Мой двадцать девятый рок-концерт

Вчера, 30 июня, состоялся... концертом это назвать сложно, скорее, творческий вечер - инструментальная музыка Сергея Маврина и акустика Артура Беркута.

Несмотря на то, что на работе я отпросилась на полчаса раньше, в метро я оказалась так, что боялась опоздать. Но без пяти минут семь вечера я была на месте. Внутри на лестнице была очередь на вход. Оказалось, одна в оба зала.
Внутри встретила знакомую и была препровождена за свой столик. К сожалению, наши столики были в разных концах зала.

19.00. Пока еще не выходил. Я сидела лицом к сцене, но меня согнали на соседний стул два другана.
Пока ничего не началось, играла музыка, которая мне совершенно не нравится - то ли джаз, то ли блюз, то ли все вместе. Хорошо хоть не попса. Но в 19.10 заиграло вагнеровское "Воплощение ада" - вариация на тему да еще в рок-обработке! Гитары рычали! Прекрасная обработка! Дальше заиграла инструменталка - "Роза мира" Сергея Маврина. Меня сразу настроило на меланхоличный, серьезный и даже где-то философский лад. Откуда-то справа стал клубиться дым, уползая в зал.

19.15. Вышел Сергей Маврин. Он представил свою композицию ("Роза мира") и сказал, что сегодня говорить будет меньше, чтобы успеть сыграть больше и предоставить сцену Артуру Беркуту. Не знаю, почему он сказал так: по моему скромному мнению, Сергей Константинович более молчалив, говоря своей музыкой. Вообще на протяжении его выступления Сергей Константинович между исполнением говорил пару слов о композиции, о жизни. Вообще манера исполнения была весьма забавной: про его золотые пальцы говорить не буду - "такие пальцы - капитал", но мимика и жесты - именно что забавно: Сергей Константинович как будто сам удивлялся, какой звук у него получался под пальцами.

"Поединок", "Стрелы в небо" ( одна из моих любимых), "Ангел-хранитель" (другое название - "К свету") - серьезные меланхоличные композиции, музыка философской души, музыка космоса.

Перед исполнением "Запрещенной реальности" (на нее не так давно был написан текст, хотя, сама музыка, по словам Сергея Константиновича, была написана давно) заиграло инструментальное вступление. Сергей Константинович извинился за свое новое оборудование. Мастер на все руки! Еще и в таких вещах разбирается!

Перед исполнением "Утоли мои печали" Сергей Константинович говорил, что эта композиция - своего рода подведение итогов. Но оговорился, что подведение итогов было и в композиции "Корабль-призрак". Но та композиция была более мрачной, а нынешняя - направлена на позитив.

Слушая композицию "Фортуна", я не сводила глаз с пальцев Сергея Константиновича, и могу только снова повторить фразу из моего любимого фильма - "такие пальцы - капитал". Сергей Маврин - МАСТЕР! Да, я не слышала многих исполнителей, музыкантов, гитаристов. Но у меня есть глаза и восприятие. И я могу говорить то, что вижу и слышу. Не устану повторять: музыка - космос, философия, голос Вселенной! Серьезная, меланхоличная, мудрая. А Сергей Константинович - просто ненавязчиво проводит на землю голос бога. Ой, выспренно получилось... Прошу прощения, просто заслушалась - и улетела туда, куда разуму долететь трудно, только душе...

Перед исполнением "Странного танго" снова поспешило оборудование, а вовремя самого исполнения на пол слетел медиатор. Ничего не изменилось: Сергей Константинович даже глазом не моргнул - потрясающая выдержка! Спокойный, со скромной улыбкой, где-то даже немного печальный. Но весь концерт он был серьезен - и улыбался своей неповторимой улыбкой мудрости и искренности. Да, да, знаю, опять ударяюсь в пафос.

Композицию "Луна" Сергей Константинович представил как "из глубин памяти", авторство которой принадлежит не ему. "Гарри Мур довел композицию до совершенства", а авторство принадлежит Максу Мидтону (если я не ошиблась с фамилиями).

Композиция "Аврора" плавно перетекла в "Белый ветер": медленная трогательная "Аврора" как-то незаметно перетекла в яростный "Белый ветер" - быстрая, зло-веселая, энергичная композиция. В руках Сергея Константиновича гитара пела, свистела, кричала, рыдала! Ну как тут не впасть в восторг! МАСТЕР! В скобках: композиция "Аврора" - "Белый ветер", по словам Сергея Константиновича, с последнего инструментального альбома, но следующий альбом уже намечается. Интересно. Не пропустить бы появление.

