Хандала на Оне

_____________________________________ troshchenko2009@yandex.ru _____



Историко-публицистический очерк

                Жемчужинка Сибири – Бирюса-красава!
                Нет прекрасней места ни в одном краю!
                Все, кто жил и видел, скажет: Браво! Браво!
                Я молча аплодирую – здесь же, как в раю!


СОДЕРЖАНИЕ:
Публицистическая часть
Главная часть
Родословная
О топонимике


ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ часть

В Абанском районе давно существует соперничество за корону самого древнего русского селения в Медвежьем углу. Это и Устьянск, и Ношино. При этом никаких вменяемых доказательств претенденты не приводят.
Абанцы от этой боротьбы нанайских мальчиков дистанцируется, больше упирая на, как им мнится, солидное и престижное происхождение основателей Абана – якобы казаков с Дона, и тоже абсолютно бездоказательно. И довод умопомрачительный! «Абан не могли основать какие-то простые, обыкновенные крестьяне!» (Это ж столица мира!)

Работая локтями с беспардонностью бастарда, в лидеры пытается протолкнуться Федина деревня. Фединцы закручивают сюжет исторической фантастики ещё круче. Возводят своих предков к князьям Долгоруким, которые запросто ручкались с самими Романовыми. Это вам ни какие-то мифические то ли казаки, то ли чалдоны, то ли с Дона, то ли с Чала! Или Толи с причала.
Долгорукие! Основатели Москвы!
(И Федькину заимку тоже они основали, получается, если верить горе-краеведам?)

Народ наш удивительно доверчивый. Верят же! И в газетах печатают! Вот ведь и в голову не приходит спросить мягко и вежливо: «А предъявите-ка нам, документики!». Назовите тот волшебный источник, из которого вы черпаете эти сногсшибательные истории о вашей великокняжеской крови голубиного отлива.
Впрочем, о чём это я? В век тотальной лжи и обмана всё можно!
Нарисовать вам родословную, восходящую к княжескому роду? Да за ваши деньги! И с печатями царя Навуходоносора! Извольте!
Пошить вам генеральский мундир в подпольной вьетнамской швейке? С лампасами и с аксельбантами? Не вопрос!
Отштамповать из нержавейки «золотую звезду героя» в заброшенном гараже? Запросто!
Техника дошла до таких высот и чудес, что на портативном штампе вам отчеканят древнеримскую монету с вашим же божественным солнцеликим профилем, не то, что там какую-то медальку героя колчаковских фронтов.
Вот уже и готов новоиспеченный князец, херой и хенерал.

Шикааарный плакат с таким вот липовым генералом-героем-самозванцем с очень знакомой фамилией однажды мне показали в Абане, и даже с гордостью, вот, мол, каких «героев» рождает земля наша сибирская!
К этому времени я уже изжил в себе безоговорочную веру в печатную правду и нашёл в интернете статью, разоблачающую этого проходимца. Портрет человека с фальш-панелью отправился по заслугам в мусорку.

В этой связи не лишне вспомнить и историю внезапного появления в Абане «родственников» печально известного верховного правителя России адмирала Колчака.
Письмо с сомнительным, и это, мягко говоря! рассказом несчастной, больной женщины было воспринято, как откровение. И вот уже в родовом древе юного автора красуется целый адмирал!
Да и родословную свою «методом тыка» возвели, выбросив, походя несколько поколений к человеку, не бывшему женатым, не имевшему детей и умершему в весьма молодом возрасте. Facepalm!
И можно было бы отнестись снисходительно к мальчишке (прикольно же иметь Колчака в родственниках!), но им же руководил, почти рукой водил авторитетный в районе краевед!
Были времена, когда за такие выкрутасы вызывали «на ковер» в райком, или того хуже с «волчьим билетом» и задорной песней на вздымку. Но сейчас иные времена.
А такая нетребовательность только принижает уровень абанского краеведения.

КРАЕВЕДЕНИЕ – это о том, что БЫЛО!!!
А не о том, что могло быть в параллельной вселенной, в пятом измерении, в Черной дыре до Большого взрыва или в вывернутом наизнанку сознании.
Конечно же, всем было бы приятно и престижно иметь в прародителях ли, в первооснователях деревеньки ли казаков (и обязательно донских, другие не подходят!), царей, князей, героев, или каких-никаких хоть третьеразрядных олимпийских богов.
Как же ещё возвыситься?
Но эти желания не имеют ничего общего с историей, краеведением, генеалогией.
Сказочников, которые сочиняют великие истории маленьких местечек, в нашей жизни пока ещё хватает. А тот, кто собирает, верит сказкам, тот краеведом назваться не может, ибо он собиратель народного творчества, фольклорист. Тоже впрочем, весьма нужное и важное дело.
Мечтаю и надеюсь, что очистится благое дело познания прошлого и рода своего от плевел…


Пора уже завершить саркастическую пятиминутку и перейти к действительной, непередаваемо привлекательной и жгуче интересной истории Отечества нашего, земли Русской и Сибирской, к истории наших пращуров, освоивших, обустроивших сибирские просторы, уголок родной и отчий дом и передавших нам в дар это богатство.



О САМОМ ГЛАВНОМ!

В своей предыдущей работе «Ношино. О первых жителях», я приводил своеобразную табличку наиболее ранних упоминаний фамилий/семей на древнем Енисейском меридиане, из тех, которые и сейчас хорошо известны в селах и деревнях Абанского района.
Для тех, кто не читал, повторю:

Первые упоминания в архивных документах:
            1639 год. Сухотины, предки основателей Ношинской деревни
            1646 год. Рукосуевы, предки основателей деревень Тенчет и Фединой
            1652 год. Пашенных, предки основателей Ношинской деревни

Изучая, недавно полученные из РГАДА документы 1654 года, я обратил внимание на записанного в деревне Родюковке на Енисее (совр. Рудиковка, стоит напротив Лесосибирска) крестьянина Машукова.
Так ведь эта фамилия также хорошо известна в Абанском районе. Многократно встречалась мне сия фамилия в документах XVIII и XIX веков. В XIX веке Машуковы жили в Устьянске, Ношино, Апано-Ключах, в Соколовой, Хандальске.
А в Абане эта фамилия является старейшей после Туровых и Козулиных*.
Приёмный сын Турова Якова Григорьевича – Машуков Амвросий Фёдорович (1770-1827) был родоначальником абанских Машуковых. Амвросий записан под №15 в Родословной линии Турова Григория Андреевича. (http://proza.ru/2021/08/10/805)

____________
*) Козулины в Абане проживали ещё в 40-х годах XX века, но живут ли в настоящее время таковые в Абане мне не известно.



Подумалось мне, что вот уже и на 4-ю строчку выше приведённой таблицы старейших фамилий района появились претенденты.
По результатам 4-й Ревизии 1782 года из всех населенных мест в современных границах Абанского района Машуковы упоминались только в деревне Хандальской.
Таким образом, обозначилась задача документально подтвердить родство первого Машукова из Крестьянской книги 1654 года с хандальскими Машуковыми 1782 года.
Итак, за работу!

