История тетрадей в Некрасивых Обложках
Сначала на конвейере лежала просто чистая бумага, потом она попадала в цех, где на ней печатали клетки – мелкие и крупные, или линейки – косые или прямые. В другом цеху их нарезали на большие и мелкие квадраты и прямоугольники.
В третьем цеху нарезанную бумагу скрепляли по двенадцать, восемнадцать, сорок восемь и девяносто шесть листов, делая будущие тетради или альбомы толстыми или тонкими.
Наконец, в последнем помещении к ним стали прикреплять обложки. И вот тут-то они и стали отличаться друг от друга.
Каких только обложек здесь не было! С цветами, ягодами, смешными зверюшками, морскими обитателями и много-много других. Некоторые были разноцветными, как радуга или красивого шоколадного или кремового цвета.
В тот день, когда началась наша история, на фабрике неожиданно закончились разноцветные обложки для тетрадей. Поэтому пятерым из них достались простые некрасивые тёмно-серые обложки.
Правда, сзади на них красивыми белыми буквами был написан алфавит, а спереди – русская народная пословица: «Сперва Аз да Буки, а потом и науки».
Но это мало утешило бедняжек, которых нарядные соседки просто задразнили.
-Фу, какие некрасивые! – важно проговорил большой Альбом для рисования, на обложке которого красовался пруд с белыми лебедями. – Даже странно, что мы родились на одной фабрике...
- Правда-правда! – подтвердили маленькие подарочные Блокнотики-сердечки, белые с мелкими красными цветочки. – Какой ужас!
- Зачем же вы обижаете этих бедняжек? – вступился за обиженные тетрадки солидный Ежедневник в толстой кожаной обложке. – Ведь они ни в чём не виноваты. На их месте мог оказаться любой из нас!
- Да, вы абсолютно правы! Просто стыдно нападать скопом на невиновных, - нахмурился Дневник с изображением добродушного Медведя. – Мне стыдно, что я стою рядом с вами! А вы, тетрадки, не расстраивайтесь. Не так важно, как как мы одеты. Важно то, что будет написано у вас внутри... А это ещё никому неизвестно...
Блокнотики притихли и задумались, а Альбом нахмурился и демонстративно отвернулся.
В это время сотрудники фабрики стали укладывать готовые изделия в коробки для отправки в магазины и разговор поневоле прекратился.
Коробки заклеили, налепили на них бумажные этикетки с описанием содержимого и погрузили в огромные грузовики.
Машины разъехались в разные стороны и повезли письменные принадлежности в города и сёла, где нужны были тетради, альбомы и другие канцелярские товары.
Коробку, в которой лежали наши героини, привезли в маленький городок, где был всего один книжный магазин. Работали там две молоденькие продавщицы, Надя и Зоя. Они с радостью приняли привезённое, и начали распаковывать груз, весело щебеча между собой.
- Ну, наконец-то! – весело проговорила Зоя, украшая цветными наклейками-ценниками полки. – Уже август начался, дети скоро начнут в школу собираться, вот им и подарки к Первому сентября. Я уж думала, что нашу заявку выполнят только через неделю.
- Да уж, здорово, что столько нового привезли! Гляди-ка, какие дневники красивые... Вот этих со снежинками и ёлочками целых семь штук прислали. А вот эти, с мишками, наверняка купят для первоклашек. Ох, надеюсь, что хватит на всех!
- Главное, чтобы не передрались, а то ведь могут... – протянула Зоя, вспоминая прошлый год, когда две девочки чуть не порвали приглянувшийся им альбом, оказавшийся почему-то единственным. На его обложке были изображены две принцессы, которые распивали чай в беседке, и обе девочки так яростно тянули его каждая к себе, что он пришёл в полную негодность.
Вновь прибывшие письменные принадлежности оказались на полках рядом с совершенно незнакомыми им предметами. Альбомы соседствовали с красками и цветными карандашами, дневники – с ручками, тетради – с папками и линейками. Цветную бумагу и картон положили рядом с клеем и ножницами.
Когда продавщицы ушли обедать, завязалась оживлённая беседа. Каждый хотел узнать, кто его соседи и для чего они нужны.
