О немецкой бронетехнике во Второй мировой войне

Довольно характерной чертой высшего руководства Третьего рейха было неодолимое влечение к разработке и созданию неуязвимых и всесокрушающих монстров, гарантирующих абсолютное превосходство над техникой противника. Итогом подобной эволюции в семействе истребителей танков стал сверхтяжелый «Ягдтигр», ставший самой мощной САУ времен Второй мировой войны. Но его оценка, как непосредственными участниками боевых действий, так и современными исследователями довольно неоднозначна.

Попытки создания противотанковой самоходной установки, способной не только гарантированно поражать любой из существующих на тот момент танков, но и обеспечить некоторый запас на будущее предпринимались с завидной регулярностью. После двух неудачных попыток «Толстый Макс» (Dicker Max) и "Упрямый Эмиль" (Sturer Emil) (каждая так и осталась в паре прототипов), более менее получился «Фердинанд».

Любопытно, что это, по сути, вынужденная импровизация (надо было куда-то приспособить оказавшиеся ненужными 90 шасси «Тигра» Порше) максимально приблизилась к голубой мечте о «неуязвимых и всесокрушающих». Ставший легендарным 65-ти тонный «Фердинанд» вооружили 8,8cm пушкой Pak 43/2, которая на тот момент была мощнейшей из танковых и самоходных орудий. До конца войны она легко пробивала все танки и САУ как советские, так и союзников. А вот против его 200 мм лобовой брони противотанковая и танковая артиллерия была малоэффективной.

Через год (в январе 44-го) пошла в серию «Ягдпантера» с таким же вооружением, но гораздо более слабой (лоб корпуса и рубки всего 80 мм, борта 50 мм) защитой. Впрочем, она была легче (45,5 тонн) и подвижнее. Выпустили их больше всего, 413 штук.

В феврале 44-го года, на месяц позже «Ягдпантеры», из ворот завода Nibelungenwerk выкатились первые два «Ягдтигра». Изначально ему отводилась роль Wunderwaffe (чудо-оружие), которое должно было решительным образом изменить складывающуюся ситуацию на фронте в пользу Германии. На него возлагали большие надежды и принимали беспрецедентные меры для скорейшего появления на полях сражений.

«Настолько важным для Верховного командования было наше участие в боевых действиях! У нас создавалось впечатление, что нас считали секретным оружием, которое все еще могло спасти Германию» пишет в своих мемуарах известный танковый ас Отто Кариус.

Действительно, характеристики «Ягдтигра» впечатляют. По защите он превосходил даже ставшего всемирно известным именно за этот показатель «Фердинанда». Лобовой броневой лист его рубки толщиной 250 мм, (причем еще из довоенных запасов, когда не было проблем с легирующими добавками) установленный под углом 15 градусов от вертикали практически не пробивался всеми существующими танковыми и противотанковыми орудиями. 12,8 cm противотанковая пушка Pak 44 L/55 своим 28-ми килограммовым бронебойным снарядом могло уничтожить любой американский танк с 3,5 километров (максимальная дистанция его прямого выстрела), а с 2,5-3-х не оставляла шансов на выживание и советскому ИС-2.
Довольно просторная рубка позволила достаточно удобно разместить 6 членов экипажа и боекомплект в 40 выстрелов.
Двигатель Maybach мощностью 700 лошадиных сил обеспечивал 41,5 км/ч при движении по шоссе и 15,5 по пересеченной местности.
За сверхмощную пушку и беспрецедентную защиту пришлось заплатить габаритами (3,6 метра в ширину и почти 3 метра в высоту) и слишком большой (более 70-ти тонн) массой.

Как обычно бывает, характеристики супер самоходки впечатляют далеко не всех. Так, известный автор книг по военной технике Второй мировой войны Михаил Барятинский считает это избыточным и бесполезным:
«Целей, достойных 128-мм пушки, у противников гитлеровской Германии не было. Из металла же, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера» – лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку!»

Впрочем, ему можно возразить. «Хетцеры» и так выпускались в предельных для заводов «Шкода» объемах, и причиной периодических спадов производства было не нехватка металла, а бомбардировки союзников. Да и, в отличие от машин, воспроизвести таким же способом еще и обученные экипажи для них невозможно, а это уже становилось проблемой.

Как вспоминает Отто Кариус: «Каждая рота получила только 10 машин. В конечном счете, этого оказалось достаточно, поскольку мы все равно не смогли найти экипажи для большего количества…»

Спорно и утверждение об абсолютной бесполезности. В условиях оборонительной войны основной задачей «Ягдтигра» было останавливать идущие на штурм танки противника. И с этой задачей он успешно справлялся, расстреливая их с абсолютно безопасных от ответного огня дистанций. Подтверждением этому служат как немецкие отчеты, так и свидетельства участников тех событий с другой стороны:
«Я хорошо помню, как натолкнулся на то, что казалось целым полком танков Шерман, который был полностью уничтожен. Горы Шерманов валялись везде, куда только ни посмотри: сорванные башни, разорванные корпуса, большинство явно было сожжено... Они шли вперед и были явно застигнуты врасплох атакой с фланга. Затем, последующий эшелон повернул направо к атакующим, но не смог укрыться вдоль новой линии продвижения. Автором всей этой резни был один Ягдтигр, огромная масса которого все еще занимала превосходную огневую позицию на фермерском дворе, на вершине холма», пишет британский офицер Джордж Форти в своей книге «Немецкие танки Второй мировой войны».

