Мы рождены, чтоб сказку сделать былью?

Из замечательной сказки  Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» я хочу напомнить вам не прелестную корзинку с подснежниками, преподнесенную капризной принцессе на Новый год, а пару шуб на собачьем меху. Помните, как зловредные мачеха и ее дочка, выследив падчерицу, попадают на полянку, где у костра сидят двенадцать месяцев? Как они, околевая в пургу, вымолили у волшебника с жезлом по шубе? А когда он одарил их столь необходимой одежкой, начали перепираться, брехать и лаяться так остервенело, что… превратились в собак.
 
То есть метафора – реализовалась, с чем мы сплошь и рядом сталкиваемся в устном народном творчестве.
«Не пей, Иванушка, из козьего копытца, козленочком станешь…»
«Ах ты грубиян, быть тебе медведем, и ходить в медвежьей шкуре до той поры…»
«Глядь, среди кипучих вод лебедь белая плывет!» - и мы будем наблюдать, как она Гвидона то в комара обратит, то в муху, а потом и сама обернется красавицей, месяц под косой блестит, а во лбу – звезда горит!
 
Слушать сказки со всеми этими чудесными перевоплощениями, гиперболами, иносказаниями и действенными метафорами – огромное наслаждение! А уж народный театр, где и курочка Ряба приласкает плачущих деда и бабку, и коварная лисица слопает колобка, задурив ему голову лестью, и волк, опустивший хвост в прорубь…
 
Нет, я не хочу лишать вас наслаждения, самим припомнить множество сюжетов, заманчивых для повторения приемов и для нынешних актеров! Да не в ТЮЗе, а в самом что ни на есть взрослом Современнике, где красавица Марина Неелова сыграет бедолагу чиновника, у которого украли шинель, а…
Постой, Люся, не торопись. Прежде чем явиться в театр, народная фантазия поиграла всеми красками на страницах мировой литературы. Нет, я не буду тут нанизывать сюжеты с перевоплощениями и переменами лик на личины. Достаточно вспомнить Франца Кафку, который написал совершенно дикое «Перевоплощение», рассказ, в котором заработавшийся до невменяемого состояния Грегор Замза превращается в жука. Просыпается человек – и встать не может!
«Лежа на панцирно-твердой спине, он видел…свой коричневый, выпуклый, разделённый дугообразными чешуйками живот… ножки беспомощно копошились у него перед глазами»
Почитайте, у кого еще руки до него не доходили, он, говорят, был большой любитель Гоголя! Да вся мировая литература танцует от русской!)) Но я сейчас не об этом.
«Превращение» Кафки было поставлено в театре им. Вахтангова, актеры признавались, что они, начитавшись всякого литературоведения, так и не поняли смысла фантазий Ференца, решили «просто оставить представление о чуде!»
 
И правильно. Но ведь как в каждой сказке превращение дает читателям посыл-нравоучение, так и в этом рассказе Кафки оно считывается, особенно когда понаблюдаешь за семьей тунеядцев, которых этот работяга-жук кормил. Они ведь больше всего обеспокоены не состоянием сына и брата, а тем, что он не сможет ходить на службу и кормить их, как было до того!
 
Ах, пока творческие фантазии ограничиваются театром, представлениями и песнопениями, картинами-декорациями Васнецова или Пикассо, все совершенно замечательно. Но ведь мы рождены, «чтоб сказку сделать былью»! Летать под облаками, носиться по городам и весям быстрее, чем бегают сапоги-скороходы, под шапкой-невидимкой наблюдать, кто там входит и выходит в подъезд или нарушает правила дорожного движения.
 
Воплотили. Но фантазии творческого люда не знают предела! Вот уже Чуковский пишет о чудесном деревце, на котором растут башмаки всех фасонов и расцветок, а Мичурин, неустанно хлопоча в саду, прививает рябину к вишне, яблоню – к груше, получает сказочные ни на что не похожие плоды!
Кто самый умный, торопится мне подсказать, что рядом со сказочниками живут ученые, люди серьезные и пытливые. Очень быстро в лабораториях рождаются генно-модифицированные растения и животные, С ЗАДАННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ!
Разумеется, может получиться какое-нибудь злаковое растение, не терпящее рядом с собой сорняков, а может вылупиться и мощный борщевик, который вырвется из-под власти людей и пойдет гулять по полям и болотам!
 
