Секунда в трагедии Король Лир Уильяма Шекспира

Hodie Caesar, cras nihil
Сегодня Цезарь, завтра ничто.

Король Лир - трагедия всех трагедий, как назвал ее Л. Е. Пинский, самая эпическая, самая суровая, самая неприступная трагедия Шекспира.
Но что делает её самой суровой?
Начнём с секунды. Секунда - как много она решает в жизни человека. Секунда - два слова. Секунда – два взгляда. Миллиарды секунд сплетают судьбу человека. Но внезапно из ровного строя анфилады вспышек секунд выпадает всего лишь одна. Так внезапно, будто спичка не зажглась с первого раза – сломалась…Разумеется, человек хочет взять новую, но также внезапно, как и сломалась предыдущая, в коробке не оказалось больше ни одной спички – пустота. Это и есть роковой ужас судьбы. Малейшее движение и ничего нельзя вернуть назад. Можно склеить сломанную спичку, но, увы…ты уже её выбросил, в голове не родилась мысль о том, что она последняя. Всё кончено. Огня нет. А это всего лишь одна спичка. Для нового коробка поздно – магазин закрыт. Сегодня ты без огня. Секунда треска сломанной щепки теперь ровна миллионам секунд обездвиженности не соприкоснувшегося фосфора о фосфор.
Это пугающая своей скромной точностью метафора человеческой судьбы.

Король Лир произносит:
Я не плачу.
Я вправе плакать, но на сто частей
Порвется сердце прежде, чем посмею
Я плакать.
На сто частей, подобно сломанным секундам…Это говорит человек, потерявший своё могущество из-за упрямого непонимания искренней честности дочери. Мы видим резкий контраст изначальных слов с финальными:
Лир


Что скажет нам меньшая дочь, ничуть
Любимая не меньше, радость наша,
По милости которой молоко
Бургундии с лозой французской в споре?
Что скажешь ты, чтоб заручиться долей
Обширнее, чем сестрины? Скажи.

Корделия
Ничего, милорд.
Лир
Ничего?
Корделия
Ничего.
Лир
Из ничего не выйдет ничего.
Так объяснись.

Корделия
К несчастью, не умею
Высказываться вслух. Я вас люблю,
Как долг велит, — не больше и не меньше
Лир

Корделия, опомнись и исправь
Ответ, чтоб после не жалеть об этом.

Корделия

Вы дали жизнь мне, добрый государь,
Растили и любили. В благодарность
Я тем же вам плачу: люблю вас, чту
И слушаюсь. На что супруги сестрам,
Когда они вас любят одного?
Наверное, когда я выйду замуж,
Часть нежности, заботы и любви
Я мужу передам. Я в брак не стану
Вступать, как сестры, чтоб любить отца.

Лир

Ты говоришь от сердца?

Корделия

Да, милорд.

Лир

Так молода — и так черства душой?

Корделия

Так молода, милорд, и прямодушна.

Лир

Вот и бери ты эту прямоту
В приданое. Священным светом солнца,
И тайнами Гекаты, тьмой ночной,
И звездами, благодаря которым
Родимся мы и жить перестаем,
Клянусь, что всенародно отрекаюсь
От близости, отеческих забот
И кровного родства с тобой. Отныне
Ты мне навек чужая. Грубый скиф
Или дикарь, который пожирает
Свое потомство, будет мне милей,
Чем ты, былая дочь.
Мы видим, как секунда непонимания между отцом и дочерью мгновенно определила их дальнейшую судьбу – скитания, боль и смерть. Дочь не подумала о восприимчивости отца, о времени, сформировавшем его характер и структуру мировоззрения. Отец же в свою очередь не учёл непоколебимой верности дочери прямому слову и в «прямодушии» увидел «жесткосердье».
Теперь секунда непонимания увела линию судьбы в сторону сломанных спичек: две другие дочери раскрывают отцу своё истинное никогда не любившее его «я», отдавая его во власть бури, блужданий, мытарств. Затем казнят Корделию, Гонерилья закалывает себя ножом, перед этим отравив Регану. Сломанная секунда также повлияла и на положение вне псевдосемьи, пошатнув другие линии судеб, которые непосредственно с ней связаны: Эдгар смертельно ранит Эдмунда в поединке, до этого события умирает преданный королю Глостер.
Таким образом, на арене сломанных одной секундой спичек остаются: Кент, герцог Альбанский  и Эдгар, в руки которых положена брошенная грязью распрей и козней страна.
Также мы видим, как одной секундой нарушается естественность первостепенных человеческих связей. Ведь неразрывная связь природы и человека прямо пропорциональна связи со всем строем жизни. Подчинение детей родителям, подданных - государю, забота родителя о детях и государя о подданных были формами естественной связи между людьми. В этом видели всеобщий закон природы, обеспечивающий гармонические взаимоотношения во всех человеческих коллективах.
Понимание природы, её тонкое ощущение составляет один из центральных мотивов, проходящих через всю трагедию Шекспира и творчества в целом (можно вспомнить фитосимволы). Вероятно, это особая идеологическая форма, в которую облечено ее социально-философское содержание..
В "Короле Лире" законы природы нарушаются мгновенно. Это процесс всё той же ужасающей, роковой секунды. Слова Глостера подтверждают умопомрачительность перипетий указанием на модификацию природного фона (что ещё раз подчёркивает один из преобладающих мотивов): "...Эти недавние затмения солнечное и лунное! Они не предвещают ничего хорошего. Что бы ни говорили об этом ученые, природа чувствует на себе их последствия. Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми. Либо это случай, как со мною, когда сын восстает на отца. Либо как с королем. Это другой пример. Тут отец идет против родного детища. Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы"
Природа страдает и мы видим картину полного распада всех естественных и общественных связей между людьми. Король Лир изгоняет дочь, Глостер - сына; Гонерилья и Регана восстают против отца, Эдмонд обрекает своего отца на страшную казнь; сестры Гонерилья и Регана готовы каждая изменить своему мужу и в порыве ревнивого соперничества в борьбе за любовь Эдмонда, Гонерилья отравляет Регану; подданные воюют против короля.
Итак, мы видим, как результатом одной секунды двух жизней явился катастрофический дисбаланс практически всех граней реальности. «Лучшее время миновало» - меткое прискорбное заключение Глостера. Как же сложилось бы иначе? Могло ли сложиться иначе…? Мы не знаем и это самое страшное…И Уильям Шекспир, хладнокровно обличая кровавый хаос, приводит читателя к выводу: берегите секунду, ибо вы даже не можете себе представить, насколько она ценна. Никаким могуществом короля не измерить. Секунда решает судьбу.

P.S. жанр написанного: эссе, (узконаправленный анализ). Кавычки в названии трагедии строка заголовка упорно не приветствует.(


Рецензии