Процитирую упомянутый выше и другие документы.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.317 Крестьянская книга Енисейского уезда 1654 года
(орфография первоисточников сохраняется).
             (л.3)
             «дрвня Родюковка а в ней пашенные крстьяне
             Ивашко Машуков пашет пол десятины»

Следующий.

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.494 Крестьянская книга Енисейского уезда 1666 года.
               (лл.107-107об.)
               «да в прошлых во РКсиФита* м и во РО* м и во РОА* м годех
              поверстаны в пашню в розных дрвнях
              Елфимко** Машуков пашет пол десятины…»

Кем приходятся друг другу эти Иван и Елфим Машуковы понять пока сложно, может братья, может отец и сын. Но это и не принципиально, потому что главным нашим и с большой буквы Героем будет Елфим!

______________
*) по славянской буквенной нумерации означает 169, 170, 171 – т.е. в 7169-м, 7170-м, 7171-м годах от Сотворения Мира, что соответствует 1661-му, 1662-му, 1663-му годам от Рождества Христова.
**) Елфимко, Елфим, Ефим – формы имени Евфимий.


Продолжаем обзор документов Архива древних актов.

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.580 Дозорная книга 1673 года
              (лл.312-312об.)
              «Енисейского присуду Ярлыковы деревни пашенные крстьяне
              Елфимко Иванов сын Машуков з братьями с Мишкою с Омелкою с Савкою
              з детми с Фимком с Парфенком»


С этого документа можно начинать построение Родословного древа Машуковых.
Узнаём и отчество Елфима – Иванович, и уже можно предположить, что Иван Машуков из самого первого документа и есть его отец.
Правда разнится место жительства отца и сына, но в этом ничего странного нет, в то время крестьяне время от времени переселялись на новое место по причины «выпашки», то есть оскудения после многолетней эксплуатации пахотной земли. Да и сам век семнадцатый был веком стремительного продвижения русских на восток. За каких-то неполных 100 лет малочисленные отряды первопроходцев прошли от Урала да Камчатки, потянув за собой широкий шлейф промышленных и торговых людей, ремесленников и хлебопашцев.
Как покажет дальнейшее развитие событий у Елфима Машукова, это будет не самое последнее место жительства. Уже лет через десять мы находим Елфима Ивановича в Новой Тасеевской слободе (совр. с. Тасеево).

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.768. Крестьянская книга 1683 года.
                (лл.171-171об.)
               «вверх по Тасееве реке в Новой Слободе
                Елфимко Машуков пашет две десятины»

Впрочем, в своей книге «Русские на берегах Енисея в XVII веке» Копылов А.Н. пишет, что Елфим Машуков в Новой Тасеевской слободе пахал государеву пашню уже в 1680 году. А эта книга, как и её автор, заслуживают полного доверия, и таким образом переселение Елфима Ивановича с Енисея на Тасееву-реку произошло в промежутке 1673-1680 гг.
В это же время и той же Тасеевской крестьянской слободе живут и Туровы, которые станут в следующем веке основателями деревень Борковской (совр. Борки, Дзержинский район) и Абанской. А один из восьми сыновей Турова Евтифея Андреевича – Степан, переселится в XVIII веке на Ону-реку.

Не приходится сомневаться, что Елфим Иванович Машуков и Андрей Тимофеевич Туров (прародитель всех Борковских и Абанских Туровых), проживая в Тасеевской крестьянской слободе*, где в 1683 году всего-то значилось 26 крестьянских семей, были хорошо знакомы. Не случайно на протяжении двух последующих XVIII и XIX столетий, Туровых и Машуковых будут связывать 28 брачных союзов!!!
____________
*) Кроме крестьянской слободы рядом с Тасеевским острогом располагалась ещё и слобода беломестных казаков.


Следующее дело.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.942. Книга монастырских, служилых, крестьянских и посадских дворов Енисейского уезда 7195 (1687*) г.

            (лл.148об.-150)
             «Вверх по Тасееве реке дрвня словет Машукова
             а в ней во дворе крестьянин Емелка Иванов сын Машуков
             у него детей сын Алешка женат сын Стенка холост девятнатцати лет
             сын Офонка холост семнатцати лет сын Ивашко девяти лет
             сын Максимко годовой
             у него ж Емелки племянник родной Ивашко Савин шти лет
             сказался он Емелка родом города Енисейска
             отец де ево в Енисейске был в пашне а он Емелка после отца своево
             ныне пашет десятинной великих гсдрей пашни десятину в поле <…>
             а владеет он Емелька тою землею без даной
             а даная де на ту землю у брата ево родного
             у Елфимка Иванова сына Машукова на Оне реке».

Из сообщения Машукова Емельяна Ивановича мы узнаём, что документ на право владения землёй («данная») хранится, мол, у брата его родного Елфима, а он где-то на Оне-реке. Поди, проверь, действительно ли есть таковой документ, поди, найди человека неведомо где, да по бурным рекам с непреодолимыми порогами! Переписчик видимо и не стал проверять, поэтому и про самого Елфима, про то, сколько земли пашет и сколько чего сеет, в Книге записи нет, так же как и про ещё одного его брата, Михаила.

____________
*) В наименовании архивного дела сотрудниками архива проставлена именно эта дата - 7195 (1687) г., однако в самом тексте есть листы, датированные и 7193 (1685), и 7194 (1686), и 7195 (1687) годом, причем подавляющее число документов Дела 942 датировано именно 1686 годом. Приведенный мной выше документ о Машуковых датирован 1686 годом, но я оставил официальный 1687, как указано в Описи Фонда 214 «Сибирский приказ».
Это не единственный случай, когда официальная датировка в Описи не совпадает с датировкой в самом тексте документа. Что поделать? В этом мире все ошибаются.



Следующие два документа подтверждают, что Елфим действительно и по-прежнему живет на Оне-реке, пашет землю. Налог (подать) платит отсыпным хлебом, что означало фиксированный размер подати, независимый от размера обрабатываемой земли и в описываемый период чаще применялся к хозяйствам, находящимся в отдаленной, труднодоступной местности.

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1089. Крестьянская книга 1695 года.
             (л.118)
             «дрвня на Оне а в ней пашенной крстьянин платит отсыпным хлебом
             Елфимко Машуков пашет полторы десятины бес полчети»

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1345 Крестьянская книга 1701 года.
              (л.97об.)
              «дрвня на Оне реке а в ней пашенной крстянин платит отсыпным хлебом
              Елфимко Машуков пашет полторы десятины бес полчети»


В деле РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1357 1702 года
на листе л.18 деревня впервые записана под названием – Онская.
              «Тасеевской острог <…>
              к тому острогу [относятся] дрвни Онская
              да вновь взятые из за Троицкого мнстря Мурманская Черная Глинная»

а на лл.164-164об. этого же дела собственно и о жителях этой Онской деревни
              «дрвня на Оне реке а в ней пашенной крстянин платит отсыпным хлебом
              Елфим Машуков пахал полторы десятины бес полчети
              а в прошлых годех он Елфим умре а после ево ту пашню пашут
              сын ево Парфен з зятем Иваном Марковым да племянник ево
              Василей Михайлов сын Машуковы порознь по пол десятины»

Фиксируем факты.
В 1687-1701 гг., на Оне-реке стояла безымянная, однодворная деревня.
Хозяином двора изначально и до своей кончины в 1701 году, как вытекает из документов, был Машуков Елфим Иванович.
В 1702 году тягло почившего Елфима было распределено между его сыном, зятем и племянником Василием Михайловичем.
Брат Елфима Ивановича – Михаил в документах не упоминается с 1673 года. Причиной могло быть то, что Михаил не являлся всё это время самостоятельным хозяином и потому не учитывался в Крестьянских книгах.
Точное месторасположение деревни на реке всё ещё не определено.



РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1562. Крестьянская книга 1712 года.
               (лл.42-43об.)
               «Деревня на Оне реке а в ней пашенные крстьяне платят отсыпным хлебом
               Парфен Елфимов сын Машуков пашет десятину без чети
               Василей Михайлов сын Машуков пашет десятину
               всего в Онской дрвне пашенных крстьян два члвка…»

На этот раз зять Парфёна – Иван Марков не упоминается. Что с ним сталось не указано, возможно, переселился на Лену-реку.

Итак, на Оне-реке в Онской деревне в начале XVIII века живёт уже второе поколение Машуковых.
А на Тасееве-реке у младших братьев Машуковых тоже изменения.
И там сменилось поколение, и значатся три семьи Емельяновых детей: Алексея, Степана и Афанасия.
Для нас же важна деревня на Оне-реке. И по-прежнему остаётся загадкой её расположение на реке.


А вот и очередной документ.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Кн.1601. 1717 год.
                «С мельниц разных чинов людей в казну великого гсдря взять оброку <…>
                (лл.45-45об.)
               Онской слободы
               мельница колесчатая* колотовчатая* на Лихачьеве** речке пашенного
               крстьянина Парфена Машукова восемнатцать алтын две денги
               мельница мутовчатая* на Лихачьеве речке пашенного
               крстьянина Василья Машукова три алтына две денги»

Здесь Онская деревня обозначенная, как слобода***.
Хозяева мельниц двоюродные братья Парфён Елфимович и Василий Михайлович Машуковы.
Держат мельницы, и обе стоят на одной и той же речке. Кажется необычным то, что в деревне всего-то два двора и у каждого хозяина своя мельница. К чему такая переизбыточность?
Мельницы в те времена, ставились по малым речкам и даже ручьям. Работали раз в год по полной воде, короткое время, мощности их едва хватало только на размолот зерна для одной семьи. А семьи крестьянские тогда были не как сейчас три-четыре человека, а двадцать-тридцать, а то и больше душ.
На тему мельниц приведу любопытный документ 1765 года.

РГАДА Ф.273 Оп.1 Д.31738.
             (л.113)
            «Чунской волости новокрещенным Михайлом Каверзиным
             построена на ручьевом ключе Огне года с три тому
             мутовчатая мельница об одном поставе
             вымалывает в сутки по шесть пудов для своево пропитания
             быть в оброке в пятьдесят копеек которой и взыскивать с 762 году»

____________
*) колесчатая – мельницы с наливными или с подливными вертикальными колесами;
колотовчатая – мельница-колотовка, с горизонтально установленным колесом;
мутовчатая – маленькая мельница, у которой вместо колеса винт с лопастями, называемый мутовка.
**) Лихачьева речка (Лихачья) – определить, что за речка пока не получилось. Вероятно, название изменилось за 300 лет до неузнаваемости.
***) слобода – изначальное значение слова по Фасмеру – поселение свободных земледельцев.
Но в Ангарском регионе термин означал или центр более мелкого административного образования, чем присуд, или же центр ясачной волости.
Ясачная Чунская волость занимала пространство междуречья Чуны и Оны, иногда, как синоним писалась Онская волость.



Переходим к следующему делу.
РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.1614.
1719 год. 1-я Подушная перепись (ревизия).
Тасеевский острог.

Хочу сразу же уточнить. Я об этом пишу почти в каждой своей работе:
Тасеевский острог в заголовке вовсе не значит, что все ниже писаные люди жили в остроге. В данном случае перепись велась без разбивки по деревням, общим списком жителей подведомственной территории присуда Тасеевского острога. Также общими списками записаны в этой же Переписи и жители соседних монастырских вотчин Спасского Усолья и Троицкого Усолья. Хотя это не было обязательным правилом, и по некоторым другим енисейским присудам перепись велась с указанием конкретных деревень проживания, и делалось это очевидно в случае значительного количества деревень в присуде, и крестьянских дворов в деревне.

Итак, 1719 год.
По присуду Рыбинского острога на Тасееве реке записаны четыре семьи потомков младших братьев Машуковых – Емельяна и Саввы.
А по присуду Тасеевского острога три семьи детей старших Машуковых – Елфима и Михаила.

Очевидно же, что Машуковы в своей деревне на Оне-реке как жили в 1717 году, так и живут в 1719-м, но записаны по общему списку пашенных крестьян присуда Тасеевского острога.

                (л.493)
                «Парфен Елфимов сын Машуков пятьдесят семь лет у него детей
                Федор трицать восемь лет Никифор трицети пяти лет
                Иван четырнацети лет
                у Федора сын Григорей шти лет
                у Никифора сын Андрей четырех лет»

                (л.497об.)
                «Василей [Михайлов] Машуков штидесят лет у него детей
                Микифор трицети
                Семен двацети осьми
                Григорей семнацети
                КОНСТЕНТИН семи лет
                Андрей пяти лет
                да племяник[и] их Микита девяти
                Савелей четырех лет Микита годовой

                Иван Михайлов сын Машуков пятидесят пяти у него детей
                Григорей дватцати трех Мирон шеснатцати Петр тринатцати
                Иван восми Василей пяти
                у него ж брат родной Осип [Михайлов] Машуков тритцати у него детей
                Иван двенатцати лет Кирило полугоду»


2-я (1745 г.) и 3-я (1763 г.) Ревизии государственным крестьянам по Енисейскому уезду, судя по всему не сохранились. Во всяком случае, упоминаний о них нет ни в Сети, ни в Описях на сайте РГАДА.

«Книга переписная выбылых после 1 ревизии» 1748 года (РГАДА Ф.350 Оп.2 Д.957) практически ничего принципиально нового не даёт. А из других источников по периоду 1719-1782 гг. сведений найти пока удалось очень мало.
Представлю чуть ли не единственный на данный момент документ с упоминанием Машуковых на Оне-реке, но он чрезвычайно важен, так как связывает поколения Машуковых 1719-го и 1782-го годов.
Вот он.
РГАДА Ф.273 Оп.1 Д.31738. Дело по рапорту Енисейской провинциальной канцелярии
            1765 год.
            (л.98) Тасеевского острогу
            у крестьянина КОСТЯНТИНА Машукова на Оне одна [рыбная ловля] оброку пятьдесят копеек
            оной Машуков показал что промышляет в год белой рыбы по одному возу кою употребляет
            в пищу для домового росходу а не на продажу
            быть в прежнем оброке в пятьдесят копеек

Речь здесь идёт о Константине Васильевиче Машукове, внучатом племяннике Елфима Ивановича.


