Природа агрессивности
Данную тему навеяли события последних лет в мире и вокруг России, в частности. За многие века человек много сделал, чтобы вырваться из живой природы и стать над Природой на планете Земля. И человек практически это сделал, создав своё направление в Природе, научно – технический прогресс. Но изменение самого человека от этого прогресса не ожидалось. Сегодня трудно сказать, чего у человека присутствует больше, повадок из животного мира или благородства, приобретённого в коллективе человека.
Корни агрессивности в человеческом обществе надо искать в сравнении общества человека с живой природой. Животное в живой природе имеют только биологические потребности, сохраняющие его жизнь. Эти потребности более удовлетворяются при стайных условиях жизни. Общество человека это тоже большая стая. У человека кроме биологических есть социальные потребности, которые и выделяют его из животного мира. Как показала вся история человечества, социальные потребности имеют тенденцию к увеличению по количеству и разнообразию.
Социальные потребности появляются и удовлетворяются в обществе. Культурные и эстетические запросы, стремление к первенству среди равных, стремление уменьшить нагрузку на себя - свойственны именно человеку, что и отличает его от животных. Живя в обществе, человек усиливает эти потребности за счёт масштабов и успехов общества. На персональном уровне социальные потребности реализуются в научных открытиях, в производственных успехах, художественном творчестве, в спортивных достижениях и других способностях в интересах общества.
Негативные последствия социальных потребностей на персональном уровне проявляется как обман, воровство, карьеризм, коррупция, предательство и другие вредные для общества действия человека. Частная собственность, приватизация общественной собственности являются проявлением социальной потребности. Как социальные потребности могут вызывать агрессивность в обществе?
Живому организму для продолжения жизни требуется стимул, удовлетворение потребностей, что и является таким стимулом. Если удовлетворение биологических потребностей необходимо для жизнедеятельности тела, то удовлетворение социальных потребностей необходимо для стимулирования поведения человека в обществе.
Удовлетворение социальных потребностей требует от человека личной инициативы, т.к. эти потребности лично его. Количество и качество этих потребностей нужно обществу, т.к. это достояние общества. Художник рисует картину по собственной инициативе в надежде, что картина понравится многим. То же самое чувствует артист на сцене. Совершаемые человеком творческие действия вызывают в окружающем его коллективе оценки и поощрения. Так возникает соперничество, конкуренция в борьбе за поощрения.
При длительном неудовлетворении биологических потребностей человек погибает. При неудовлетворении социальных потребностей у человека возникает обида, злость, и человек даже может отказаться от своих претензий. Но может и породить агрессивные настроения против тех, кто мешает его желаниям, карьере, дополнительному заработку. В любом обществе есть система законов, направленных против антиобщественных проявлений к живущим в обществе гражданам. По содержанию законодательства судят о степени демократичности или авторитарности общества.
Термин агрессивность чаще применяется для оценки отношений между суверенными государствами. Агрессивность государства к своим соседям опирается на биологические и социальные потребности граждан общества. Современный научно – технический прогресс в значительной степени увеличил социальные потребности, а значит, увеличивает вероятность появления агрессивности как внутри общества, так и к соседним обществам.
Ежедневно в последних известиях по телевизору передаются сообщения об авариях на легковом транспорте в разных регионах России. В большинстве случаях аварии объясняется потребностью, желанием водителя проявить свою независимость от окружающей его среды. Владение легковых автомобилей в личном пользовании является социальной потребностью.
Теория дарвинизма давно определила закономерности эволюционного развития живой природы, и эти закономерности продолжают работать. Человек тоже подчинён этим закономерностям на биологическом уровне. Рассмотрение общественных отношений с позиции социальных потребностей изучает философское направление социальный дарвинизм. Закономерности социальных отношений в обществе рассматривает наука социология, и они в большой степени были раскрыты теорией марксизма – ленинизма. Строительство социализма в Советском Союзе во многом реализовало эти закономерности, но мирная жизнь была прервана агрессией Запада против СССР. Сегодня Россия в полной мере пожинает эту агрессию.
Проделанный анализ позволяет сделать не очень желательный вывод. Человек освоил планету почти полностью, не подозревая, что своими «подвигами» в научно – техническом прогрессе он планету губит. Человек губит в себе гуманное начало, проявляя агрессивность к себе подобным, чтобы получить от общества всё больше. Если агрессивность на бытовом уровне можно понять и пережить, то агрессивностью между обществами дальше пренебрегать нельзя. Производство боевого оружия по техническому совершенству порождает воображение.
Важно отметить, что в обществе человека агрессивность сегодня порождается не бедностью, не голоданием, а желанием иметь всё больше и больше. Человек преодолел противоречия живого организма с естественной природой, но создал новые противоречия внутри общества. Сегодня это больше искусственное явление за счёт научно – технического прогресса, чем естественное как проявление жизни. Передовому человечеству необходимо осмыслить сложившуюся ситуацию с позиции уменьшения взаимной агрессивности.
На эту тему у автора есть ранее размещённые на «Проза.ру» статьи «Эволюция продолжается», «Вчера и завтра человечества» и др.
Вся история человечества это маленькие или большие войны между обществами в основном за территорию и природные ресурсы. В России 22 июня ежегодно отмечается День Памяти и Скорби по случаю начала в 1941 году Великой Отечественной Войны. Эта памятная дата заставляет задуматься о причинности периодического возрождения агрессивности внутри человечества, исповедующего гуманистические начала.
В каждом обществе есть какая-то идеология существования общества. Идеология обществу нужна, как каждому ребёнку нужны нравоучения взрослых. Сегодня идеология любого общества должна отражать уменьшение отрицательного влияния социальных потребностей, а значит и уменьшение агрессивности внутри общества. Это не призыв в сторону примитивизма существования, а гарантия существования человечества.
Шулепов В.Г.
г. Калининград, июнь, 2023 год
Свидетельство о публикации №223070101473
Матиас Сибиряков 10.08.2023 17:42 Заявить о нарушении
Виктор Шулепов 10.08.2023 21:13 Заявить о нарушении