Цветная бумага была в ужасе от своего открытия. Оказывается, из неё будут вырезать целые куски! Стоявший рядом Клей попытался успокоить чувствительную даму, объяснив, что поделки из неё могут оказаться настоящими произведениями искусства.
- А может быть, вас и не придётся резать, барышня, - задумчиво произнесли Ножницы. – Если из вас сделают оригами, а не аппликацию, то всё обойдётся.
- Ах, спасибо, вы меня утешили, - с облегчением произнесла Бумага. – А что такое оригами?
- Это искусство делать из бумаги разные предметы, - с заметным акцентом сказала большая Книга, стоящая на соседней полке и страницы её стали быстро перелистываться, показывая то цветы, то забавных зверюшек, то затейливые здания. – Это очень древнее умение, и пришло оно из Японии.
- Ах, как интересно! – воскликнула Бумага, с интересом разглядывая рисунки.
На других полках шли свои разговоры. Важный Ежедневник был в восторге от своей соседки, блестящей Ручки, и уже мечтал, что они всегда будут вместе.
- Ах, дорогая, вы только подумайте, как нам будет хорошо вдвоём! – говорил он нежно. – Мы сможем вместе жить и работать. Во мне будут делать важные заметки, а вы будете подписывать договора.
Ручка с улыбкой слушала эти рассуждения, и, казалось, полностью была согласна с новым знакомым.
Альбомы для рисования с подозрением и опаской поглядывали на Краски.
- Уж мы и не знаем, какой у вас, дамы, характер. Мы солидные Альбомы, а вы народ беспокойный и легкомысленный. Кто может поручиться, что картинки, нарисованные вами, будут изящными и красивыми?
- Никто! – заливались звонким смехом Краски. – Ведь это же дети будут решать, что нарисовать в вас. Вот если вас купят для художественной школы, тогда другое дело. Но там рисуют не в альбомах, а на особой Бумаге. Вон, посмотрите, возле окна стоят ещё несколько наборов.
Разговоры эти стихли после того, как закончился обеденный перерыв и в магазин вернулись продавщицы. Они закончили разборку привезённого, достали со склада несколько десятков Атласов и Контурных Карт, которые были привезены в прошлом месяце и ушли домой.
А обитатели магазина продолжали знакомится и обмениваться впечатлениями всю ночь.
На следующее утро магазин открылся ровно в девять часов. Нетерпеливо дожидавшиеся на улице мальчишки и девчонки ворвались в магазин так стремительно, будто у каждого из них был реактивный двигатель, и тут же бросились рассматривать новинки. Не прошло и нескольких часов, как на полках почти ничего не осталось. Сиротливо лежали три дневника, несколько альбомов, десяток блокнотов, и наши героини, тетрадки в некрасивых обложках.
Продавщицы в изнеможении опустились на стулья.
- Ох, чувствую себя, как после генеральной уборки! Всё расхватали... – с трудом шевеля пересохшими губами, произнесла Надя, и жадно осушила одну за другой несколько чашек воды.
- Хорошо, что сегодня без драки обошлось, и всем хватило, – Зоя чувствовала себя чуть бодрее подруги.
Прошло два часа, и стрелки часов показывали уже пять, когда в магазин вошла молодая женщина с девочкой лет семи.
- Мама, мы опоздали... – чуть не заплакала малышка, окидывая взглядом почти пустые полки.
- Ничего, дочка, мы с тобой всё найдём, – женщина ласково погладила дочь по темноволосой голове с двумя тугими косичками.
- Конечно, сейчас всё найдём! – Зоя ободряюще посмотрела на девочку. – Пойдём, милая, посмотрим, что тебе надо.
Малышка доверчиво посмотрела на улыбающуюся продавщицу и начала осматривать полки. Через полчаса она стала счастливой обладательницей пенала со звёздочками, дневника в цветочек, цветных карандашей, папок и обложек для тетрадей, письменных принадлежностей и двух пар ножниц. Не хватало только тетрадей.
- Вот, остались только эти... – чуть виновато сказала Зоя.
- Но они такие... – замялась девочка. – Такие...
- Ничего, Дашенька! Главное – не судить о книге по обложке. Если у тебя будут хорошие отметки, то не всё ли равно, как выглядит тетрадь, где они стоят.