Итак, мы переходим к рассмотрению списков 4-й Ревизии 1782 года.
Здесь нам надо найти Онскую деревню.
Впрочем, эту деревню я нашёл ещё в 2019 году, занимаясь исследованием родословной Туровых, и в которой жил Туров Степан Евтифееич, родной брат основателя Абана Афанасия Евтифеевича.
В Переписи эта деревня представлена в разделе подведомственных деревень Тасеевского острога следующим наименованием:
              ГАКК Ф.909 Оп.1 Д.7 (л.86)
              «Онской оно ж и Хандальской деревни [крестьяне]»

Учитывая то, что далее по тексту Переписной книги найдутся упоминания ещё двух Хандальских деревень: одна на речке Хандала (приток Усолки) ведомства Тасеевского острога (л.112), вторая на реке Оне ведомства Богучанского присуда (л.543), то возник вопрос, откуда взялась ещё одна, третья Хандальская деревня, да ещё с двойным названием и с неопределённой локацией.
Некоторое время эта загадка будоражила мне мозг, пока у меня не появилась карта Енисейского уезда 1784 года. Там я обнаружил деревню Онскую на Оне-реке как раз в том самом месте, где сейчас стоит село Хандальск.
Стало очевидно, что безымянная деревня на Оне-реке XVII века, тасеевская «Онская она же и Хандальская» и богучанская «Хандальская» XVIII века и современное село Хандальск есть одно и то же населенное место. Этот факт подтвердил и анализ родственных связей жителей Онской-Хандальской деревни на основе Исповедальных росписей Чунской Петро-Павловской церкви.

Почему одна деревня была записана дважды?
Очевидно, дело было так. Поскольку часть её жителей, Каверзины и Мутовины, относилась к ведомству Богучанского присуда, то и переписывались они богучанским переписчиком. А у него, переписчика, в книге предыдущей 3-й Ревизии 1763 года не было деревни на Оне, так как Каверзины и Мутовины жившие до этого в Богучанах, переселились на Ону уже после 1763 года.
А у тасеевского переписчика в его книге 1763 года была деревня Онская, а в 1782 году она уже называлась Хандальская. Вот он и записал оба названия.
Аналогичный пример с Ношинской деревней. Переименованная между 3-й и 4-й Ревизиями она в 1782 году записана как Ношинская, но с указанием её прежнего названия – Алацкая.
Кстати в Переписной книге 1782 года есть и другие деревни с двойным административным подчинением. Например: Курай, Шеломки, часть жителей, которых была в ведомстве Тасеевского острога, а часть относились к Троицкому Усолью.


Так вот.
Одним из жителей Онской-Хандальской деревни в 1782 году записан (л.87)
            «Оксен Констентинов сын Машуков».

Как не трудно догадаться по всей совокупности представленных ранее документов, Аксён приходится правнуком Михаилу, брату основателя Онской деревни Елфима Машукова.
Потомки Аксёна вплоть до XX века будут проживать в д. Хандальской на Оне-реке.
Таким образом, удалось документально установить прямую родственную связь Машуковых на Енисее с Машуковыми на Оне-реке.

Живут ли сейчас в Хандальске Машуковы? Может быть, читатели ответят на этот вопрос?


ГЛАВНОЕ
Наконец-то появился ответ на фундаментальный вопрос настоящего исследования!!!

Фанфары!
!!!Документально установлено!!!
ПЕРВОЕ РУССКОЕ СЕЛЕНИЕ
на территории Абанского района в современных границах

            село на реке Бирюса (Она)

            !!!ХАНДАЛЬСК!!!

            а изначально деревня на Оне-реке,
            затем Онская деревня,
            позднее Онская она же и Хандальская,
            потом деревня Хандальская,
            далее и доныне село Хандальск.

Первым упоминанием этого селения в архивных документах можно считать 1687 год.

Устьянцам, ношинцам, фединцам и вообще абанским краеведам добрый совет, вместо неуёмной фантазии и сочинительства советую поработать с архивами, (благо сейчас они доступны) и предъявить общественности хоть какие-нибудь документы об основании своих селений и их основателях.


И снова фанфары!
ПЕРВЫЙ русский постоянный житель на территории Абанского района в современных границах

            ЕЛФИМ ИВАНОВ сын МАШУКОВ,
            основатель ОНСКОЙ деревни,
            сиречь села ХАНДАЛЬСКОГО!


Миграционные потоки XVIII века «рассыпали» Машуковых по Енисейскому уезду.
В XVIII веке по данным 4-й Ревизии потомки четырех братьев Машуковых – Елфима, Михаила, Афанасия и Саввы проживали в Тасеево, в Рыбинском селе, Кулаковой, Машуковой деревнях, в Бакчете, Шеломках, в Улюкольской деревне, Курае, Тополе, в Ключинской, в Кайтымской деревнях, в Канске и в др. В XIX веке территория проживания Машуковых значительно расширится.


А вот откуда, как писали часто в те времена «сошли с Руси» Машуковы?
В качестве ответа на этот вопрос могу предложить пока только версии.
Возможно, это был Устюжский уезд.
              Крестоприводная книга г. Устюга и Устюжского уезда 7153 (1645) года
              РГАДА Ф.137 Оп.1 Д.68 лл.411-411об. Шарженская волость
              «Безсонко Семенов Машуков брат его Емелка
              Ивашко Машуков [отец Елфима??]
              Ларка Машуков сын его Сенка»

А может быть с реки Мезени, транзитом через Тобольский уезд?
               РГАДА Ф.214 Оп.5 Д.261 Переписная книга Тобольского уезда 7190 (1682).
               (л.1087) Окуневская слобода на реке Миясе
               «во дворе Илюшка Иванов сын Машуков [брат Елфима??]
               сказал родился де он на Мезени реке Кеврольского уезду
               Юрмонской волости в деревне Спалуге
               жил за великим государем во крестьянех
               в Сибирь пришел и живет в Окуневской слободе со 189 го году (1681)…»
(Состав и набор Переписной книги Тобольского уезда - Коновалова Ю.В., Екатеринбург)

Также фамилия Машуков упоминается в документах РГАДА по Сольвычегодскому и Соликамскому уездам.
Остаюсь с надеждой, что новая, молодая генерация абанских краеведов продолжит исследование истории старожильческих фамилий Абанского района.



ПЕРВЫЕ поколения МАШУКОВЫХ

1.0   МАШУКОВ ИВАН

            Примечание.
            Индекс «№.№» слева от персоны списка означает следующее:
            слева от точки – порядковый номер персоны в списке,
            справа от точки – порядковый номер отца данной персоны из предыдущего поколения.

