ТРТИ. Предисловие с нумерологией

Садись поудобней, дружок. Я расскажу тебе несколько историй о мальчиках
и девочках, – школьниках, ставших студентами; студентах, ставших инженерами
с учёными степенями и без, и их учителях. Этих мальчиков и девочек связало то,
что все они родились в разных городах СССР в 1951 году (или чуть раньше).
Страной нашей в это время ещё правил Мудрый Отец всех времён и народов,
верный ученик Великого Вождя мирового пролетариата.
Шесть лет назад закончилась вторая Мировая война, и многим странам необходимо было
в короткий срок восстановить народные и капиталистические хозяйства.

     «В 1951 году директор одного из оборонных заводов Геннадий Чернов, поняв, что главной проблемой является острый дефицит кадров, обратился с соответствующей просьбой в Москву. Письмо Чернова попало к Л.П.Берии, который курировал в стране данную промышленную отрасль. Не прошло и месяца, как в Таганрог прибыла комиссия ЦК КПСС с целью изучения ситуации на предприятии. Комиссия ЦК существенно помогла заводу «Прибой» с его текущими проблемами и подготовила проект решения о создании Таганрогского радиотехнического института, которое было принято Постановлением Совета Министров Союза ССР № 5389-2346 от 21 декабря 1951 года за подписью его председателя Иосифа Сталина. В нём предписывалось: «Создать в 1952 году в г. Таганроге радиотехнический институт по подготовке инженеров по радиотехническим, радиолокационным и электровакуумным специальностям для промышленности со сроком обучения 5 лет, обеспечив в 1952/53 учебном году прием в этот институт 400 студентов. Довести к 1955 г. контингент студентов Таганрогского радиотехнического института до 2000 человек».
      «Из-за страха проникновения буржуазной идеологии в умы советских людей идеологами нашего государства был наложен запрет на все, исходящее из мира капитализма, было блокировано все новое в науке и технике, бурно развивающихся в цивилизованном мире. Непонятное в то время слово «кибернетика» трактовалось у нас как «продажная девка буржуазных мракобесов». Но гонка вооружений требовала новых знаний и технологий.»

Отец Народов понимал, что следующую большую войну просто так, миллионами жизней, не выиграть.
      «В феврале 1952 года на базе Таганрогского института механизации и электрификации сельского хозяйства в красивом здании Алексеевской женской гимназии на ул. Чехова, 22, построенном в 1916 году, началось создание специального института, названного Таганрогским радиотехническим институтом – ТРТИ. Это было высшее учебное заведение закрытого типа, вобравшее в себя талантливейшую молодежь юга страны.
     Со всего Советского Союза были собраны выдающиеся педагоги-ученые, перед ними была поставлена государственной важности задача: подготовить специалистов, способных осуществить в стране научно-техническую революцию.
     Вот некоторые из них: Константин Яковлевич Шапошников – ректор института, к.т.н.; Борис Лукич Рымарь – декан ЭПСФ, к.т.н.; Георгий Евгеньевич Пухов – профессор, д.т.н.; Анатолий Васильевич Каляев – доцент, к.т.н, а также совсем молодые преподаватели, сами только что окончившие вузы: Евгений Иванович Куфлевский – университет в г. Ростове, Виталий Викторович Климов – военная академия, Ленинград.

     Не было ни времени, ни средств, чтобы рисковать поставленной задачей, поэтому прием в институт был жестким: вступительные экзамены принимались преподавательским составом, которому предстояло выполнить правительственное задание; аттестаты с тройками не принимались; СЕМЬ вступительных экзаменов позволяли всесторонне оценить интеллектуальные возможности абитуриентов; для этой же цели большой акцент придавался дополнительным вопросам.

     На момент создания в институте было три факультета: радиотехнический, электровакуумный, электроприборостроительный. В 1952 году было набрано 2 курса: 1-й – по результатам вступительных экзаменов, 2-й – по переводу из других вузов студентов с отличной успеваемостью.»

     31 августа 1952 года состоялось официальное открытие ТРТИ.
     1 сентября 1952 года начались занятия, которые проводили 43 преподавателя для 544 студентов 1-го и 2-го курсов. К 23 октября 1952 года были созданы лаборатории теоретических основ радиотехники, электрических машин, электроизмерений, механических счётных машин и деталей точной механики, автоматики и телемеханики.