- Ну ладно! – вздохнула малышка и решительно протянула руку к полке.
Рассчитавшись, мама с дочкой вышли на улицу. Продавщицы навели порядок в магазине и поспешили домой.
Наступило Первое сентября и единственная школа в городе наполнилась нарядными учениками.
Учительница Людмила Петровна привела взволнованных и чуть растерянных первоклассников в светлый просторный класс и усадила за новенькие парты. Восемь девочек и шесть мальчиков с любопытством осматривались. Учительница не спешила, давая им время привыкнуть к новой обстановке.
Прошло несколько дней, и начались обычные школьные будни. Уроки, перемены, первые написанные ещё неумелыми детскими руками буквы, первые радости и огорчения. Девочка Даша, купившая тетради в некрасивых обложках, сидела за одной партой с соседкой Лизой. Девочки знали друг друга с рождения, и поэтому очень обрадовались. Однако уже через неделю выяснилось, что играть вместе во дворе и учиться в одном классе – это очень большая разница.
Даша росла без отца, поэтому с детства была очень самостоятельной. В шесть лет она сама научилась читать, по утрам без напоминаний выносила мусор, застилала за собой постель и гуляла с лохматым добродушным колли по кличке
Тоби. К семи годам она уже умела сварить кашу, пожарить омлет, приготовить салат или ещё что-нибудь несложное и часто встречала маму лёгким ужином.
Лиза была её полной противоположностью. Она росла в большой и дружной семье, и никогда не ходила в детский сад. За ней по очереди присматривали обе бабушки и дедушка.
Девочка с самого детства считала себя маленькой принцессой, для которой нет ничего запретного. Она просыпалась не раньше девяти часов, долго капризничала за завтраком, а иногда, если ей что-то не нравилось, демонстративно ходила голодной для самого вечера. Бабушка заплетала ей волосы, наряжала в красивое платье, и Лиза шла гулять. Вернувшись домой в перепачканном и зачастую рваном платье, она капризным тоном требовала новое чистое, а прежнее небрежно бросала в угол. Если ей делали замечание, она демонстративно начинала реветь, старательно размазывая слёзы по лицу, бросалась на пол и принималась колотить руками и ногами. Несколько раз она доводила себя до настоящего астматического приступа и пришлось вызывать врача.
Конечно, когда пришло идти время в школу, у Лизы было всё самое лучшее и красивое. Её рюкзак с феями, банты в рыжеватых волосах, нарядные туфельки и новенькая форма были самыми лучшими в классе.
Её письменные принадлежности прониклись высокомерием своей хозяйки и смотрели на соседок свысока.
Сначала Лиза думала, что и в школе она будет делать, что ей вздумается, но быстро поняла, что эти выходки только делают её посмешищем в классе.
Через неделю после Первого сентября она по привычке отвернулась от завтрака в школьной столовой.
- Фу, я не хочу кушать этот салат! Я такое никогда не ем. Хочу чипсы и колу!
Дежурившие в столовой пятиклассницы Лера и Злата переглянулись между собой, и, забрав стоящие перед Лизой тарелки, отнесли на другой стол и отдали одному из второклассников, который с жадностью уплетал завтрак.
- Миша, смотри, эта добрая девочка решила поделиться с тобой завтраком. Хочешь добавки?
- Ещё бы... – с удовольствием протянул тот, придвигая тарелки поближе. – Такую вкуснятину да не съесть! У меня мамка как не старается, а у неё получается не так здорово.
И принялся уплетать салат и сырники со сметаной.
А Лиза всё сидела и ждала, пока ей принесут заказанное. Так ничего и не дождавшись, она со слезами убежала из столовой. Ей пришлось голодать до обеда.
На следующий день она принесла с собой большую пачку чипсов и бутылку колы. Уже зная, что Людмила Петровна не разрешает есть на уроках, она дождалась перемены, и когда весь класс ушёл на завтрак, забралась с ногами на подоконник и принялась поедать хрустящие румяные чипсы.
Однако не привыкшая следить за собой девочка оставила после себя кучу мусора, а вытирая жирные руки о свою нарядную форму, наставила кучу пятен, которые сделали её очень некрасивой.
