Мифы града Стерлитамака

Миф об удалом купце Тетюшеве был создан в русле пропаганды, имевшей целью зачеркнуть древнюю историю Стерлитамака. При этом имперский город Стерлитамак, который строился как укреплённое поселение на землях мятежной Башкирии, рисуется как безобидная соляная пристань, где мирный купец Савва, движимый безкорыстной любовью к ближним, для общего блага дружной семьи народов Башкирии строил будущий центр нефте-химической промышленности, нёс, так сказать, научный прогресс и процветание.

Основание пристани на границе с Великой степью, где обитали довольно воинственные люди, пока ещё не присягнувшие русской императрице, воистину было авантюрой, если не безумием. Сказочные барыши, быстрые деньги лишают людей разума и в наши дни, а в екатерининские времена и подавно. Тем не менее, даже безумный человек ничего не сумел бы основать, если бы не имел охрану из состава горных воинских команд и какой-никакой инфраструктуры, в первую очередь сети дорог для подвоза материалов, провианта и товаров, в том числе и соли. Работники нуждались в крове, лошади в конюшнях, припасы и орудия труда в складских помещениях. Служивые люди и до появления Саввы имели свою инфраструктуру, включая казарму, цейхгауз, гауптвахту, штаб. Всё это не могло находиться на четырёх ветрах, следовательно была и крепостца и уж конечно церковка, а это уже дело государево. Проект пристани не был личным делом Саввы, государство в нём участвовало и дало гарантии безопасности, ибо остро нуждалось в Ашкадарской укреплённой пристани, без промедления.

Купцы на голое место никогда не приходили и войн не вели. Классическая схема: миссионер-воин-торгаш. По сути Тетюшев «сел на хвост» большого екатерининского проекта закрепления Российской империи на южных рубежах, с выходом в Среднюю Азию, чтобы поживиться за счёт казны. Схема нам знакомая. Ашкадарская пристань в лёгком варианте существовала и до Тетюшева, расторопный Савва лишь расширил и модернизировал её, приспособил для приёма большегрузных плавсредств.

Пристань это всего лишь одно из многих инженерных сооружений, появившихся на берегах Ашкадара с приходом русских, она никак не может считаться началом, отправным пунктом основания града Стерлитамака. Точкой отсчёта истории града Стерлитамака является Стерлитамакская крепостца. Название «город» происходит от слова «городить». Это существительное пришло в современный русский язык из праславянского, где корень gordъ означал “ограду, забор”. Со временем в старославянском языке появилось слово градъ. Буквально – “ограждённое поселение”.

Версия основания Стерлитамака купцом Саввой Тетюшевым, в целях его личной наживы, у серьёзных историков вызывает улыбку. Купцы не основывают города. Савва хотел наловить побольше рыбки в мутной воде всеобщей неразберихи, сопровождавшей быструю экспансию Российской империи в Азию.

В 1765 году горные воинские команды и мастеровые люди, подданные императрицы Екатерины Второй, появились на берегах рек Ашкадара и Стерли. В междуречье двух рек они заложили первый православный храм и крепостцу, а на реке Ашкадар -- пристань. Одновременно была проложена солеводная дорога от крепости Илецкая соляная защита (ныне город Соль Илецк, в 70 км от Оренбурга, недалеко от границы с Казахстаном) до Стерлитамакской пристани, откуда соль по рекам Белой, Каме и Волге должна была доставляться в Нижний Новгород. Соляная авантюра, типичная для екатерининской эпохи, с треском провалилась, вместе с вложенными в неё государственными деньгами, а её бенефициар, залётный купец Савва Тетюшев, скрылся в неизвестном направлении. Это, впрочем, никак не отразилось на дальнейшем развитии Стерлитамакского укреплённого поселения, ибо его назначение было совсем в другом.
 