     «Институтская библиотека работала до 22 часов, чертежный зал не закрывался и в выходные дни. При библиотеке существовал «спецзал», представлявший собой довольно просторное помещение без мебели. На полу, на расстеленных газетах лежали стопки зарубежной периодики на английском и немецком языках, добытые, как мы тогда полагали, из-за «железного занавеса» нашими шпионами. Разрешение на вход в «спецзал» получали студенты старших курсов, бравшие определенные темы курсовых работ или дипломов. В то время переводчиков не могло быть, т.к. система понятий, выработанная новыми знаниями, еще не была адаптирована к русскому языку. Переводили сами, интуитивно догадываясь, о чем речь.
     Гороховый суп, серая слипшаяся вермишель и котлеты из хлеба были обычным меню в нашей столовой.
     Институт своими первыми выпусками, представленными поколением «детей войны», а также участниками войны, в юности добровольцами ушедшими на фронт, выполнил поставленную правительством задачу.
     Кто-то из нас посвятил свою жизнь науке, кто-то обороноспособности страны. По всей стране разлетались выпускники ТРТИ и становились известными учеными, руководителями крупных предприятий.»
          Галина Усынина, выпуск 1958 г.
          Электронная версия «Энциклопедии ТРТИ/ТРТУ».

К 1968 году, с которого и пойдет дальше сказка сказываться, ТРТИ насчитывал около 6300 студентов и 300 преподавателей, которыми руководил ректор А.В. Каляев. Институт входил в десятку лучших технических ВУЗов страны. Выпускники ценились и устраивались на работу без проблем.
Полноценно функционировали три дневных факультета – РТФ (радиотехнический факультет), ФРТЭ (факультет радиотехнической электроники, позже – ФМЭЭТ Факультет микроэлектроники и электронной техники), ФАВТ (факультет автоматики и вычислительной техники), а также – Военно-морская кафедра.
Теперь вам понятно, почему умненькие мальчики и девочки 51-го года рождения, после окончания школы, прямой дорогой пошли искать счастья в Таганрогском радиотехническом институте, приказ о рождении которого вышел в том же 1951-м году?

ТРТИ В УЧЕБЕ И ЛЮБВИ

(из посвящений преподавателям, предметам и событиям в ТРТИ)

В полутёмном коридоре
У двери 101 «Б»ы
Я узрел в девичьем взоре
Предсказание судьбы.
Кто без «блеска» сдал экзамен
Направлялся в тур второй.
Кто был в школе омедален –
Возвращался в общий строй.
Загоревшую,
в потёмках трудно было разглядеть.
Но колючий взгляд рысёнка –
Как приманчивая плеть.
Одинока,
напряжённо ожидала – «Быть – не быть».
То ль в Абинске почтальоном,
То ли сопромат учить.
Усложнённые задачи,
Слабый абитуриент, –
К нашей маленькой удаче.
Ты и я теперь – студент.
Месяц в Семикаракорах
На «Консервном» – пацаны.
Девушки – одни, в Аксае
В трудповинность отданы.
В октябре друзьями стали,
Когда группа собралась,
Те глаза вдруг засияли,
Тот загар манил, смеясь…
К водопаду Водолея
Парки привели Тельца,
И струится, не жалея,
Жизнь, не ведая конца.
2020.

     1 октября прикреплённый к группе молодой преподаватель-куратор («классный папа») провёл перекличку, ознакомил с основами студенческой жизни.
В группе оказались новенькие: двое местных парней (Иван К. и Валерка Л.) и двое из Армении (принятых по разнарядке), которые не «пахали» в совхозе. Все коротко рассказали о себе, поправляя произношение фамилии.

{Любовь Мозгунова (та самая смуглянка) приехала из большой кубанской станицы Абинской, расположенной на середине трассы Краснодар – Анапа-Новороссийск.
Две абинские подружки-медалистки – Люба и Тая – с профессией определились давно. Тая мечтала о карьере модельера-закройщика, Люба – о математике и Вычислительной Технике. Одна поехала поступать в Свердловский текстильный, где жила её старшая сестра, вторая – в московский Физтех.
Москва оказалась менее гостеприимной. Нестандартные олимпиадного уровня задания оказались слишком сложными. Возвращение было тягостным, настроение нервное, просматривалась перспектива почтальонки (так в семье Мозгуновых произносили слово почтальон в женском роде), но тут подвернулось объявление о приёме в ТРТИ с факультетом Вычислительной техники. Люба решительно отправилась в Таганрог брать реванш.
Проходящий поезд отправлялся из Абинска в полночь. Таганрог встретил солнцем и жарой. Выходя из здания вокзала, Люба чуть не столкнулась с молодым мужчиной, похожим на марабу. Тот по напряженной неуверенности и чемодану определил – абитуриентка и предложил проводить в Приёмную комиссию, секретарём которой он оказался. Так у Любы появился первый воздыхатель в Таганроге. Привел её в корпус «А», рассказал – что, где и потом проводил до общежития.
Дальше все как у меня: четыре экзамена, собеседование, компромисс на изменение специальности в обмен на статус студента, месяц в совхозе.}

