По поводу одного детского письма Максиму Горькому

Некоторое время назад мне пришло электронное письмо от Елены Викторовны Кудриной. Она – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Выполняя исследования по грантовой заявке, она изучала Архив Горького, в частности письма детей к нему, и обнаружила письмо 14-летнего мальчика, адресованное писателю. Этот мальчик – мой отец, Николай Константинович  Стромилов, и в этом письме он поделился с Горьким своими стихами.
Елена Викторовна, разыскав меня в Интернете, сообщила: «… Увидела, что Вы занимаетесь историей края, и решила Вам написать, чтобы подробнее узнать о судьбе Николая Константиновича. Может быть, у Вас есть его фотография, или Вам что-то известно о его воспоминаниях, может быть, было письмо от Горького?... Возможно, Горький прислал в качестве ответа на письмо книгу "О литературе" или журнал "Литературная учеба"? …Он часто вместо ответа на письмо посылал книги (иногда с дарственными надписями)…».

Не скрою, я не то, чтобы обрадовалась этому сообщению, я взволновалась! Ведь накануне, за год до этого, к 100-летию своего отца написала статью о нем, предварительно пересмотрев все его фотографии – от школьного до преклонного возраста, разобрав его архив и изучив его личные документы. Статья предназначалась для местных СМИ и Календаря знаменательных и памятных дат краевой библиотеки им. А.С. Пушкина. Для библиотеки я составила библиографию журналистских материалов о нем, а также  его статей (он часто публиковался в местных газетах). Выложила статью на портале Проза.Ру, дала информацию и фото в Вконтакте. Некоторые из материалов, размещенных в Интернете, и помогли ученому из Москвы выйти на меня.
 
Так всплыл еще один интересный факт из жизни отца – предполагаемая переписка со знаменитым писателем. Это стало по-настоящему счастливой находкой для меня и как для дочери, и как для исследователя! Я отвечала: «… Для меня Ваше письмо стало большой радостью. Думаю, что этот мальчик - мой папа. Я писала о нем статью. Кроме того, в Вконтакте я выкладывала его фото, некоторую информацию о нем. С удовольствием поделюсь всем этим.  Если что-то из его архива, который я разобрала прошлым летом,  найдется - вышлю Вам. А я бы хотела увидеть это письмо М. Горькому, стихи мальчика, уверенна, что это мой отец!». Все это было сделано, и вскоре от Е.В. Кудриной я получила текст письма отца, а из Архива ИМЛИ РАН – его сканированную копию.  Вот текст этого письма.

«Здравствуй, дорогой М. Горький!! Я ученик 6го класса В.-Сибири шлю вам пламенный привет. Максим Горький! Пожалуйста, примите мой игривый труд, который посвящаю вам:
Примите Вы мой труд игривый,
Годится ли куда-нибудь,
А если труд мой не счастливый,
Прошу обратно, мне, вернуть.
***
Мы кровь лили и кровь лить будем
За советскую страну,
Пускай-ка кто-нибудь заденет
Нашу гордую страну.
Мы на удар колонистов
Ударом будем отвечать,
Так сказал товарищ Сталин,
И мы не будем забывать.
Мы ребята страны востока
Всегда бываем начеку.
И наши сильные охраны
Страну советов стерегут.
Дорогой Максим Горький! Дайте мне сюжет на какую-нибудь комедию, будьте учителем. Шлет вам пламенный привет «Литературная душа». Пишите по адресу: Вост.-Сиб. край. Читинский район. Село Жипковщина. Колхоз «Новая Жизнь». Стромилову Николаю Константиновичу. 10/ IV/ 1936 год. «Литературная душа»: Н. Стромилов».

На письмо, вероятно, был дан ответ, так как  на нем есть секретарская помета: «19 мая 1936 года, послано», а 18 июня А.М. Горький умер. Послан ли ответ или отправлены книга или журнал, - неизвестно. Видимо, отец не получил ответа, ну а позже и вовсе забыл о своем письме. Вот почему в семейных беседах, а также и в своих автобиографических статьях, которые публиковал в местных газетах в зрелом возрасте,  ни разу не упомянул об этой истории.
 
