Неправедный оклад. Продолжение 2

         Наш клиент был, как и подобало в данной ситуации подавленным, сидел за своим столом. Но пока еще, видимо, до конца не осознав, что произошло.
-        Старший следователь ……,-  махнул я у него перед лицом своей красной корочкой, - Вы подозреваетесь в получении взятки. Сейчас в присутствии понятых мы произведем некоторые следственные действия. Если желаете добровольно выдать полученное, закон предоставляет Вам такую возможность, так что можете ею воспользоваться.
         Голова господина заместителя мэра, в миру господина Виноградова, окончательно утонула в плечах. Он отрицательно покачал головой. Видимо, это означало, что ни к чему такому он не причастен.
       Не знаю как проходило само задержание, но помятым Виноградов не выглядел, разве что ошарашенным. Над ним возвышался Юрий Владимирович, успевший переодеться в походный камуфляж. С закрепленной  рацией на груди  выглядел он браво. Призвав понятых быть внимательнее, я приступил к обыску, который не занял у меня много времени, так как искомый конверт, в который мы паковали помеченные купюры, обнаружился уже в первом же открытом мною ящике письменного стола.
-      Ваше? – для проформы спрашиваю я.
       Виноградов испуганно вздрагивает и мотает головой.
-      Хорошо, - отвечаю я, цепляя пинцетом найденный конверт, и кладу его перед нашим фигурантом на столешницу.
       Тот глядит на конверт, словно он превратился в живую змею. На секунду мне стало страшно, что он сейчас схватит его и запихнет в рот, что сулило применение к нему физической силы, а шуметь не хотелось. И так при захвате перепугали весь многочисленный отряд местных чиновников. А что можно еще подумать, когда по коридорам твоего учреждения несется вооруженный спецназ и вламывается в кабинет не последнего человека. Поневоле станешь предполагать, не по всей ли стране такая ситуация началась. Вдруг на верхах решили изничтожать уже не сам народ, а чиновный люд.
        Киваю криминалисту. Тот в резиновых перчатках ловко открывает конверт и раскладывает наши купюры по столу.
-      Откуда в Вашем столе этот конверт с деньгами? – казенно интересуюсь я, готовясь заносить ответы в протокол.
-      Не знаю…Подбросили, наверно...,- мычит Виноградов, лицо его начинает багроветь.
-      Всем бы так везло…,- бормочу я, записывая ответ.
       Внимательно смотрю на лицо задержанного, как бы в обморок не грохнулся или инсульт не поймал. Относительно крепости его здоровья информации у меня не было. Но вроде ничего, он расстегивает ворот, отпуская галстучный узел, начинает дышать ровнее. Тем временем криминалист освещает своим приборчиком купюры, которые светятся лягушачьим светом в ультрафиолете. На ряде купюр виднеется надпись «взятка». Не давая опомнится Виноградову, спрашиваю:
-      Вы пояснили, что деньги не Ваши. Вы видите их в первый раз?
-      Да. Впервые вижу! – уже бодрее отвечает он.
       Прошу его вытянуть руки. Криминалист светит на них прибором. Естественно и руки его зеленеют на манер тех же лягушачьих лапок. На лицо Виноградова жалко смотреть. Фиксируем все, что нужно при задержании на взятке с поличным. После этого спорим с Юрием Владимировичем насчет того, как выводить задержанного из кабинета в наручниках или нет. Юрий настаивает, чтобы руки взяточника были скованы, дабы служивый люд видел карающую длань правосудия. Я полагаю, что он и так никуда не денется, а вывод в наручниках просто киношный прием, но мой коллега по операции настойчив, и я уступаю. Виноградова уводят. Тут Юрий Владимирович кивает на смежный кабинет, где оказывается с серым от страха лицом сидит молодая женщина моих примерно лет.  Я вопросительно смотрю на представителя КГБ.
-      Сотрудница Виноградова, работала с документами по фирме заявителя.
       Подхожу к полумертвой от страха мадам, прошу паспорт, изымаю его, предлагаю проследовать с нами.
       На выходе из мэрии, когда наша команда начинает рассаживаться по автомобилям, просто физически чувствую прожигающие взгляды изо всех окон учреждения.
     Внутри машины распределяю порядок работы:
-    Я с задержанным в ИВС (изолятор временного содержания – Прим. Авт.) . Сниму первичный допрос. Пусть кто-нибудь из твоих орлов с этой Ириной Владимировной поработает…
-    Что ж я сам не могу что-ли? – обиженно произносит Юрий Владимирович.
-    Да, господи. Как хочешь! Когда целый полковник КГБ допрашивает это должно быть страшно… Насчет задержания не стесняйся. Будет юлить, 122-ую  (задержание на 48 часов) сразу же выпишу!

