курс Александра Молчанова Пишем пьесу за неделю с

  Хранительница
(мистическая мелодрама)

Действующие лица:
Ольга Леонидовна - 50 лет, хозяйка дома-музея.
Анатолий Павлович - 58 лет, ночной гость.

Действие первое

Канун Нового года. Небольшой населенный пункт вдали от города. Писательский дом-музей размещена под одной крышей с обычным жилым домом. Хозяйка дома и она же хранительница музея бывшая учительница пятидесяти лет. На арьерсцене виден стеклянный шкаф со старинными предметами обихода и личными вещами. Центр сцены ограничен справа и слева стеллажами развернутыми под 45 градусов к центру сцены. Тем самым они отделяют пространства воображаемых комнат слева и справа. В центре сцены расположен стол библиотекаря с настольной лампой, камин, на авансцене стоит один большой стол со стульями по периметру для читателей. На столе массивный подсвечник со свечами. Над камином висит портрет мужчины. Под портретом на полке камина под стеклянным колпаком лежит старинная книга. Это артефакт. Слева расположена комната хозяйки с кроватью, столиком, тумбочкой и шкафом. С правой стороны сцены расположена гостевая комната, с кроватью, столиком и тумбочкой. Мизансцены в зависимости от местонахождения актеров на сцене: комната хозяйки, гостевая, зал библиотеки, обозначаются световым пятном. Воображаемая кухня находится за левой кулисой. Воображаемая входная дверь в дом находится за правой кулисой.  Хозяйка с улицы заходит в дом, слышен ее голос за кулисами. Работает дым-машина на вход хозяйки.

Ольга (говорит в мобильный телефон и ходит накрывает стол, носит посуду, салаты, фрукты из своей комнаты). … думаю не стоит рисковать, дорогая. Да! Со вчерашнего вечера метет и метет…а тракториста уже три дня не видать. Празднует, как пить дать…Так и по радио передали, чтобы от поездок за город воздержались. Ты тоже слышала? А-а-а в интернете увидела? Ничего-ничего, Машуля на рождество или на старый новый соберемся, не вечно же будет этот снегопад. Ага… И я тоже обнимаю крепко! Жду в гости! Да-да… поняла. Нет-нет, не буду скучать! У меня же столько друзей в доме! Да, точно! Книги!.. Хорошо, дорогая! Телефон садится, сейчас на зарядку поставлю и в двенадцать часов еще созвонимся! Пока, пока-а-а-а! (выключает телефон и ставит на зарядку).
         
 Ольга: Жалко конечно. И пригласить уже больше никого не получится…Столько всего наготовила. Теперь неделю можно держать осаду (смеется). Ну, осаду не осаду, а в магазин точно можно не выходить до рождества…(оглядывается по сторонам, смотрит на портрет). Ну, дорогой Сергей Сергеич, встретим новый год вдвоем с вами. (после этих слов переходит под портрет и словно от его имени басом отвечает): А у меня есть альтернатива, голубушка?
 
 Ольга(кокетливо): Нет, нет и нет! Без вариантов, Серж! Встретим год со свечами и…. фейерверками, как в твоем «Страннике»! (напевая берет спички с камина и зажигает свечи. Затем, снова подходит к портрету.)Спасибо, за поддержку, дорогой!
Хозяйка настраивается, проходит мимо книжных полок, поглаживая их, возвращается к столу, снимает со стула шаль и накидывает на плечи и уходит на кухню ставить чайник. Раздается стук в дверь. Сначала робкий и неуверенный, затем настойчивый и частый.

Хозяйка (идет за правую кулису). Господи, неужели моя рискнула? Да-да, иду-у-у!…

Мужской голос (за кулисами): Доброго веч-ч-чера, х-х-хозяйка. Р-р-а-а -азрешите?

Ольга (за кулисами). Проходите, проходите. Обувь тут можно снять, в сенях не топлено.

В комнату входит среднего роста мужчина лет 60-ти с бородкой,  отряхивая снег с полупальто, и встряхивая вязанную шапку, с пузатым саквояжем в руках без перчаток, на ногах тапочки. Он дует на ладони согревая их. Шея плотно закутана в шарф. Мужчина покашливает. Видно, что очень замерз, инстинктивно тянется к камину и прислоняет ладони к теплой стенке. Он что-то пытается сказать, но «зуб на зуб не попадает». Хозяйка быстро ориентируется.

Ольга: Да вы совсем продрогли, сударь… Я сейчас…(убегает в свою комнату, достает из шкафа бутылочку коньяка, рюмочку и тут же возвращается): Давайте-ка, микстурку примем…(наливает и протягивает мужчине рюмку).
 