Перед исполнением композиции "Вчера" оборудование снова поспешило. Но это не помешало мне наслаждаться философской музыкой. Нет, больше не буду извиняться за свои восторги, пафос, красивые слова. Когда душа парит где-то в ином измерении, можно не найти простых слов, чтобы выразить чувства. Поэтому буду писать так, как получается.

Перед исполнением попурри Сергей Константинович представил его как попурри на старые песни "Арии", на концерты которой он сейчас ездит гостем. Попурри закончилось "Беспечным ангелом" - одной из моих любимейших композиций. Как сказал Сергей Константинович, это тоже не его творение. А вариация на тему "Going to the run" группы "Golden Earring" Это и так известно, но хуже от того песня не стала. Мне нравятся обе. А дальше - "Крылья" (песня "Я свободен"). На исполнении дымом заволокло не только сцену, но и зал. Странные спец-эффекты: почти ничего не видно.

20.30. Сергей Константинович представляет альбом "Скиталец". Появившийся Артур Беркут непринужденно подхватил тему и развил ее. Немного стало обидно за Сергея Маврина: с появлением Артура Вячеславовича Сергей Константинович как будто отошел в тень, на второй план. Согласна, против подавляющей харизмы Артура Вячеславовича устоять трудно. Но вместе с тем они оба смотрелись на сцене вполне гармонично. И меланхолия и философия сменились энергией и весельем! На моем прошлом посещении концерта Артура Беркута мне показалось, что он приболел. В этот раз ничего подобного! Подвижен, радостен, заряжая собой весь зал. В который раз удивляюсь контрасту: Сергей Маврин и Артур Беркут. Ну ведь полные противоположности! Ничего общего (кроме музыки)! Но как гармоничны они были на сцене! "Выпьем еще" исполняли они оба (во время вокала Артура Вячеславовича Сергей Константинович, не теряя струн, поднял зажигалку - вот как он так может? не сбился, не потерял мелодию - Мастер!).

Перед исполнением "Любовь и боль" (тоже одна из моих любимейших) оборудование Сергея Константиновича снова прорвалось вперед исполнителя. Окрик "Стоять!" из уст Сергея Маврина лично у меня вызвал улыбку: оказывается он может быт и суровым, и забавным.

Во время небольшой паузы Артур Вячеславович представлял мерчи в зале (не только свои, но и Сергея Маврина), которые расходятся как горячие... "пирожки", по словам Сергея Константиновича. Может, я неправа, но мне послышался тонкий намек на приснопамятные пончики. Не знаю, что подумал Артур Вячеславович, но, подхватив тему, он помянул про пирожки с повидлом времен Советского Союза, которые ему не нравились. А нравились с мясом. Мне нравились и те, и другие. Ну, это так, отвлечение от темы.

Сергей Константинович предложил антракт - небольшую паузу, во время которой ему задавались вопросы. Первый же был о медиаторе: как и обо что точит его Сергей Константинович. Это сейчас, по словам Сергея Маврина, можно приобрести что угодно. А 30 лет назад все делалось самими. Ну и медиаторы Сергей Маврин точил об асфальт. Остальные вопросы - о струнах, оборудовании, качестве записи песни "Я свободен" (которое не понравилось группе в свое время, на что Сергей Константинович сказал тогда, что будет сводить запись сам) - темы, в которых я ничего не понимаю. На вопрос про кто кого чему учил, Сергей Константинович ответил, что он любит всему учиться сам. То же сведение записи - самоучка. Потрясающий человек!

Тему медиаторов поддержал Артур Вячеславович, рассказав забавную историю с фанатом, который хотел получить его медиатор. Дело в том, что Артур Беркут медиаторами не пользуется (по его словам). На что фанат на следующий день пришел с маникюрными щипчиками, чтобы добыть трофей. Я не знаю, правда это или нет, но получилось непринужденно и весело.

Незаметной тенью Сергей Константинович собирал свои вещи на сцене. "Человек-оркестр", как он назвал себя. Мне без разницы - я под впечатлением его исполнения, его мастерства и мыслей в его композициях.

