Счастье Монте Кристо. Информация к размышлению

"Счастье похоже на сказочные дворцы, двери которых стерегут драконы. Надобно бороться, чтобы овладеть ими".
А Дюма " Граф Монте-Кристо "
"На счастье надо хоть раз в жизни посмотреть издали. Иначе, видя его в реальной жизни, можно не узнать...".  Вот такую странную фразу произносит Эдмон Дантес в знаменитом произведении Александра Дюма "Граф Монте Кристо".
Мне очень захотелось немного глубже поразмыслить над сказанным.
Начну с того, что  Монтекристо  в переводе с итальянского значит -  «Гора Христа»." Monte" - гора и " Christo" - Христос. Остров в Тирренском море, входит в состав Тосканского архипелага. Он был известен ещё во времена плаваний финикийцев, но заселение территории началось с XI века, когда на острове был построен монастырь. В XVI веке произошло нападение пиратов, и до конца XIX века остров служил пристанищем контрабандистов.
  Также, в слитном сочетании двух слов -  это мелкокалиберное ружье или пистолет.
Понятно, что Дюма разделив слово на две части, дал новое имя Эдмонту Дантесу.
Итак, в одном слове  одновременно содержится  и добро и зло.
Дюма почерпнул сюжет для своего романа в архивах парижской полиции. Жертвой жестокого розыгрыша стал сапожник Франсуа Пико, после чего он был заточен в замок Фенестрель. Там он ухаживал за другим заключенным, который являлся итальянским прелатом и завещал ему огромное состояние. Когда Пико оказался на свободе, он отомстил своим врагам, не пощадив их. Но и  сам погиб от руки  единственного из уцелевших врагов.
Сюжет романа пересказывать не буду. Кто не читал или не посмотрел хотя бы один из пяти экранизаций приключенческого произведения!
Остановимся на том, что "умирает" Эдмон Дантес, и появляется Монте-Кристо. Через двадцать лет герой возвращается в среду тех, в кругу кого он вращался до тюрьмы. Но теперь он невероятно богатый, могущественный граф, чья личность полна загадок. У него готов сценарий мщения, тщательно продуманный до мельчайших деталей.
И тут эта фраза - "...  на счастье надо хоть раз в жизни посмотреть издали. Иначе, видя его в реальной жизни, можно не узнать...".
У каждого человека есть свое представление о личном счастье.
На протяжении тридцати лет в  России (как и в других странах мира) очень тщательно вдалбливали в головы молодым людям, что счастье - это индикатор  экономического благополучия. Хотя,  даже если исходить из коммерческих  соображений, счастье - более базовая категория, чем доходы. Есть вещи, которые при любых деньгах, даже выпрыгивая из "сверх штанов", купить : талант, вечную молодость, любовь, здоровье - н е в о з м о ж н о!
Интересная шкала счастья выявляется при анализе: люди ценят то, чего им не хватает, а не то, что имеют.
Но вернемся к графу Монте Кристо. Какая у него была концепция счастья?
Высказанные мной здесь мысли - это сугубо моя версия, и  я ни в коем случае не предлагаю ее как догму, но все же!
Счастье - величина изменчивая.  Его уровень  говорит об эмоциональном состоянии человека на определенный момент.
Состояние души Эдмона Дантеса в молодые годы - это  любовь, счастливая жизнь с Мерседес и долгая служба капитаном на "Фараоне". Высшая степень полного счастья - вырастить достойных детей и самому стать владельцем фрегата или даже не одного. Состояние души Монте Кристо -  торжество справедливости. А, что потом, после "торжества"? Когда есть деньги практически на все! Стать счастливым в личной жизни? Скорее - да. Любить самому и быть любимым. Вот чего не хватало Монте Кристо (Эдмону Дантесу) и в чем он явно нуждался, как любой нормальный человек.
И тут выползают несколько версий, которые предлагает нам писатель: тихая сытая старость с молоденькой Гайде,  дочерью  янинского паши Али-Тебелина (русская версия 2008 года); бросив все блага и вернуть к Мерседес, которая уехала в родной дом  (французская версия экранизации 1988 года);  или остаться еще с одной  женщиной о которой часто забывают -  Камиллой де ла Ришарде ( любовница графа,  одинокая вдова, которая сопровождала его  на определенных мероприятиях).
Автор как специально не предлагает читателю определенный вариант , который все-таки делает Эдмонта Дантеса счастливым. Он ему дает несколько вариантов, но только  один из которых - дорога к счастью.
В каждом варианте есть свое "но".
