Молчун

Ноябрь. Первый снежок падал на теплую землю и таял. Игнат Чуланов, отслужив в армии положенный срок, демобилизовался, возвращался домой. Проследовал по знакомым с детства тихим улицам своего рабочего поселка. Вот и отчий дом. Вошел во двор и услышал короткое собачье предостережение «Стой». Любимый пес, сидя на цепи, внимательно разглядывал вошедшего.
– Гор, родной мой, не признал!
И животное по голосу узнало хозяина. На радостях пес прыгал на грудь, лизать руки. Как давно они не общались, не мудрено и забыть.

 На двери дома висел замок. Понятно. Родители на работе. Отец, Михаил Николаевич, квалифицированный специалист работал рамщиком на одноэтажной лесопильной раме, а мама, Мария Тимофеевна, на том же лесозаводе, оторцовывала на станке доски, отпиливала бракованные торцы. Поискал ключ, он лежал на обычном месте.

Заходить домой одному не хотелось. Двор дома чисто подметен, отец, как всегда, следил за чистотой. Сбросив рюкзак на крыльцо, пошел смотреть скотину. В сарае хрюкала, скулила прожорливая свинья. Ясно, семья зимой будет с мясом. Корова Милка жевала душистое сено в теплом стойле. Рядом за загородкой, вытянув любопытные мордочки в сторону вошедшего человека, ютились две овцы. В курятнике, огороженном сеткой, бродили куры под приглядом петуха. Заглянул в огород, где обычно выращивали картофель, морковь, свеклу, капусту, огурцы. Там было пусто, все уже убрано на хранение. Все, как и год назад.

Игнат вошел в пристройку к сараю. В этом месте оборудована его летняя рабочая комната. Стены оклеены веселыми обоями, стоял дощатый стол, кресло, сделана лежанка и полки для книг. Недавно мама здесь, видать, провела уборку, все чисто, как всегда, опрятно. Словно он и не уходил отсюда. Книги на полке стояли в том порядке, как их оставил. Справочники по школьной математике, по физике. То были его любимые учебные предметы. На отдельной полке стояли книги художественной литературы: Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, стихи С.А. Есенина, Н.А. Некрасова, Е.А. Евтушенко, здесь же был учебник по нотной грамоте, а в уголке на табуретке покоилась гармошка, хромка. На гармони раньше играл отец, но со временем интерес его к игре притупился. Навыки стал осваивать сын. Сначала мелодии подбирал на слух, а потом заинтересовался нотной грамотой.

 Бывало, в этой комнате собирались школьные друзья Даша и Денис, под гармошку пели песни «Луч солнца золотого», «Маруся», «Под небом голубым» и другие. Как это было здорово. Друзья после школы поступили учиться в лесотехнический университет в Екатеринбурге. Грызут новые науки и надеются получить степень бакалавра. Вот, только где будут работать? Вообще-то, на здешнем лесопильном заводе все руководящие должности инженерные. Раньше ведь университет выпускал инженеров технологов. Это они сейчас работают на должностях, начиная от мастера до начальника цеха, директора.

Игнат долго думал, чем будет заниматься после школы. Степень бакалавра ему не нужна. Работа менеджера по продажам не подходила. Это заключать договоры о продаже продукции, следить за их исполнением! Нет это не для него. В школе учился хорошо, но всегда существовала проблема общения особенно с незнакомыми людьми, да еще в больших компаниях. На школьных праздниках его друзья веселились, громко разговаривали, хохотали, а он чувствовал себя неуютно. Ему уделяли повышенное внимание, пытались разговорить, нет, все равно ощущал себя лишним в этой компании и нечаянно оказывался где-то в уголке, откуда незаметно молча наблюдал за ходом событий. В такие минуты он был подозрительным, выдумывал, что друзья осуждают его поступок, обижался и на себя, и на друзей, но ничего не мог с собой поделать. Ну, он родился таким. Друзья прозвали его молчуном.

   Вспомнилось детство, школьные годы. В эту комнату частенько прибегала Даша.
– Игнат, помоги разобраться с задачкой по математике.
У Игната это задание давно решено и начисто записано в тетрадь. Помощник старался разобрать условия задачи так, чтобы Даша сама смогла найти решение.
– Удивительно, как это у тебя получается, – восхищалась девушка, – а я сколько времени продумала, оказывается, вон как, просто.
– Даша, какие ты стихи написала? Почитай.
– О, нет, я ведь так, балуюсь, – смущенно отнекивалась девушка.
– Мне, вот, недавно попали стихи Антонины Баевой, – сказал Игнат:
«Я не даю душе своей лениться,
Ей каждый день – соломенная веха,
На перепутьи чтоб не заблудиться,
И как домой прийти к успеху».
Заметь, как здорово, «каждый день – соломенная веха». Надо же так изловчиться, чтобы найти нужные слова.
– А мне нравится Евгений Евтушенко, – отвечала Даша:
«Со мною вот что происходит:
Ко мне мой старый друг не ходит…»
Чувствуешь, сколько грусти, тоски в этих словах.