Мужчина выпивает. Следом наливает еще одну и снова протягивает гостю. Он выпивает и эту и машинально тянет рукав к носу, но хозяйка догадавшись тут же берет со стола мандарин и подает гостю. Тот просто занюхивает запахом эфира и надкусывает фрукт. Он понимает, что от него ждут обьяснений этому неожиданному ночному визиту.

Мужчина: Еще раз добрый вечер и спасибо уважаемая спасительница. Разрешите, представлюсь. Зовут меня Анатолий Павлович. Я издатель. Оказался в ваших краях случайно. Ехал в командировку в столицу, заодно и на новый год… а тут метель, снегопад, прямо как у Гоголя, будь он не ладен. Ничего не видно. Сплошное молоко. Свернул, похоже, где-то не там, миновал пролесок, поехал на огни и застрял. Больше часа провозился, чуть аккумулятор не посадил. Потом плюнул, закрыл машину и пошел на огни. Ваш оказался самым ближайщим. Не подскажете, как мне трактор тут найти? Буду крайне признателен дважды, простите…

Ольга. Ольга... Ольга Леонидовна.

А.П. (продолжает):…крайне, крайне признателен, Ольга Леонидовна. Приятно познакомиться…А как называется ваша деревня? Интересно, насколько я отклонился от маршрута…

О.Л.(несколько настороженно): От нас до Москвы двести семьдесят километров по трассе. Но до трассы еще километров двадцать. Вы где свернули?

А.П. (удивленно): Навигатор мне показывал двести двадцать в последний раз…потом сбоить стал… метель и магнитная буря, думаю…

О.Л. (сокрушенно): Да-а-а, не повезло, так не повезло… (подумав.) ну, что же, раздевайтесь, мойте руки, будем ужинать.

А.П. (сконфуженно): Погодите, погодите. Может у вас есть гостиница? Мне право, неудобно, Ольга Леонтьевна…

О.Л.(поправляет): Леонидовна. Папу звали Леня, Леонид.

А.П.: Простите, Ольга Леонидовна. Я…я, кстати, уже согрелся, микстура, знаете ли, подействовала. Пойду я, пожалуй.

О.Л. Послушайте, Анатолий!…Палыч. Гостиницы у нас нет, к сожалению, а на постой в наше время, не так-то просто напроситься. В деревнях все больше горожане дома скупают и селятся. Мы их «дачниками» зовем. Так вот городской житель совсем не тот, что местный. Совсем не тот. Это во –первых. А во –вторых, уже минут пять как в вашей крови поселился зеленый змий, и не дай бог за руль сядете или замерзнете чего хуже, а это уже моя прямая ответственность. Так в чем же я виновата, что вы собираетесь меня вот так подставить? Или как в той поговорке «не делай добра, не получишь…»?

А.П. Что вы, что вы, Ольга Леонидовна. Вы, конечно, все верно говорите, но мне правда неудобно нарушать ваше спокойствие. К тому же новый год через… (смотрит на часы на руке) Боже мой! Через четыре часа! У вас конечно же гости, родственники… Впервые чувствую себя не в своей тарелке…

О.Л. Успокойтесь! Вы остаетесь здесь, и я предоставляю вам тарелку в ваше личное пользование. Чувствуйте себя как дома. Согласны?

А.П. (обреченно): Позвольте узнать, где я могу раздеться?

О.Л. (удовлетворенно): Ну вот, давно бы так. Если пройдете прямо, попадете в отдельную комнату. Вещи можете снять там, а умывальник на кухне. Располагайтесь, я чайник разогрею.

А.П. (идет в комнату, раздеваясь на ходу и приговаривая про себя): Ну надо же… так вляпаться, да под новый год…(передразнивая себя) ..Новый год…в Москве… на Красной площади…шампанское под бой курантов…Сказочник!

В это время хозяйка выносит чайник и чашки, ставит их на стол.

О.Л.: У меня все на столе, Анатолий Палыч!

А.П. (проходит на кухню мимо стола со словами): Да-да, сейчас.

О.Л. ( смотрит на портрет): Ну, что же уважаемый, некто Анатолий Палыч нарушил нашу новогоднюю идилию…а, кстати, не ваш родственник? Нет?..(улыбается)… а чем-то похож… или мне кажется (пожимает плечами). Входит Анатолий Палыч и Ольга Леонидовна рукой предлагает ему присесть напротив. Разливает чай. Предлагает яблочное варенье из антоновок. Мужчина вспоминает что-то и со словами: «Одну минуту, тут у меня…» вскакивает из-за стола. Уходит в комнату и тут же возвращается с баночкой аккуратно перевязанной бечевкой.