Имперский град Стерлитамак является детищем титанической созидательной деятельности императрицы Екатерины II, за время царствования которой на территории Российской империи было построено 144 города, включая Стерлитамак. "Монархиня повелела, и глас её, как лира Амфионова, творит новые грады, если не великолепием, то своею пользою украшенные" (Карамзин). Вторая половина 18 века для России была временем великого одушевления всего российского общества и пробуждения творческих сил, обеспечивших невиданный, стремительный рост величия и могущества Российской империи. Именно в эти годы сформировались своеобразный состав населения города Стерлитамака, основной вектор его экономического развития и общественный дух, которые сохранялись до 1918 года.

На протяжении двух лет Стерлитамакская крепостца была непосредственно вовлечена в события Пугачёвского бунта 1773—1775 годов. Здесь были сосредоточены крупные воинские отряды, склады вооружения, боеприпасов, продовольствия. Понятно, что название «Стерлитамацкая соляная пристань», было удобным для использования в официальных документах, оно отвлекало внимание непосвящённых от истинного назначения крепости.

Со времён Сталина любое дело обязано иметь своего "отца-основателя". Для Стерлитамака, накануне 200-летнего юбилея русского Стерлитамака, был поднят на щит как его "основатель" Савва Тетюшев, дворянин-авантюрист, который попробовал себя в роли купца-первопроходца в краю доверчивых, неискушённых в коммерции людей.

Каждому отцу-основателю полагается памятник, который раскрывает его главную жизненную идею. Разумеется, такой замечательный, легендарный купец как Тетюшев, никак не связанный, по версии авторов мифа, с имперской политикой, должен выглядеть соответственно. Памятник Савве Тетюшеву, установленный несколько лет назад в центре Старого города Стерлитамака, изображает его выходцем из трудового народа, мудрым старцем с намёком на староверов. Как заметил мой знакомый питерский художник: "Ваять скульптуры это профессия, а вот продавать их это настоящее искусство", которым, нужно признать, автор стерлитамакского шедевра, скульптор А.Устенко, владеет в совершенстве. В современном Стерлитамаке стоят уже два идентичных памятника Савве Тетюшеву его работы. Вот что пишет о них знаменитый стерлитамакский писатель и краевед Фаяз Юмагузин:

"Памятник Савве Тетюшеву это памятник махровому дилетантству наших чиновников. Савва Тетюшев имел чин коллежского советника, что соответствовало званию полковника в армии. Это значит, что он был ПОТОМСТВЕННЫМ ДВОРЯНИНОМ. Дворяне в то время носили френчи. На голове парик, треуголка. На ногах бриджи и ботфорты. Гладко выбритое лицо. В крайнем случае усы. И при шпаге. Фигурой Савва Тетюшев был похож на императора Петра III - высок, худощав, узкоплеч, Приглашённый кем-то по блату подмосковный скульптор А.Устенко изобразил (скорее всего, приспособил под памятник уже готовую какую-то левую заготовку) только что вышедшего из трактира какого-то старовера-бурлака начала ХХ века. В косоворотке, сапогах, подпоясанного какой-то бечёвкой, с раскольничьей бородой. Только бутылки в руке не хватает".

При чтении этих строк на память приходит описание конной статуи Тимирязева из сатирической повести “Светлая личность” Ильфа и Петрова (1928 год):
"Великий агроном и профессор ботаники скакал на чугунном коне, простерши впереди правую руку с зажатым в ней корнеплодом. Четырехугольная с кистью шапочка доктора Оксфордского университета косо и лихо сидела на почётной голове ученого. Многопудовая мантия падала с плеч крупными складками. Конь, мощно стянутый поводьями, дирижировал занесенными в самое небо копытами.
Великий ученый, рыцарь мирного труда, сжимал круглые бока своего коня ногами, обутыми в гвардейские кавалерийские сапоги со шпорами, звездочки которых напоминали штампованную для супа морковь".

Сильны отечественные традиции, ох как сильны!


Рецензии