Вернувшиеся одноклассники подняли её на смех и одновременно обозвали жадиной, которая не поделилась с ними вкусненьким. Куда бы она не пошла, за её спиной раздавались смешки и довольно резкие замечания.
- Смотри, какая неряха! – посмеивались девочки из третьего класс.
- Ой, как жалко! Такая красивая блузка, а теперь её только выбросить и остаётся! Была бы у меня такая, я бы её берегла, в праздники бы надевала... – вздохнула Кира из второго класса. Она была из многодетной семьи и донашивала одежду двух старших сестёр.
Правда, и старая блузка из простой ткани была так красива, что ей даже завидовали. Её мама была известной в городе рукодельницей и украсила форму дочери кружевом ручной работы и необычными пуговицами. Однако Кира всё равно мечтала о новой, специально для неё купленной одежде.
Людмила Петровна заставила Лизу убирать за собой мусор и непривыкшая к труду девочка перепачкалась ещё больше.
Всё это привело к тому, что избалованная первоклассница расплакалась и устроила настоящий скандал. Она кричала, топала ногами и швыряла всё, что попадалось в руки, на пол.
Досталось и её письменным принадлежностям. Тетрадь была смята и оказалась в мусорном ведре, на дневник она наступила ногой, и на красивой блестящей обложке остался грязный отпечаток. Линейка и карандаш были сломаны.
Учительница, не говоря ни слова, взяла свою ученицу за руку и вывела из класса. Она умыла Лизу и проводила в гардероб. Попросила дежуривших там старшеклассников проводить притихшую девочку домой и заодно передать её семье записку, которую написала тут же в гардеробе.
А тем временем в классе Даша начала прибирать бардак, оставленный соседкой. С сожалением вздохнув, вытерла с дневника грязный отпечаток, сложила в рюкзак помятые тетради, разобрала пенал, и, аккуратно уложив туда ручки и цветные карандаши, выбросила всё, что сломалось, в мусорное ведро.
Едва очутившись в рюкзаке, Дневник расстроенно произнёс:
- А я-то думал, что мне повезло попасть к такой красивой девочке... Какой стыд, какой кошмар!
- Да уж, повезло с хозяйкой... – задумчиво протянул Альбом. – Я был готов к тому, чтобы на моих страницах появились рисунки, но оказаться порванным, даже не испытав, что это такое – быть полезным... Это уже слишком!
- Да-да! – наперебой закричали Краски. – Это ужасно!
- А мы ещё гордились, что такие красивые... Помните те Тетради в серых обложках? Мы над ними смеялись, а получается, что им повезло больше нас. Даша такая аккуратная и спокойная девочка...
После этого случая прошло несколько дней. Лизу в первый раз в жизни строго наказали. Даже бабушки, которые во всём потакали внучке, были в ужасе от её поведения в школе.
Теперь ей пришлось самой убирать за собой постель, мыть чашки и ложки, аккуратно относиться к своим вещам.
Форму, пришедшую в полную негодность после того, как на ней появились жирные пятна, пришлось отдавать в химчистку Но новую Лизе никто не собирался покупать.
- Так никаких денег не напасёшься! – веско сказал папа и строго посмотрел на дочь. – Придётся тебе ходить в школу в этой одежде.
Девочка, привыкшая только к лучшему, в ужасе смотрела на аккуратный серый сарафанчик, который сшила бабушка Марина и белую водолазку, новую и чистую, но очень простую, не украшенную ни единым стразиком .
- Да в этом тряпье я буду похожа на Дашку! – закричала избалованная девочка.
- А что же плохого в Даше? – справедливо заметил дедушка Игорь. – Хорошая девочка, вежливая, аккуратная. Маме помогает, с собакой гуляет. Тебе не мешало бы у неё поучиться.
- А вот это тебе одежда для дома, - добавила бабушка Женя и протянула внучке несколько красивых платьев и сарафанов из ситца.
- Это что? – Лиза была в ужасе. – А где мои джинсы и маечки?! Да в этом же в прошлом веке ходили, это абсолютно не модно...