{ФАВТ. Кафедра ВТ, кафедра АиТ, кафедра ИИТ.
Специальности:  0606 – Автоматика и телемеханика, 0608 – Электронные вычислительные машины, 0642 – Информационно-измерительная техника.
Кафедра ИИТ была основана в 1954 году.
Первое название: кафедра электрических измерений.
Первым заведующим кафедры был к.т.н., доцент Рымарь Борис Лукич.

В 1956 году кафедра была переименована в кафедру электрических машин и измерений.
26 января 1957 года доцент кафедры электрических машин и измерений Богданов Виктор Ильич был назначен директором (позже ректором) ТРТИ. В 1962 году кафедра была переименована в кафедру электроизмерительной техники. В 1964 году – в кафедру информационно-измерительной техники, зав. кафедрой к.т.н. доцент Катаев В.Ф. В 1971 год заведующим кафедрой избран к.т.н., доцент Стахов А.П.}

     Непонятно по чьей рекомендации сразу с началом занятий я был включен в бюро ВЛКСМ факультета, да еще ответственным за идеологический сектор. (Возможно, поэтому получал возможность пересдавать «хвосты» в сессию и после. Членов бюро из института просто так не отчисляют. Целых два года уговаривал ребят выписывать «Комсомолку», «Юность», а также «Блокнот коммуниста» и др. непопулярные издания, проводил Ленинский зачет к 100-летию вождя, получил благодарность и особый комсомольский значок.)

     Чтобы сплотить разношерстную группу, «папа» приурочил к 7 Ноября неформальный вечер с пирожными и лимонадом, рассказал о студенческих традициях и творческих студиях, вполне профессионально спел а капелла, немного расшевелил аудиторию. Самвел и Гамлет под аккомпанемент на сиденьях стульев красиво спели на армянском – «царикнэ-царикнэ». Кто-то из девушек читал стихи, кто-то пел.
Позже я организовал поход в театр – откликнулись в основном приезжие девушки. Порог культурных потребностей в группе в среднем оставался на уровне сельского клуба.

     Кроме попавшего под руку секретаря приёмной комиссии, Люба приглянулась и двум местным ухарям-одногруппникам (чёрному и рыжему –  мне и Валерке Л.). Секретарь «c вокзала» из-за внешней непривлекательности, в его 27-28 лет казавшийся нам глубоким стариком, столкнувшись со своими юными конкурентами, тихо слинял, но ещё долго выпасал на факультетских вечерах наше трио, плавно перешедшее в пару.

     Высшая школа от средней на первом, да и втором году обучения, отличалась лишь наличием поточных лекций одновременно для 300 недорослей, кучей обязательных зачётов, четырьмя-шестью экзаменами каждые полгода да большей свободой, отягощённой для приезжих неудобствами жизни вне дома, и военной подготовкой у парней.
     Высшая математика, начертательная геометрия и теоретическое черчение, теоретическая механика, сопромат, технология металлов, химия, физика, – всё было интересно и преподавалось на достаточно серьёзном уровне, а фундаментальных учебников в технической библиотеке ТРТИ не хватало. Их в первую очередь выдавали приезжим по общагам – по одному на комнату. Поэтому я старался не пропускать лекции, чтобы иметь полные конспекты, да и преподаватели стращали проверкой конспектов на экзамене.
     На лекциях почти всё казалось понятным, но объём информации, а главное, полная неясность, где, что, как и когда я смогу это применить, как это всё связать в жизненную цельную картину – (особенно «Историю КПСС», позже «Марксистско-Ленинскую философию», «Научный коммунизм», «Политическую  экономию» с инженерной графикой, интегральными исчислениями, электрическими измерениями, с дивергенцией ротора электромагнитного поля, тройными интегралами Фарадея-Максвелла, информационной энтропией и рысканием с дифферентом на корму подводной лодки), сильно усложняли процесс становления ИТС.

на фото: корпуса ТРТИ – Б, А, В (на Чехова, 22) и Г (на Энгельса, 1, снаружи и внутри - Г-309)


Рецензии