Ч. Чаплин Фильм Малыш. Фильмы-ассоциации

Фильм Чаплина «Малыш». Фильмы-ассоциации в СССР


Фильм Чаплина «Малыш»

Фильм «Малыш» (англ. «The Kid») — американский немой фильм 1921 года, первая полнометражная режиссёрская работа Чарльза Чаплина, занявшая второе место по кассовым сборам в 1921 году.

Сюжет фильма
Мать-одиночка оставляет новорождённого ребёнка в богатом автомобиле в надежде обеспечить ему лучшую жизнь. Автомобиль угоняют два бандита. Обнаружив ребёнка на заднем сиденье, они оставляют его между помойных баков на свалке в трущобах. Ребёнка случайно находит живущий в трущобах Бродяга. Не желая оставлять малыша на помойке, он пытается подбросить его в чужую детскую коляску, отдать другим людям, но ничего из задуманного ему не удаётся. В конце концов Бродяга решает отнести ребёнка к себе в мансарду и назвать его Джоном…
Проходит пять лет. Малыш подрос и помогает Бродяге по хозяйству — они вместе зарабатывают на жизнь. Жизнь Бродяги и Малыша нельзя назвать лёгкой, но они отлично понимают друг друга и живут настоящей семьёй, как отец и сын. Однако вскоре мальчик заболевает. Приглашённый врач обнаруживает, что Малыш не усыновлён и является по сути беспризорником. Он сообщает об этом в «Общество покровительства беспризорных детей», и чиновники под охраной полиции приходят в мансарду Бродяги, силой отбирают у него Джона и увозят в кузове грузовика. Бродяга догоняет автомобиль, почти чудом возвращает Малыша и скрывается с ним в ночлежке.
В это время мать Малыша, ставшая за это время известной актрисой и занимающаяся благотворительностью, помещает в газете объявление: нашедшему её сына обещано вознаграждение. Объявление попадается на глаза хозяину ночлежки, где прячутся Джон и Бродяга. Ночью, когда Бродяга засыпает, хозяин крадёт ребёнка и относит его в полицейский участок.
Не обнаружив Джона, Бродяга бросается искать его, но безуспешно. Измученный, он засыпает на крыльце своей мансарды, двери которой заколочены и опечатаны. Ему снится сон, что он и Малыш умерли и попали в Рай. В Раю всё так же как и в жизни — те же трущобы, только увитые белыми цветами, те же бродячие собаки, те же бандиты и полицейские, только у всех у них теперь белые балахоны и ангельские крылья. Все ведут себя хорошо, никто Бродягу и Джона не обижает. Но в Рай проникают черти, которые провоцируют дебош. Ангел-полицейский пытается навести порядок, начинает стрелять и «убивает» Бродягу, отправляя его обратно на Землю.
Бродяга просыпается оттого, что его ухватил за шиворот полицейский. Его бросают в полицейскую машину и везут не в тюрьму, как можно было ожидать, а в какой-то богатый особняк. Здесь его ждут счастливые и благодарные Малыш и его мама.

Создание фильма 
Съёмки фильма начались в июле 1919 года.
Приступая к съёмке, Чаплин заявил: «Я хочу создать серьёзный фильм, который под комическими и шутливыми эпизодами скрывал бы иронию и сатиру и вызывал чувство сострадания».
Съёмки фильма заняли 154 рабочих дня, а ещё 118 рабочих дней потребовалось на его монтаж. Премьера фильма состоялась 21 января 1921 года.

Значение фильма
Фильм стал этапным и для творчества Ч. Чаплина и для всего немого кинематографа. Это был первый полнометражный авторский фильм Чаплина, доказавший, что его стилистика и постановочный подход вполне способны существовать не только в привычном для публики коротком метраже. Комедийные эпизоды сочетались в фильме с лирикой, драматизмом сюжета, жёсткой социальной критикой и метафорическими кадрами. Чаплину удалось реалистично показать жизнь городских «низов».
«Малыш» стал одним из самых известных произведений Чаплина.
В декабре 2011 года фильм включён в Национальный реестр фильмов США как «имеющий большое культурное, историческое или эстетическое значение».


