Как много в русских от славян?

    Создается впечатление, что нас ждет не просто пересмотр истории России с удлинением на две тысячи лет, но и создание, наконец, государственной идеологии, без которой не может существовать многонациональное государство.
    Возможно, я ошибаюсь, но многие славянские народы чувствуют себя вполне комфортно на задворках Европы. И почему русские отказываются довольствоваться таким положением?! То же можно сказать о белорусах (древних литвинах), имевших могущественную державу времен Средневековья - Великое княжество Литовское – претендовавшее на власть во всех русских княжествах с началом распада Золотой Орды. Тогда и Киев входил в состав этого княжества.
    О древних Русах
    Древние русы известны задолго до времен крещения Руси. Споры об их этнической принадлежности продолжаются. Сторонники норманнского происхождения отождествляют варягов с викингами, которые в IX – X вв. захватили многие земли в Европе. На оригинальных судах они передвигались на огромные расстояния по морским просторам и рекам, грабя и облагая данью прибрежные народы.  В том числе в славянских землях властвовали варяги.
    Но Сергей Михайлович Соловьев писал, что этноним «русь» появился в Северном Причерноморье до прихода Рюрика с братьями (1). Некоторые авторы связывают это с географией, где один из правых притоков Днепра ниже Киева до нынешних дней называется Рось. Греческий историк Иордан в VI в. упоминал вероломный народ россомонов, который помог гуннам разбить готов в Причерноморье (2). Б.А. Рыбаков (1953) также считал, что Русский каганат IX в. вёл свое происхождение от россомонов.
     Определяют слово «русь» и как производное от финского “routsi” – гребцы или плаванье на гребных судах. Здесь, как будто, проливается свет на загадку, которую загадал ещё в XI в. тюркский ученый, писавший на арабском, Махмуд Кашгари:
 «Рус» или «рс» на Древнем Алтае называли гребцов, тех, кто из поколения в поколение «жил с весла» и этим промыслом добывал себе питание».
    Как известно, в древних скандинавских сагах имеются указания о прибытии их предков из Асии. Возможно и не случайно викингов называли «речными (водными)» кочевниками.
    Но это далеко не все! Одна из наиболее важных проблем, которая требует разрешения - кочевники скифы. Какое они могли иметь отношение к предкам русского народа? То, что кто-то и когда-то написал о принадлежности скифов к древнему иранскому народу не несет никакой смысловой нагрузки и основан на нескольких именах собственных, которые можно трактовать по-разному. Даже оговорки, что они были ираноязычными, а не иранцами, вызывают возражения. Тюркологи так и делают, в первую очередь указывая на практически полное отсутствие параллелей и преемственности в культуре иранцев и скифов. Тогда как культуры скифов, гуннов, тюрок и даже более поздних монголов в степной Евразии имеют прямые параллели.
    Киммерийцы, скифы, сарматы не менее тысячи лет господствовали в степной Евразии от Манчжурии до Карпат. И выглядит странно отделение сегодня проживающего на этой земле народа, от тех, кто жил здесь две – три тысячи лет назад… Как получилось, что научная мысль отсепарировала их от далеких предшественников?!
    Кто-то скажет, что язык категория переменчива и нельзя строить историю народов только на лингвистических сходствах или различиях. Это верно! Но как быть с культурой? Почему для греков античных времен гунны и скифы были тождественны. У того же Приска Панийского можно убедиться в том. А почему западные европейцы первого русского царя Ивана IV Грозного (Ужасного) называли «настоящим скифом»? Да и о Московском царстве там долго писали, как о «скифии» или «татарии».
     Во второй половине ХIХ в., и, особенно, после победы СССР над фашистской Германией с вхождением большинства славянских стран в блок Варшавского договора, идеи славянства русских победили в советской науке. Вмешалась политика. Тогда же были преданы забвению идеи русских евразийцев…
   
