопрос.
      Есть ли какая-то логика в психологии? Но где есть научные исследование, там есть и выводы из исследований. А выводы это и есть логические заключения. Сколько процентов в них истины определить трудно. Но не ноль же. Вот и посудите из этого, есть ли в психологии логика или нет. Столько опытов провели. Не зря ведь. Это ведь не история, которую не раз фальсифицировали. И Б.Г.Кузнецов признанный специалист и энциклопедист в российской науке. Я доверяю его интерпретации закона Вебера-Фехнера, а не Вам. Вы никаких достаточно разумных аргументов не привели.    
Въедливый:
"И Б.Г.Кузнецов признанный специалист и энциклопедист в российской науке. Я
доверяю его интерпретации закона Вебера-Фехнера, а не Вам. Вы никаких
достаточно разумных аргументов не привели."
Чтобы рассуждать о разумности взаимных аргументов, в дискуссии надо бы договориться о терминологии.
Когда я говорю о "гармонии", я имею в виду динамическую систему, реально функционирующую в природе.  И только в этом случае имеет смысл обсуждение основного свойства гармонии - устойчивость динамической  системы на основе гармоничного сочетания противоположностей, тоже динамических систем, как таковых. Единство и гармония противоположностей - условие устойчивости природных систем. А что те устойчивы - очевидно, так как иначе бы не существовали.

У Вас термин "гармония" относится к "свойству явления". А явление не сама динамическая система, а неустойчивое проявление системы, тот же красивый цветок или "чувствующий и волящий человек", из Ваших примеров. Первый - порождение динамической системы "растение", второй - динамической системы "общество". Обе эти индивидуальности на фоне гармоничных динамических систем, их породивших (человек здесь рассматривается как психологическое явление в результате воспитания), неустойчивы относительно внешних воздействий, что Вы блестяще показали на примерах. А красота, любовь, всесторонне развитие человека, ощущение счастья и т. п. "явления" (в Вашем понимании) - не виды гармонии (которая, повторю, есть устойчивое состояние системы), а преходящее следствие гармонии. Так понимаю проявившуюся в дискуссии терминологию.

Что касается Б. Г. Кузнецова, то слышу о нём впервые применительно к российской науке, но доверяюсь Вашему мнению и не возражаю против Вашей оценки. Но должен заметить, что я физтех (1960-1966 г.г.), а всем физтехам (такое там воспитание) априорных авторитетов в интерпретациях чего бы то ни было не существует.
Лев Полыковский:
Я принимаю Вашу терминологию. Но для меня это ничего не меняет. С точки зрения диалектики, абсолютно статических систем не бывает.
        Если Вы ничего не знаете о Борисе Григорьевиче Кузнецове, то посмотрите о нём в авторитетных для Вас справочниках.
        Любую динамическую систему и неостуктуренный материальный объект (например поле) можно назвать в философии явлением. Устойчивость любой динамической системы относительна и зависит от времени её жизни. Самой устойчивой динамической системой является протон, время жизни которого 10 в 32 степени лет. И посему микромир более устойчив, чем макромир, а макромир более устойчив, чем мегамир. В своих таблицах удельных устойчивостей материальных систем я ввёл два параметра удельных устойчивостей: отношение массы ко времени жизни объекта и отношение объёма ко времени жизни объекта. То же касается  и удельных активностей объектов макро, микро и мега миров. Наиболее активны объекты микромира, затем идут объекты макромира, и затем объекты мегамира. Здесь для удельных активностей по двум параметрам я выбрал отношение массы материального объекта к его скорости и объёма к его скорости.
      Насколько я понимаю соглашение о терминологии строится на принципах конвенционализма, т.е. договора между диспутирующими сторонами.      


Рецензии