Мерседес Эрерра. Красивая, гордая, умная и благородная девушка. На начало повествования Мерседес живет в своей родной деревне Каталаны. Она - бедная сирота, зарабатывает на жизнь шитьем. Мерседес искренне и страстно любит Эдмона и после его несправедливого ареста прямо во время их свадьбы чуть не сходит с ума от горя. Она выходит замуж за Фернана, потому что не в силах перенести одиночество, тем более что ей сказали, что Дантес погиб. Двадцать лет спустя, уже будучи графиней де Морсер, Мерседес единственная узнает в графе Монте-Кристо своего бывшего жениха. В конце романа Мерседес горько оплакивает свою судьбу, виня только себя во всех своих страданиях.
В финале романа ей 39 лет.
"Красота моя померкла, и в моих глазах уже нет блеска <...> мои волосы поседели от горя; мои глаза пролили столько слез, что они окружены лиловыми тенями; лоб мой избороздили морщины.<...> Я стала старухой — и только ".
  Возможность подарить ребенка Эдмону у нее не велики, учитывая в какое время происходят события. И еще - общие горькие воспоминания и слишком тягостное прошлое для обоих. Сможет ли Эдмон забыть ее замужество с человеком, который предал его, будучи ему другом?
"Вы меня пощадили, а между тем из всех, кого вы покарали, я одна не заслуживала пощады. Все остальные действовали из ненависти, алчности, себялюбия; я же — из малодушия"- так оценивает Мерседес свои поступки по отношению к любимому. Да, она все ещё любит Дантеса, но не может представить себе, что могла бы остаться с ним: настолько велика ее боль и чувство вины.
Гайде. Невольница, приёмная дочь и в конце концов возлюбленная графа Монте-Кристо, дочь преданного Фернаном паши Янины Али-Тебелина и Василики. Черноволосая, очень красивая и хорошо образованная девушка девятнадцати-двадцати лет. По описанию автора: "Что касается красоты этого лица, то это была греческая красота; большие черные бархатные глаза, прямой нос, коралловый рот и жемчужные зубы". Гайде выступала свидетелем на заседании, рассматривающем янинские преступления Морсера. После убийства Али-Тебелина Василики и Гайде были отданы Фернану, но тот отправил их с караваном рабов в Константинополь. Там Гайде вырастил и обучил поставщик гарема султана, но в возрасте одиннадцати лет её выкупил граф Монте-Кристо за очень крупный изумруд.
В русской литературе  героиня уж очень  напоминает лермонтовскую Беллу. Их объединяет восточное воспитание,культура, отношение к мужчине как к повелителю.
Имя Гайде, по словам графа, означает целомудрие, стыдливость и невинность. Монте Кристо относится к юной гречанке больше как к своей дочери, постоянно называя ее "моё дитя", хотя она величала его не иначе как "мой господин".
"Увидев Монте-Кристо, она приподнялась со своей особенной улыбкой — с улыбкой дочери и возлюбленной". Хоть Гайде, по словам Монте-Кристо, никогда не была знакома близко ни с одним мужчиной кроме него и своего отца, она уверена, что любит графа, да так, что тотчас погибнет при разлуке с ним.
"Я никого не встречала красивее тебя и никого не любила, кроме моего отца и тебя. Моя любовь к тебе — не такая любовь; мой отец умер — и я осталась жива, а если ты умрешь — умру и я."
Да, она молода и вполне сможет дать  Монте Кристо все то о чем мечтает любой мужчина: наследника, преданность и безумную страсть.
"Да, я люблю тебя! Я люблю тебя, как любят отца, брата, мужа! Я люблю тебя, как жизнь. Я люблю тебя, как бога, потому что ты для меня самый прекрасный, самый лучший, самый великий из людей"- говорит она ему постоянно.
И он отвечает ей: "Так люби же меня, Гайде! Кто знает? Быть может, твоя любовь поможет мне забыть то, что я должен забыть. У меня на свете осталась только ты, Гайде, ты одна привязываешь меня к жизни, ты одна можешь дать мне счастье!"
Но  в этих словах заключена вся трагедия, которую чувствует Монте Кристо, потому, что он позволяет любить себя Гайде, но сам не любит так, как должно быть  в представлении о своем счастье. 
Гайде же скорее бы умерла, чем вышла замуж за другого. Очевидно, именно такой жертвенной и должна быть женская любовь в понимании Александра Дюма, а значит, и графа Монте Кристо. Но не все так просто.
Камилла де ла Ришарде.
