de omnibus dubitandum 28. 148

ЧАСТЬ ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ (1653-1655)

Глава 28.148. ВОЛИМ ПОД ЦАРЯ МОСКОВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО…

    Не ожидая формального решения земского собора о воссоединении, царь Алексей Михайлович своей грамотой от 22 июня 1653 г., уведомил Богдана Хмельницкого о согласии на воссоединение и сообщил, что он готовит войска для помощи казакам.
После этого было снаряжено к Хмельницкому специальное посольство во главе с боярином Бутурлиным*, которое выехало из Москвы уже 9 октября.

*) БУТУРЛИН Василий Васильевич (тюрк)(?—1656) — руский военный деятель, боярин, дипломат. Глава руского посольства на Переяславской Раде (1654). В 1655 руская армия во главе с Бутурлиным воевала с Поляками в походе в Галицкой земле. В декабре 1655 отозван в Москву.
…ближний государев боярин и наместник Тверской, был посланником царя к гетману Богдану Хмельницкому (события Переяславской Рады 1654  года) (Родина, 8\1999, С.63)
После Белоцерковского мира 17 сентября 1651 г., который сохранял зависимость православной Украины от католической Речи Посполитой и навязывал Казакам ряд невыгодных условий, гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий возобновил переговоры с московским правительством о переходе "под высокую руку" царя Алексея Михайловича в обмен на военный союз против Поляков. В случае отказа он был готов принять подданство турецкого султана или крымского хана. После обмена посольствами, 22 июня 1654 г. гетману была направлена царская грамота, которой он извещался о согласии принять Войско Запорожское в подданство, ("яко да не будете врагом креста Христова в притчю и в поношение") и о сборе ратных людей для помощи Казакам. 1 октября 1653 г. был созван Земский собор, на котором бояре приговорили принять в подданство Войско Запорожское "с городами и землями" и начать войну с польским королем. Богдан Хмельницкий подтвердил готовность целовать крест государю перед царскими посланниками, ближним стольником Р.М. Стрешневым и дьяком М. Бредихиным, направленными на Украину еще в сентябре 1653 г. Для принятия присяги в Запорожское Войско было отправлено новое посольство во главе с ближним боярином В.В. Бутурлиным, окольничим И.В. Алферьевым и думным дьяком Л.Д. Лопухиным общей численностью в 47 человек. 6 января 1654 г. в Переяславле собралась сначала тайная рада - гетмана с полковниками, судьями и есаулами, а 8 января - всего Войска, где было принято единодушное (?) решение "подклониться" под "высокую царскую руку". Уже перед самой присягой гетман со старшиной предпринял попытку заставить послов присягнуть за государя, чтобы гетмана и все Войско "польскому королю не выдавать, и за них стоять, и вольностей их не нарушеть, и хто был шляхтич, или казак и мещянин, и хто в каком чину наперед сего и какие маетности у себя имел, и тому б всему быть попрежнему". Это предложение послы отклонили как непристойное, после чего гетман со старшиной и Казаками объявили, что во всем полагаются "на государеву милость". В тот же день В.В. Бутурлин "с товарыщи" привели гетмана и все Войско в подданство царю, и те присягнули, чтобы "быти им з землями и з городами под государевою высокою рукою навеки неотступным". Кроме Переяславля послы привели к присяге всех чинов людей в Киеве, Чернигове и Нежине, а посольские стольники, стряпчие и дворяне - в других городах и крепостях.

    Но ввиду того, что гетман с войском в то время находился в районе Каменца, где велись бои с поляками под Жванцами, посольство целых полтора месяца задержалось в пограничном руском городе Путивле и только 22 декабря, получивши известия, что Казаки к концу года возвращаются в Чигирин, был продолжен путь на Украину.

    Путь этот, как и путь Унковского в 1649 г., был сплошным триуфальным шествием, начиная с пограничного украинского сотенного местечка Карабутова и кончая Переяславом, который Хмельницким был определен как место встречи, т.к. в нем, было больше возможностей, хорошо разместить многочисленное посольство чем в Чигирине.

    Кроме официального донесения Бутурлина об этом пути, сохранились и украинские источники, полностью подтверждающие донесения Бутурлина, как например, “свидетельство” сопровождавшего посольство есаула Войтенко о пути руского посольства от Путивля до Переяслава.