     И вот снова я в том же следственном кабинете изолятора, где вчера допрашивал насильника Червякова. Теперь передо мной, не урка с незаконченным средним, а до сегодняшнего дня вполне состоявшийся человек. Лицо его уже приобрело нормальный окрас.
-    Ну что ж, гражданин Виноградов, взяты Вы, как говорится  с поличным, в связи с чем и первый вопрос. Признаете свою вину в получении взятки? Я понимаю, в момент задержания сгоряча всякие мысли в голове проносятся. Сейчас уже на более-менее холодную голову, может, сложилось у Вас иное мнение о случившейся ситуации? Про чистосердечное признание и смягчение им вины, наверное, знаете?
-    Знаю. Дело в том, что этому коммерсанту, ну который регистрировал свое предприятие… Ему ранее правомерно отказали. Мне жалко его стало, и я переделал его документы. Я же делал это во вне рабочее время, поэтому естественно за плату. Я еще раз подчеркиваю, те деньги, что Вы обнаружили, это не плата за регистрацию предприятия, а вознаграждение за мою внеурочную работу за составление учредительных документов. Они мною составлены, естественно, правильно, поэтому вторичная регистрация прошла успешно.
-    Неплохая версия, для сочиненной на ходу, - резюмирую я, - чувствуется юридическое образование. Все ж таки на должность заместителя по юридическим вопросам без соответствующего опыта и образования не ставят.
-    Да, Вам в это трудно поверить, я понимаю, но это было действительно так, - пряча глаза, стоит на своем Виноградов.
-    Ага, а потом «благодарный» предприниматель, которого задушила жаба за это Ваше вознаграждение, решил сэкономить и пошел стучать на Вас в органы. Так?
-    Наверное, но об этом лучше у него спросить.
-    Да уж спросили, как Вы догадываетесь. Ладно, запишу эти показания. Вот что еще, мы оба юристы. Но плоскости у нас разные, и в уголовно-применительной практике есть свои особенности. Вы же понимаете, что если бы мы принимали на веру все версии подследственных, то ни одно дело не доходило бы до суда. Впрочем, ваше право. Сейчас Вас отведут в камеру, а завтра мы продолжим общение. Хотя не исключаю и того, что завтра Вам предъявлю первичное обвинение.
-    Как в камеру? – вздрагивает Виноградов, - Есть же подписка о невыезде и обязательство о явке, насколько я помню.
-    Конечно, есть, - соглашаюсь я, - но выбор меры пресечения это моя прерогатива, а тяжесть преступления позволяет применить к Вам арест до суда. Ибо меня ваши версии о чиновничьей доброте и жалости к заблудшим предпринимателям не устаивают.
     Жму кнопку вызова конвоя. Растерянного и подавленного Виноградова уводят  в том же  костюме хорошего покроя, в котором он был на работе. Сейчас  встретят его в камере различные там Червяковы, которые конечно будут корчить перед ним «грозных» уголовных авторитетов.
      Сам же я направляюсь в отдел КГБ, ведь надо узнать, что поведала чекистам наша мадам .

-     Аж пять листов уже исписала! – встречает меня радостный Юрий Владимирович, У них это дело на широкую ногу было поставлено, как только юридическому отделу отошла функция регистрации негосударственных предприятий.
-     Что даже в потолок стрелять не пришлось? – шучу я, изучая собственноручные показания Поповой, - Ага, неплохо, давай ее сюда.
-     Ну, что ж Ирина Владимировна, - обращаюсь к вошедшей в кабинет соучастнице Виноградова - ситуацию я понял, значит, десять предпринимателей Вы с Виноградовым развели? Похоже, всю правду Вы поведать даже представителям гос.безопасности не захотели. Дело в том, что Ваш босс, а ныне гражданин арестованный, тоже не молчит как Зоя Космодемьянская. И по его словам выходит, что Вы, Ирина Владимировна, принимая и выдавая документы, придумали эту схему, а потом и убедили его заняться вымогательством взяток, умышленно «зарубая» регистрацию предприятий по документам, поданным предпринимателями самостоятельно. Долго его убеждали и наконец-то склонили к нарушению закона. Так что мы имеем в данном случае Вас как организатора преступления, в связи с чем полагаю препроводить Вас в камеру, учитывая Вашу , более серьезную  роль в содеянном…
-   Как ?! Я организатор! Кто кого еще убедил! Как он мог так сказать? Неужели в тюрьму?! – глаза у нее сразу повлажнели.
     Пока соучастница не успела еще дать рев в полную силу, я попросил выдать ей еще бумаги и отправить дополнять уже написанные показания.
-    Что Виноградов раскололся? Ну, ты, Юрич, даешь! – восхитился Юрий Владимирович.
-    Ага, как в той передаче. Я расколю его с трех ударов. А я попробую с двух, - ответил я, - да нет еще, конечно. Дурака включает. Сейчас мадам закончит сочинение, и мы с явной неохотой отпустим ее домой. Только ты ее предупреди, что всемогущее КГБ теперь за ней будет следить круглосуточно. А завтра Виноградов поплывет как миленький. А нет, хай, едет в Кресты.
-    Ну ты даешь! На арапа ее, значит, взял, добро! – засмеялся чекист.
 -   Ага, завтра будет день, будет и пища, а после мадам, я полагаю можно сегодня и по домам, а? Надоели они мне до смерти…

                Продолжение следует


Рецензии