    Пробуем разобраться
    Историки с какой-то непонятной легкостью приняли мысль о том, что на значительной части России и СССР в далеком прошлом проживали «иранцы». Виною тому, возможно, была парадигма о «тысячелетии Руси», исчислявшаяся от времен её крещения князем Владимиром. Так русских лишили предков. На первый план начала её истории вышла «борьба со степными кочевниками».
    Признание этих кочевников потомками скифов было, что называется, «не комильфо». Все же к скифам относились с почтением уже в силу того, что сам Геродот в V в. до н.э. писал о них, как о великом народе. Тогда как к последующим кочевникам Великой степи, вплоть до конца XX в. в России относились, в том числе и многие ученые, мягко говоря с пренебрежением, «забыв», что и скифы были кочевниками.
    Печенеги и половцы.
    В русских летописях много сказано о борьбе православных христиан с безбожными язычниками. Это понятно, ведь писались они христианскими монахами. Но в те времена междоусобная война православных русских князей часто была куда более жестокой, нежели с кочевниками. И, наоборот, русские и половецкие вожди вступали в союзы, подкрепленные брачными узами их детей. Во многих Рюриковичах текла половецкая кровь.
    Золотая Орда.
     Еще большее смешение происходит во времена Золотой Орды, особенно с началом ее распада, когда ордынские мурзы в силу разных причин со своими людьми массово стали переходить в русские княжества, сохраняя княжеские титулы. Принимая православное крещение, они становили Апраксиными, Аракчеевыми, Булгаковыми, Баскаковыми, Бахметьевыми и пр., в том числе и самая богатая в Российской империи княжеская фамилия Юсуповых. Об этом много написано и нет необходимости перечислять. Ордынские казаки становятся казаками московскими и литовскими.
    Но, как известно, XVIII в. в России называют «веком просвещения», когда появились высшие учебные заведения, развивалось искусство и пр., во многом заимствованные из Европы. Тогда же в аристократических кругах стали стесняться грубого русского языка и уж тем более - татарского происхождения. Разговаривали по-немецки, по-французски. В начале XIX в., после войны с Наполеоном отказываются от французского, и русские писатели, литераторы формируют литературный русский язык. Это было! Русские пережили подростковую «болезнь», когда стесняются своих необразованных предков.
    Кочевники
    «Болезнь» пережили, но сохранялось отрицательное отношение к предкам кочевых народов и заимствованные у западных европейцев, в первую очередь у англосаксов, представления о народах «второго сорта». Забыто было даже то, что немцы даже в первой половине прошлого века славян называли не иначе как «унтерменш».
    Для западных ученых восприятие кочевых империй Евразии, как неких «неполноценных империй» вполне понятно. По-другому быть не могло, хотя ни с одной из них, ни в какие времена, начиная с Римской империи, ни одно европейское государство успешно воевать было неспособно. Сказка о некой победе Аэция над Аттилой написана ими, «забыв», что он вскоре покорил Рим. Русские ученые приняли их концепции. И только с недавнего времени происходит пересмотр взглядов на евразийские империи прошлого. Большой вклад в науку о кочевниках внес академик, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, профессор Николай Николаевич Крадин, на работы которого ссылаются сегодня многие ученые. Он с самого начала научной деятельности обратился к номадизму и осознал, что кочевники не вписываются не в один из известных способов производства, по сути открыв новый, присущий только кочевым обществам. Так был теоретически обоснован особый экзополитарный или ксенократический способ производства кочевников.
    Впоследствии он приходит к выводу, что существенным признакам кочевых империй является появление чиновников в земледельческих государствах, которые кочевники завоевывали и создавали с оседло-городскими обществами устойчивые формы социально-экономического симбиоза - концепция суперсложного вождества. Не менее важно то, что профессор Крадин одним из первых в российской литературе указал на научные и культурные достижения востока, которые пришли в Европу с Монгольской империей. В частности на то, что степные кочевники способствовали развитию торговых контактов, распространению религий и географических знаний, развитию информационных сетей и технологических обменов между различными цивилизациями (McNeil, 2003; Крадин 2007; Amitai, Biran 2015). А монгольские завоевания способствовали началу масштабных миграционных процессов, новых культурных контактов, зарождению новых вкусов и моды, формированию космополитизма. Бумажные деньги изобретены были в Монгольской империи. Оттуда же в Европе появились первые пушки с пороховыми зарядами (порох-то изобрели в Китае!!).
    В прошлых статьях мы писали о крупных городах Золотой Орды с центральным водоснабжением по глиняным трубам с фонтанами, каменными общественными банями и (о ужас!!) общественными туалетами. К сожалению, все было разрушено после распада этого великого государства Средневековья. В Европе первый общественный туалет появляется только в середине XIX в. Несколько столетий понадобилось для возрождения того, что имелось в Золотой Орде…
    Немного о генетике
     Генетика, безусловно, значима для исторической науки. И отрицать, что до 47% русских по мужской Y-хромосоме близки к украинцам и полякам (до 56%), бессмысленно. Но, как оказалось, другие факторы в формирования общества и культуры, в том числе география расселения, оказывают значительно большее влияние на формирование этносов. Для русских, как для скифов, гуннов, тюрок и, тем более, монголов, создавших первую глобальную сухопутную империю от берегов Тихого Океана до Дуная, география расселения стала определяющей. Об этом писали великие русские евразийцы сто лет назад. И теперь очевидно, что в формировании русского этноса не меньшее значение, чем славяне, имели финно-угры, тюрки, монголы, варяги, гунны, скифы и предки других народов, ныне населяющих Россию, большинство из которых были кочевниками. Возможно и поэтому русские не могут жить в узких географических пространствах, которыми довольствуются многие славяне в Европе, а русские писатели воспевали широкую степь и просторы страны.
    Нас ждет не просто пересмотр истории России, но и создание, наконец, государственной идеологии, без которой не может существовать огромное многонациональное государство.         
    Литература:
1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Э, 2016. С.  22.
2. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Пер. Скрижинской Е.Ч. Изд. восточной литературы, М., 1960 // Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. М.: Айрис-пресс, 2013. С. 229 – 232.
3. Крадин Н.Н. Динамика кочевых империй / Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / отв. ред. Б.В. Базаров, Н.Н. Крадин; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. М.: Наука. Вост. лит., 2019. С.11 – 48.