А.П.: Вот, угощайтесь, варенье из крыжовника. С детства, знаете ли, люблю. Летом сам собирал и варил. Не побрезгуйте. Прошу.

О.Л. (с интересом):Да ладно! Сами готовили? С трудом представляю мужчину на домашней кухне…

А.П. Ничего удивительного у нас папа прекрасно готовил, нас всех научил. А сладкое, это, конечно, по маминой части. Нет и пироги у нее отменные получались. Особенно с капустой. Вы знаете, это, пожалуй, чемпион среди  пирогов. А знаете почему?

О.Л. (слушает и улыбается): Просветите…

А.П. Все очень просто! Он вкусен как в горячем, так и в холодном виде. Этим и ценен! Универсальный, я бы сказал, продукт.

О.Л.( увлеченная рассказом): А, знаете, Антон Па.. Ой простите! Анатолий Палыч, пожалуй, что соглашусь.

А.П. Не извиняйтесь, я кстати, сразу как зашел заметил у вас в доме некую музейность, что ли. Вы так любите антиквариат? Это ваше хобби?

О.Л. Почти угадали. Ну, а если быть совсем точным, вы находитесь в гостях в музее писателя Сергея Сергеевича Бабкина. Я хранительница этого уголка.

А.П. Вот это номер! Никогда еще не встречал новый год в музее… (смеется)

О.Л. Не вижу ничего смешного.

А.П. Простите, я не про вас… просто в памяти сразу возник образ героя Райкина. Помните? В греческом зале, в геческом зале…Ах, Аполлон, ах, Аполлон…простите (смеется).А, позвольте узнать историю возникновения вашего музея? Если конечно это не секрет.

О.Л. Нет. Никакого секрета. В позапрошлом веке этот дом принадлежал хозяину артели извозчиков. Постоялый двор был тут. После революции в гражданскую войну дома вокруг горели и следов никаких не осталось. А хозяйский дом сохранился. Владельцев сменилось семей пять-шесть не меньше. Ну, а при первом хозяине, частенько в этом доме важные особы или чины останавливались передохнуть с дороги,  или если непогода в пути заставала. Сами же убедились, метель тут – молоко и не видно ничего... Так вот, тут сама изба чище и просторней была, чем на постоялом дворе,  и прислуга ухоженней. Белье всегда стиранное. Чем не придорожная гостиница?

А.П. (перебивая): Так это я удачно зашел…

После этих слов Анатолий Палыч встал слушая и периодически поглядывая в сторону Ольги Леонидовны пошел осматривать комнату, книги на стеллажах, антикварные вещи в остекленном шкафу.

О.Л.  (продолжает): Ну, да. Трехзвездочный отель(смеется). А в двадцатых годах семью моего дедушки раскулачили и сослали в эти края. Дом к тому времени заброшенный был. Большой слишком для местных, на обогрев много дров требовал, неэкономный, одним словом. Но мужики в семье не растерялись. Обшили внутри досками, утеплили стены, чем только смогли. Остекление добавили и обжили его. Тут потом и мама моя родилась и сестры ее(замолчала). А в сорок первом дедушку призвали на фронт. До войны он трактористом в колхозе работал, поэтому попал в танковые войска. Три раза горел. Жив остался. Дошел до Польши. А там, не поверите, помогал артиллеристам в  лафет лошадь запрячь, и в это время артобстрел. Снаряд рядом упал.  Ну лошадь со страху и лягнула деда в грудь. Ребра сломала, хорошо ниже сердца удар пришелся. Так деда и демобилизовали. Долго он сокрушался, что от «своих» пострадал. Грозился лошадь ту пристрелить. А она реально оказалась немецкой, трофейной. Не понимала нашей речи и команд… Не любил вспоминать дедушка про войну.. Я зареклась тогда больше ни словом, ни намеком не напоминать ему те страшные события..   
 
Ольга Леонидовна встала из-за стола и подошла к камину. Постояла в задумчивости и посмотрев в сторону Анатолия Палыча заметила интерес гостя рассматривающего старинные вещи в стеклянном шкафу.

О.Л.(наблюдая за действиями А.П.): Пожалуйста, можете достать любую из старинных вещей и я расскажу вам историю ее появления.

А.П. (держа в руках книгу, слегка обернувшись на обращение): Уважаемая Ольга Леонидовна, я вас очень внимательно слушаю, не обращайте внимание, на то, что я встал из-за стола. Если помните, я занимаюсь издательским делом и книги моя слабость и… мой крест, если хотите. А у вас я вижу просто бесценные экземпляры позапрошлого века. Не лишайте меня этой возможности, и прошу вас продолжите историю создания этого музея. Теперь я с полным правом это говорю. Музея ее Величества Книги!