Муж Камиллы де Ришарде погиб на дуэли. Сама Камилла стала жить в нищете, имея лишь титул баронессы. И когда Эдмон Дантес, желая отомстить Мерседес, взял её в качестве содержанки и спутницы то Камилла была вынуждена согласится (он выбрал её как противоположность Мерседес). Но Камилла действительно влюбилась  в графа. Она случайно помогла Эдмону (зная его уже не как Монте Кристо) найти компромат на прокурора Вильфора. Она знает настоящие догадывается о его мести врагам, но не мешает ему. Камилла ревнует его к Мерседес, но самой Мерседес она ни строила никаких козней. Ночью перед дуэлью с Альбером Морсером граф окончательно сделал её своей любовницей. Когда он отомстил почти всем своим врагам, то он предложил ей уехать с ним. Но Камилла отказалась, сказав что ей не заменить ему Мерседес. Она отпустила его к любимой и попросила его чтобы он простил своих врагов, ведь она простила убийцу своего мужа. Когда граф ушёл она сказала что все равно его любит.
Камилла де Ришарде хороший и в чем-то наивный человек. Она влюбилась в графа и ревновала того к другим женщинам. Когда он окончательно сделал её своей любовницей, то она была счастлива. Но поняв, что его сердце все равно принадлежит Мерседес, то она отпустила его к ней, хотя ей самой было больно это сделать.
"Я спала, вы меня разбудили. Я рада, что открыла глаза. Мир прекрасен, особенно летом. Но... Я не женщина, вернее, не настоящая женщина, просто смешная девчонка. Вы испытываете ко мне нежность, а не любовь" - произносит она на прощание, понимая всю сложность ситуации. Но Камилла не соглашается на меньшее.  Она зрелая женщина, которая ради счастья любимого человека, готова его отпустить, дав ему возможность попытаться стать по-настоящему счастливым человеком.
  Три женщины в жизни мужчины. Все достойные, очень красивые,  по своему разные. И самое интересное, что у самого Дантеса к каждой и любовь разная.
И вот, что я хочу сказать по этому поводу.
Настоящая любовь никогда не уходит из сердца. Если люди расстаются - они просто мирятся с ситуацией. Они отступают от СВОЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЧАСТЬЯ.
Вот какой ответ дает нам сам Дюма.
" Жизнь - это море. Сегодня греешься на солнце, и разбиваешься о скалы завтра. Мужчиной тебя делает то, как ты реагируешь на удары судьбы".
Дантес любит Мерседес. Любит с кровавой раной, болью, но ЛЮБИТ!
Оставшись с мыслями наедине,  не важно где: на корабле, в замке Иф, на острове с сокровищами или на светском балу - он думал о ней всегда и будет думать.
Я считаю, что  в образе Графа Монте Кристо  Дюма показал мужчину, который умеет правильно мыслить и который никогда ни при каких условиях не будет отступаться от своего счастья.
Он вернется к Мерседес. Он простит и забудет ей все, что было тяжелого между ними.
Вот поэтому так проникновенно звучит фраза о счастье  "со стороны".  Это его Мерседес! Женщина, которой он может простить все! И готовый на все ради нее!
"Женщина священна; женщина, которую любишь, – священна вдвойне"!
Если пересмотреть  конец французского фильма 1988 года, там Дантес бежит вдоль моря к Мерседес. Он подбегает, обнимет и она ему говорит:
- Ты пахнешь  дорогой, высшим светом, деньгами...
- Мы сейчас окунемся в море и оно все сотрет  и даже годы разлуки...
- Но я не умею плавать!
- Я буду держать тебя крепко-крепко и никогда уже не отпущу...
Вот истинный финал счастья! Настоящая любовь - это не терпимость. Это свободное чувство очищения!
"Жалкое человеческое тщеславие, – сказал Монте-Кристо. – Каждый считает, что он несчастнее, чем другой несчастный, который плачет и стонет рядом с ним. Счастье исключает страдание. Все остальное - просто преодоление трудностей!".


Рецензии
Здравствуйте, Лидия!
Прочитала не отрываясь. Потом перечитала ещё раз.
Мудрые размышления зрелого мыслителя-философа, умеющего видеть главное и обобщать.
Кстати, почему у существительного "философ" нет синонима женского рода? Это несправедливо!:)
СПАСИБО!
С восхищением и признательностью,

Элла Лякишева   23.08.2023 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Элла, за такие добрые слова.
Я люблю поразмыслить, по воображать. Это такое прекрасное состояние, когда ты существуешь в Мыслеосфере.
Как на облаке - весь мир открыт для улыбки которую дает нам Вселенная.
С уважением, Лидия Сикорская

Лидия Сикорская   07.09.2023 19:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.