Manskreri Ambini -11- Планировка

- 11 -
Планировка

– Смотри, Амбини! Это план нашего города Ифри. – Ахмед развернул на всю ширину и высоту «стены» рисунок и схему города в разных проекциях, – Ты, наверное, уже изучил... но я расскажу о нем попроще чем описано в документации.
Город состоит из рядов концентрических подземных комплексов и сети подземных дорог трех типов разного назначения, обустроенных под землей в долинах между пиков базальтовых капсул в зоне Холмов Мариуса. Здесь они нарисованы расположенными ритмично. На самом деле, расстояния между долинами базальтокапсул разные, поэтому и комплексы соответствуют этой схеме лишь условно. При строительстве комплекса использовали некоторые принципы архитектурного дизайна зодчего эпохи капиталистического развитого модерна Льюиса Кана и японской традиционалистской архитектуры той же эпохи, а также мультикультурные мотивы архитектур Индии, Алжирского Магриба, Арабо-мусульманских культур, и изобретения западно-романских стран.
Каждый комплекс имеет стержень – вот этот желтый, возвышающийся над проверхностью – это вертикальный туннель глубиной до 70 метров. На него, как кольца на детской пирамидке, «нанизаны» четыре обширных кольцевых туннеля.
На середине высоты вертикали оборудованы два уровня кольцевых жилых модулей, один над другим (48 капсул, по 24 на каждом уровне, всего 96 жилых модулей). Внутри, на горизонтальной плоскости, проходящей через середину вертикали жилых туннелей, проходит кольцо – обозначено лиловым – пологого винтового туннеля меньшего диаметра для локального автотранспорта, который соединяется с сетью другого, гораздо более обширного, транспортного туннеля – обозначено розовым цветом.
Выше, над лиловой транспортной сетью, заложен кольцевой туннель меньшего радиуса под лабораторные модули (24 капсулы: 8 из них частично соединены с поверхностью глубокими и широкими восемью садовыми шахтами, 4 из них поделены пополам и имеют два этажа, остальные модули поменьше, расположены в три этажа, итого 66 разных помещений).
Еще выше вот эта сеть дорог, розовая. Из нее система лифтов ведет на поверхность, в садовую зону, наполовину утопленную в тени у подножия базальтовых капсул. На внешних краях садовой зоны и расположены те восемь шахт, соединенных с лабораториями. Оттуда в лаборатории в основном и поступает свет в дневное время.
Смотри, вот третья транспортная – ленточная – сеть: обозначена синим, значит, она ближе к поверхности Луны, и эти – розовым и лиловым, значит они ниже. Как видишь, эти дороги имеют три уровня залегания.
Сети дорог, обозначенные розовым и синим, проходят по краям от вертикального жерла туннеля под прямым углом к его вертикали. Это две системы дорог на разных уровнях, как ты уже понял, Амбини. Каждая состоит из двух пар почти параллельных друг другу дорог, пересекающихся под почти прямым углом и уходящих далеко в соседние комплексы и города. Движение транспорта на параллельных дорогах разнонаправленно. Направление меняется два раза в год на противоположное для регулярности износа и продления срока их эксплуатации.
Параллельные дороги ведут далеко в другие комплексы и города или на рудники и по очень длинной овальной трассе возвращаются обратно, замыкая непрерывный свой ход. По одной из таких дорог ты приехал сюда из Лунопорта, помнишь, Амбини?
Синяя сеть дорог – это «ленточные» грузовые, довольно медленные дороги. Там нет воздуха для дыхания. Эти дороги доступны только роботам, или людям и киборгам в специализированных скафандрах – это синие чАмада. Вход туда только через воздушные шлюзы.
Система розовых дорог залегает между лабораториями и жилыми модулями под 45 градусов к верхней синей сети и соединена с лиловым винтом автотранспортной дороги – той, которая внутри кольца жилых модулей. Розовая сеть дорог предназначена для высокоскоростного транспорта. Там воздух сильно разрежен, там меньше лунной пыли, чем на синих путях, и можно надевать чАмада розового цвета.
