Мифы града Стерлитамака
Основание пристани на границе с Великой степью, где обитали довольно воинственные люди, пока ещё не присягнувшие русской императрице, воистину было авантюрой, если не безумием. Сказочные барыши, быстрые деньги лишают людей разума и в наши дни, а в екатерининские времена и подавно. Тем не менее, даже безумный человек ничего не сумел бы основать, если бы не имел охрану из состава горных воинских команд и какой-никакой инфраструктуры, в первую очередь сети дорог для подвоза материалов, провианта и товаров, в том числе и соли. Работники нуждались в крове, лошади в конюшнях, припасы и орудия труда в складских помещениях. Служивые люди и до появления Саввы имели свою инфраструктуру, включая казарму, цейхгауз, гауптвахту, штаб. Всё это не могло находиться на четырёх ветрах, следовательно была и крепостца и уж конечно церковка, а это уже дело государево. Проект пристани не был личным делом Саввы, государство в нём участвовало и дало гарантии безопасности, ибо остро нуждалось в Ашкадарской укреплённой пристани, без промедления.
Купцы на голое место никогда не приходили и войн не вели. Классическая схема: миссионер-воин-торгаш. По сути Тетюшев «сел на хвост» большого екатерининского проекта закрепления Российской империи на южных рубежах, с выходом в Среднюю Азию, чтобы поживиться за счёт казны. Схема нам знакомая. Ашкадарская пристань в лёгком варианте существовала и до Тетюшева, расторопный Савва лишь расширил и модернизировал её, приспособил для приёма большегрузных плавсредств.
Пристань это всего лишь одно из многих инженерных сооружений, появившихся на берегах Ашкадара с приходом русских, она никак не может считаться началом, отправным пунктом основания града Стерлитамака. Точкой отсчёта истории града Стерлитамака является Стерлитамакская крепостца. Название «город» происходит от слова «городить». Это существительное пришло в современный русский язык из праславянского, где корень gordъ означал “ограду, забор”. Со временем в старославянском языке появилось слово градъ. Буквально – “ограждённое поселение”.
Версия основания Стерлитамака купцом Саввой Тетюшевым, в целях его личной наживы, у серьёзных историков вызывает улыбку. Купцы не основывают города. Савва хотел наловить побольше рыбки в мутной воде всеобщей неразберихи, сопровождавшей быструю экспансию Российской империи в Азию.
В 1765 году горные воинские команды и мастеровые люди, подданные императрицы Екатерины Второй, появились на берегах рек Ашкадара и Стерли. В междуречье двух рек они заложили первый православный храм и крепостцу, а на реке Ашкадар -- пристань. Одновременно была проложена солеводная дорога от крепости Илецкая соляная защита (ныне город Соль Илецк, в 70 км от Оренбурга, недалеко от границы с Казахстаном) до Стерлитамакской пристани, откуда соль по рекам Белой, Каме и Волге должна была доставляться в Нижний Новгород. Соляная авантюра, типичная для екатерининской эпохи, с треском провалилась, вместе с вложенными в неё государственными деньгами, а её бенефициар, залётный купец Савва Тетюшев, скрылся в неизвестном направлении. Это, впрочем, никак не отразилось на дальнейшем развитии Стерлитамакского укреплённого поселения, ибо его назначение было совсем в другом.
Имперский град Стерлитамак является детищем титанической созидательной деятельности императрицы Екатерины II, за время царствования которой на территории Российской империи было построено 144 города, включая Стерлитамак. "Монархиня повелела, и глас её, как лира Амфионова, творит новые грады, если не великолепием, то своею пользою украшенные" (Карамзин). Вторая половина 18 века для России была временем великого одушевления всего российского общества и пробуждения творческих сил, обеспечивших невиданный, стремительный рост величия и могущества Российской империи. Именно в эти годы сформировались своеобразный состав населения города Стерлитамака, основной вектор его экономического развития и общественный дух, которые сохранялись до 1918 года.
На протяжении двух лет Стерлитамакская крепостца была непосредственно вовлечена в события Пугачёвского бунта 1773—1775 годов. Здесь были сосредоточены крупные воинские отряды, склады вооружения, боеприпасов, продовольствия. Понятно, что название «Стерлитамацкая соляная пристань», было удобным для использования в официальных документах, оно отвлекало внимание непосвящённых от истинного назначения крепости.
Со времён Сталина любое дело обязано иметь своего "отца-основателя". Для Стерлитамака, накануне 200-летнего юбилея русского Стерлитамака, был поднят на щит как его "основатель" Савва Тетюшев, дворянин-авантюрист, который попробовал себя в роли купца-первопроходца в краю доверчивых, неискушённых в коммерции людей.
Каждому отцу-основателю полагается памятник, который раскрывает его главную жизненную идею. Разумеется, такой замечательный, легендарный купец как Тетюшев, никак не связанный, по версии авторов мифа, с имперской политикой, должен выглядеть соответственно. Памятник Савве Тетюшеву, установленный несколько лет назад в центре Старого города Стерлитамака, изображает его выходцем из трудового народа, мудрым старцем с намёком на староверов. Как заметил мой знакомый питерский художник: "Ваять скульптуры это профессия, а вот продавать их это настоящее искусство", которым, нужно признать, автор стерлитамакского шедевра, скульптор А.Устенко, владеет в совершенстве. В современном Стерлитамаке стоят уже два идентичных памятника Савве Тетюшеву его работы. Вот что пишет о них знаменитый стерлитамакский писатель и краевед Фаяз Юмагузин:
"Памятник Савве Тетюшеву это памятник махровому дилетантству наших чиновников. Савва Тетюшев имел чин коллежского советника, что соответствовало званию полковника в армии. Это значит, что он был ПОТОМСТВЕННЫМ ДВОРЯНИНОМ. Дворяне в то время носили френчи. На голове парик, треуголка. На ногах бриджи и ботфорты. Гладко выбритое лицо. В крайнем случае усы. И при шпаге. Фигурой Савва Тетюшев был похож на императора Петра III - высок, худощав, узкоплеч, Приглашённый кем-то по блату подмосковный скульптор А.Устенко изобразил (скорее всего, приспособил под памятник уже готовую какую-то левую заготовку) только что вышедшего из трактира какого-то старовера-бурлака начала ХХ века. В косоворотке, сапогах, подпоясанного какой-то бечёвкой, с раскольничьей бородой. Только бутылки в руке не хватает".
При чтении этих строк на память приходит описание конной статуи Тимирязева из сатирической повести “Светлая личность” Ильфа и Петрова (1928 год):
"Великий агроном и профессор ботаники скакал на чугунном коне, простерши впереди правую руку с зажатым в ней корнеплодом. Четырехугольная с кистью шапочка доктора Оксфордского университета косо и лихо сидела на почётной голове ученого. Многопудовая мантия падала с плеч крупными складками. Конь, мощно стянутый поводьями, дирижировал занесенными в самое небо копытами.
Великий ученый, рыцарь мирного труда, сжимал круглые бока своего коня ногами, обутыми в гвардейские кавалерийские сапоги со шпорами, звездочки которых напоминали штампованную для супа морковь".
Сильны отечественные традиции, ох как сильны!
Свидетельство о публикации №223070201065