Ч. 6 Подлодка для смертников

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/06/30/1180

Испытания не были подготовлены должным образом. Нарушений было множество. На борту подводной лодки находились два посторонних человека, сотрудники фирмы, занимающейся доставкой еды. Это надо же было додуматься  до такого!

Оказывается, после окончания испытаний по этому случаю должен был состояться праздничный фуршет.

«Тетис» находилась на дне с двумя затопленными отсеками и без малейших  шансов всплыть. С подводной лодки выпустили индикаторный буй и дымовую свечу. На обеспечивающем буксире забеспокоились.

Судно находилось на расстоянии мили от подводной лодки, и в задачу буксира входило лишь не допускать посторонние суда в район испытаний, других функций у него не было.
 
Сообщение с буксира о тревоге пришло в штаб базы подводных лодок в Портсмуте спустя три с половиной часа после того, как на буксире заподозрили неладное из-за длительного пребывания лодки под водой.

Ближайшее спасательное судно находилось на расстоянии сотен миль от места погружения подлодки. Спасательные работы начались с большим опозданием, отсутствовал чёткий план действий, не было должного руководства работами.

Как писали потом, царили неразбериха и беспомощность. Пытаясь всплыть, продули балластные цистерны и сбросили 60 тонн питьевой воды и мазута. В результате корма подводной лодки поднялась, а нос остался на грунте.

Нетрудно себе представить положение людей внутри корабля. Из-за большого количества людей на подводной лодке запаса кислорода могло хватить только на 18 часов.

Корма выступала из воды примерно на шесть метров, а кормовой аварийный выход из лодки находился на глубине почти семь метров. У каждого человека на борту «Тетис» имелся индивидуальный спасательный прибор, но что толку, если «гости» на лодке не умели им пользоваться.

С глубины семь метров выйти на поверхность можно и без спасательного прибора, и без проблем с декомпрессией. Однако в холодной воде пришлось бы дрейфовать из-за сильного течения, и шансов выжить не было.

На буксире из-за наступившей темноты не видели место испытания, да буксир и не был приспособлен для спасательных работ.

На подводной лодке имелись два шлюза выхода из неё, кормовой и носовой. Носовым воспользоваться уже было нельзя, оставался  только кормовой шлюз со спасательной камерой Дэвиса, в которой мог находиться только один человек.
 
Поскольку давление снаружи подводной лодки превышало давление внутри, его необходимо было выровнять, прежде чем открыть наружный люк.
 
Человек внутри шлюза должен был дождаться, пока спасательная камера заполнится полностью водой, давление внутри шлюза сравняется с внешним давлением воды, и тогда можно открыть наружный люк.

Через час после восхода солнца, в 07:45 утра, самолет-разведчик заметил корму подводной лодки, выступавшую из воды. Передал сообщение в штаб. Подошли спасательные суда.

Из подводной лодки стали всплывать люди, воспользовавшиеся кормовым шлюзом. Первым подняли из воды лейтенанта Фредерика Вудса, затем появился капитан 1 ранга Гарри Орам, старший по званию и должности на борту.

Спустя какое-то время на поверхность воды вынырнули старший механик Уолтер Арнольд и слесарь Фрэнк Шоу, работавший в «Каммелл Лэрд».

Они сказали, что кислород на борту оканчивается, люди засыпают или бредят, не осознают свои действия. Четыре человека, которые перед ними вошли в шлюз, захлебнулись, неправильно пользуясь спасательными приборами.

Дело в том, что при отравлении углекислым газом начинаются сильные головные боли, теряется концентрация, понимание своих действий. Видимо, это послужило причиной гибели тех четырёх человек.

По ассоциации вспомнился подвиг старшины команды мотористов подводной лодки М-32 Николая Куприяновича Пустовойтенко в Севастополе  23 июня 1942 года.

Лодка легла на дно в Стрелецкой бухте, чтобы в светлое время суток не попасть под огонь вражеской артиллерии или атаки авиации. Воздух в лодке был насыщен парами бензина.

Пустовойтенко  единственный не потерял сознание, дождался темноты и спас экипаж и подводную лодку.

На подводной лодке «Тетис» из-за нехватки кислорода, отравления углекислым газом большинство людей потеряло сознание.