О.Л.: А мне показалось, что вам неинтересно… Ну хорошо. Слушайте. Мама выросла, вышла замуж и уехала в Ленинград. В семьдесят третьем родилась я…(запнулась и проговорила про себя) Ну, вот все свои женские секреты и выдала...

А.П.(не отрываясь от раскрытой книги): Не волнуйтесь, уважаемая, я этого не слышал. Честное слово! Пожалуйста продолжайте. Я весь, внимание!

О.Л.: Хорошо. Спасибо… А когда мне исполнилось тридцать пять, я будучи педагогом со стажем вдруг обнаружила, что не замужем и что семейное положение в ближайшем будущем мне не светит. Школа это на девяносто процентов женский коллектив, и если и есть мужчины- преподаватели, то обязательно семейные. Вот так я приняла решение перебраться из северной столицы в родовое гнездо. В первое же лето будучи уже полноправной хозяйкой этого дома, я решила провести генеральную уборку. Выкинуть весь ненужный хлам и старье, не представлявшее особой ценности. Вот тогда-то роясь на чердаке я наткнулась на старый деревянный ящик для бумаг. В таких ящиках приказчики обычно хранили ассигнации, векселя и прочие ценные бумаги, списки работников и инвентаря, расписки в получении жалованья и прочее, слово всю необходимую канцелярию. Странно, но замка на нем почему-то не было. Только крест на крест обвязано полуистлевшей бечевкой. То, что скрывалось под деревянной растрескавшейся крышкой и подтолкнуло меня к дальнейшим действиям.

Анатолий Павлович прикрыл книгу и повернулся к рассказчице всем телом. Все в его фигуре, позе выдавало неподдельный интерес. С каждым словом Ольги Леонидовны, он приближался к женщине.

О.Л.(продолжила): В ящике для бумаг лежала книга. Сборник товарищества «Знание» за 1903 год. Внимание! С самым первым напечатанным текстом пьесы «Немой свидетель». Но самое главное, на форзаце стояла подпись, с пожеланиями автору от самого Антона Павловича.

А.П.: От Чехова? Антона Павловича?

О.Л.: Именно! Представляете?

А.П. (про себя, вполголоса): Не может быть… это она. Та самая книга…

О.Л.(настороженно): Что вы сказали?

А.П. (очнувшись): Я говорю это невероятно! Вы сохранили артефакты?

Ольга Леонидовна подошла к каминной полке, сняла стеклянную крышку с подставки и достала старинное издание сборника «Знание». Женщина аккуратно положила на стол книгу и жестом пригласила Анатолия Павловича прикоснуться к истории чудесным образом материализовавшуюся в этой старинной немного потрепанной пожелтевшей от времени книге. Мужчина подошел, положил ладонь на обложку книги и прикрыл глаза.
 
А.П. (беззвучно шепчет) :… страница двадцать семь.
 После этих слов, он открыл глаза, очень бережно раскрыл обложку и стал пролистывать книгу. Письмо, было аккуратно вложенное между страницами двадцать шесть и двадцать семь. Мужчина повертел его в рука, затем пролистал книгу еще раз, словно ища чего-то.

А.П. (вполголоса задумчиво). Помнится конвертов было два… Невероятно! Н-е-в-е-р-о-я-т-н-о!.. (повторяет словно заклинание, но вдруг очнувшись продолжает). Простите великодушно, я вас опять перебил. Что же было дальше? 

О.Л.:  Дальше? Вот собственно с этой находки и родилась мысль увековечить имя великого Сергея Сергеевича в стенах этого дома. Вскоре появились старинные издания книг, антикварные вещицы и предметы покрупнее. Практически все, что вы тут лицезреете, собрано по крупицам либо в качестве подношений от меценатов, либо от простых людей. Наш музей пользуется популярностью, если хотите знать. Искусствоведы приезжали из регионов и столичные ученые. Вообще скучать особо не приходится.

Анатолий Павлович отрывает взгляд от книги, смотрит вдаль, думает…

А.П. (спохватившись). Ольга Леонидовна, а вы уверены, что больше конвертов не было? (задумчиво.)Должен быть еще один…. Простите, за назойливость, Ольга . Но ваша история, право слово, завораживает (галантно кланяется и целует руку Ольге Леонидовне).

О.Л. (смущенно): Впервые не знаю как реагировать на ваши слова. А этот поцелуй… Скажите, а вы действительно землянин? Или может наш волшебный лес это временной портал, а вы пришелец из глубины веков? Я теряюсь в догадках… И потом эти ваши слова… страница 27… Ведь именно там был вложен конверт. Не думайте, я очень внимательно следила за вами. А как бы вы повели себя на моем месте доверив семейную реликвию совершенно незнакомому человеку? Послушайте, кто вы? Между прочим, я вам почти все о себе рассказала…, а вы мне ничего. Согласитесь, что это, как минимум, не этично по отношению к даме. Не правда ли,..сударь?