II ПОКОЛЕНИЕ
2.1   Елфим Иванов (?-1701) – основатель Онской Хандальской деревни
3.1   Михаил Иванов
4.1   Емельян Иванов
5.1   Савва Иванов (?-ум.между 1682-86)

III ПОКОЛЕНИЕ
6.2     Парфён Елфимов (1662)
7.3     Василий Михайлов (1659-~1740)
8.3     Иван Михайлов (1664)
9.3     Иосиф Михайлов (1689-1765)
10.3   Никифор Михайлов (~1690)

11.4   Алексей Емельянов
12.4   Степан Емельянов (1668)
13.4   Афанасий Емельянов (1670)
14.4   Иван Емельянов (1678)
15.4   Максим Емельянов (1686)
16.5   Иван Савин (1681)

IV ПОКОЛЕНИЕ
17.6   Фёдор Парфёнов (1681-1771)
18.6   Никифор Парфёнов (1684-1764).
                Правнук Никифора - Амвросий Фёдорович, станет основателем Абанской ветви Машуковых,
                его родословная линия документально прослеживается до XX века.
19.6   Иван Парфёнов (1705-1767)

20.7   Никифор Васильев (1689)
21.7   Семён Васильев (1691)
22.7   Григорий Васильев (1702-1774).
                Потомки Григория будут жить в Хандальске в последующие века,
                родословная линия документально прослеживается до XX века.
23.7   Константин Васильев (1712-1772).
                Потомки Константина, как и его брата Григория также будут жить в Хандальске
                и его родословная линия документально прослеживается до XX века.
24.7   Андрей Васильев (1714-1777)

25.8   Григорий Иванов (1696-1766)
26.8   Мирон Иванов (1703)
27.8   Пётр Иванов (1706-1765)
28.8   Иван Иванов (1711)
29.8   Василий Иванов (1714)

30.9   Иван Иосифов (1707-1771)
31.9   Кирилл Иосифов (1719)

32.10   Никита Никифоров болш. (1710).
                Его потомки будут жить в Хандальске в последующие века,
                родословная линия прослеживается по документам вплоть до XX века.
33.10   Савелий Никифоров (1715)
34.10   Никита Никифоров менш. (1718)

35.12   Митрофан Степанов (1689)
36.12   Григорий Степанов (1701-1771)
37.12   Иван Степанов (1705)

38.13   Пётр Афанасьев (1694)
39.13   Михаил Афанасьев (1697)
40.13   Иосиф Афанасьев (1700-1768)
41.13   Яков Афанасьев (1706)
42.13   Яков же Афанасьев (1707)
43.13   Максим Афанасьев (1711)
44.13   Прокоп Афанасьев (1713)
45.13   Лукьян Афанасьев (1717)
46.13   Родион Афанасьев (1719)

47.15   Василий Максимов (1711)
48.15   Пётр Максимов (1716)

49.16   Василий Иванов (1705)
50.16   Никифор Иванов (1717)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


ТОПОНИМИКА

Бирюса (Она)

Отец Сибирской истории Миллер Герард Фридрих, а по-русски Федор Иванович в своем труде «Описание Енисейского уезда в начале 1735 года» сообщает, что реки Поям [совр. Пойма] и Бирюса после своего слияния образуют реку Ону.

Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона (XIX век) указывает:
«В верхней части своего течения до вступления своего в пределы Енисейской губернии в Канский округ, называется Бирюсой, а далее вниз – Она».
В этом же Словаре даётся объяснение происхождения и гидронима Бирюса.
«Бирюсы – ветвь абаканских татар, восточно-тюркское племя, живущее в Саянских горах, в новейшее время [имеется ввиду XIX век] почти всецело исчезло или, что вернее, слилось с соседними качинцами. В прежнее время бирюсы кочевали по р. Бирюсе, которой и передали свое наименование; в настоящее время [XIX век] вместе с качинцами бирюсы кочуют по берегам р. Абакан».

Мне в документах РГАДА по Енисейскому уезду XVII-XVIII веков название «Бирюса» вообще не встречалось, а только лишь «Она». Также, в общем, и по XIX веку за единичными исключениями.
В XX веке на картах появляется двойное название – Бирюса (Она), а в разговорной речи утверждается название реки «Бирюса» по всей её протяженности.
Гидроним Она (с ударением на заглавную!) по мнению профессора Евгения Михайловича Поспелова, специалиста в области топонимики, происходит из диалекта кетского языка, и означает «малая река».

Общая протяжённость Бирюсы-Оны 1012 километров. Так что малая она только по отношению к Уде-Чуне (1203 км), и даже одно время считалась притоком Чуны.

Уместно упомянуть, что в нашем крае у Енисея есть приток – Бирюса, горная речка-невеличка (58 км), сбегающая с Енисейского кряжа.
И Она ещё одна есть, это правый приток р. Абакан, так себе речка, длиной порядка 157 км.
Наша-то красавица Она-Бирюса значительно длиннее!

Случайно ли такое совпадение, переплетение названий? «Не думаю!»
Здесь не лишне вспомнить мою работу «Абан. Туровы. Новый взгляд», где я приводил примеры таких совпадение топонимов Южной Сибири с нашим регионом: и там, и там существовали в незапамятные времена деревня Алацкая, есть река Аба – и у нас река Абан. А ещё на Алтае есть село Курай, и в Дзержинском районе есть село Курай.
Если хорошо «покопаться», не сомневаюсь, найдется ещё не мало совпадений.
Все они говорят о тесной взаимосвязи Приангарья с югом Сибири, существовавшей ещё до прихода русских.

Названия рек восходит к древнейшим временам и к языкам коренных народов. С приходом русских первопроходцев подавляющее число изначальных гидронимов сохранилось.

«Появление русских в Сибири не вносило коренной ломки в структуру топонимии края, так как сам процесс заселения и присоединения Сибири к России был относительно мирным. Русские не вытесняли аборигенов из обжитых местностей со сложившейся топонимией, а заселяли свободные, необжитые земли, которые не имели по существу своей собственной топонимии. Поэтому русские названия относятся к сравнительно мелким географическим объектам, которые к моменту прихода их были безымянными или имели неустойчивые названия. Это малые реки, речки, озерки, небольшие топографические объекты и т.п., тогда как более или менее крупные географические объекты у нас, как правило, имеют нерусские названия. Исключение составляют поселения пашенных крестьян: основанные крестьянами деревни получали русские личноименные наименования». Мельхеев М.Н. Географические названия Восточной Сибири. Иркутск, 1969.


Надуманная версия, что где-то здесь, когда-то существовал рудник бирюзы, полудрагоценного поделочного камня (и поэтому в честь этого камня река получила название) приводится на сайте «Энциклопедия Красноярского края».
Сайт не редактировался уже почти 10 лет. Да и сис.админы там криворукие. При попытке зайти Антивирус ругается на заражённость сайта. Так что ссылку не привожу, только текст с позволения сказать «легенды».
            «Существует легенда, повествующая о том, что когда-то на месте, где протекает река,
            добывали драгоценный камень бирюзу, от которого и пошло современное название реки».

Вроде бы и сайт с претензией на значимость, а уж название, какое громкое, но на безграмотность и неразборчивость в выборе контента указывает уже то, что в тексте бирюза названа драгоценным камнем. А далее вообще сплошная муть!
Река протяженностью более тысячи километров. Вот где-то на этой тысяче якобы существовал рудник. Когда существовал? Где? Наверно в доисторические времена, когда люди ещё не умели писать, но бирюзу уже добывали, драгоценный же камень, утверждает «энциклопедия». Можно ж обменять на шкуру мамонта, чтобы не околеть на морозе. А потом, как научились говорить местные, так сразу и название реке дали по «драгоценному» камню и на скале высекли рубилом, чтобы все знали.
Откуда эта страсть тащить на сайт края, претендующий на солидность всё, что ни попадя с Интернет-забора? Отчего такая неразборчивость? От неграмотности? От бескультурья?
НЕТ никаких упоминаний ни о разведанных месторождениях бирюзы на Бирюсе, ни о добыче, ни в исторических источниках, ни в архивных документах. Абсолютная выдумка!
Удивительно, но факт! я не нашел ни одного упоминания о добычи бирюзы вообще по всей России. А ближайшим местом добычи является южный Казахстан и Узбекистан.