    22 декабря многочисленное посольство, состоящее из “9 стольников (одним из них был Матвеев Артамон Сергеевич), трех стряпчих, семи дворян, головы московских стрельцов с 3 сотниками, 11 подъячих, 200 стрельцов и многих слуг, было встречено перед Карабутовым духовенством с крестами и хоругвями, сотником с казаками и всем населением местечка. Во время молебна многие плакали от радости, твердо веря, что пришел конец их страданиям под властью поляков.

    Так же, как в Карабутове встречали посольство во всех городах и местечках, через которые оно проезжало: Красный Колядин, Иванницу, Прилуки, Басань, Барышевку. Особой торжественностью отличалась встреча посольства в Переяславе. За пять верст от города посольство встретил полковник с 600 казаками, перед городам были выстроены шеренги пеших казаков; у ворот города с крестами, хоругвями и святой водой встретило все переяславское духовенство, а за ним жители города с хлебом-солью.

    Под звон колоколов всех переяславских церквей, посольство направилось в собор, где был отслужен молебен, после чего гости были разведены по квартирам, а казаки и горожане долго веселились, стреляя из ружей и даже из пушек.
Радость населения Украины-Руси при известии о согласии России (Московского государства – Л.С.) на воссоединение была всеобщей и неподдельной. Оспаривать это, как пытаются делать сепаратисты, значит искажать историческую действительность, подтвержденную многочисленными свидетельствами современников, как великоросов, так и украинцев.

    Только ничтожно малая группа населения относилась к воссоединению настороженно, а иногда и враждебно, хотя, учитывая общее настроение, и не смогла открыто возражать.

    Это была незначительная часть старшины, главным образом шляхетского происхождения и воспитания (часто в иезуитских школах) да самая верхушка православного духовенства.

    Целью первых было введение на Украине социального порядка польско-литовского, однако без польского господства, а со своими украинскими магнатами, каковыми могли бы стать старшина, и со своей шляхтой, права которой получило бы известное число реестровых казаков. То-есть создание из Руси-Украины подобия Вел. Кн. Литовского, связанного с Польшей только личностью общего короля.

    Митрополит, некоторые епископы и архимандриты без энтузиазма относились к воссоединению, ибо боялись неизбежно связанного с ним подчинения православной церкви Руси-Украины Московскому патриарху. Они предпочитали бы иметь равноправие с католиками с сохранением, как своей церковной автономии, так и положения крупных феодалов, подобно князьям-епископам католической церкви.

    Искажая историю, шовинисты-сепаратисты изображают эту незначительную группку людей стремившихся к личной выгоде, как “оппозицию против порабощения Украины москалями”.

    В действительности же эта “оппозиция” не осмелилась даже открыто выступить на Переяславской раде, на которой единогласно было принято решение о воссоединении.

    Только в Киеве эта “оппозиция” проявила себя: в то время как киевляне восторженно приветствовали приехавшего приводить их к присяге Бутурлина (после Переяславской Рады), митрополит Косов, тот самый, что приветствовал захватившего в 1652 г. Киев Радзивилла, и архимандрит Киево-Печерской Лавры Тризна, удерживали своих крепостных и слуг от принесения присяги и, не хотели сами присягать. Однако их сопротивление Бутурлину, скоро удалось преодолеть без применения каких бы то ни была насильственных мер и они должны были подчиниться общему настроению и желанию всего народа.

    Украинские источники: “Летопись Самовидца”, “Летопись Г. Грабинки”, “Летопись С. Величко” сообщают о редком единодушии всего народа в вопросе воссединения и о радости, с которой люди принимали присягу единоверному и единокровному рускому царю. “И бысть радость великая в народе” – гаворит летописец.

    При таких настроениях готовился Переяслав к казачьей раде, созванной Хмельницким для решения вопроса о воссоединении Украины с Россией (Московским государством - Л.С.).

    На эту раду со всех краев Украины съезжалась казачья старшина, а также немало представителей населения отдельных городов и местечек.