Артур Вячеславович начал свое исполнение с более спокойных песен: "Ты не один" (моя любимая), "Сто дорог". Зал ему подпевал. А Артур Вячеславович еще и пританцовывал, играя на гитаре. Мне вот пианино не далось, а тут два таких потрясающих человека с разной манерой исполнения!

Следующая песня была из репертуара группы "Автограф" - "Колокол". Чем-то тоже философская, но для меня сложновата: я не поняла, что во что перетекает - где куплет, где припев, какова основная тема мелодии. Ну да ладно. Это мои проблемы.

"Победителей не судят" пел зал вместе с Артуром Беркутом.

Перед исполнением следующей песни (снова из репертуара группы "Автограф") Артур Вячеславович напомнил о дне рождения Леонида Макаревича, а также пошутил про мерчи, которые еще есть. Во время же исполнения снова по сцене клубился дым. Он вообще как-то периодами появлялся. И это не зависело от тематики песни.

"Право дано", "Странник", "Пират" (забавная и любимая песня) - Артур Беркут не переставал быть то энергичным, то серьезным в зависимости от смысла песни.

представляя следующую песню, Артур Вячеславович помянул своего сына Марка: по его словам, Марк любит жесткий рок, но когда Артур Беркут спросил его, какую любимую песню сына ему исполнить сегодня, оказалось, это "Березы". Не спорю, трогательная песня, о ностальгии, и у меня почему-то вызывает ассоциации с булгаковским "Бегом" (я про фильм).

После исполнения Артур Вячеславович заметил, что у микрофона уже горит красный огонек - батарейка садится. А в него (микрофон) никто так и не говорил.

Во время исполнения песни "Небо тебя найдет" Артур Вячеславович потерялся на втором куплете - видимо, слова вылетели из головы от редкого исполнения. Но ни растерянности, ни оторопи, ни смущения - так, с кем не бывает! Тем более, что зал ему помог и спел вместо него пару строк. Ни возмущения, ни осмеяния, ни грубости. Прекрасный зал для прекрасного исполнителя.

А дальше - несколько песен из репертуара "Арии": "Потерянный рай" (моя любимейшая), "Воля и разум", "Там, высоко" (моя любимейшая и визитная карточка Артура Беркута).

Пара слов о начале творческого пути группы "Артур Беркут" - и Артур Вячеславович исполнил "Семь морей". На исполнении этой песни снова заклубился дым на сцене.

Ну и для окончания вечера Артур Вячеславович исполнил "Беспечный ангел" - одна из моих любимейших песен. Зал подпевал снова.

Вроде бы все. Но сетования Артура Вячеславовича по поводу микрофона и вопросов реализовались так, что к нему (микрофону) прорвался один из фанатов. Внезапное его (микрофона) включение Артур Беркут забавно обыграл неожиданным испугом, даже показательно перекрестился. Вышло прикольно. Артист! Так вот, микрофон. Фанат упорно и долго просил исполнить "Колизей". В конце концов, Артур Вячеславович сказал, что исполнение под гитару будет походить на блатняк или "русский шансон". Но исполнил. Получилось странно. Не скажу, что лучше или хуже, чем с группой. Просто странно. Для меня.

Ну теперь уж точно все. Артур Вячеславович поблагодарил душевно и искренне. И распрощался.

Вечер вышел офигительным! И я дождалась еще обоих исполнителей: автографы и селфи - мой трофей. Пара фанатов хотела, чтобы Сергей Константинович, который вышел в зал позже Артура Вячеславовича, поселфились вдвоем вместе с ними. На что Сергей Константинович скромно, тихо и немногословно вежливо отказался, дистанцировавшись от столь зарвавшихся молодых людей. Мне тоже такая навязчивость показалась неприятной. Извинения молодых людей - и Сергей Константинович скрылся также незаметно, как появился.

Дождавшись, когда начали потихоньку выпроваживать из зала, я тоже выпроводилась.

Домой я приехала в полночь, поэтому от метро ковыляла домой пешком - автобусы не ходили. Но, знаете, мне пофиг. Настроение было прекрасным, музыка еще звучала в ушах (в прямом смысле: до концерта у меня закончилась папка Сергея Маврина и началась папка Артура Беркута - я уже не обращаю внимания на то, что музыка в плеере совпадает с теми, на концерты которых я иду). Короче, жизнь прекрасна!

Спать легла в четвертом часу...


Рецензии