Работа. Кввмку. Часть третья

"...воровать я никак не могу, ошибаюсь на каждом шагу…"

Из дворового бакинского фольклора моей юности.

Кстати, на обед я поначалу варил себе супчики их пакетиков. Особенно мне нравились "со звёздочками". И таскал с собой термос. Который до этого, в основном, много лет использовался для ингаляций эвкалиптом. О том чтобы ходить на обед домой не было и речи - управиться за час спокойно никак не получалось, а носиться туда-сюда, высунув язык, не очень-то и хотелось. Пусть и питаясь дома нормальной привычной домашней пищей. Но вскоре случай в корне изменил обеденные перерывы, и термос послушно отправился в дальний угол кухонного пенала, терпеливо ждать очередной порции эвкалиптовой заварки.

Мне ещё не исполнилось восемнадцать, поэтому рабочий день был сокращённый. Однажды, и довольно неожиданно, вызвал меня через дежурного, буквально перед обедом начфак и спросил, готов ли я примкнуть к бригаде из двух человек, для экстренного монтажа двух лингафонных кабинетов. Какая-то ухуевшая в край организация (назовём её "Фирма Ух", для краткости) взяла аванс в количестве 12.000 рублей (по слухам) и… исчезла, почти ничего не сделав, естественно.
Крайне модный теперь процесс "предпринимательства" и "бизнеса" ещё тогда в Азербайджане был в полном разгаре. Торговая (от рождения) нация, в случае необходимости и пингвинам холодильники бы впарила. Запросто. А чтобы порядок навести - так это полреспублики сажать было надо! А кто этим заниматься будет, да и кто на это пойдёт?..

-"… а нашим преподавателям нужно производить процесс обучения в полном объёме… Вам придётся ежедневно задерживаться вечером, на неопределённое время, но на работу приходить к 12.00, к 13.00  будете… в получке ничего не потеряете… если какие проблемы - сразу ко мне обращайтесь… ну вот вроде и всё, Вы как, надеюсь, согласны?.." - спрашивал меня, пацана, целый капитан 1 ранга!

Я согласился тут же. Приходить к двенадцати, а уходить в шестнадцать?! Да и тебя ещё просят об этом?!! Ну а вечерние задержки меня не страшили, абсолютно. С молодым мичманом Колей я был уже знаком, и просто поздоровался. Ну а с мужчиной среднего возраста (это я сейчас так говорю, а тогда, увидев его седую шикарную шевелюру, подумал что с дедом))) Володей, работавшем в училищной лаборатории ОВиЛО, познакомился. Всё тут же, в кабинете у Плотникова.

Наутро засучили мы втроём рукава, да и приступили, собственно говоря, к работе. Сроки очень поджимали. Строгать, сверлить, паять, резать, собирать, приколачивать, красить приходилось быстро и много. Как самого молодого, ежедневно скидываясь, меня отправляли в абсолютно недалеко расположенный училищный буфет, предварительно объяснив его расположение. Где я вскоре стал именоваться "молодой человек с громким голосом", с подачи буфетчицы Васильковой. Брал я обычно кефир и молоко, батон и варёной колбасы кусок приличный. Иногда пирожки. Ну а вечером, после 18.00 и убытия всего факультетского начальства, меня засылали уже в магазин за территорией училища.

+ФОТО+ №1

+ФОТО+ №1.1

Не каждый день, конечно, и не в ущерб работе. А она заканчивалась иногда и после 21.00. Монтаж обоих кабинетов мы закончили в срок. По результатам мичман получил грамоту, а дядя Володя - премию аж в целых десять рублей. Ну а моё горячее желание помочь кафедре начфак вспомнил, когда официальный вызов по линии ДОССАФ на моё обучение пришёл. Вообще-то полагалось три месяца учиться с отрывом от производства и сохранением зарплаты, но решили следующим образом - день работаю - день учусь. К обоюдному согласию сторон.

Разнообразной аппаратуры у меня, как у техника, было немерено. Мне поначалу даже показали какой-то там акт приёма-передачи, но потом впопыхах про него забыли, и в нём я так и не расписался. По - моему, кто - то даже сказал, что поскольку я малолетка, материально-ответственным лицом меня назначать нельзя… но точно не помню уже, а врать не хочу.

Абсолютно новую киноустановку марки КН (номер не помню), частично в заводской упаковке ещё, так на моей памяти и не запустили.