Версия о добычи бирюзы на реке Бирюса, я отношу к таким версиям, которые придумываются слёту доморощенными знатоками всего и вся, не видевшие в глаза ни одной книги по топонимики, лингвистики, филологии, истории Сибири, не говоря уже об архивных документах. А из школьных учебников они помнят только титульную картинку с поединком Пересвета с Челубеем.
Сейчас таких «знатоков» бессчётно на многочисленных интернет-площадках. Они разбираются в глобальной политике, они же заправские полководцы-герои-генералы. Александр Филиппович обрыдался бы от зависти и отказался бы от титула – Великий, если бы в царство Аида протянули оптоволокно или сотовую связь.
А сколько талантливых, супергениальных финансистов! Легион! Правда, у них самих в кармане шиш на аркане. Эти же «финансисты» одновременно и эпидемиологи, они же таксисты и банщики, кардиналы и галантерейщики, которые, как известно – сила!

Владимир Семёнович когда-то пел:
«— Товарищи учёные! Доценты с кандидатами!
Замучились вы с иксами, запутались в нулях!
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях».

Как свежо, как современно звучат строки Высоцкого, когда все поголовно, в т.ч. и владельцы айфонов из последнего колхоза учОные и дОценты!


Вот ещё образцы местечкового примитивизма.
«Амонаш» – «Амон наш!».
Якобы был с таким именем местный инородческий князец, русские его поймали и заорали в неописуемом восторге во всю тайгу «Амон наш!»
Так, вы, дорогие товарищи, амонашцы, и до древнеегипетского бога докричитесь! Ужо он-то вам покажет! (Амонаш – первоначально Монашенское село.)
«Богучаны» – «Богу чаны!»
Зачем Богу ваши, богучанцы, немытые чаны с обжаренными до черноты сковородками?
Представляете картину? 400 лет назад русские первопроходцы скачут по берегу Ангары, как папуасы перед Миклухо-Маклаем, и, задрав бороды молят: «Святый Боже! Забери наши чаны, сил нет таскать, а особенно мыть!» Так отдайте их в Вилларрибу, или в Виллабаджо.
(Богучаны – первоначально Букучанская деревня, из эвенкийского языка от слова «букачан» – холм, бугор.)
Когда-то матушка моя образно и очень метко говорила: «Мох с болота собирают!»

«Она» – да ведь это местоимение – она! Река же она, не он, и не оно, что тут ещё думать?
Всё ж ясно, как Божий день! Сибирские акыны поют о том, что слышат в названиях и не утруждают себя витиеватым мыслительным процессом.

А вот ещё одна чудесно-расчудесная история в моём гротескном пересказе.
Когда-то давно-давно ходил-бродил по дремучей сибирской тайге безграмотный геолог без карт и компасов. Долго ли коротко, а вышел он на берег красавицы-реки, да спрашивает первого попавшегося небритого забулдыгу: «Это она?», «ана! ана!»* – радостно с улыбкой-щербинкой кивает головой забулдыга. И этот геолог тут же на коленке рисует карту и подписывает реку – Она.
Сказочники утверждают, что так и в газете было написано!!! Ой! А я уже и не удивляюсь.
Поедет корреспондент в командировку изучать жизнь глубинного народа. Поговорит душевно с местным знатоком всего и вся (может это тот же забулдыга, что наставлял на путь истинный допотопного геолога?), да напишет очерк о неисчерпаемых родниках народной мудрости. Работа у него такая. Заметку напечатают в газете. Местный «филолог» потом будет носиться по деревне и, тыча газеткой всем встречным-поперечным, гордо-возбужденно кричать «Аааа! Вооот! А я что говорил! А вы что? А оно вон что!»
Sic venit gloria mundi, а потом и transit…

_____________
*) Кстати в Абанском районе есть и речка Ана, приток Почета. Несмотря на то, что народ её называет Аннушка, и геолог-простофиля тут явно ни при чём, название это также происходит из языков местных народностей, и очевидно это видоизменённое «Она» – т.е. Малая река,
Образно можно сказать Ана – внучка Оны-Бирюсы.



Хандальск
«Кандалы же! Кандалы!!!», – нетерпеливые выкрики с мест.
Вот и поговорим о кандалах подробнее.

Бытует расхожее мнение, что название бирюсинского Хандальска происходит от того, что в это место якобы пригоняли каторжников, закованных в кандалы.
Ещё в советские времена в Хандальске у здания сельского совета стоял стенд, где указывался год основания села – 1666-й. Из каких источников хандальцы взяли эту дату неизвестно.
Тем не менее, год 1666-й знаковый – начало религиозного раскола в Русском государстве, связанного с реформами патриарха Никона. Потому у меня и возникло тогда ещё в советское время предположение об основании Хандальска староверами.

Когда же я начал серьёзно заниматься краеведением, но, не имея ещё опыта, достаточных знаний и достоверных архивных сведений, в одной из своих первых опубликованных работ «Абанский район» я эту версию привёл в качестве дискуссионной. Правда в дискуссию со мной никто не вступал, впрочем, не вступают до сих пор и по другим моим работам, что меня несказанно огорчает. Ибо жажду я беспощадной, нелицеприятной критики! Она, эта критика, даст возможность исправить принципиальные ошибки, если таковые обнаружатся, а это, несомненно, пойдёт во благо всему Абанскому краеведению.

Время и архивные документы, новые сведения и знания опровергли мою «младенческую» гипотезу о староверческом происхождении Хандальска и его названия от кандалов-вериг.
Как оказалось, староверческие деревни на Бирюсе в частности Луговая появились в…
Виктор Решетень, соб. корр. “Красноярского рабочего” в августе 2017 года побывал в старообрядческой деревне Луговой на Бирюсе и пообщался с дочерью основателя Луговой.

« – Наши прадеды были из зажиточных крестьян, – начала она рассказ. – Дед держал мельницу. Когда большевики взяли власть, его причислили к кулакам и расстреляли. Тятю Павла Никитовича Мартюшева, скорее всего, тоже ждала такая же участь. Чтобы спастись от неминуемой расправы, он вместе другим односельчанами, а жили они тогда на Дальнем Востоке, в дождливую и тёмную ночь перешёл границу с Китаем. Беженцы прошли пешком триста километров и обосновались в русской общине в одной из провинций этой страны. В Китае тятя познакомился с нашей мамой Екатериной Ивановной <…>.
А потом началась Великая Отечественная война, которая закончилась разгромом в Китае Квантунской армии. Пришли советские солдаты и в деревню, где Павел Никитович был старостой. Разбираться долго не стали – дали ему за это 10 лет и выслали с семьёй в Магадан.
В 1956 году судимость сняли и отправили в Тасеевский район Красноярского края. В апреле этого же года тятя с дочкой Евдокией пошли искать место постоянного проживания. С трудом добрались до Луговой, где прежде был лагерь для власовцев и бандеровцев, которых при Хрущёве отпустили по домам.
В одном из бараков для заключённых отец решил поселить свою семью.
Вскоре тятя с сыновьями срубил на берегу Бирюсы дом
Так Мартюшевы стали ПЕРВОЙ из староверческих семей, поселившихся в этих заповедных местах».
https://starove.ru/izbran/v-gosti-k-staroveram-priangarya/

В плане истории появления староверов на Бирюсе сведения получены из первых уст, от дочери основателя старообрядческого селения на Бирюсе заслуживают полного доверия.