- Вот это ты имеешь в виду, доченька? – спросила мама, держа в руках кучку мятой, рваной и грязной одежды, которую Лиза по привычке бросила в угол. –Посмотри, в каком они виде! Ты будешь носить футболку с оторванным рукавом? Или шорты с такими жирными пятнами? Или эти джинсы, у которых вместо карманов сплошные дыры? Ну что же, тогда одевай, и вперёд... Я посмотрю, как ты в этом покажешься на улице. Да ты будешь похожа на пугало!
-Ну, так ведь вы же всегда стирали и чинили мне одежду. Или новую покупали... – тихо, со слезами на глазах проговорила красная от стыда дочь.
- Да, и теперь мы поняли свою ошибку. Всем нам очень стыдно за тебя! Ты ведёшь себя отвратительно. Посмотри, как ты обходишься со своими школьными принадлежностями... Тебе купили самые лучшие и красивые вещи, а теперь посмотри, что с ними стало.
С этими словами папа демонстративно положил на стол две тетради: одну новенькую с яркими картинками на обложке и другую точно такую же, но с жирным пятном, мятую, пёструю от ошибок и помарок.
Новенькая тетрадь в ужасе глядела на соседку.
- Это что же, и я буду такой?! – едва слышно пробормотала она.
- Наверное, - чуть не плача, отозвалась бедняжка.
Тем временем мама Лизы тихо, но твёрдо сказала дочери:
- У тебя есть выбор, дорогая: или ты ходишь в чистой и целой одежде, или в своей грязной и рваной. Если хочешь, можешь попробовать её починить и выстирать. Мы с бабушками научим тебя, как это делается.
Девочка подняла на своих «мучителей» полные слёз глаза, но сдержалась. Взяв в руки свои любимые джинсы, ставшие практически лохмотьями, она недолго подумала, а потом, вздохнув, сказала маме:
- Хорошо, я попробую...
И настали для Лизы тяжёлые дни. Теперь она уже не хвасталась перед одноклассницами фирменной одеждой и изящными туфельками – их сменили простые сандалии и форма, сшитая бабушкиными руками.
Помятые тетради ей пришлось прогладить утюгом, а исчерканные страницы вырвать. Красивый рюкзак ей пока оставили, но предупредили, что если к концу года он будет рваным и грязным, то во второй класс она пойдёт с простым пакетом.
А Даша тем временем трудилась и училась, и постепенно в её дневнике появились симпатичные толстенькие пятёрки. Её мама радостно улыбалась, слыша похвалы своей дочери, а их колли Тоби, как будто понимая что-то, каждый день встречал свою маленькую хозяйку у ворот школы, брал в зубы её портфель и, красуясь, провожал до дома.
Тетради в некрасивых обложках совсем перестали стесняться своей неказистости. Теперь они свысока поглядывали на красивые тетради Лизы, где редко-редко можно было увидеть четвёрку.
Тем более, что Дашенька придумала кое-что интересное. Каждую тетрадь она назвала своим именем. На обложке первой она ещё не не очень твёрдым почерком написала: «Алёнушка». Вторая получила имя «Буратино», третья – «Винни-Пух», четвёртая – «Гуси-лебеди», а пятая – «Дед Мороз».
Разобрав стопку старых журналов, она нашла и аккуратно вырезала подходящие картинки и приклеила на тетради, да ещё не один раз. Теперь тетради были не только полны пятёрок внутри, но и очень оригинальны снаружи. Всё ученики в классе завидовали Даше.
Прошло несколько лет. Лиза за это время очень изменилась. От избалованной капризной девочки ничего не осталось. Теперь это была скромная серьёзная девочка. Пусть она и не была отличницей, но стала своей соседке Даше хорошей подругой.
Теперь у неё не было фирменных вещей, но зато она научилась сама украшать свою одежду вышивкой и аппликацией из ткани и кожи, необычными пуговицами и блёстками.
Всему этому её научили бабушки, и рукоделие ей настолько понравилось, что она теперь мечтает стать лучшей рукодельницей в городе и открыть свою мастерскую, а может быть, и магазин.
Теперь Даша и Лиза каждый год ходят вместе покупать письменные принадлежности в магазин и просят найти им самые простые, неяркие вещи, а потом придумывают, как их украсить. Ведь это так интересно – придумать, как из обычной тетради сделать нечто необычное и сказочное!
Вот и вся история о тетрадях в некрасивых обложках.
Свидетельство о публикации №223070100414