Фильмы-ассоциации в СССР

Фильм «Два Фёдора»
(1958 год, Одесская киностудия)

Сюжет
После окончания Великой Отечественной войны Фёдор-большой встречает мальчишку-беспризорника Фёдора-малого. Они решают жить вместе. И всё-то у них было замечательно, пока Фёдор-большой не женился. С женитьбой Фёдора-большого их дружная жизнь разлаживается, хотя жена Наташа всячески старается снискать любовь мальчика. Доведённый ревностью до отчаяния, Фёдор-малый убегает из дома. Но после долгих волнений и поисков его находят, и он примиряется со взрослыми.
В главных ролях
Василий Шукшин — Фёдор-большой
Коля Чурсин — Фёдор-малый
Тамара Сёмина — Наташа
Съёмочная группа
Режиссёр: Марлен Хуциев
Автор сценария: Валерий Савченко
Оператор: Пётр Тодоровский
Художник: О. Гроссе
Композитор: Юлий Мейтус
Монтаж: Э. Майская
Звукорежиссёр: В. Курганский
Текст песни А. Фатьянова


Фильм «Судьба человека»
(1959 год, Мосфильм, по рассказу Михаила Шолохова)

Сюжет
С началом войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй. В мае 1942 года раненый Соколов попадает в немецкий плен. Соколов переносит ад нацистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и наконец бежит из плена за линию фронта к своим. В коротком фронтовом отпуске он приезжает в Воронеж и узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. В последний день войны 9 мая 1945 года Андрей получает известие о том, что его сын погиб. После войны одинокий Соколов работает водителем грузовика вдали от родных мест — в Урюпинске. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой: мать мальчика погибла, а отец пропал без вести во время войны. Соколов решается сообщить мальчику, что он его отец, и этим даёт себе и мальчику надежду на новую счастливую семейную жизнь.
В главных ролях
Сергей Бондарчук — Андрей Соколов
Павел Борискин — Ваня, приёмный сын Андрея
Зинаида Кириенко — Ирина, жена Андрея Соколова
Съёмочная группа
Авторы сценария: Юрий Лукин, Фёдор Шахмагонов
Режиссёр: Сергей Бондарчук
Оператор: Владимир Монахов
Художники: Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков
Композитор: Вениамин Баснер


Фильм «Евдокия»
(1961 год, киностудия им. М. Горького, по повести Веры Пановой)

Сюжет
На окраине провинциального городка живут Евдоким и Евдокия, воспитывая приёмных детей. Евдоким работает на заводе, Евдокия — домохозяйка. Семья, казалось бы, благополучна и счастлива: беда лишь в том, что Евдокия не может забыть любовь своей юности. Этого Евдоким стерпеть не может и предлагает Евдокии свободу, тогда как он останется с детьми. Но все эти противоречия тонут в обоюдной любви к детям и друг к другу. Однако всё налаживается, в семье восстанавливается совет да любовь, появляются новые приёмные дети, которые растут, уезжают, потом начинается война.
В главных ролях
Людмила Хитяева — Евдокия Чернышова
Николай Лебедев — Евдоким Чернышов
Съёмочная группа
Режиссёр: Татьяна Лиознова
Сценарист: Вера Панова
Операторы: Пётр Катаев и Жозеф Мартов
Композитор: Леонид Афанасьев
Художники: Александр Вагичев, Борис Дуленков


Фильм «Родная кровь»
(1963 год, Ленфильм, по повести Фёдора Кнорре)