+ФОТО+ №2

А вот с пятой "Украиной", спасибо дяде Володе, я разобрался неплохо. Работая над рассказом, просмотрел видео, ссылка: ( ), и с удивлением обнаружил, что почти всё я ещё помню! А ведь столько лет прошло. Впрочем, Владимир был недоволен - поскольку разбираться на более высоком уровне мне было лень ("…ну и дурак - а так бы пошёл служить (срочку) - стал бы киномехаником - в город бы увольнялся каждую неделю – хрен его знает, поступишь ли ты со второго раза в своё училище!").


Зашёл я как-то в ОВиЛО, а они там фильмы отбраковывают. Ушёл с мешком частично равной старой киноплёнки, впрочем, вся она была аккуратно свёрнута и уложена в коробки. В свободное время склеил аккуратно кое-что. Чётко помню, запустили мы м/ф про дракончика, смотрим с молодым мужчиной по имени Гена (сотрудником кафедры), и вдруг в аудитории… резко темнеет! Мы глянули в окно - а там курсанты-кампучийцы, как гроздья, висят! На окрестных деревьях, оконной решётке, и уцепившись друг за дружку. Ну и началось - постучат, дверь откроешь, а они все улыбаются и молчат. Роста маленького, все одинаковые, все одеты в нашу советскую военно-морскую форму номер три (единственное государство из представленных в КВВМКУ было настолько бедное, что даже форму своим курсантам пошить было не на что). Послал я Гену на разборки. По результатам длительной беседы он выяснил, что они просто хотят мультики посмотреть. В диковинку им это. А попросить, как положено, просто стесняются. Ну, в честь великой даты (в тот год, как раз перед этим случаем, исполнилось пять лет дружбы советско-кампучийского народа) устроил я им несколько киносеансов в нерабочее время. Так они одного этого дракона раз десять подряд смотрели!!!

А в саму годовщину, помню, тащат вдесятером, первокурсники, два ящика посуды (в столовой получили), надрываясь. Мимо проходит наш советский старшина 1 статьи, третьекурсник с казацкими усами, и останавливается:

-"Ви чого, хлопці?!!"

А уяснив суть проблемы, молча перехватывает у них обе коробки и за пару минут заносит на третий этаж, даже не вспотев!

А они благодарят его потом вразнобой, в основном на своём птичьем языке, и смотрят на него такими влажными, карими, удивлённо-детскими глазами, восхищённо, прямо как на богатыря былинного…


Гена, кстати, был отчаянный приколист и разжигал, с его же слов, межнациональную рознь следующим образом:

-перед занятием кубинцев (а до этого обучались вьетнамцы), напишет им мелом крупно на доске Gallos (петухи);

-ну а перед занятием вьетнамцев - Chinese ( китайцы, узкоглазые - сленг), соответственно.

А потом ходит три дня довольный, а "петухи" с "узкоглазыми" воюют. Обвиняя друг друга почём зря.


Вспомнился перевод (с русского на вьетнамский) общеизвестной русской народной песни, в исполнении вьетнамского квартета:

-"А кто его знает, чего у него с глазом…"

Зашёл я как-то к Андрею с Ильёй в общежитие иностранцев (школьные мои товарищи там работали). Сидим, чай пьём. И вдруг врывается комендант общежития, и нас троих нехило озадачивает. Дело в том, что КВВМКУ и прилегающий жилой городок обеспечивала электричеством станция "Красная Звезда", ветеран ГОЭРЛО, по-видимому.

+ФОТО+ №3

Там постоянно что-то ломалось от ветхости и старости, и поэтому перебои в подаче электроэнергии никого не удивляли. Порядком потрудившись (ключи от всех кают у комендантши были) нашли мы за полчаса источник вони - в морозилке холодильника у вьетнамцев бобик (чёрного цвета) гнить начал. Фактический трупик собаки, аккуратно в целлофан упакованный. Оказывается, праздник у них там какой-то есть. С непременным поеданием собачатины. Подробностей не знаю - дальше уже замполиты с особистами разбирались, а мы чай допивать пошли.


Забавного и не очень было много чего. Но буду потихоньку закругляться, напоследок рассказав Вам о малоприятном и, для меня лично, довольно стыдном.
Наша учительница по физике, Лебедева Лилия Владимировна, как-то встретила меня в новом, 1984 -ом уже году, и предложила мне съездить с десятиклассниками в официальную поездку по линии отдела народного образования на экскурсию в город Рига.