Я сейчас о другом. Человек посягает на прерогативу Бога, сначала вроде шутя, в сказочных и художественных фантазиях, а потом и всерьез, перекраивая то, в чем он не очень смыслит, на авось и наугад.
 
Превратить чудовище в  прекрасного принца? Легко, да хоть в красавицу! И вот уже хирурги своими скальпелями срезают с пуза бабы лишние складки, закачивают гель и раздувают грудь или задницу, пухленькие губки с полотен Ватто становятся обязательным стандартом – и раздуваются на физиономиях современниц до уродливых размеров.
 
Но почему только ножи? А если опять же в лабораториях похимичить, можно ведь еще в утробе матери подправить облик и пол еще не рожденного отпрыска! Или повторить, скопировать того, кто уже себя проявил на этой грешной земле. Помните опыты с овечкой Долли?  Хитроумные китайцы, говорят, нечто такое сотворили, подправили …в утробе, детки родились, а ученого, который над этим потрудился, на всякий случай …посадили в тюрьму. Чтобы другим неповадно было.
 
Но цивилизованный Запад, остановить уже некому! У них параллельно лабораторным опытам вовсю работает социальная инженерия: внедряется в умы идея о переделке человеческого материала – и перестает быть крамольной. И уже нет границ для диких фантазий: не только мальчиков в девочек, но и любого пацана – в кобеля, а девочку – в сучку. Или в мышку (не компьютерную!), гигантскую, меховую, бессловесную.
 
Они всему этому напридумывали названий, на все эти преображения работает гигантский дизайнерский бизнес, превосходящий бюджеты Голливуда. Да что такое все эти «ужасники», по сравнению с тем, что можно увидеть на улицах Торонто, как толстая баба меланхолично выгуливает на поводках двух рычащих и скачущих на четырех конечностях пацанов, в собачьих масках?! Увидишь такое – и про сон забудешь.
 
Борщевик… А вот как пойдут гулять по городам и весям Носы, прыгающие, как мячики, глазки, загребущие руки??? Раскройте книгу Кафки: в одном рассказе он мечтает стать индейцем и промчаться по прериям на лихом мустанге, а в другом, измученный шумом, хочет превратиться в змею, приползти в комнату к сестрам и…
 
«Остановитесь!» - Кричу я словно в диком сне, но, как и во сне, – звук получается беззвучным, ноги бегут на месте, а небеса рушатся и рушатся прямо на мою бедную голову. Джин из бутылки выпущен, ящик Пандоры – открыт, сказка к моему ужасу выдумана безответственными людьми, чтобы стать былью.
 
Я на эту тему писала и стихи, и прозу, вот один такой под заголовком «Автора! Автора!» сейчас вспомню:
 
От этих, генно-искаженных,
червяк шарахнется и муха отлетит,
а ведь стройны, сильны и хороши на вид,
на лес стеной идут, девятый вал,а не прилива волны!
 
Кто сочинял их с трепетом творца,
в характер заложив сопротивление?
Кто смог такую силу проницать,
на собственное положившись озарение,
и проявив недюжинное рвение?
 
В тиши лабораторной он творил,
или гремели марши и прелюдии,
с приятелем поспорив, на пари,
по указанию административных судей?
Гадать – бессмысленно, не будем.
 
«Вегетативно, (от Адамова ребра!)
лист упадет – вопьется тотчас в почву,
и корень пустит, видится воочью,
как стебель в рост пошёл… et cetera…
Сравним прибавку к вечеру – с утра.
 
Спираль подкрутим, перемножим гены,
ого, самозащита как крепчает,
гляди, бледнеет, дохнет саранча,
и сорняку  - как будто яду в вены.
 
Как камуфляж – прозвание попроще,
ну, скажем, пусть он будет Борщевик.
Нет! Не входите в эти рощи,
он к панибратству не привык!»
 
Как у людей сложатся отношения с вышедшими из-под контроля монстрами – предсказать никто не может, по-моему, всё это происки дьявола.


Рецензии