Сюжет
Действие фильма начинается во время Великой Отечественной войны. Дождливым, ненастным днём танкист Владимир, возвращаясь из госпиталя на побывку, на речной переправе знакомится с паромщицей Соней, в одиночку поднимающей троих детей. Случайное знакомство перерастает в глубокое чувство… После демобилизации Владимир возвращается к Соне и её детям. Но счастье оказалось недолгим. Соня заболевает и умирает на операционном столе. Через некоторое время в доме у Владимира появляется отец троих детей Сони и уговаривает детей к переезду в его новый дом. Соглашается только младший сын. Старшие дети остаются с Владимиром.
В главных ролях
Вия Артмане — Соня
Евгений Матвеев — бывший танкист Владимир Семёнович Федотов, старший механик на пароходе «Добрыня»
Анатолий Папанов — бывший муж Сони и отец её детей, юрист
Съёмочная группа
Сценарий: Фёдор Кнорре
Постановка: Михаил Ершов
Главный оператор: Олег Куховаренко
Режиссёр: Игорь Гостев
Главный художник: Борис Быков
Композитор: Вениамин Баснер
Звукооператор: Георгий Салье
Оператор: В. Фомин
Монтажёр: Александра Боровская
Редактор: Арнольд Витоль


Фильм «Дети Дон Кихота»
(1965 год, Мосфильм)

Сюжет
Герои фильма — советская семья: родители-медики, отец — акушер-гинеколог в роддоме, мать — пластический хирург, три их сына. Старший сын, Виктор, молодой художник, в ожидании важного конкурса работает оформителем в кинотеатре.
Средний, Дмитрий, выпускник педагогического техникума, ищет любовь и надеется уехать по распределению в Арктику или, по крайней мере, в тундру. Младший, Юра — школьник, мечтающий стать Гагариным. Старший мрачно уверяет себя и окружающих, что бездарен, и ищет выход из затянувшегося творческого кризиса, по ходу дела влюбляясь в свою суровую начальницу. Средний стремительно решает жениться и наотрез отказывается ехать по распределению в подмосковные Озерки, потому что это не тундра и не Арктика. Для младшего настоящая жизнь — тёмный зал кинотеатра вместо школы; с другом-одноклассником они собираются бежать в Африку освобождать угнетённых негров.
Жизненный принцип Петра Бондаренко, отца семейства, — если ты можешь чем-то помочь людям, значит, должен помочь. Не ожидая награды, не слушая злопыхателей и насмешников. Постепенно становится ясно, что, несмотря на молодость, легкомыслие и азарт, жизненные принципы у всех его сыновей те же. Вся философия этой семьи легко уместилась в коротком ответе отца на вопрос среднего сына, Дмитрия: «Вот когда у тебя будет трое сыновей, вот тогда ты им скажешь, что я очень хотел работать в тундре, а ещё больше хотел работать в Арктике. Но меня послали в Озерки, и я проработал там всю свою жизнь. Потому что так было нужно».
В финале фильма доктор усыновляет новорождённого, оставленного матерью в роддоме. Чтобы мать бросила своего ребёнка — такое бывает очень редко; в двадцатилетней практике доктора Бондаренко это всего четвёртый случай. И медсестра, готовящая к выписке младенца, которого новая мать уже нарекла Алексеем, вдруг понимает: все три его старших сына тоже приёмные. Это дети, от которых матери отказались в роддоме. Доктор винит только себя — это он не сумел убедить своих пациенток не совершать роковой ошибки, не смог найти нужных слов. И потому, не колеблясь ни секунды, принимает на себя всю ответственность за судьбы малышей.
В главных ролях
Анатолий Папанов — Пётр Бондаренко, акушер-гинеколог
Вера Орлова — Вера Петровна Бондаренко, пластический хирург
Съёмочная группа
Автор сценария: Нина Фомина
Режиссёр-постановщик: Евгений Карелов
Главный оператор: Эмиль Гулидов
Главный художник: Ирина Шретер
Художник по костюмам: Валентин Перелётов
Композитор: Георгий Фиртич
Текст песен: Виктор Орлов
Звукооператор: Раиса Маргачёва


Фильм «Заблудший»
(1966 год, Мосфильм, по рассказу Юрия Петухова)