Прибайкалье, пос. Нижний Кочергат, июнь 2023 г.


Рецензии
"Создается впечатление, что нас ждет не просто пересмотр истории России с удлинением на две тысячи лет..."
У меня не создается.

"Возможно, я ошибаюсь, но многие славянские народы чувствуют себя вполне комфортно на задворках Европы."
Смотря, что считать "задворками". Если почему-то крайний восток, то это Россия. Если Чехию, то к северу от нее расположена Германия, а к югу - Австрия, да и сами чехи почему-то считают, что живут v srdci Evropy. Если речь идет о южных славянах, то они, вторгаясь в империю ромеев, полагаю, не считали, что прорываются на чьи-то задворки. Остались поляки, которые, по мнению великого польского поэта, живут в стране "пшеницы золотой, серебряного жита" и комплексов в этой связи действительно не испытывают, хотя и мечтают, чтобы Польша простиралась "од може до може", т.е. до Черного моря.

"о белорусах (древних литвинах)"
Белорусы никакие ни древние литвины, коих в природе также никогда не было.

Махмуд Кашгари:
«Рус» или «рс» на Древнем Алтае называли гребцов
Никаких "Рус" у Махмуда Кашгари нет (поскольку он писал на арабском языке), не надо подставлять нужную вам гласную. Выходит, на Алтае гребцов звали не "нормальным" тюркским словом "кайыкчизы", а словом "рс", смысла которого автор почему-то не приводит. Кстати, в современном алтайском языке нет слов, начинающихся с "Р" (но, может, я ошибаюсь, хотя в словарях я начальную "Р" так и не обнаружил).