Розовая скоростная вагонная дорога построена с возможностью использовать несколько видов колеи, которые могут встретиться на пути, потому что в некоторых самых давних городах старые виды транспорта пока не заменили или используют устаревшие уже виды колеи – некоторые американские пути, например, – а сообщение должно идти непрерывно. Если пропустил свой комплекс и хочешь вернуться обратно, нужно перейти на противоположный ход. То же самое нужно сделать с грузом. Это происходит через систему лифтов, переходов, лестниц, транспортеров и выгрузочно-погрузочных узлов. Но, о боже, лучше так не делать! Нам не нужны родовые муки, нам нужен ребенок!» – вскричал Ахмед и ухмыльнулся с притворным возмущением.
– А те желтые полые цилиндры каждого комплекса, похожие на огромные вертикальные трубы, зачем они?
– Каждый комплекс выглядит примерно как детская пирамидка из торов на толстом штыре. Желтый штырь в центре это очень глубокая шахта. В ее основании – мини-шаттл, на котором помещена портативная ядерная аккумуляторная батарея. Она с избытком дает энергию всему нашему комплексу. Раз в 15 лет ее нужно утилизировать. В этом случае или в случае  аварийной ситуации – всякое здесь случается! – шаттл выбрасывает батарею вместе с мусором и отходами, которые все 15 лет копятся на его защитном кожухе – мы называем эту свалку «Гехинном» – за пределы Луны, и весь этот хорошо послуживший нам, но опасный и непригодный для переработки, мусор отправляется к Солнцу, где и сгорает.
Эта батарея – основной наш источник энергии. Мы ласково называем его «ядро». Разработки таких источников энергии начинались с такого же названия программы одного русского исследовательского института. А потом это название стало нарицательным для всех подобного рода электро-энергетических установок. Нашу произвели в Индии.
– А что происходит, когда проводят утилизацию «ядра»? Неужели все идет в обычном режиме на комплексе?
– Нет, конечно. Если утилизация запланирована, люди покидают комплекс, переходят на пару дней в другой, временный комплекс. За это время загружают другое «ядро» и цикл начинается снова.
– Дай скажу! Я думаю, что в то время, пока людей нет на комплексе, включается аварийная подача энергии для обеспечения жизнедеятельности растений, киборгов и поддержания тепла в модулях, верно?
– Все верно, а еще избыток с других комплексов поступает в наш, и этого достаточно. Теперь я расскажу, как вести себя в случае аварийной ситуации. Ты уже понял, что электричество не может исчезнуть совсем, но некоторые кабели могут быть повреждены, а герметичность некоторых модулей или даже капсул внутри них нарушена. Самое ужасное, если лопнет или треснет туннель шахты. Но такое за последние 45 лет случилось только раз у американцев на очень старом комплексе. Место получило радиационное заражение и погибли все, остальные из соседних комплексов часто болели. Эта зона была освобождена от всего мыслящего органического и в кратчайшие сроки покрыта солнечными батарейными капсулами чтобы избежать перемещения радиоактивного песка и пыли. Батареи вызывают спекание верхнего слоя реголита.

Ахмед увеличил модель комплекса в одной из проекций. На стене появилась маленькая его фигурка – актер Тачини в свободных брюках, шелковой черной рубашке с тремя расстегнутыми пуговицами у ворота и пиджаке, на шее у него висела петля из ткани, шевелюра торчала почти дыбом. Он расслабленно, полутанцуя, прогуливался вдоль тротуара лиловой кольцевой дороги.
– Видишь, здесь я могу поймать такси! – подмигнул Ахмед Амбини, взмахнув пушистыми ресницами и скривив ротик. – Как ты думаешь, как я могу сюда войти и как выйти отсюда?
Амбини включился в игру. На перроне появился детеныш тираннозавра: размером с бордер-колли-киборга, весь покрытый пушистыми перьями. Большими доверчивыми круглыми глазами он посмотрел на Ахмеда-Аль-Тачини и внимательно огляделся. Дорога пологой спиралью поднималась вверх к розовой скоростной транспортной дороге. «Ага,» – подумал Амбини, – «видимо, там место входа на транспортную магистраль, как просто...» Со скоростью «flash» анимационной симуляции ящеренок мелко пропрыгал по спирали вверх и оказался на перроне: действительно, по обе стороны от путей колейной дороги проходили разнонаправленные автотранспортные.
