Пушкин. Как его убивали. Критики

Первым кто выстрелил в Пушкина из лагеря либеральной проф. критики был Г.В. Белинский.Мы уже терли толки бестолковщины о том, что Белинский заявил, что Пушкин как поэт если и не помер, то обмер. В газета "Молва" в 1834 году в статье «Литературные мечтания» Г.В. заявил, что «Пушкин умер или, по крайней мере, обмер на время».

Для современников Пушкин 1830-х годов не казался таким великим писателем, как для нас сегодня. А после публикации «Повестей Белкина» многие критики, писатели и журналисты считали, что Пушкин «исписался».

Белинский В. Г. в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) повторил свое убеждение о литературной кончине поэта Пушкина и оставлении им трона цехового Зала Славы русского Парнассуса:

«Но какой же общий результат выведу я из всего сказанного мною?
Что такое г. Гоголь в нашей литературе? Где его место в ней? Чего должно ожидать нам от него, от него, еще только начавшего свое поприще, и как начавшего?
Не мое дело раздавать венки бессмертия поэтам, осуждать на жизнь или смерть литературные произведения; если я сказал, что г. Гоголь поэт, я уже все сказал, я уже лишил себя права делать ему судейские приговоры. Теперь у нас слово «поэт» потеряло свое значение: его смешали с словом «писатель».
У нас много писателей, некоторые даже с дарованием, но нет поэтов. Поэт высокое и святое слово; в нем заключается неумирающая слава! Но дарование имеет свои степени; Козлов, Жуковский, Пушкин, Шиллер: эти люди поэты, но равны ли они? Разве не спорят еще и теперь, кто выше: Шиллер или Гёте? Разве общий голос не назвал Шекспира царем поэтов, единственным и несравненным? И вот задача критики: определить степень, занимаемую художником в кругу своих собратий.
Но г. Гоголь еще только начал свое поприще; следовательно, наше дело высказать свое мнение о его дебюте и о надеждах в будущем, которые подает этот дебют. Эти надежды велики, ибо г. Гоголь владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким.
По крайней мере в настоящее время он является главою литературы, главою поэтов; он становится на место, оставленное Пушкиным.
Предоставим времени решить, чем и как кончится поприще г. Гоголя, а теперь будем желать, чтобы этот прекрасный талант долго сиял на небосклоне нашей литературы, чтобы его деятельность равнялась его силе. «

Ни один поэт на Руси не пользовался такою народностию, такою славою при жизни и ни один не был так жестоко оскорбляем" - писал В. Белинский в 1834 году в той же статье "Литературные мечтания".

Наиболее резкие выпады против Пушкина приписываются именно Белинскому, который объявил о "падении таланта" поэта и конце пушкинского периода русской литературы уже в своей первой статье:
"Тридцатым годом внезапно оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние" [Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: АН СССР, 1953-1959. Т. 1. С. 87].

Яростные нападки и отрицание Н. Надеждиным Пушкина в конце 30-х годов уже не имели никаких границ, и, не имея возможности выступить против него печатно, в письмах Белинский дает волю своему негодованию и бешенству. "Гадкими и подлыми недоумочными гаерствами" [Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: АН СССР, 1953-1959. Т. 2.  C. 132] назовет он выпады Надеждина против Пушкина. "...плоско, безвкусно, трактирно, кабацки. Что он написал о "Полтаве"! Поверишь ли, что в этой критике он превзошел в недобросовестности самого Сенковского. <...> Его можно опозорить, заклеймить, и только глупое состояние нашей журналистики до 1831 года помогло этому человеку составить себе какой-то авторитет", - пишет он, например, К. Аксакову [Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: АН СССР, 1953-1959. Т. 1.  C. 131]


Рецензии