"Как известно, в древних скандинавских сагах имеются указания о прибытии их предков из Асии."
Из скандинавских саг известно, что одна из категорий богов (асы в отличие от ванов) пришли с востока и устроились в небесном селении - Асгарде. Лишь некоторые шведские ученые в начале 20-го века полагали, что имело место переселение каких-то племен из Северного Причерноморья в Скандинавию. Большинство же считает, что асы и Асия - случайное созвучие. Исторические асы - северо-иранское племя из племенного союза сарматов, и оно могло участвовать в этногенезе славян.

"Почему для греков античных времен гунны и скифы были тождественны."
Потому что скифы (царские скифы - северо-иранский народ) были знакомы грекам, начиная с эпохи Греко-персидских войн (5 век до н.э.), но они сошли с мировой арены, разгромленные соседями и родственниками сарматами, с которыми уже пришлось бороться римлянам, начиная со 2-го века н.э. А греки и римляне стали называть Скифией и Сарматией земли варваров, лежащих где-то на востоке и северо-востоке. Кто оттуда являлся, того и звали по традиции "скифы".

"Сказка о некой победе Аэция над Аттилой написана ими, «забыв», что он вскоре покорил Рим."
А вам так хочется, чтобы Атилла победил Аэция! Сражение во всяком случае не завершилось победой гуннов, которые в итоге были вынуждены покинуть Каталаунские поля. И уже потом, на следующий год, принялись грабить Италию, которая, как известно, была брошена на произвол судьбы, поскольку Западная империя находилась в состоянии агонии. И никакого Рима Атилла не покорил, а бесславно погиб от очередной германки-невесты, зарезавшей молодожена. И бесславно погибли все гунны в своем разбойничьем гнезде на Тиссе, где с ними покончили воины одного из германских племен.

"И теперь очевидно, что в формировании русского этноса не меньшее значение, чем славяне, имели финно-угры, тюрки, монголы, варяги, гунны, скифы и предки других народов, ныне населяющих Россию, большинство из которых были кочевниками. Возможно и поэтому русские не могут жить в узких географических пространствах, которыми довольствуются многие славяне в Европе, а русские писатели воспевали широкую степь и просторы страны."
Теперь и давно было очевидно, что русский этнос в своей основе - славянский. Он сформировался из нескольких славянских ветвей в эпоху расширения славянского мира. Ряд племен, ранее входивших в этнические массивы антов и склавинов, мигровали на русскую равнину: вятичи и радимичи пришли с верховьев Днестра, поляне - скорее всего с Вислы и были частью польских полян, кривичи - склавинский этнос, сформировавшийся при активном участии балтов (Крив - Криве-Кривайтис), ильменские словене - часть западно-славянского массива балтийских поморян; северяне - смешанный славяно-сарматский (сявиры - "черные") этнос. Обретенная восточными славянами родина не была пуста, ее населяли угро-финны (северные и волжские) и балты (в основном голядь, или галинды). Их славяне частично потеснили, частично уничтожили, частично ассимилировали.

"Нас ждет не просто пересмотр истории России..."
Мечтайте, витайте в облаках. Говорят, это не вредно.

Алексей Аксельрод   31.10.2023 19:08     Заявить о нарушении
Белорусы обидятся на вас за отрицание литвинов. Именно так они называют своих средневековых предков. Относительно небольшого количества слов, начинающихся на Р у тюрок, согласен. Но и в древнем тюркском словаре присутствуют Rus, Ros. Относительно значения слова "Рус" или "Рс": Махмуд Кашгари как раз и писал, что на Древнем Алтае так называли гребцов, тех, кто из поколения в поколение "жил с весла" и этим промыслом добывал себе питание.Как известно, и средневековые русы (варяги) промышляли на берегах рек и морей, передвигаясь на ладьях.Все остальное ваше оставляю без комментариев. Предпочитаю мечтать!

Сабит Ахматнуров 2   01.11.2023 08:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.