-"Женя, то, что ты уже школу закончил - не твоя печаль, а так - ты парень серьёзный, поможешь нам (планировалось две женщины старшими), если что! Сорок рублей (школьная скидка, включала плацкартные ж/д билеты) - за такую сумму ты Латвию никогда не посетишь!"

Я, недолго думая, отпросился на две недели в отпуск. Какие - то деньги у меня были, но буквально перед Новым годом получили мы целую коробку магнитофонной бобинной плёнки. Отечественной, но тоже дефицит по тем временам. А я, надо сказать, брал у одного капитана 3 ранга, командира роты КВВМКУ, по фамилии Б., плёнки на перезапись. И вот он и подал мне идею, как улучшить своё материальное благополучие перед поездкой. Фамилию этого человека я полностью не раскрываю, поскольку он меня ничего делать не заставлял. Ну и спёр я (будем называть вещи своими именами) пару бобин, положил в карман 16 рублей, планируя после короткой поездки что-нибудь придумать. Да заменил бы плёнку на более старую (б/у), скорее всего, делов-то?!

Можете верить или нет, но я до сих пор искренне рад, что всё, по горячим следам, открылось. Врать и изворачиваться я не стал, деньги, а затем и бобины перед поездкой вернул. Б. даже записать на них не успел ничего…
Подробно проанализировав случившееся и ещё пару подобных, на моих глазах, но не со мной произошедших случаев, я понял окончательно - что воровать - это не моё. А поэтому нефик и пытаться пробовать. Спиши, что на тебе висит, если сможешь, - вот тогда это твоё и делай с ним, всё, что хочешь. Я уже высказывался на эту тему, но всё-таки продолжу.

Я не могу сказать, что я кристально честный человек. В том числе, служа уже офицером, приходилось для восстановления разграбленной не мной матчасти идти на всяческие, и не всегда себе вполне законные, ухищрения. Но "подвиги" эти мои вынужденные никому в результате не известны. Да и никому не интересны, скажете? Не согласен. Хочу поделиться и привести пример - вспомнилось по ходу повествования.

СРЗ "Выдра", пятница поздно вечером. У трапа на ПКЗ-141 я сталкиваюсь со своим комдивом и строителем (а точнее - утилизатором) очередной видяевской "раскладушечки" (пла 675 проекта), Зудиным Евгением. (*)

Оба - подшофе. А у меня в руках два здоровенных ящика ЗиП*а.

-"Оооо, Евгений! Смотри, а Лапшин, твой тёзка, с твоего же заказа (на ящике заводчанами указан уже его номер - маркируется почти всё) драгметаллы ****ит! Открывай ящики!" - Соколов мне.

-"Товарищ комдив, Вы своему офицеру штаба не верите?"

-"Не ****и, открывай давай!!"

С ехидной ухмылкой открываю первый ящик, краем глаза наблюдая, как у "прихвативших" меня лица вытягиваются. Ящик забит технической документацией.

-"Второй открывать?"

-"На*** тебе это гавно?!"

-"На "Кондоре" не хватает!"

То, что куча лишних (списанных) плат на последующий обмен у меня давным-давно уже запрятаны в моей химической шхере, я естественно, промолчал. Тайные дела при свете дня и лишних свидетелях не делаются - одна из аксиом из серии "липа не должна быть дубовой".


Вот так я и поработал, и корочки оператора-планшетиста РЛС П-12 получил, и в Риге побывал, да и ума в чём-то набрался. На будущее. И всё за неполных девять месяцев.

+ФОТО+ №4

02.07.2023

Сноска:

(*) Для тех, кто не в теме, ссылка: ( https://tass.ru/proisshestviya/17230145 ). Это из последнего. Нет, ну масштабы, конечно, впечатляют. Это ведь не бобины по коробкам картонным из шкафов тырить. Но не меня впечатляют, это точно. Вот уж что-что, а бизнес, коммерция, да и вообще всё с ними связанное, меня абсолютно не возбуждают. Да и вряд ли возбудят уже когда-нибудь.

Не скрою, бывает, что я сплю по ночам беспокойно. Но просыпаюсь-то я внезапно, в свои очередные 03.30, во всяком случае, явно не от панического ощущения того, что за мной пришли. С наручниками.
.


Рецензии