Не единожды ездил в Луговую известный красноярский писатель Михаил Перевозчиков.
А в 2006 году в Луговой побывал корреспондент журнала «Вокруг света» Николай Муравин.
Их рассказы о поездах в Луговую подтверждаются сведениями из очерка Виктора Решетеня.
Аналогично и старообрядческое село в Прилуках на Чуне появилось только в XX веке.


Вернёмся, однако, к нашим… хандальским «кандалам».
Хандальцы считают, что с незапамятных времен, (предполагается очевидно тот самый 1666 год), в Хандальск пригоняли каторжников, закованных в кандалы, от того и название появилось сначала Кандальск, а потом неожиданно кто-то поперхнулся пельменем и Кандальск превратился в Хандальск. Даже ржавые кандалы в Хандальске кто-то из земли выкопал, как железный в прямом и переносном смысле аргумент в пользу этой версии.

В районной газете «Красное Знамя» как-то была опубликована статья «Страницы из истории села Хандальска». Вот что там пишут учители(!!!):
            «Существует несколько версий его возникновения. Одна из них гласит,
            что в 1666 году при правлении царя Алексея Михайловича в Сибирь стали ссылаться
            каторжники (кандальники), предположительно это были пугачёвцы».

Товарищи труженики мелка и указки, я безмерно уважаю ваш труд, но вам самим-то не смешно? Нельзя же так пренебрежительно относиться к истории нашей Родины!!! Неужели было так сложно открыть учебник и узнать наконец-то, что восстание Емельяна Пугачева было в 1773-1775 годах, и в правление Екатерины II?
А товарищи редакторы и редакторши районной газеты? Может уже есть смысл в наш просвещённый век, при широком доступе к архивным материалам, уже прекратить публиковать подобные перлы, да и другие замшелые "мифы и легенды нашего городка" и про князя Волконского, и про «4-х братьев-казаков» Туровых, и про якобы "самое наидревнейшее село Устьянск, основанное вороватыми казаками", и которое древнее аж самого Енисейска?


То, что в Сибирь ссылать неугодных начали практически сразу же после завоевания Сибирского ханства – факт неоспорим. Только вот этапы кандальников в сибирскую глушь не гоняли за неимением дорог. Русские только-только ещё ставили свои первые остроги по енисейской земле. Практически весь XVII век происходили постоянные стычки с местным коренным населением и с киргизскими племенами. На русские остроги степняки постоянно совершали набеги. Канский острог неоднократно сжигали дотла при нападениях. Не до кандальников было! Куда, зачем, кому их гнать в глушь, на Ону-Бирюсу, где дорог не было вовсе – пути перемещения были водными, по рекам и волокам, крестьянские деревни в один-два двора «жались» к единичным укреплённым острогам. Тут бы самим живу быть, а не этапы кандальников по дремучей тайге конвоировать.

Чтобы ясно представлять обстановку в те далёкие времена рекомендую прочитать летописи с сайта Канской городской библиотеки с хроникой событий в Приенисейской Сибири в XVII веке. http://www.kansklib.ru/kraevedenie/letopis/xvii


Так вот, изучение архивных документов XVII-XVIII веков дало убедительный ответ – единственными жителями онских деревень и, очевидно, от основания, были государственные крестьяне. И пришли они на Ону с Ангары. А на Ангару с Енисея. А на Енисей в абсолютном большинстве своем и добровольно из уездов Русского Севера.
Нет никаких упоминаний о присутствии, жительства в бирюсинских деревнях каких-либо ссыльнопоселенцев или каторжников и в XVIII веке. Нет никаких свидетельств о наличие каторги в этих местах. Ближайшая каторга была на Троицком солеваренном заводе, Тасеевской волости, и было это уже в XIX веке. Первые ссыльные в Устьянской волости, (а в неё входили в это время и онские деревни) появляются только в 20-х годах XIX века. В самом Устьянском селе, например в 1822 году, в Абане в 1825-м. 17 января 1824 году в Хандальске водворен пропитанный* поселенец**.
____________
*) пропитанный – означало не способный к труду, и не платящий подати, находящийся на попечении общества или церкви.
**) поселенец – термин исключительно обозначавший ссыльных, причём в большинстве своём, это были ссыльные по тяжким уголовным статьям, и только незначительный процент политических.


До сих пор так и нашлось ни одного «филолога», объяснившего бы нам, каким же образом якобы русское название «Кандальск» превратилось в непонятное «Хандала». Ещё можно понять и такое действительно бывало, когда тунгусское название реки или иного природного объекта русские первопроходцы переиначивали на свой привычный русский говор. И логично было бы утверждать, что это местное название Хандала превратилось в Кандальск. Однако ни в исторических источниках, ни в архивных документах, ни на картах нет никакого Кандальска. На картах конца XVIII века есть только «Хандала», позже ставшая Хандальской деревней.
А на ещё ранних картах, как я уже писал выше в оснеовной части и «Хандалы» на Оне нет, а на этом месте стояла деревня «Онская».

Кстати, в Тасеевском районе так же есть село Хандала, расположенное на речке Хандала.
Вот что написал мне в своё время, ныне покойный Николай Подобулкин, тасеевский учитель, краевед.
        «О Хандале. По одним источникам, это название из тунгусского языка и означает
        "соленая земля", либо "соленый источник", по другим из тюркского языка с тем же значением.
        В окрестностях деревни есть урочище Солонцы.
        Вполне объяснимо, т.к. в недрах района покоится
        огромный водоем с насыщенным соляным раствором, именно из него
        качали рассол и вываривали соль на Троицком солеваренном заводе.
                С уважением, Николай Подобулкин».

Как мы видим, и тасеевские краеведы отрицают происхождение топонима от слова «кандалы».
Хотя и в Тасеевском районе, как и везде, есть свои «знатоки всего», которые также бездоказательно, но упрямо отстаивают версию «кандалов».
Да вот невдомек им, что речка Хандала существовала задолго до учреждения каторги на Троицком солеваренном заводе в XIX веке.

В наших местах существовали две инородческие волости – Тасеевская и Чунская, где кочевали несколько тунгусских родов.
Подумайте же товарищи, посмотрите на карту, при таком обилии тунгусских, кетско-коттских-асанских гидронимов на карте Абанского района и за пределами его, логично же, что название «Хандала» происходит из языков народов, живших в нашей местности до прихода русских.

Как я писал в 1 части «Долгий Мост. Основание», часть коттов из наших мест ушла на юго-восток и там смешалась с бурятами. Ныне в Кабанском районе Бурятии есть улус Хандала. Жители улуса считают топоним бурятского происхождения, связанное с культовым животным – лосем.