Сюжет
В трудные послевоенные годы плотник Евсей, возвратившись с фронта, не захотел работать в родном разорённом колхозе и, бросив семью, подался в город. Там он создал новую семью с буфетчицей Нюрой. Однако через много лет герой стал мучительно переживать разлуку с родными местами и семьей. Случайная встреча с его выросшим сыном во время проводов в армию приводит Евсея к решению наладить отношения с первой семьей. Не сразу Пелагея простила неверного мужа, но ради детей смирила гордый нрав. Судьба продолжала испытывать её: Евсей узнал, что Нюрка попала в тюрьму за растрату и сиротами остались двое малышей.
А на следующее утро пошла Пелагея стирать белье на речку. И увидела, что через мостик идет Евсей. За спиной большой рюкзак, на руках маленькая девочка,а за руку ведет мальчонку,который несет небольшой чемоданчик. Все поняла Пелагея и упала рыдать на землю. Вот никак не ожидала она от Евсея такого подарка. И вся деревня, вытаращив глаза, смотрела на проходящего с детьми Евсея. Подошел он к стоящему на улице председателю и попросил устроить его с детьми на какую-нибудь квартиру.Но тут к ним подошла Пелагея,которая уже немного успокоилась. Все замолчали и стали смотреть на нее. А она смотрела на мальчика и девочку. Потом Пелагея молча подняла девочку на одну руку, другой рукой взяла мальчика и повела их к себе домой. А Евсей стоял, как вкопанный, на дороге и смотрел ей вслед.
В главных ролях
Николай Крючков — Евсей
Лидия Смирнова — Пелагея
Клара Лучко — Нюра
Съёмочная группа
Автор сценария: Юрий Петухов
Режиссёр: Семён Туманов
Оператор: Игорь Черных
Композитор: Владимир Рубин


Фильм «Волчья стая»
(1975 год, Беларусьфильм, по повести Василя Быкова)

Сюжет
Великая Отечественная война. Партизанский отряд в Белорусии. Тихонова, Левчука, Грибоедова и Шорохину командование принимает решение вывести из состава партизанского отряда и отправить в безопасное место. Женщина вот-вот должна родить, Тихонов и Левчук получили ранение, а Грибоедов хорошо ориентировался на местности. Лесами, болотами пытаются выйти партизаны из немецкого окружения. Долго пробираются партизаны из вражеского окружения. У Клавдии начинаются роды и партизаны понимают, что необходимо выбираться в людное место. В оккупированном немцами селе Шорохина рожает сына. Нападение врагов оставляет в живых лишь Левчука и малыша. Единственная цель Левчука теперь - спасение младенца. Превозмогая боль, Левчук с малышом на руках уходит от фашистского преследования, пробирается через лесную чащу и болотистые места, не останавливаясь даже в ночное время, поскольку помимо немцев за легкой добычей следует голодная стая волков. Из последних сил он добирается до лагеря своих…
Прошло тридцать лет. Война уже давно позади, и сейчас Левчук нашел дом и квартиру, где живет взрослый Виктор, спасенный тогда малыш.
В главных ролях
Анатолий Грачёв — Левчук
Валентин Никулин — Грибоед
Светлана Кузнецова — Клава Шорохина
Съёмочная группа
Автор сценария: Василь Быков
Режиссёр: Борис Степанов
Оператор: Олег Авдеев
Композитор: Дмитрий Смольский
Художник: Юрий Альбицкий


Фильм «Кадкина всякий знает»
(1976 год, Ленфильм)

