Ловушка

Действующие лица:

Яна (35) приятная, интеллигентная. Пациентка.

Елена Станиславовна (50) психолог.

Место действия:
Действие происходит в кабинете психолога. Кушетка для пациентов с висящей женской сумочкой, торшер с рассеянным светом, кресло - качалка психолога.

Время действия:
Наше время.

Акт I.
Все сцены в одной локации – в кабинете психолога.

                Действие I

                Кабинет психолога.

                Явление I

                Яна, Елена.

Яна лежит на кушетке. Елена расхаживает по сцене. По ходу действия, они меняются: Елена садится в кресло-качалку, Яна передвигается; обе сидят; обе прогуливаются.

ЯНА (продолжает). В нём что-то изменилось, с тех пор, как мы виделись в последний раз.

ЕЛЕНА. Яна, попробуйте сформулировать точнее.

ЯНА. Он как-то повзрослел. Возмужал. Исчезла эта высокомерная самоуверенность. В глазах промелькнуло пережитое страдание. Он определённо осознал и сделал выводы.

ЕЛЕНА. Это имеет отношение к вам?

ЯНА. Я так не думаю.

ЕЛЕНА. У вас хорошо развита интуиция? Вы замечаете намёки?

ЯНА. Да. Я замечаю намёки, улавливаю полутона, читаю между строк. Вы считаете, что я надумываю?

ЕЛЕНА. Расскажите, как вы встретились в первый раз.

ЯНА. Это случилось несколько лет назад тёплым летним днём. Я возвращалась от приятельницы. Погода была великолепная, и я решила часть пути прогуляться по набережной. Возле обзорного колеса я свернула и перешла дорогу по светофору перед театром.

ЕЛЕНА. Это как-то связано с театром?

ЯНА. Елена Станиславовна, вы удивитесь, но так и есть.

ЕЛЕНА. Продолжайте, пожалуйста.

ЯНА. Из здания вышли люди. Явно закончилось какое-то мероприятие. Они переговаривались и улыбались. Плюгавый и тощий о чём-то спорили. Налетел ветер, растрепал мою причёску и потревожил длинную юбку моего платья.

ЕЛЕНА. Это так важно?

ЯНА. Да. Он вышел вместе со всеми, увидел меня и остановился, как громом поражённый. Как в «Ромео и Джульетте».

ЕЛЕНА. Ассоциации прослеживаются.

ЯНА. И тут я понимаю, что забыла свою шляпку у приятельницы. Я могла за ней вернуться, но решила остаться.

ЕЛЕНА. Этот мужчина был вам интересен?

ЯНА. Да, пожалуй. Я решила дать ему шанс подойти и познакомиться.

ЕЛЕНА. И что случилось дальше?

ЯНА. Тощий с плюгавым попытались подраться. Было смешно и нелепо. А потом из театра вышел один очень неприятный мужчина, эдакий вечно токсичный Буратино, он меня узнал и решил поздороваться. Это в мои планы не входило, и я сбежала.

ЕЛЕНА. Значит, вы не познакомились тогда?

ЯНА. Нет, я была разочарована. Неприлично так таращиться на незнакомую женщину в общественном месте. Посторонние могли решить, что нас связывает скандальная история. Я подумала: «Придурок!», -  и забыла об этом происшествии.

ЕЛЕНА. У вас было предчувствие, что вы ещё встретитесь?

ЯНА. Да, но я не придала этому значения.

ЕЛЕНА. Как вы познакомились?

ЯНА. Через год. По работе. Я проходила курсы повышения квалификации под его руководством.

ЕЛЕНА. Вы его вспомнили?

ЯНА. Нет, даже когда он сам рассказал историю с театром, у меня ничего не отозвалось. Это случилось позже.

ЕЛЕНА. Как развивались ваши отношения?

ЯНА. Никак. Он был женат, а я уважаю чужую частную собственность.

ЕЛЕНА. Он выделял вас из общей массы?

ЯНА. Да, но это было скорее минусом, чем плюсом. Грубость, обесценивание, игнорирование. Я подумала: «Хам!», -  и вычеркнула его из своей жизни.

ЕЛЕНА. Он вас ревновал?

ЯНА. С какой стати?

ЕЛЕНА. Вы его провоцировали?

ЯНА. Да, возможно. Мне нравилось, когда он злится.

ЕЛЕНА. Возник порочный круг.