Из книге Мельхеев М.Н. Географические названия Восточной Сибири.
      «Хандагай, Хандагайта, названия ряда местностей и сел в Аларском, Боханском, Черемховском
      и других районах [Иркутской обл.] происходят – от бурятского хандагай – лось, сохатый».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
«Ханда – река в Иркутской губернии. При устье Ханды находится Нижне-Хандинское стойбище оседлых тунгусов, занимающихся частью хлебопашеством». Не то, что ссыльных, русских поселений вообще в этой местности никогда не было.

Слово «кандалы» совершенно ясно не могло стать основой этих географических названий. Все эти топонимы существовали задолго до прихода русских в Сибирь, и тем более до появления в Сибири этапов ссыльных кандальников из России, которые действительно гоняли по Московско-Сибирскому тракту, а он, как известно, проложен и обустроен был только в XVIII веке.

В 4-м томе Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири Галины Витальевны Афанасьевой-Медведевой упоминается бурятское женское имя Ханда.
Разбирая перепись 1783 года ясашных народов Енисейского уезда, мне не раз попадалось мужское имя у тунгусов – Хандаул. Поразительное созвучие с «Хандала»!

Теперь о слове «кандалы».
Мне в документах XVII века встречались слова «колодки» и «железа», в значении оковы.
В первом случае деревянные, во 2-м железные. А вот слово «кандалы» не встречается вовсе!
Правда, в одном документе встретилось слово «кайдалы», и я, было, решил, что это банальная описка писца.
Процитирую сей документ.

РГАДА Ф.214 Оп.1 Д.817. «Сдаточная книга 7191 года (1683) воеводы Александра Петровича Салтыкова сданным им города Енисейска ключам, книгам, хлебным запасам, деньгам и разным товарам».
            (л.31об.)
             «…сорок трои железа ножные бес ключей, и с ключами двои ж,
             восмеры кайдалы железные большие и малые,
             два тагана железные…»

Ан нет! Это вовсе не описка! Оказывается в цитируемом документе именно кайдалы!
Смотрим Этимологический словарь Семёнова А.В.
             «Кайдалы — оковы, кандалы, от арабского — qajdani т.е. завязка.
             Слово появилось в русском языке в XVI в. в первоначальной форме “кайдалы”.
             Современная форма написания известна с XVIII века».

Внимание! Только с XVIII века в русском языке существует слово «кандалы»!
Так как же могло появиться русское селение в 1666 году на Оне с название «Кандальск», если и слова-то такого в русском языке ещё не существовало???

Но судя по всему ларчик, как это часто бывает, открывается совсем просто. Название «Хандала» для уже стоявшей Онской деревни на Оне-реке, как минимум с 1687 года, очевидно, было принесено значительно позже, примерно в середине XVIII века пришедшими с берегов речки Хандала (левого притока Усолки), новыми жителями. В Переписной книге 1782 году деревня ещё была записана двойным названием Онская-Хандальская, а в Исповедальных росписях Чунской Петро-Павловской церкви 1789 года она уже однозначно – Хандальская.
(Такой же случай я уже описывал в своей работе «Устьянск». Там также деревню Озёрную на Каминском озере переименовали в Устьянскую (совр. с. Устьянск) вновь поселившиеся жители из уже давно стоявшей в устье Усолки деревни Устьянской).

Ну а название речки Хандала произошло от …
В общем, эту песню можно начинать сначала, с теми же аргументами, но по отношению к гидрониму, все мои аргументы звучат ещё более весомо. Но надеюсь, я привел уже много убедительных доводов тому, что гидроним «Хандала», как и множество других названий рек в нашей местности, происходит из языков коренных народов Сибири и появились они задолго до прихода сюда русских первопроходцев.
Остаётся лишь выяснить, всё же что означало слово «хандала» в бурятском или эвенкийском языках, т.к. версии перевода разнятся.
Это конечно интересно, но в настоящем моём исследовании тема не главная.

На этом и завершаю свое повествование.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ИСТОЧНИКИ:
РГАДА фонды: 137, 214, 273, 1209.
ГАКК фонд 909.

ЛИТЕРАТУРА:
Афанасьева-Медведева Г.В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири
Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический Словарь. СПб, 1890-1907.
Копылов Русские на Енисее в XVII веке. Новосибирск, 1965.
Мельхеев М.Н. Географические названия Восточной Сибири. Иркутск, 1969.
Миллер Г.Ф. Описание Енисейского уезда в начале 1735 года.
Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 2001.


БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставление архивных материалов и источников:
Городиловой Л.М., доктору филологических наук, Хабаровск;
Родичеву С.Н., Москва;
Олегу Т., Москва;
Клопову О.А., Москва.


СПИСОК моих публикаций в Сети:
Князь Волконский Александр Сергеевич
http://terrasibiria.ru/articles/Volkonskiy/Volkonskiy.html

Абанский район
http://proza.ru/2019/01/14/161

Абан. Туровы. Новый взгляд
http://proza.ru/2020/11/10/51
и
            Абан. Туровы. Дополнение
          
Долгий Мост. 1 часть. Основание
http://www.proza.ru/2019/01/14/172
и
            Долгий Мост. 2 часть. 1903-1916
            http://www.proza.ru/2017/10/26/478

Устьянск
http://proza.ru/2021/09/25/167
и Дополнение
            Устьянск. По страницам Ревизских сказок
            http://proza.ru/2022/11/17/461

Хетчиковы из Огурчиковой
http://proza.ru/2022/07/24/671

Рукосуевы. Четыре колена Моисеевых
http://terrasibiria.ru/articles/rukosuevy/rukosuevy.html

Ношино. О первых жителях
http://proza.ru/2023/03/20/849

Забытые солдаты
http://terrasibiria.ru/articles/soldaty/soldaty.html

Загадка архивного манускрипта
http://terrasibiria.ru/articles/pochet/pochet.html



Все права защищены.
©Трощенко Н.Е., Абан, 2023.
В соответствие с Законом о защите интеллектуальной собственности,
при использовании в публичной сфере данных настоящего исследования,
указание автора и ссылка на сайт обязательны.


Рецензии
Детально! Монументально! Совершенно!

Василий Евстифеев   04.07.2023 18:53     Заявить о нарушении
Василий Петрович, ваша оценка, как соратника по общему делу высока и ценна!
Спасибо!

Николай Трощенко   05.07.2023 02:09   Заявить о нарушении
Ой, спасибо Коля! Вот это работа! Люблю читать то, что ДОКУМЕНТ, то, что АРХИВ, без всяких придумок и выдумок. Какое просветительское подспорье, кто любит писать про историю края. Спасибо! Над чем сейчас работаешь?

Владимир Милевский   11.11.2023 09:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Володя! Скоро опубликую новую работу "Забытые солдаты".

Николай Трощенко   11.11.2023 16:02   Заявить о нарушении
О-о! Как интересно! Всё жду, кто вспомнит всех, и напишет все фамилии тех, кто был репрессирован в Сталинское время из Абанского района.

Владимир Милевский   11.11.2023 17:56   Заявить о нарушении