 Анатолий Павлович улыбнулся, отпустил руку хозяйки дома, опустил взгляд и задумался «переваривая» сказанное в свой адрес.

 О.Л.( встала из-за стола и пошла на кухню). Хорошо! Ну, вы тут пока соберитесь с мыслями, а я принесу горячее. Как-то скучно, встречать год на голодный желудок, таинственный незнакомец!

А.П. ( встал и оглянулся на портрет). Послушайте! Я ? .. Я не знаю, кто я!
На этих словах из кухни показалась вопрошающая фигура Ольги Леонидовны

А.П.: Нет, не пугайтесь, дорогая. Я вполне здоров. У меня и справка есть.
Ольга Леонидовна от услышанного попятилась назад, ее руки с полотенцем упали и повисли. Казалось, что ответ ночного гостя вынес наружу факт способный вызвать опасения от внезапно возникшего в воображении предположения.

А.П. (заметил реакцию женщины). Ради бога, успокойтесь, прошу вас. Я не причиню вам худого. Выслушайте меня. Ведь вы только, что желали узнать обо мне…(встает и пытается приблизиться к хозяйке дома).

О.Л.(настороженно соблюдая дистанцию вытянув руку перед собой): Так! Стоп! Не приближайтесь!.. Я вас слушаю очень внимательно… но сначала потрудитесь вернуть мою книгу на место на камин под стеклянный колпак. Это частная собственность и находится под охраной государства, и все противоправные действия в отношении ее преследуются по закону!

Анатолий Павлович послушно возвращается к столу и кладет книгу на каминную полку, накрывая стеклянным колпаком. Пока мужчина проделывает эти операции Ольга Леонидовна пробирается в свою комнату и снимает телефон с зарядки. Затем наводит обьектив камеры на гостя и несколько раз фотографирует. Снова выходит на кухню и возвращается оттуда со скалкой в руках. Весь вид ее говорит о воинственном настрое. Анатолий Павлович замечает ее действия и улыбается.

А.П. (спокойно). Ну это лишнее, голубушка. 

О.Л. ( твердо).Осторожность лишней не бывает!  А теперь садитесь за стол, и я вас слушаю. Говорите!

А.П.Ну.., прямо как на допросе.

О.Л.: Господи! Анатолий Павлович…или как вас там, по-настоящему. Или вы рассказываете все прямо сейчас или я звоню в полицию. Ваш визит меня настораживает.

А.П.( как можно спокойнее): Конечно, я разрешаю вам производить любые действия. Звоните в полицию. Тогда вероятность того, что завтра я буду в Москве только повысится, за что буду вам премного благодарен. Свой телефон, я к сожалению, оставил в машине. Но если вы меня выслушаете, возможно вместе мы найдем ответы на вопросы, которые меня тяготят последние годы.

Эти прозвучавшие откровения и спокойный голос гостя подействовали утешительно на Ольгу Леонидовну. Анатолий Павлович взглянул на женщину: Да вы присаживайтесь, а то мне совершенно неудобно сидеть в вашем присутствии. Прошу, уважьте.
Ольга Леонидовна присела, положив скалку на столе перед собой. Тревога в ее действиях еще не прошла.

