Глава 579. Чайковский. Вторая оркестровая сюита

Петр Ильич Чайковский
Сюита для оркестра №2 до-мажор «Характеристическая»
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Евгений Светланов (дирижер)

maksimBulatov: Прекрасная сюита. Использования редких инструментов — всё на уровне. Единственный недостаток, пожалуй, эта сюита не так глубока, как Третья.

Schenia: Интересно, а что Вы имеете в виду в качестве редкого инструмента?
Совершенно стандартный состав в этой партитуре...

maksimBulatov: А звучание деревенских гармоник?

precipitato: Откуда там деревенские гармоники?

maksimBulatov: В третьей или четвертой части.

precipitato: Да нет там ничего такого.

Andrew_Popoff: Есть. Там в одном месте гобойчики с фаготами, в другом гобой с кларнетами. На гармонику совсем непохоже, но идея автора была, похоже, именно такой.

victormain: Изображал лихо. В Четвертой Симфонии, в «Евгении Онегине», в «Детском альбоме».

Andrew_Popoff: Теоретически гармошку можно очень похоже изобразить тремя кларнетами в унисон, если сделать между ними в настройке маленький нестроевич — на семь-десять Гц разницы. В народе особенно ценится «заливистый» тембр, который получается от того, что на одну кнопку идут три язычка с маленьким нестроевичем.

maksimBulatov: Доподлинно известно, что Чайковский ввел в партитуру эти редкие инструменты — аккордеоны. Это так. Возможно, Светланов и подделал их звучание, хотя тогда он меня ловко обманул!..

Andrew_Popoff: Возможно, у Вас проблемы с тембровым слухом. Такое бывает. Я встречался с людьми, которые не могли на слух отличить вибрафон от рояля.

maksimBulatov: Даже видео есть, где аккордеоны играют.

Andrew_Popoff: Хм. В партитуре третьей части действительно предусмотрены аккордеоны ad libitum. Правда, я послушал по партитуре и не услышал их в том месте, где они должны играть. Возможно, их полностью маскирует медь и дерево, а возможно, Светланов не стал их вводить, тем более, что и сам автор не настаивал на этом. Возможно, визуальный эффект от них был бы сильнее, чем сонорный.

maksimBulatov: Вообще, очень грамотно сделанная музыка. Смесь народного и консерваторского в этой сюите поражает. Запредельное мастерство, поскольку Свиридов писал, что ему очень трудно было соединить эти вещи — народность и академизм.

Andrew_Popoff: Свиридов и не соединял. Чайковский тоже. Все у него тут абсолютно академично, и близко не пахнет народным.

victormain: А какое слово по-французски использовано для аккордеона? По-итальянски, например, аккордеон — armonico, почти русская гармоника. Тут нет ли путаницы?

Andrew_Popoff: Вроде, accordeon. В нотах на первой странице третьей части.


Рецензии