Не согласен с Барятинским и историк Михаил Свирин. В своей книге «Ягдтигр» самый большой истребитель танков» он описывает боевые действия 512-го и 653-го батальонов тяжелых танков, куда поступали прибывающие на фронт «Ягдтигры». Вот несколько цитат из этой книги:
«первая рота… имела всего половину состава (6 «Ягдтигров») и, несмотря на это, успешно уничтожала танки союзников, практически не понеся никаких потерь»…
«2-я рота батальона … от атак союзной авиации потеряла 3 машины. Оставшиеся САУ приняли участие в боях в «Рурском кармане» … где подбили 36—40 американских танков в течение 4—5 дней боев»...
«один «Ягдтигр», охранявший перекресток дорог, за три часа уничтожил 19 «Шерманов», не получив с их стороны ни одной пробоины
«Девять «Ягдтигров» 512 батальона были отправлены а Австрию, где успешно действовали … подразделение наносило ощутимые потери советским танковым частям… »

Разумеется, «Ягдтигр» и сам не был абсолютно неуязвимым. Американцы предпочитали разбираться с ним при помощи авиации, от нее не спасала никакая броня, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии. Кроме того, у «Ягдтигра» были относительно слабые борта и корма, чем пользовались и советские и американские танкисты.

«...самоходка штабс-фельдфебеля вскоре получила попадание в лобовую броню, а сама выстрелить не успела. Вместо того чтобы, наконец, выстрелить, ненормальный повернулся вокруг на высоте, когда он просто мог откатиться назад. Когда перед янки во всей красе предстал ягдтигр, они задали жару нашей машине. Ее сразу же охватило пламя» приводит подобный пример Отто Кариус.
Еще несколько подобных примеров приводятся и в книге Свирина. Пожалуй, самым любопытным из них можно считать описание боя гвардии старшего лейтенанта Василия Гнидюка, воевавшего на «Шермане». Занявшая удачную позицию под прикрытием каменного забора немецкая самоходка стреляла вдоль улицы, уничтожая все, что на нее выезжало с одного выстрела. Обстрел ее из пушек был абсолютно бесполезен, но с ней смогли разобраться пехотинцы, подобравшись сзади и расстреляв ее из фаустпатронов. Так что пехоте он был тоже по зубам.
Самый наглядный пример вы можете увидеть в Парке «Патриот», где стоит «Ягдтигр», подбитый советскими танкистами в Австрии при попытке прорыва к американским войскам.

Были у «Ягдтигра» и другие проблемы, какой же танк или САУ без них. Пожалуй, самая главная, излишний вес. Уже 68-ми тонный «Королевский тигр», на базе которого его и сделали, был далек от идеала в плане надежности ходовой и динамики. Еще более "разжиревши Яга" (боевая масса до 75-ти тонн) на фоне специфики самоходного орудия сделал эти недостатки еще заметнее. Его даже окрестили «передвижным бункером», настолько он оказался неповоротливым и медленным.

«Наш «ягдтигр» не желал вести себя так, как мы этого хотели. Только его броня была удовлетворительной; его маневренность оставляла желать намного лучшего… любой значительный поворот орудия приходилось осуществлять поворотом всей машины. По этой причине передачи и дифференциалы быстро выходили из строя» констатирует Отто Кариус.

Еще больше его раздражали проблемы с вооружением. Из-за большого веса орудия, его не смогли установить непосредственно в лобовом листе, оно было смонтировано на тумбе в полу боевого отделения. Огромная отдача не позволяла вести огонь с хода, разрушалась трансмиссия и ходовая. На марше 8-ми метровое орудие приходилось фиксировать стопором, который можно было снять только снаружи, часто непосредственно уже в ходе боевого контакта. Но, главное, и стопор не особо помогал.

«Мы обнаружили, что орудие из-за своей неимоверной длины настолько разбалтывалось в результате даже короткой езды вне дороги, что его регулировка уже не согласовывалась с оптикой. Это обещало много курьезных моментов — техника отказывала даже еще до встречи с противником!» жалуется Отто Кариус.

В целом отзывы одного из лучших немецких танкистов Второй мировой войны (во всех рейтингах он не опускается ниже третьего места) о «Ягдтигре» скорее отрицательные. Признавая удовлетворительной броню и совершенно чудовищной пробивную силу орудия (смог подбить американский танк, даже успевший спрятаться за домом), тем не менее, он искренне недоумевает, зачем «это чудище» появилось в финальной части войны.

На заставке: «Ягдтигр»

Конечно, все это можно было бы списать на некоторую его предвзятость. Кариус считал лучшей машиной «Тигр», и его как танкиста очень удручало отсутствие вращающейся башни, позволяющей поворачивать орудие на 360 градусов. Терялось ощущение превосходства, появлялся страх, что кто-нибудь, зайдя в спину, сделает бесполезными и мощное вооружение и солидное бронирование.

С февраля 44-го по апрель 45-го года успели выпустить всего 84 самоходки. 70% из них были потеряны по техническим причинам или взорваны экипажами из-за отсутствия горючего или боеприпасов. Одной причин подобных потерь Кариус считает неподготовленность экипажей, отсутствие у водителей опыта вождения тяжелых машин.
Но самый главный вывод он сделал после того, как две самоходки, находящиеся в боевом охранении, при виде колонны «Шерманов», двигавшихся на расстоянии полутора километров и представлявших отличную мишень, отступили без единого выстрела. Причем отступление было больше похоже на паническое бегство, так как на предельных скоростях угробили обе машины. «Мощь пушки и толщина брони трусость командира не компенсируют....» подвел окончательный итог Отто Кариус.


Рецензии