А.П. (убедившись в спокойствии собеседницы): Самое странное, то, что я помню себя только зрелым человеком. Со слов моих домочадцев, которых я почему-то до сих пор таковыми не считаю, поскольку их просто не помню, повторю, что когда мне исполнилось сорок четыре года я пережил клиническую смерть. Сам этого момента я, к сожалению, не помню. И шутка про склероз, если помните: «Хорошая штука склероз! Ничего не помнишь и каждый день новости» стала для меня повседневным кошмаром. Спасали меня тогда, да и не скрою сейчас… книги. Читая их я возвращался к жизни. Я учился, по –новому, переживать, плакать, смеяться и грустить… Книги давали такую пищу мозгу, так будоражили фантазию, что дела мои быстро пошли на поправку, если это можно так назвать. Нет, я по-прежнему, не узнавал знакомых и людей называвших себя моими друзьями. Знакомился с ними заново. Вам не снились сны, о том как вы очередной раз сдаете школьные экзамены, хотя сознание вам говорит: «Послушай, ты уже сдал это! Очнись…». Но ты с упорством барана в очередном сне стоишь у доски и не можешь найти решение… Это мУка страшная, поверьте. И я честно и стоически проходил все эти, испытания, ниспосланные памятью два трудных года. Так и не вспомнив окончательно всех своих друзей, я делал вид, что узнал их, но все попытки вернуться в общении к воспоминаниям аккуратно обходил и балансировал на грани фола. Мне нужно было срочно получить работу. А поскольку, люди представлявшиеся моими бывшими сослуживцами оставались мне незнакомыми, и даже устроенная ими экскурсия в бывшее рабочее место ничего не прояснила, я понял, что нужно действовать в том направлении, которое мне стало близко и нравилось. Я заметил, что во мне неустанно работало паталогическое чувство поиска ошибок в тексте, независимо от его расположения, от обычных продуктовых этикеток, до текстов рекламных щитов и даже книжных текстов. Легко находил опечатки и ошибки: орфографические, грамматические, пунктуационные и даже стилистичекие. Я брал в руки текст и ошибки прямо-таки кричали со своих мест: «А вот и я, исправь меня, а вот и я!..». Я знал, чувствовал, как должно было звучать то или иное предложение или фраза. Не могу объяснить…Я просто это знал! Узнав про мои способности сослуживцы по типографии порекомендовали меня книжному  издательству, благо их корректор накануне была отправлена в «секретный» отпуск. Так что последующие три года любимых занятий мне были обеспечены. Сколько же рукописей прошло через мои руки за это время. От беллетристики до открытого графоманства… не перечесть. А через два года ваш покорный слуга уже возглавлял редакторский отдел художественной литературы. Все шло хорошо, просто великолепно, пока… (рассказчик остановился и взглянул на часы. Время показывало 23.50. До боя курантов оставалось каких-то десять минут. Анатолий Павлович посмотрел на хозяйку вопросительно. В его взгляде читалось: «Ну теперь-то вы мне верите?»).

А.П. (вставая из-за стола и беря ситуацию в свои руки):Я все-таки открою шампанское, уважаемая хранительница. А вас попрошу подать горячее. Я изрядно проголодался. Надеюсь вы тоже. Будьте так любезны. Просто нет больше сил, слышать ароматы пирога. Простите великодушно.
На заслушавшуюся Ольгу Леонидовну спокойный на уверенный мужской голос возымел действие, и женское начало покорно повиновалось. Она поспешила на кухню и вскоре вернулась неся на подносе румяный закрытый капустный пирог. Тем временем Анатолий Павлович сходил в комнату и принес бутылку шампанского. Откупорив бесшумно шипучий напиток Анатолий Павлович аккуратно элегантно наполнил игристым два фужера. Один подал задумчивой Ольге Леонидовне, все еще находившейся под впечатлением от услышанного. И только бой старинных часов вернул ее в настоящее.

А.П. С Новым годом, уважаемая Ольга Леонидовна! Будьте здоровы и пусть бог хранит вас и помогает вам в вашем благородном занятии.

О.Л. (послушно кивает) И вас с Новым годом! Спасибо за добрые слова.
Мужчина и женщина чокаются и медленно смакуя выпивают под бой часов содержимое фужеров. Затем садятся и приступают к трапезе.

Занавес
Конец первого действия

Действие второе

Гостиная дома-музея. Мужчина ходит по комнате с бокалом вина и рассматривает старинные книги. Хозяйка спокойно убирает все со стола унося посуду на кухню. На столе массивный подсвечник со свечами. Над камином висит портрет мужчины. Мужчина достает из под стеклянного колпака книгу и раскрывает ее, достает конверт и вертит его в руках..

А.П. (держа в руках книгу). Уважаемая Ольга Леонидовна, а вы не ответили на мой вопрос. Куда мог деться второй конверт? Не понятно откуда, но я знаю, что он был. Более того это письмо, кстати, так и не распечатанное Бабкиным, предположительно и явилось причиной столь раннего ухода из жизни тогда еще малоизвестного, но подающего большие надежды молодого писателя. Современники утверждали, что мир мог получить еще одного Чехова. Ведь сам «инженер душ человеческих» прочил юноше великое будущее. Но в какой-то момент, что-то пошло не так, и юноша скоропостижно скончался по дороге в Москву. Я больше чем уверен в том, что тайна гибели сокрыта в том злополучном  конверте. Итак, сударыня, я задал вопрос.

Все это время баражирующая между кухней и гостиной Ольга остановилась и пристально посмотрела на Анатолия. Ее удивила такая осведомленность гостя.

О.Л. (держа в руках полотенце и вытирая руки). Действительно конверт был.. Вернее он есть, и это не секрет. Если хотите знать я намеренно убрала его из книги и побеспокоилась о его сохранности. Взгляните, на стене под портретом в рамочке под стеклом помещен конверт с подписью внизу… читайте!