Вокруг подводной лодки натянули стальной трос, чтобы удерживать её корму в поднятом положении.

Но во время четвёртой роковой попытки выхода через кормовой шлюз, судя по всему, человек запаниковал, уже не отдавал отчёта своим действиям и одновременно открыл внутренний и внешний люки.

В лодку хлынула вода. Теперь через шлюз спастись не мог никто.
Стальной трос, удерживавший корму, оборвался. Давление оставшегося воздуха резко возросло, лодка быстро заполнилась водой, и через несколько минут корма исчезла под водой.

На подводной лодке «Тетис» погибли 51 член экипажа, 26 конструкторов, инженеров и рабочих компании «Каммелл Лэрд», 8 командиров подводных лодок, которые должны были ознакомиться с этим типом кораблей, 7 офицеров из Адмиралтейства, 4 служащих компании, «Викерс-Армстронг», 2 человека из компании по организации общественного питания и лоцман.
 
Можно было спасти людей, разрезав корпус в кормовой части лодки. Имелось и оборудование, но этого не сделали.

Прочитал недавно в английской печати, что Адмиралтейство решило пожертвовать людьми, чтобы спасти саму подводную лодку, не вырезая отверстие в её прочном корпусе.

Исключать такую версию нельзя, учитывая, что через три месяца началась Вторая мировая война, и к ней, конечно, готовились, а люди всегда были расходным материалом. Через четыре месяца подводную лодку отбуксировали на мель.

Потом из лодки достали тела 99 человек. Их с почестями похоронили. Во время работ с подводной лодкой погиб старшина водолазной команды.

Подводную лодку отремонтировали. Сняли с неё все таблички с названием «Тетис», а корабль переименовали в «Тандерболт» («Громовержец»).

Новая команда знала судьбу предыдущей, но шла война, и было не до мистики и дурных примет.

О лодке с новым названием речь пойдёт в следующей главе.
 
Её первый экипаж погиб не в бою. Он не единственный, погибший в мирное время. Катастрофы с подводными лодками были в разных странах, но

больше всего катастроф в мирное время было в Советском Союзе с атомными и дизель-электрическими подводными лодками. Атомными: К-8, К-278, К-429, К-219; дизель-электрическими: С-117, С-80, К-129.
 
Все эти подводные лодки имели на борту штатное ядерное оружие. В этих катастрофах погибли 332 подводника.

В 2000 году к ним добавилась подводная лодка К-141 («Курск»), на которой погибли 118 человек.

Ни забыть, ни простить сказанное с ухмылкой «Она утонула», я, например, не смогу никогда.

Продолжение http://proza.ru/2023/07/03/642


Рецензии
Разных Вопросов и разных Проблем –
в каждой Стране и на всей Земле – полным-полно!
Чтобы решать Проблемы – нужны Умные (Мудрые),
Честные, Благородные, Великодушные и т.д. Люди.
А разного рода Балбесы, Оболтусы и прочие Кретины,
Долбой обы … и т.д. - Проблемы решать НЕ-могут.
------------------
Умных (Мудрых), Благородных и т.д.) Людей
на Земле мало – потому – и Вопросов, Проблем,
Бед разных – полно. Нужна Армия Умных Людей!
* * * *
Беда на Земле:
- Умных (Мудрых), Толковых, Деловых, Честных,
Благородных, Великодушных ... и т.п. Людей
– мало, очень мало. Даже 1% НЕ-набирается
(в разных странах – по разному, конечно же,
в одних 5-10%, а в иных: 0,1-0,2%).
---------------
Чтобы решать Проблемы – нужны – Умные
(Мудрые), Толковые, Деловые, Честные,
Благородные, Великодушные ... и т.д. Люди!
---------------
Всем более-менее Умным Людям –
необходимо помогать Детям и Молодежи –
становиться Умными (Мудрыми), Толковыми,
Деловыми, Благородными … и т.п. Людьми!
========================
Подробнее см. Проза.ру.: Сюткин П., Трактаты
— №062, "Умных Людей - ничтожно мало на Земле."
— №113, "Умных Людей – Армии нужны!"
* * *

Петр Сюткин   04.07.2023 23:04     Заявить о нарушении
Нет возражений, всё так.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   05.07.2023 12:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.