    Сам Хмельницкий запаздывал, т.к. на Днепре был ледоход и он, смог переправиться только 6 января (1654). Вечером в этот день Хмельницкий прибыл в Переяслав и на следующий день посетил Бутурлина на его “подворьи” (квартире) и выработал с ним весь церемониал воссоединения.

    8 января в Переяславе на площади, собралась рада, в которой принимали участие не только казачья старшина и казаки, но и народ: духовенство, мещане, крестьяне.

    Некоторые историки оспаривают всенародный характер этой рады, считая, что эта рада была чисто старшинская или старшинско-казачья. Но, сохранившиеся в источниках, подлинные слова Хмельницкого, с которыми он обратился к собравшимся, это мнение опровергают. Хмельницкий сказал: “до всього войска запорожського и всех православных христиан ныне собрали есьмя раду явную всему народу…”.

    Площадь, прилегающие улицы, крыши домов были заполнены собравшимся народом, к которому обратился с большой речью Богдан Хмельницкий. Обрисовав общее положение, он дал характеристику четырех соседей Украины: Крыма, Турции, Польши и России (Московии - Л.С.). “Каковы татары – мы знаем; каково живется там православным, что попали под власть турецкого султана – мы тоже знаем и Руси такой доли не желаем; о поляках и говорить не надо: кто из нас не испытал их панованье на себе? Но есть еще единоверный и единокровный восточный царь православный!..

    “Волим под царя Московского православного” – прокатился ответ народа по площади.

    Так, 8 января 1654 г., после полудни, на площади в Переяславе было провозглашено воссоединение Украины-Руси с Россией (Московским государством – Л.С.).

    После этого в соборе присягнули на верность царю гетман и полковники, на следующий день остальная старшина, казаки и народ. В Киеве, Нежине, Чернигове и других крупных городах, также в торжественной обстановке, совершили приведение к присяге или сам Бутурлин или члены его посольства. В мелких городах, местечках и селах приведение к присяге было проведено местной казачьей администрацией.

    По свидетельству и руских и украинских современников, народ присягал не только охотно, но и радостно и нигде нет сведений о попытках уклониться от присяги, кроме уже упомянутого случая в Киеве.

    “Як на Велыкдень (Пасху) йшов увесь народ до церквы присягаты” – говорит украинский летописец – современник.

    В процессе оформления воссоединения в Переяславе имело место одно недоразумение, которое дало повод шовинистам-самостийникам и их исторической “школе”, искажая действительность, ложно изображать исторический акт воссоединения.

    Некоторые старшины потребовали от Бутурлина, чтобы он от имени царя также присягнул на верность всему тому, о чем было договорено.

    Находясь долгое время под владычеством Польши, где короли часто и охотна давали присяги (далеко, не всегда их выполняя), казачья старшина считала естественным, чтобы, в отсутствие царя, за него присягнул Бутурлин, видя в этом гарантию, что будет выполнено обещание совместных военных действий против Польши и сохранение установившейся после изгнания поляков казачьей администрации, т.е. широкой автономии Украины.

    Бутурлин присягать категорически отказался, говоря, что не в обычае, чтобы руский царь, давши обещание, еще и присягал.

    Зная настроение широких народных масс и их стихийное стремление к воссоединению, в котором они видели единственное спасение от ненавистного польско-католического порядка, старшины – “оппозиционеры” не решались настаивать и принесли присягу.

    В течении января-февраля присяга была проведена по всей свободной от поляков территории Украины. При этом составлялись списки принявших присягу, согласно этим спискам присягнуло 127.338 человек, глав семейств.

    Принимая во внимание, что в некоторых районах Правобережья присяга не была проведена, т.к. эти районы были заняты поляками, и, считая семью в 5–6 человек, можно установить приблизительную численность населения Приднепровья в один миллион человек. Такова была в то время численность населения Приднепровья, боровшегося за свое освобождение. Галиция и Слободская Украина в борьбе не участвовали.

    Число это полностью совпадает с результатами вычислений украинского сепаратиста Холмского, который в своей “Истории Украины” (Мюнхен, 1947 г.) также определяет население Приднепровья в то время в один миллион.

    После присяги для оформления статуса Украины в Руском Государстве и для выработки плана общих действий, Хмельницким были отправлены в Москву генеральный судья Зарудный и переяславский полковник Тетеря.


Рецензии