Итак, переписка моего отца с Горьким не состоялась, чему я была немного огорчена. Но продолжалась моя переписка с ученым из Москвы. Отвечая на  уточняющие вопросы Елены Викторовны, 6 мая 2023 года я писала: «Хочу еще кое-что добавить об отце. Мне старший брат Владимир, который у него учился в 5-6 классах, рассказал, что папа был очень хорошим русоведом (именно так он охарактеризовал его), он и все его одноклассники благодаря отцу отличались в школе грамотностью. Отец так проверял тетради (домашние задания, диктанты, изложения и др.): в своем личном журнале напротив ф.и.о ученика ставил оценку, а в скобках рядом помечал, каковы его ошибки, на что надо обратить внимание и т.д), затем с каждым занимался индивидуально, чтобы подтянуть. Урок начинал с работы над ошибками, которые допускались большинством школьников.  Эти дети были учащимися интерната, где у некоторых не было отцов, некоторые были не совсем обеспеченными, а потому учеба давалась достаточно тяжело. И вот эти дети отличались хорошей успеваемостью по русскому языку! На уроках литературы отец очень много внимания уделял поэзии, заучиванию стихов. Некоторые его ученики хорошо декламировали.   В детстве моему сыну Сергею приходилось проводить с ним очень много времени (я училась в аспирантуре, часто уезжала в командировки для работы в архивах, библиотеках, муж-археолог пропадал в экспедициях). И Сергея он тоже выучил грамотности, приучил к чтению. Когда он поступал в вуз, его вступительная работа была отмечена высочайшей грамотностью!».

На это письмо Елена Викторовна ответила: «…Спасибо Вам за Ваши уточнения и воспоминания! Если Вы не против, можем сделать небольшую совместную публикацию о Вашем папе. Я попробую её опубликовать в научном журнале». Я ответила, что нет необходимости в совместной  публикации, достаточно ей в своей статье сделать ссылки на мои материалы. Ответы Елены Викторовны: «…Большое Вам спасибо за уточнения! Я обязательно сошлюсь на Ваши работы, помощь Ваша огромна!... Благодаря Вашим заметкам, ещё одно письмо из Архива Горького засияло новыми красками, судьба ещё одного корреспондента прояснилась. Здорово!» «Грант у нас исследовательский, когда опубликуют, неизвестно… Ищу через краеведов, музейщиков, историков информацию, собираю по крупицам... В любом случае, я обязательно пришлю Вам его результаты…».

Но вернусь к отцову письму. Его детская неподдельная искренность с нешуточным самоуверенно-ершистым напором подкупила меня! И в то же время меня взяло сомнение, как будет подано автором-литературоведом письмо забайкальского мальчика, сына рядового колхозника, воспитанного в советской школе в патриотических традициях, в духе  преданности идеалам завоеваний Октябрьской революции? С каких позиций -  с критической в отношении советской истории или согласуясь с ее объективными оценками? И я поделилась этими сомнениями с ученым. Елена Викторовна: «… Я понимаю Ваши опасения. Я не сторонник кого-то критиковать, судить и тем более выставлять в невыгодном свете. Я с этим постоянно сталкиваюсь, изучая Горького - советского писателя. Его имя, полемические высказывания, многим покоя не дают. Наоборот, мне хочется показать светлый детский взгляд на мир и дать судьбу незаурядного человека. Моя главная задача - показать Горького как организатора массового литературного движения, инициатора пробуждения творческого начала в человеке…».

Так и есть: Максим Горький, как организатор массового литературного движения, давал посыл юному поколению к творчеству. И пусть те, кто присылал ему свои первые, часто неуклюжие литературные опыты,  повзрослев, не стали поэтами и прозаиками, но уже сами помогали юным тянуться к отеческому слову, приобщаться к русскому литературному наследию. 


Рецензии