А.П. (вслух). … «последнее письмо адресованное С.С.Бабкину от г-жи N, так и не прочитанное адресатом. Вероятно в нем хранится ответ на загадочную смерть писателя. Датировано 01.07.1903г.»

О.Л. (опережая вопрос). Это копия, а оригинал хранится в надежном месте. 

А.П. Так что же мешает вам вскрыть конверт и сделать содержание письма достоянием гласности. Во-первых, вы прославитесь, во-вторых, общество возможно узнает причину ухода писателя и…

О.Л. (перебивая). … и в-третьих через месяц все забудут про мой музей, про меня и чем прикажете зарабатывать на хлеб. Вы знаете, какую пенсию мне положили?
А.П. Догадываюсь…

О.Л. А теперь послушайте меня. Во-первых, я единоличный владелец этого артефакта, и есть нотариальное заверение этого факта, во-вторых, эта тайна меня кормит, одевает и позволяет содержать музей в нормальном состоянии. Который к тому же еще и гостиница. Две комнаты к услугам гостей и почитателей творчества Сергея Сергевича.

А.П. Но ведь рано или поздно вам придется обнародовать это письмо.

О.Л. Не думаю.

А.П. Хорошо. Я вас услышал. (остановился, захлопнул книгу.) Сколько? За сколько Вы готовы продать этот конверт?

О.Л. О-о-о, дорогой. Я вижу вы так ничего и не поняли.

А.П. Это вы, голубушка, меня не поняли. Я готов выкупить письмо и плюс к этому взять на пожизненное содержание ваш дом-музей за счет издательства.
Поверьте, скупиться я не намерен.

О.Л. Видимо что-то очень важное в этом письме, раз вы так усердно меня сватаете… Нет! И еще раз нет! И вообще, похоже, новогодний вечер перестает быть томным…сударь.  Комната отдыха в вашем распоряжении. Поели- попили…пора вам и честь знать? Так кажется?

А.П. (тихо и настойчиво).Послушайте Ольга… Есть еще одно условие при котором письмо может быть изъято у вас.

О.Л. (громко смеется). Как грозно! И-З-Ъ-Я-Т-О! Вы подумайте!

А.П. Хорошо, есть условие, при котором Вы обязаны будете вернуть его…
О.Л. Любопытно, продолжайте.

А.П. Вы обязаны будете вручить его ..адресату  или лицу его замещающему, как-то родственник или близкий.

О.Л. Ну, наконец-то! Да! Это я сделаю с удовольствием… адресату, но не вам, молодой немолодой человек.

А.П. Вы ошибаетесь, сударыня. В том-то и дело, что мне… Я и Сергей Сергеевич Бабкин одно лицо.
О.Л. Та-а-ак, ясно. Что-то вы там про справку говорили? Да-а-а, кажется, я все поняла. (уходит причитая про себя.) ..дура…какая же я дура… повелась на сказки…
Выходит из гостиной на кухню медленно, не спеша, не делая резких движений, напевая про себя «сердце красавиц, склонно к измене и перемене…» Возвращается с огромным кухонным ножом в правой руке и скалкой в левой.

Видя это Анатолий встает с поднятыми руками и пятится к камину. Ольга наступает.

А.П. Погодите, погодите Ольга! Я вам докажу!Я знаю то, что знал только писатель и наверняка вы. Постойте!

О.Л. Мне теперь все равно! Вы немедленно покинете мой дом! Достаточно поиздевались надо мной! Этот новый год я запомню надолго. И вы тоже… если через пять минут не уберетесь вон.(замахивается скалкой.) Ну!

А.П. (прижавшись к камину) Ольга, остановитесь! Один вопрос! Только один и я свалю отсюда! Клянусь!.. На двадцать седьмой странице вместе с двумя конвертами лежала фотография…женщины! Вы убрали её! Зачем?!

Женщина остановилась в растерянности. Действительно, артефактов было три. Действительно там было женское фото. Она не знала, что ответить.

А.П. (продолжает). Молчите?.. А я вам скажу. На этой фотографии изображена … ваша родная бабушка! Что скажете? Откуда мне известно такое? А?!

Ольга повернулась, побрела и медленно опустилась на стул. Скалка и нож выпали из рук. Она была ошеломлена и обескуражена.

А.П. Так я отвечу, сударыня. Как только вам стало известно о судьбе несчастного Сержа выехавшего из этого дома, но так и не доехавшего до столицы, вы намеренно спрятали фото родственницы, чтобы никоим образом не опорочить ее имя мрачным соседством с таинственным конвертом. Вас можно понять. Но поймите и вы меня. Мне нужно узнать правду, какая бы она ни была. П-р-а-в-д-у!

О.Л. (отрешенно глядя перед собой). Нужно было его сжечь еще тогда... Откуда вы взялись… Анатолий…Серж…. или как вас там еще?