ЯНА. Очень на это похоже. «Уйти нельзя остаться». Поставьте запятую в нужном месте.

ЕЛЕНА. А вы пробовали?

ЯНА. И сейчас не перестала.

ЕЛЕНА. Давайте сформулируем цель терапии. Вы хотите уйти или остаться?

ЯНА. Когда как.

ЕЛЕНА. Чего же вы хотите сейчас?

ЯНА. Чтобы, так или иначе, всё закончилось.

ЕЛЕНА. А как на это смотрит он?

ЯНА. Раньше мне казалось, что хочет уйти, а теперь - что остаться.

ЕЛЕНА. Вы обсуждали это вдвоём?

ЯНА. Нет.

ЕЛЕНА. А хотели бы?

ЯНА. Это нарушит статус-кво, и жизнь изменится безвозвратно.

ЕЛЕНА. Кто больше теряет?

ЯНА. Он. Я свободна.

ЕЛЕНА. Вы можете повлиять на его выбор?

ЯНА. Я не буду этого делать.

ЕЛЕНА. Вы примите его решение?

ЯНА. Да. Я хочу, чтобы он был счастлив. Неважно, со мной или без меня.

ЕЛЕНА. С милым рай в шалаше?

ЯНА. Мы взрослые люди. Налаживать быт не сложно, если есть стимул. Заработать денег не проблема.

ЕЛЕНА. Тогда в чём дело?

ЯНА. Я не готова взять на себя ответственность, за чужую разрушенную семью.

ЕЛЕНА. А если эта семья уже разрушена?

ЯНА. Он сам должен это выяснить. Без моего давления.

ЕЛЕНА. Почему вы так терпимы?

ЯНА. Потому-что это правильно. «Не делай другим того, чего себе не хочешь».

ЕЛЕНА. В ваших словах чувствуется личный опыт.

ЯНА. Вы правы. Однажды я уже совершила подобную ошибку. Её плоды были горьки.

ЕЛЕНА. А он?

ЯНА. У него тоже есть свой опыт.

ЕЛЕНА. Давайте взглянем на проблему под другим углом. Раз вы не ушли, хотя много раз пытались, значит, в этом мужчине есть что-то, чего нет в других.

ЯНА. При всех недостатках, мы на клеточном уровне понимаем и принимаем друг друга. Это вдохновение, внутреннее спокойствие, радость бытия. Нам не нужно слов, всё и так понятно. Когда мы вместе, существует только «мы». Это состояние абсолютно естественно, как дышать. Дышать, но не перекрывать кислород друг другу.

ЕЛЕНА. Тогда, может оставить всё, как есть?

ЯНА. Не стоит себя обманывать. Как есть, не подходит ни одному из нас.

ЕЛЕНА. Вы хотите переложить ответственность выбора на него?

ЯНА. Это справедливо. Он больше теряет.

ЕЛЕНА. Если он выберет не вас?

ЯНА. Вы поможете мне это пережить.

ЕЛЕНА. Вы изначально не рассматриваете ситуацию, как тупиковую?

ЯНА. Да. Я готова принять, пропустить через себя и отпустить. Если я не справлюсь сама, то обращусь за помощью.

ЕЛЕНА. Каков ваш первый шаг?

ЯНА. Самый трудный – ждать. И когда он примет решение, поговорить откровенно.

ЕЛЕНА. А если он выберет вас?

ЯНА. Это будет второй самый трудный шаг – взять на себя ответственность за собственное счастье.

ЕЛЕНА. Вы готовы дать себе шанс?

ЯНА. Это будет третий самый трудный шаг.

ЕЛЕНА. Предлагаю с него и начать.

ЯНА. Хорошо.

ЕЛЕНА. Вы готовы отказаться от предыдущего негативного опыта и построить счастливые отношения с любимым мужчиной?

ЯНА. Я должна ответить прямо сейчас?

ЕЛЕНА. Да.

ЯНА. Мне страшно.

ЕЛЕНА. Но вы готовы?

ЯНА. Да. Нет. Не знаю. Возможно. А если нет, то что?

Раздаётся телефонный звонок. Женщины замирают и смотрят друг на друга.

ЕЛЕНА. Снимите трубку.

ЯНА. Это он звонит.

ЕЛЕНА. Выслушайте его.

Яна достаёт телефон из сумочки, нажимает кнопку и подносит  к уху.
                ЗАТЕМНЕНИЕ.


Рецензии