Сюжет
Возвращающийся с войны домой солдат Кузьма Кадкин в поезде рассказывает о том, что в районе его каждый знает. Случайная попутчица, молодая мать, оставляет своего ребёнка, полуторагодовалого мальчика, Кадкину, чтобы на разъезде сбегать за водой, но отстаёт от поезда. Кузьме ничего не остаётся, как принести младенца домой. Кум Кадкина по дурости предполагает, что это его ребёнок, и высказывает эту мысль вслух. Кузьма пытается объяснять, где он взял ребёнка, но никто ему не верит: ни односельчане, ни собственные дети, ни жена. Начинающий говорить ребёнок ненароком назвал его папой, это усугубило положение. Кадкин пытается встроиться в мирную жизнь, это даётся тяжело — сказывается разруха, послевоенный голод, недоверие жены, слухи в деревне. Заболевшего ребёнка приходится везти в больницу, а там, чтобы его оформили, спешно «усыновить». В конце фильма вернувшихся из больницы Кадкина с женой и ребёнком встречает потерявшаяся мать.
В главных ролях
Георгий Бурков — Кузьма Кадкин
Людмила Зайцева — Пелагея Кадкина
Майя Булгакова — Нюрка, вдова, подруга Пелагеи
Борис Новиков — кум Кадкина
Съёмочная группа
Авторы сценария: Павел Васильев, Анатолий Вехотко, Наталья Трощенко
Режиссёр: Наталья Трощенко, Анатолий Вехотко
Оператор: Александр Чечулин
Художник: Валерий Юркевич
Композитор: Игорь Цветков


Фильм «Мужики!..»
(1981 год, Мосфильм)

Сюжет
Павел Зубов живёт и работает в заполярном городе Никель. Он приехал туда 12 лет назад, сразу после завершения срочной службы в армии, даже не заглянув в родное село, где его ждала невеста Настя. Дело в том, что Павел получил от матери письмо, из которого узнал, что Настя изменила ему и ждёт ребёнка неизвестно от кого. Именно поэтому он не вернулся домой и остался работать на Севере.
Телеграмма о тяжёлой болезни отца заставляет его посетить родителей. Оказывается, с отцом всё нормально (он просто пошёл на хитрость, чтобы вынудить сына приехать). А вот Настя недавно умерла, оставив сиротами троих детей. Мать признаётся Павлу, что ошиблась, отправляя то злополучное письмо. Настя любила Павла и именно от него родила дочь Полину. Позже, выйдя замуж за художника-пьяницу, Настя родила сына Павлика и взяла из роддома брошенного ребёнка, Стёпку. Художник Пётр, отчим Полины и отец маленького Павлика, спился и давно уже оставил семью, взрослых трудоспособных родственников у детей нет, родителям Павла детей на воспитание не отдают (слишком пожилые). Детей ждёт жизнь в детских домах, скорее всего в разных, так как Павлик и Степка ещё дошкольники, к тому же Стёпка в свои четыре года не разговаривает, хотя прекрасно слышит, всё понимает и не имеет никаких органических дефектов, мешающих ему говорить, но его должны будут отправить в специальный детский дом. Представитель органов опеки настаивает на срочном оформлении детей в детские дома, ведь на девочке лежат все заботы по домашнему хозяйству и братьях, а дети не могут жить одни. Павел принимает решение забрать дочку с собой на Север, но Полина твердо заявляет, что одна не поедет и с братьями разлучаться не может. И если их отправят в детские дома, то это хотя бы неподалёку, чтобы она могла с ними видеться.
Павлу нелегко даётся решение взять на себя ответственность за судьбу не только родной дочери, но и двоих мальчишек. Оформив необходимые документы, Павел везёт на Север не только детей, но и собаку. Вернувшись в свою квартиру в Никеле, он увидел, что женщина, живущая с ним (Тамара) ушла от него, несмотря на то, что в телефонном разговоре он сказал только о том, что привезёт дочь, не упоминая о мальчиках. Полина называет Зубова папой, а Стёпка после шока, вызванного атакой своры собак во дворе, внезапно заговорил. Друзья Павла помогают устроиться детям в быту. Таким образом, лишившись личного счастья, Павел Зубов обрёл родительское.
В главных ролях
Александр Михайлов — Павел Зубов
Ирина Иванова — Полина
Пётр Глебов — Матвей Егорович Зубов, отец Павла
Вера Альховская — Полина Захаровна, мать Павла
Съёмочная группа
Авторы сценария: Искра Бабич, Валентин Дьяченко (Михайлов)
Режиссёр-постановщик: Искра Бабич
Оператор-постановщик: Сергей Зайцев
Художник-постановщик: Василий Голиков
Композитор: Владимир Комаров


Рецензии