А.П. (садится напротив). Послушайте, Ольга. Все, что я вам расскажу должно остаться в тайне. Вы должны мне это пообещать.(берет ее правую руку в свои.) Примерно через год после той ужасной ситуации со мной, я почувствовал присутствие в голове еще одной …сущности, что ли. Стал путешествовать в сновидениях, как в реальной жизни. В ту, ушедшую эпоху. Но там ко мне обращались как к некоему Сержу… Постепенно  приходило осознание двойственности моего существования. Кто-то или что-то вводило меня в курс дела, если так можно выразиться. В сновидениях, я что-то писал, где-то потом выступал…не поверите, встречался с самим Антоном Павловичем. Да-да, не делайте такие глаза. Хвалил мои работы. Рекомендовал своему издателю Марксу. К тому времени я обладал солидным количеством рукописей, готовых к изданию. Кстати, часть была переведена на французский и немецкий языки. Мне…то есть Сержу звонили из редакций и предлагали баснословные гонорары за размещение у них рукописей…Я пачками получал от них письма и…топил ими печь. И в один прекрасный момент, собрав все рукописи, скрепив и описав их поручил курьерской службе доставить в издательство Марксу. Двумя днями позже по дороге в столицу, в издательство, попал в грозу и остановился на ночлег в этом самом доме, тогда еще постоялом дворе. Помню, что следом за нами на постоялый двор заехала кибитка со странной женщиной. Не скрою, у меня..то есть у Сержа, тогда были свои поклонницы и в изрядном количестве. Но чтобы в глубинке ? Найти меня?.. За ужином эта дама подложила мне на стол конверт. Очередное любовное послание, подумал я тогда. Было поздно, и специально жечь свечи, чтобы прочесть письмо, было накладно, и сунул его в книгу подписанную самим Чеховым. Еще помню, что уходя в спальню наткнулся на цыганку, которая схватив меня за руку скороговоркой протянула: «Никогда не жалей денег на свечи. Свет это жизнь». Я кивнул и пошел спать. На следующее утро донесся слух, что мой курьер исчез со всеми рукописями. Не помня себя, не взирая на непогоду мы помчались в Москву. Ужасная поездка близилась к финалу. На подьезде к столице остановились в кабаке перекусить и дать роздых лошадям. Там снова увидел знакомую кибитку. Сели, закусили и выпили…больше не помню ничего.
Анатолий замолчал и перевел дух. Ольга и верила и не верила в происходящее. Мистика до этого была далеко за гранью ее понимания. Сейчас же она сидела в полуметре он неё и держала за руку. Спокойный рассудительный голос рассказчика совершенно не пугал, а скорее наоборот вселял доверие. Через минуту Ольга взяла себя в руки.

О.Л. ( глядя в глаза Анатолия). Послушайте…Серж. А как в вашу книгу попала фотография моей бабушки? Вы можете объяснить?

А.П. Вероятнее всего, вы не первая нашли эти артефакты. Вполне возможно ваш дедушка читал эту книгу много раньше…но,  Серж, каким то образом, увидел и её рядом с конвертом… тут, простите я бессилен. Роковая случайность, не более. Но именно она заставила вас поверить мне. Верно?

Ольга кивнула и впервые улыбнулась доброй открытой улыбкой. Затем хитро прищурила глаза и подняла их на Анатолия.

О.Л. (в свою очередь взяв руку Анатолия в свои). Скажите, но только откровенно. Какую пользу вы извлечете вскрыв конверт? Ведь Сержу уже не помочь. Рукописи вряд ли сохранились, а возможно работы изданы под другими именами, и возможно не в России. И думаю, что  участники и свидетели тех далеких трагических событий уже давно нашли себе вечное пристанище и покой. Может не стоит ворошить прошлое и пусть неразгаданная тайна ухода молодого и очень даровитого писателя так и останется тайной? Пусть об это гадают, пишут статьи, снимут кино, наконец. В любом случае, имя не состоявшегося гения будет обнародовано, но тайна его ухода пусть послужит поводом для народной фантазии…
Анатолий впервые был спокоен. Он слышал разумные доводы женщины, полчаса назад готовой убить его. Мудрые слова, звучащие со стороны впервые находили отклик в раздвоенной душе редактора. Он сидел молча оглядывая гостиную, словно видел ее впервые.

А.П. (выдержав паузу). Ольга, как ни странно я нахожу разумное зерно в ваших суждениях… Более того. Вы меня, как Анатолия убедили… Ну а с Сержем, теперь я думаю договорюсь..

О.Л. Вот и славно! Давайте пить чай…уже светает.

ЗАНАВЕС


Рецензии