Вот так стихи, стихи, а время-то быстро бежит. Пора домой, и Даша убегает. Так неприметно в отношениях молодых людей сложилось увлечение, а может быть даже первая школьная любовь. Уходя на службу в армию, парень не решился объясниться с девушкой, но имел виды на нее. Убеждал себя, если любимая дождется, то после возвращения будет просить ее руки. С такой надеждой служил в армии. Но с Дашей что-то произошло. В последние полгода перестала отвечать на письма.

Неожиданно раздался скрип калитки и радостный возглас матери:
– Игнат, ты вернулся? Где ты?
– Здесь я, мама. Здравствуй, – парень торопливо вышел из своей комнаты и поспешил в объятия матери.
– Здравствуй, сынок! Мы тебя ждем. А я гляжу, рюкзак на крылечке, догадалась, ты вернулся. Сейчас отец придет, радость-то какая. Пошли в дом, сейчас стол накроем, посидим, вспомним былое. Вижу, ты здоров, – она говорила и говорила, словно спешила пересказать все, о чем думала и переживала в течение минувшего года. А думы были разные. Знала, ее ребенок особенный, ему трудно с незнакомыми людьми. Могли ведь и обидеть, не случайно говорят о дедовщине, в армии. Сыт ли, тепло ли одет.
– Мама, да ты успокойся. Расскажи лучше, как твое здоровье?
– Да что мне сделается! Некогда собой заниматься. Смену на работе отстою, да столько же по дому хлопочу. Отец, вот, стал сдавать. Боль в коленках его мучает. А на работу надо ходить. До пенсии-то еще далеко. Ну, да об этом потом. Дай-ка я на тебя посмотрю.

Она отошла, окинула взглядом сына. Перед ней стоял мужчина, уже не мальчик, высокий, худощавый, видать в отца. Темные волосы на голове коротко острижены, а глаза те же родные с зеленой роговицей. Руки жилистые, кисти узкие.
– Мой сын! Пойдем в дом, буду за тобой ухаживать.

Отец, вернувшийся с работы, еще с порога угадал праздничное настроение. С широко расплывшейся улыбкой на лице подошел к сыну, крепко обнял, расцеловал, не скрывая своего волнения:
– С возвращением, сынок.

Семейный ужин с разговорами и расспросами затянулся до полночи. Улучив минутку, Игнат спросил:
– Мама, ты что-нибудь слышала о Даше?
Мать давно догадывалась о непростых увлечениях сына Дашей, пыталась больше узнать о жизни девушки.
– Игнат, так ведь она учится в Екатеринбурге. Летом приезжала к родителям на каникулы. Здесь ни с кем не встречалась. Не знаю, что тебе и сказать, она теперь ведь городская.

Ночью Игнату приснился сон. Будто он стоит на крылечке, а через калитку во двор вошла Даша с младенцем на руках.
– Даша, здравствуй, проходи в дом, – но девушка стояла на месте, отказываясь мотала головой.
– Даша, ты что-то хотела, зачем пришла? – Девушка молчала.
– Это твой ребенок, кто его отец?
Так она и стояла, а глаза ее, глаза излучали тоску.

Игнат неожиданно проснулся, долго лежал и думал, к чему бы такой сон приснился. Больше уснуть не мог. Только лежал, дремал. А утром сообщил родителям:
– Папа, мама, я с ружьишком погуляю по лесу, дойду до охотничьей избушки, переночую, не теряйте. В лесу мне жить легче.

За поселком сразу начиналась уральская тайга, массив хвойного леса, беспорядочно растущих елей, сосен, пихты, лиственницы, кедра. Кроны деревьев устремились высоко ввысь, ближе к солнцу. Под напором ветра они качались, шумели. Внизу ветра нет, тихо. Больные деревья, не выдерживали внешней нагрузки ветра, падали. Которым повезет, так достигали земли, здесь гнили, превращаясь в труху. Другие стволы при падении цеплялись за соседние деревья. Так и стояли, ждали случая упасть окончательно.

Игнат шел еле приметной тропой. Сибирская лайка Гор бежал впереди. Пес насиделся дома, лесные запахи будоражили его. Бегал от одного дерева к другому, лаял, заметив белку. Но хозяина почему-то эти зверьки не интересовали.

Неожиданно вдали леса раздался выстрел. «Что это, неужели охотники промышляют?» Следом еще один выстрел. Игнат остановился, пытаясь разглядеть, что там происходит. И увидел, из-за деревьев показались люди, они махали руками и двигались ему навстречу. Молодой мужчина, юношеского возраста при ходьбе опирался на палку типа костыля. Другой, среднего возраста, нес рюкзаки, поддерживая молодого. Игнат стоял с любопытством разглядывая незнакомцев.