– Не стой на дороге! – пошутил Ахмед, и ящеренок метнулся в сторону тротуара: приближалась скоростная капсула по путям, залегающим на метр ниже автомобильной трассы. Поезд шел, пролетали платформы груженые отработанным материалом и плотно прикрытые мембранами, или платформы полные роботов разных форм и размеров, канистры, контейнеры... Внезапно на шоссе появился колесный транспорт разных видов, начиная от такси и заканчивая колесными роботосистемами и робокиборгами.
– Оживленно здесь у нас в час пик! А?
Динозаврик съежился у столба освещения, несколько сбитый с толку, растопырив пушистые перышки. Ахмед подошел к нему, тяжело взял на руки и они очутились в одном из жилых модулей.
– Ищи выход отсюда, на ту дорогу, снова! – скомандовал Ахмед.
Траннозавр неуклюже побрел, глядя в пол и осматривая стены. Ахмед, улыбаясь нежной улыбкой Аль Тачини, ждал.
– Вот здесь должно быть! – каркнул Амбини, – только я не знаю как заставить это работать.
– Есть два способа открыть выход в этом месте. Подумай, как это сделать, когда кругом дым, нет света, потерял ориентацию.
Ящеренок потешно сел на хвост, оперся локтями передних лап в пол, положил на розовые подушечки коротеньких передних лап мордочку, выпустил один острый коготь и почесал им пушистый лобик.
– Я выбрал это место, потому что пол здесь как будто плавает. Может, так? – зверек встал на задние лапки, а передние прислонил всеми подушечками к стене. Стена в ответ издала вибрацию, квадрат под лапами завибрировал и засветился, а потом медленно стал подниматься вверх. Ящеренок тут же спрыгнул обратно в комнату. Ему хотелось заглянуть под квадрат. Там был литой параллелепипед, который стал опускаться, пока его поверхность не сравнялась с поверхностью пола.
Тут свет заморгал, завыли сирены, появился черный дым из соседней комнаты и огонь. Ящеренок ошеломленно посмотрел в сторону Ахмеда: тот исчез. Дыма стало больше, скрылись даже стены в комнате. Амбини сообразил и отправил свой аватар вдоль стены, пока не нашел тот плавающий квадрат. Тогда зверек прижал лапы к стене. Отвалилась лестница. Он смешно, цепляясь когтями, взобрался наверх. Отверстие за ним тут же затянулось резиноподобным материалом. За стеклоподобной перегородкой Амбини наблюдал, как капсула заполнилась противопожарным газом и огонь погас. Потом приползли микроуборщики и принялись очищать стены, полы и потолки капсулы. Амбини разглядел: в соседней комнате в прожженном в оболочке на полу пятне лежала искореженная огнем бумажная карта города. Ее тщательно обглоданные роботами от сажи края покачивались.
– Здесь ты в безопасности, если случай несложный. – появился Ахмед – Но если нужно покинуть комплекс, сразу беги к транспорту. Эвакуационные лодки приезжают через 15 секунд после того как предыдущие лодки в обоих направлениях забрали пассажиров, пока не вывезут всех.
– А если какая-нибудь лодка застрянет на пути?
– Они легкие, один человек, даже мальчик 13 лет, может убрать такую лодку с пути, освободив путь для следующей. Если и второй лодки все еще нет, лучше подняться вверх по лестницам на синюю сетку с транспортной лентой. По ней можно либо ехать, либо бежать, если вдруг она встала. Там у входа есть аварийные скафандры.
Ахмед бережно взял ящеренка на руки и прошел к винтовой лестнице. Транспортные ленты оказались довольно широкими и были заполнены разными разностями до отвала.
– Идем еще выше! – Ахмед нажал ногой на полу кнопку лифта в нише. – Выше будет наш сад, наша гордость! Лестница наверх тут только одна, но далеко отсюда, а здесь только шесты для быстрого спуска.
Лифт оказался со стеклянным старинным зеркалом. Такое зеркало Амбини видел только в доме прабабушки Лилии. Однако в ее доме зеркало было обрамлено пышной золоченой рамой.


Рецензии