Сорок девятый

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ


                СОРОК ДЕВЯТЫЙ.
                (миниатюра)

Сегодня утром Валерий Павлович встал не в духе. Он долго крутился в постели, а потом, не дожидаясь пробуждения жены, ушел на кухню. Здесь он сам приготовил кофе и не позвал супругу к столу. Нет, они не поссорились и причин для обид не было, такому настроению послужила телепередача новостей, а точнее репортаж с фронта…

Вчера Валерий Павлович и его жена Мария Ивановна, как обычно, расположились у телевизора, чтобы послушать вечерние новости. В репортаже с передовой им показали уже немолодого бойца с позывным «49-й», и это и вызвало у супругов тему для обсуждения.
- Наверное, это его год рождения, - высказала свое мнение жена.
- Не может быть, - усомнился Валерий Павлович, - я пятьдесят шестого... Получается, что ему уже семьдесят четыре года?
Мария Ивановна промолчала, а военкор подтвердил ее версию.

Валерий Павлович был потрясен поступком пожилого воина и, не переставая восхищаться его силе духа, вдруг заявил:
- Завтра пойду в военкомат и пусть меня отправляют на фронт!..
Мария Ивановна ухмыльнулась и спросила:
- Тебе сейчас вещи собирать или еще успеем?..
        - Я, между прочим, шофер первого класса и в армии служил военным водителем! – Ответил Валерий Павлович и продолжил рассуждать. – А, что? Буду ребятам снаряды на передовую подвозить.
- Ой, угомонись, - осадила его жена, - из тебя сейчас военный водитель, как из меня балерина. Ты свою машину не можешь до ума довести - то спина болит у тебя, то коленки, а он на войну собрался…
Мария Ивановна обняла мужа и попросила:
- Давай лучше съездим в деревню мать проведаем. Мы уже два месяца, как не были... Возьмем такси, а машина твоя пусть постоит до лучших времен. Тебе тяжело с ней возиться, я же понимаю.
Валерий Павлович согласился, и вскоре супруги легли спать. Не знаю, о чем думала Мария Ивановна перед сном, но ее муж еще долго размышлял над поступком бойца с позывным «сорок девятый».
- Вот это мужик! – Восхищался Валерий Павлович, - не то что я, то у меня здесь болит, то там, а ведь он старше меня на семь лет.
Он, конечно, мог оправдаться перед собой, мол, перенес инфаркт и все такое, но ему нравилось уличать себя в слабости, и он решил:
- Завтра соберу карбюратор и поедем к матери в деревню.

Утром, после завтрака, он остался верен себе и ушел в гараж.
К его удивлению он быстро справился с ремонтом, и его старенькая «Нива» ожила. Двигатель отсчитывал обороты, а Валерий Павлович, примостившись у верстака, прислушивался к своему телу. Ему не нравилось, как стучало сердце и, как пульс барабанил в висках.
Он почему-то опять вспомнил репортаж с передовой и подумал:
- А ведь «49-му» там нелегко и отдыхать ему некогда.
Валерий Павлович вдруг представил себя на его месте и заявил:
- Надо ехать, меня там ждут…

Через три часа они с женой уже были в деревне. Несмотря на боль в груди он доехал до места назначения и его, конечно, ждали… Обратный путь для Валерия Павловича оказался намного сложнее. Мало того, что стояла духота, так еще у машины спустило колесо. Поменять его на запаску, для него стало настоящим испытанием. Не держала спина, сильно болели коленки, а сердце выскакивало из груди…

Только к вечеру супруги добрались до дома и только на диване Валерий Павлович мог расслабиться и вздохнуть с облегчением.
- Я доехал, я смог, - произнес он и прикрыл глаза.
В голове сразу же закрутились фрагменты военного репортажа; окопы, бронетехника и боец с позывным «49-й». Валерий Павлович потер глаза, и картинки поменялись. Теперь он видел пробитое колесо, проселочную дорогу, мать – старушку и заплаканное лицо жены. Потом все исчезло, больно кольнуло в груди, и он погрузился во тьму.

Валерий Павлович не умер. У него случился инфаркт, и сейчас, спустя время, в палате для тяжелобольных, он разговаривал с женой.
- А ты знаешь, Мария, - рассказывал он, - в последнее время я часто думаю о бойце с позывным «49-й». Ты помнишь этого человека?
- Да, сильный мужик, - произнесла Мария Ивановна и спросила:
- А ты никак на войну собрался?
Валерий Павлович улыбнулся и ответил:
- Вот немного подлечусь и пойду в военкомат.
- Ладно, - согласилась жена, - выздоравливай, вместе и пойдем…


Рецензии