– Здравствуйте, молодой человек. Беда с нами приключилась, мой проводник попал в капкан, нога ранена, да к тому же мы заплутали. Идем, кажется, не туда.
– А вам куда надо? – полюбопытствовал Игнат.
– Вообще-то мы вышли из деревни Коткино.
– У-у, куда вы умотали. Ну, что делать, придется вам помогать. Предлагаю поступить так, здесь поблизости есть охотничья избушка. Печка, лежанка, еда. Потихоньку доберемся, отдохнете, а завтра отправимся в поселок, может быть за лошадью, а может и своими ногами. Согласны? Зовите меня Игнатом.
– Мое имя, Степан Кузьмич, я учитель средней школы в Коткино, а потерпевший – Илья, мой племянник.

Учитель был пожилой среднего роста, коренастый, на его лице было написано, что человек занимался умственным трудом. От радости неожиданной встречи с Игнатом много говорил. Илья, скорее всего школьник, был не ходок. С трудом, опираясь на костыль, прыгал, щадя раненую ногу. Игнат взял один рюкзак у учителя и сказал:
– Потерпите, здесь не далеко.

Через некоторое время люди вышли на освещенную поляну, словно раздвинувшую лес. У кромки леса стояла небольшая бревенчатая избушка, поставленная на сваях с высоким крылечком. Двери подперты батогом.

– Ну, вот и дошли, – сказал Игнат, – подождите, я сейчас подготовлю помещение. Он настежь открыл двери, чтобы проветрить помещение. На крылечке под навесом хранилась поленница сухих колотых дров. Занес охапку дров в избушку, затопил железную печь. – Заходите, устраивайтесь, я сбегаю за водой.

На поляне среди камней из земли бил ключик родниковой воды, которая ручейком текла куда-то в лес. Игнат набрал воды в ведро и принес в избушку. Учитель с племянником были уже внутри, устраивались. Илья уже забрался на широкий полок, на котором могли лежать, пожалуй, четыре человека. Дрова в печи разгорелись, издавая гул. Игнат поставил чайник с водой на печь, пусть греется. Дверь закрыл. Воздух внутри быстро нагревался. Через небольшое стеклянное оконце солнечный свет проникал внутрь избушки.

Когда чайник закипел Игнат в кружках заварил чай, выложил свои бутерброды на стол и пригласил гостей:
– Давайте перекусим, чем богат, все на столе. Присаживайтесь, чайку попьем.
Гости с удовольствием приняли приглашение. Степан Кузьмич устроился за столом, Илье подал кружку чая и бутерброд на полок. За чаем началось тесное знакомство.
– Значит ты Игнат, отслужил в армии, вернулся домой, чем же думаешь заниматься? Каковы твои увлечения, – начал учитель.
– В школе мне очень нравилась математика, физика, это единственные предметы, где я чувствовал себя человеком. Но как такие увлечения превратить в работу? Не знаю. Учиться и получить степень бакалавра, не хочу. Мне нужна специальность, которая кормила бы меня.
– Значит математика. А ты что-нибудь слышал о теореме Ферма? Ее Ферма сформулировал в 1637 году, а доказали только совсем недавно. В математике существует много нерешенных проблем. Но вам нужна профессия, которая бы кормила каждый день. Это профессия учителя. Не думали об этом? Профессия учителя имеет много преимуществ. Во-первых, можно найти работу в любом месте. Например, в наших деревнях, не расставаясь с уральской тайгой. Я давно это оценил, работаю и получаю удовольствие.

Учитель долго говорил, рассказывая о своем опыте. Игнат слушал, кое с чем соглашаясь, а на другие доводы мысленно протестуя: «Знаю, учился в школе, видел, чем заняты педагоги. Не все ведь ученики способны учиться, некоторые делают это с трудом. Отсюда появляются неуспевающие, трудные дети, а учитель обязан обеспечить успеваемость. Как? Может быть договориться с совестью?». А учитель советовал поступить в педагогический университет. Там вы ознакомитесь с высшей математикой, освоите навыки решения задач на принципиально новом уровне, получите новые ощущения. Такие слова теплым бальзамом легли на сердце.

Утром, хорошо выспавшись, отдохнув и позавтракав, гости решились выходить из леса пешком. Осмотрев раненую ногу Ильи, Степан Кузьмич заявил, что опухоль исчезла. Пострадавший заявил, что, пожалуй, может самостоятельно идти пешком. Его максимально разгрузили. Рюкзаки несли Игнат, шедший впереди, и замыкающий учитель. Гор, как обычно, бежал впереди, лаем пугая белок. Шли медленно, подстраиваясь под Илью. Учитель поначалу все говорил и говорил, к середине пути выдохся, замолчал, видать устал. Наконец, вышли из леса в поселок, Игнат привел гостей в свой дом.

Степан Кузьмич, оживился. Отправился на лесозавод, по телефону позвонил в свое Коткино и договорился, чтобы их отсюда вызволили. Вернулся в дом спасителя довольный. Пока отдыхали и обедали под окном затрещал мотоцикл. Гости попрощались и уехали. Так закончилось одно из таежных приключений, в котором в сознании Игната зародилась идея поступить учиться в педагогический университет.


Рецензии
Хороший рассказ.

Элла Звёздочкина   10.07.2023 15:12     Заявить о нарушении
Элла, заходите чаще. С уважением

Иван Глебов   11.07.2023 11:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.